Методическая разработка урока математики в 4 классе по теме :

« Деление на числа, оканчивающиеся нулями»

Подготовила:

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №17»

г.Губкина

Белгородской области

Анпилова Ирина Александровна

Тема: «Деление чисел, оканчивающихся нулями».

(Урок-сказка. Закрепление)

Цели и задачи урока: закрепить навык деления чисел, оканчивающихся нулями; упражняться в решении задач на движение в противоположные стороны, на нахождение площади фигуры, дроби; развивать навыки устного и письменного счёта, умение сравнивать числа; воспитывать чувство взаимопомощи; развивать интерес к математике, активность и внимание учащихся.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и целей урока.

-На прошлых уроках вы научились делить числа, оканчивающиеся нулями. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадаем в сказку , где нас ждёт много испытаний. Нам предстоит выполнить примеры на деление, решить задачи на движение, нахождение площади фигуры. Вы готовы?

Тогда сказка начинается.

3. Устный счёт.

-Жил – был Иван – Царевич . И была у него невеста – Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унёс Елену . Опечалился Иван – Царевич , упал на землю , залился горючими слезами. А берёзка над ним шелестит: « Не плачь, добрый молодец, найдёшь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Всё там подчинено законам математики».

Отправился Иван – Царевич в далёкий путь. Долго ли, коротко ли шел он – на пути встретилась река, а моста нет. Только верёвка с одного берега на другой протянута, а на верёвке той – задания . Справится с ними Иван – значит, удержится на верёвке и перейдёт через реку. Поможем Ивану – Царевичу ?

Задания:

16 увеличить в 4 раза.

Найти частное чисел 96 и 12.

Чему равна площадь квадрата со стороной 8 см?

Сколько килограммов в 6 центнерах?

Какое число нужно разделить на 7 , чтобы получилось 30?

Какое число в 12 раз больше 5?

Мальчик проходит 1 м за 1 с. Сколько метров он пройдёт за 1 мин ?

4.Решение примеров на деление чисел, оканчивающихся нулями.

-С вашей помощью Иван – Царевич благополучно миновал реку.

А за ней – лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба Яга с учебником математики в руках . Увидела Царевича и говорит: «Знаю, знаю зачем пожаловал . Но сначала помоги мне разобраться с примером. Делить я умею, а вот что с нулями делать, никак не пойму.

(Дети письменно решают примеры. Два человека работают у доски с объяснением)

На доске:

179200:80 136500:70

734500:50 415600:100

5.Решение задач на движение в противоположные стороны.

— Вот теперь , — говорит Баба Яга, — могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею.

— Нет, — говорит Иван — Царевич, мне надо скорее. Дай мне лучше ступу.

-Что ж , бери. Да только вместо топлива работает она у меня на математическом ускорителе. Если рассчитаешь ее скорость правильно, то сможешь взлететь. Слушай задачу:

(На доске вывешивается плакат с чертежом. )

— Из дворца Кощея Бессмертного одновременно в противоположных направлениях вылетели Баба Яга в ступе и Змей Горыныч. Через 10 с они оказались на расстоянии 650 м. Скорость Змея Горыныча равна 30 м /с. Найди скорость ступы.

(дети решают и записывают решение задачи самостоятельно)

5.Индивидуальная работа с перфокартами.

-Молодец, Иван – Царевич. Открою тебе два секрета Кощея. Игла, в которой заключена смерть его, хранится в шкатулке под троном. И открыть ту шкатулку можно, решив задание, написанное на ней. А чтобы войти в его дворец, надо справиться с замком , на котором много цветных кнопок. Как с ним справиться – зашифровано в этих трёх шифровках.

( учитель раздаёт ученикам перфокарты. Ребята приступают к работе).

50 х 8-350= н

18х3-19= а

35 : 5 х 9 = ж

23 + 72 : 6 = а

( 270 + 90): 6= т

27 х 3 = ь

Ключ к шифру:

31 – р 60- т

35 – а 63 – ж

50 – н 81- ь

58 – е 86 – с

98 : 7 + 29 = ж

( 520 – 360) : 4 = ё

150 – 24 х 4 = л

84: 4 х 3 = т

420 : 6 – 18 = у

22 х 4 = ю

Ключ к шифру:

40 –ё 54 – л

43 – ж 63 –т

45 – в 75 –н

72 : 3 – 7 = к

5 х 18 : 3 = н

40 х 7 – 236 = 0

( 580 – 180):5 = п

52 : 4 + 4 = к

26 х 3 = у

Ключ к шифру:

17 — к 48 – м

24 – а 62 — ш

30 – н 78 – у

6. Решение задачи на нахождение площади фигуры, дроби числа.

Поблагодарил Иван Бабу Ягу, сел в ступу и через полминуты приземлился около огромного камня. Увидел Кощей Бессмертный , что к нему Иван идёт, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое. Тем временем Иван – Царевич справился с шифровками, которые дала ему Баба Яга, и разгадал секрет замка: нажать жёлтую кнопку.

(учитель демонстрирует перфокарты).

Наш герой появился перед Кощеем, а тот говорит ему так ласково: « За невестой пришел добрый молодец ? Давай мирно договоримся: задам я тебе всего одну задачу. Решишь её – забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой». Делать нечего, согласился Иван. Говорит Кощей: « Видишь ты, что дворец у меня большой , но состоит он всего из трёх залов. Площадь зала, где мы с тобой стоим, имеет форму прямоугольника со сторонами 24 и 30 метров. Площадь второго зала составляет 3/4 площади первого, а площадь третьего в 2 раза больше площади второго. Найди площадь всего дворца».

(на доске дети записывают краткое условие. После устного разбора учащиеся записывают решение задачи по действиям с пояснениями.)

1. — ?, = 24 х 30 (м)

2. — ?, 3 4 ОТ

3. — ? , В 2 РАЗА БОЛЬШЕ , ЧЕМ

7.Решение уравнений.

-Решил Иван – Царевич задачу, но не захотел Кощей выполнить своё обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стал сражаться. Шаг за шагом всё ближе подбирается Иван к трону. Вот уже и схватил он шкатулку с иглой . На шкатулке — уравнения :

Х: 60 = 3700

90 х = 6300

(Двое учеников у доски, а остальные в тетрадях решают эти уравнения.)

-Решил Иван – Царевич уравнения, в тот же миг шкатулка открылась. Иван взял в руки иглу и переломил её. Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь, и вышла Елена Прекрасная. Похвалила его Елена Прекрасная, и отправились они домой, в своё царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.

8 Итог урока.

-Вот и закончилась сказка . Понравилась она вам? А чему она учит? А урок математики вам понравился?

-Покажите, пожалуйста, карточку, отражающую ваше настроение в конце урока. (У каждого ребёнка по три карточки с разным настроением: не понравилось, не знаю, понравилось.)

-Чему мы научились сегодня? Что повторяли?

-Вы молодцы, прекрасно справились с заданиями. Поэтому сейчас подведём итоги и оценим каждого, кто активно работал на уроке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here