Методическая разработка урока математики в 4 классе по теме :
« Деление на числа, оканчивающиеся нулями»
Подготовила:
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №17»
г.Губкина
Белгородской области
Анпилова Ирина Александровна
Тема: «Деление чисел, оканчивающихся нулями».
(Урок-сказка. Закрепление)
Цели и задачи урока: закрепить навык деления чисел, оканчивающихся нулями; упражняться в решении задач на движение в противоположные стороны, на нахождение площади фигуры, дроби; развивать навыки устного и письменного счёта, умение сравнивать числа; воспитывать чувство взаимопомощи; развивать интерес к математике, активность и внимание учащихся.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы и целей урока.
-На прошлых уроках вы научились делить числа, оканчивающиеся нулями. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадаем в сказку , где нас ждёт много испытаний. Нам предстоит выполнить примеры на деление, решить задачи на движение, нахождение площади фигуры. Вы готовы?
Тогда сказка начинается.
3. Устный счёт.
-Жил – был Иван – Царевич . И была у него невеста – Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унёс Елену . Опечалился Иван – Царевич , упал на землю , залился горючими слезами. А берёзка над ним шелестит: « Не плачь, добрый молодец, найдёшь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Всё там подчинено законам математики».
Отправился Иван – Царевич в далёкий путь. Долго ли, коротко ли шел он – на пути встретилась река, а моста нет. Только верёвка с одного берега на другой протянута, а на верёвке той – задания . Справится с ними Иван – значит, удержится на верёвке и перейдёт через реку. Поможем Ивану – Царевичу ?
Задания:
16 увеличить в 4 раза.
Найти частное чисел 96 и 12.
Чему равна площадь квадрата со стороной 8 см?
Сколько килограммов в 6 центнерах?
Какое число нужно разделить на 7 , чтобы получилось 30?
Какое число в 12 раз больше 5?
Мальчик проходит 1 м за 1 с. Сколько метров он пройдёт за 1 мин ?
4.Решение примеров на деление чисел, оканчивающихся нулями.
-С вашей помощью Иван – Царевич благополучно миновал реку.
А за ней – лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба Яга с учебником математики в руках . Увидела Царевича и говорит: «Знаю, знаю зачем пожаловал . Но сначала помоги мне разобраться с примером. Делить я умею, а вот что с нулями делать, никак не пойму.
(Дети письменно решают примеры. Два человека работают у доски с объяснением)
На доске:
179200:80 136500:70
734500:50 415600:100
5.Решение задач на движение в противоположные стороны.
— Вот теперь , — говорит Баба Яга, — могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею.
— Нет, — говорит Иван — Царевич, мне надо скорее. Дай мне лучше ступу.
-Что ж , бери. Да только вместо топлива работает она у меня на математическом ускорителе. Если рассчитаешь ее скорость правильно, то сможешь взлететь. Слушай задачу:
(На доске вывешивается плакат с чертежом. )
— Из дворца Кощея Бессмертного одновременно в противоположных направлениях вылетели Баба Яга в ступе и Змей Горыныч. Через 10 с они оказались на расстоянии 650 м. Скорость Змея Горыныча равна 30 м /с. Найди скорость ступы.
(дети решают и записывают решение задачи самостоятельно)
5.Индивидуальная работа с перфокартами.
-Молодец, Иван – Царевич. Открою тебе два секрета Кощея. Игла, в которой заключена смерть его, хранится в шкатулке под троном. И открыть ту шкатулку можно, решив задание, написанное на ней. А чтобы войти в его дворец, надо справиться с замком , на котором много цветных кнопок. Как с ним справиться – зашифровано в этих трёх шифровках.
( учитель раздаёт ученикам перфокарты. Ребята приступают к работе).
| 98 : 7 + 29 = ж ( 520 – 360) : 4 = ё 150 – 24 х 4 = л 84: 4 х 3 = т 420 : 6 – 18 = у 22 х 4 = ю Ключ к шифру: 40 –ё 54 – л 43 – ж 63 –т 45 – в 75 –н |
| 72 : 3 – 7 = к 5 х 18 : 3 = н 40 х 7 – 236 = 0 ( 580 – 180):5 = п 52 : 4 + 4 = к 26 х 3 = у Ключ к шифру: 17 — к 48 – м 24 – а 62 — ш 30 – н 78 – у |
6. Решение задачи на нахождение площади фигуры, дроби числа.
Поблагодарил Иван Бабу Ягу, сел в ступу и через полминуты приземлился около огромного камня. Увидел Кощей Бессмертный , что к нему Иван идёт, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое. Тем временем Иван – Царевич справился с шифровками, которые дала ему Баба Яга, и разгадал секрет замка: нажать жёлтую кнопку.
(учитель демонстрирует перфокарты).
Наш герой появился перед Кощеем, а тот говорит ему так ласково: « За невестой пришел добрый молодец ? Давай мирно договоримся: задам я тебе всего одну задачу. Решишь её – забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой». Делать нечего, согласился Иван. Говорит Кощей: « Видишь ты, что дворец у меня большой , но состоит он всего из трёх залов. Площадь зала, где мы с тобой стоим, имеет форму прямоугольника со сторонами 24 и 30 метров. Площадь второго зала составляет 3/4 площади первого, а площадь третьего в 2 раза больше площади второго. Найди площадь всего дворца».
(на доске дети записывают краткое условие. После устного разбора учащиеся записывают решение задачи по действиям с пояснениями.)
1. — ?, = 24 х 30 (м)
2. — ?, 3 4 ОТ
3. — ? , В 2 РАЗА БОЛЬШЕ , ЧЕМ
7.Решение уравнений.
-Решил Иван – Царевич задачу, но не захотел Кощей выполнить своё обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стал сражаться. Шаг за шагом всё ближе подбирается Иван к трону. Вот уже и схватил он шкатулку с иглой . На шкатулке — уравнения :
Х: 60 = 3700
90 х = 6300
(Двое учеников у доски, а остальные в тетрадях решают эти уравнения.)
-Решил Иван – Царевич уравнения, в тот же миг шкатулка открылась. Иван взял в руки иглу и переломил её. Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь, и вышла Елена Прекрасная. Похвалила его Елена Прекрасная, и отправились они домой, в своё царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.
8 Итог урока.
-Вот и закончилась сказка . Понравилась она вам? А чему она учит? А урок математики вам понравился?
-Покажите, пожалуйста, карточку, отражающую ваше настроение в конце урока. (У каждого ребёнка по три карточки с разным настроением: не понравилось, не знаю, понравилось.)
-Чему мы научились сегодня? Что повторяли?
-Вы молодцы, прекрасно справились с заданиями. Поэтому сейчас подведём итоги и оценим каждого, кто активно работал на уроке.