Обобщающий урок по теме:

« Положительные и отрицательные числа».

                Полет – это математика!

                                                        В. Чкалов        

Цели:

1.Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Положительные и отрицательные числа и математические действия с ними», совершенствовать умение складывать, вычитать, умножать, делить и сравнивать положительные и отрицательные числа;

2.Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности;

3.Формировать у учащихся научное мировоззрение, патриотизм, расширение умственного кругозора учащихся; закрепление межпредметных связей.

Ход урока.

I Организационный момент.

1 Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята. Добрый день, уважаемые коллеги. Ребята, сегодня у нас присутствуют гости и я рада видеть всех вас на уроке, а урок у нас сегодня необычный, мы совершим виртуальное путешествие, а указывать направление пути ( освещать наш путь ) будет вот эта путеводная звезда, ведь как гласит народная мудрость « Звезды явятся- небо украсят, знания явятся – ум украсят ( Цитата на доске )???? Туда же прикрепляю звезду.

Я знаю, что каждый из вас – это яркая, необычная звездочка, которая украсит наше сегодняшнее путешествие своими знаниями, эрудицией, совместной работой.

А вы хотите узнать, куда мы отправимся в путешествие? Тогда я предлагаю вам выполнить следующие задания.

2 Устный счет ( Фронтально, индивидуально) Один ученик у доски магнитной расположит числа в порядке возрастания, а с остальными мы посчитаем устно примеры , предложенные на экране ( Задания расположены на звезде, их 8, ответы вылетают по щелчку мыши с пробелом это числа 12 04 1961), а чем знаменательна эта дата?

Ребята, посмотрите внимательно сюда, вам ничего не напоминает комбинация этих цифр? ( Дети отвечают ???)

. Я вас приглашаю в преддверии Дня космонавтики совершить виртуальное путешествие в нашу Галактику, как в свое время первый полет в космос совершил Юрий Гагарин. Чем это год знаменателен для космонавтики ? Ребята, а как вы думаете, какими качествами характера должен обладать человек ,совершивший полет в космос ? Я надеюсь, что все эти качества вы проявите сегодня на уроке. Для того чтобы путешествие было удачным мы будем показать свои знания по теме «Положительные и отрицательные числа». Итак, я рада приветствовать вас и наших гостей, которые присоединятся к нашему путешествию на борту космического корабля. Запаситесь выдержкой, терпением. Все сведения о путешествии мы будем заносить в бортовой журнал? Так как урок у нас необычный, то и писать мы будем не в рабочих тетрадях, а вот в таких журналах, фиксируя все этапы полета. По возвращению вы мне сдадите журналы и каждый из вас будет иметь возможность заработать оценку во время полёта.

3.Девиз полета .А теперь давайте проверим, правильно ли расставлены числа на магнитной доске? В случае правильного решения этой задачи мы с вами узнаем девиз, под которым наш отряд астронавтов отправиться в полет.

( На магнитной доске появятся слова « Полет-это математика!»

Знаменитый летчик Чкалов сказал: «Полет-это математика!»

Как вы думаете, почему он так сказал? ( Выслушать несколько мнений).

Да, полет – математика в первую очередь потому, что основывается на точных расчетах.

4 Маршрут полета Итак, к полету мы готовы. Как сказал перед стартом космического корабля Юрий Гагарин «Поехали!» (Слайд с портретом Гагарина или Видео????? И потом слайд состав экипажа

Определяем маршрут полёта. У каждого в бортовом журнале имеется заданием № 1. Необходимо найти значения выражений , записать решение в журнал и ,расставив соответственные буквы определить точки посадки нашего корабля ( Задания выполняют самостоятельно)

1 вариант      2 вариант

1.  5/8 + 3/8 — 13/7 У 1. — 5/8 + (- 3/8) 1/4 О

2. — 1 + (- 3/7 ) — 45/6 Н 2. 5/8 + (- 3/8) — 4/7 О

3. — 5/8 + 3/8 — 41/5 П 3. 1 + 3/7 45/6 М

4. 1 + (- 3/7) — 1/4 Н 4. — 1 + 3/7 0 С

5. – 4 + (- 5/6) 1 Л 5. – 4 + 5/6 — 5 А

6. 4 + (- 5/6) 4/7 А 6. 4 + 5/6 — 1 Ф

7. – 43/5 + 2/5 0 У 7. – 43/5 + (- 2/5 ) 13/7 Б

8. 43/5 + (- 2/5) — 0,2 Н 8. 43/5 + 2/5 — 1,2 !

9. – 0,7 + 0 ,7 31/6 Е 9. – 2,2 + 2,2 5 Р

10. – 5,6 + 5,4 41/5 Т 10. — 6,4 + 5,2 — 31/6 С

Самопроверка ответы на слайде или взаимопроверка                                                                                             

 Луна → Нептун → Сатурн → Марс ! Схема маршрута на слайде

5 Остановка ЛУНА ( слайд с луной)

Итак, наше путешествие началось! Первая остановка – Луна. Какие сведения о Луне вам известны?

Что за углубления видны на поверхности Луны?  (Кратеры)

Откуда они появляются?  (Падение метеоритов) 

Знаете ли вы, кто первым высадился на луну? (Американские астронавты)

Можете назвать их фамилии и дату высадки.  (Командир — Нил Армстронг. Пилот командного модуля — Майкл Коллинз. Пилот лунного модуля — Эдвин E. Олдрин.) 21 июля 1969 года

Может быть, выполнив следующее задание , мы узнаем что-то новое о Луне?

( Индивидуальная работа :три учащихся у доски выполняют задания с карточек, остальные аналогичное задание прорешивают в бортовом журнале)

Запишите выражение и найдите его значение:

а) уменьшаемое 1648, вычитаемое — 90, найдите разность. (1648 – (- 90) = 1738)

б) число – 981/2 уменьшите на – 1836,5. (– 981/2 – (- 1836,5) = 1738

в) найти сумму чисел противоположных — 1874,25 и 1361/4; (1874,25 + (- 1361/4) = 1738

г) к разности чисел — 1963,3 и – 369,8 прибавить число

противоположное числу – 3204,5. (- 1963,3 – (- 369,8)) + 3204,5 = 1738)

В результате всех выражений один ответ 1738 (. А потом скажу, что она получилась не случайно. Эта цифра выражает средний радиус луны в километрах.) (Появиться на слайде с Луной)??????

6 Остановка Нептун.(слайд ) Продолжаем наше космическое путешествие. Отправляемся на планету Нептун. Нептун- самая большая планета Солнечной системы. Она в 17 раз больше Земли. На планете постоянно происходят сильные бури, которые наводят хаос. Вот мы и попытаемся разобраться в этом хаосе. Для этого выполним математическое задание « Найди ошибку» ( Где написать??? Как оценивать ??? Если считают письменно, то задания усложнить) Может предложить работу в парах??? Или взаимопроверка, ответы на слайде разбит на 2 группы : правильные и с ошибкой, за каждый правильно решенный пример ставят соседу звездочку, как бонус

-18*(-5)-10=80

-78: (-13)+ (-6)=-22

-54:9+ (-14)=20

14*(-5) +33=37

-25*4+1000:10=0

96:16-15*4=-55

5.Вы успешно справились с заданием. Молодцы. Давайте немного отдохнем

Физкультминутка про звездочета , или сосчитать звезды ,развешенные по классу.

6.Остановка Сатурн (слайд) Продолжаем наш полет. Что-то впереди виднеется. Да это же кольца Сатурна. Для того, чтобы пробраться через них мы с вами решим уравнения без промедления.

Слова Эйнштейна про уравнения???????

Решите уравнение, где корень уравнения укажет нам число колец Сатурна.( Три типа уравнений( пропорция, произведение скобок,=0) Задания напечатаны в журнале.

Кто решит уравнения и поможет нам пробраться сквозь кольца Сатурна ( трое учащихся у доски , комментируя решения)

-14+2х=40 — 18 – 0,5у = — 31,5.?????????????????

6 Остановка Марс. А теперь летим на Марс. Марс — планета Солнечной системы, четвёртая по счёту от Солнца. Обращается вокруг него примерно за 2 года, а вокруг своей оси она обращается за одни сутки, как и Земля. По своим физическим характеристикам Марс очень похож на Землю. Там есть вода в виде полярных шапок и вечной мерзлоты. Гравитация примерно в два раза слабее, чем на Земле. Поэтому, если бы людям пришлось искать планету, на которую можно было бы переселиться, то лучше всего подошел бы Марс.

Вы, наверное, слышали о том, что готовиться экспедиция на Марс. А что вы об этом слышали? Давайте проверим, сможете ли вы попасть на первый рейс. Для этого в бортовом журнале найдем условие трех задач, они отличаются по степени сложности. Попробуйте правильно оценить свои возможности и выберите задачу, которая вам по силам. Проверю правильность решения задач после сдачи бортового журнала.

Задача 1. Шмели выдерживают температуру до -7,8? , осы – выше этой, а пчелы – ниже этой на 1,4?

Какую температуру выдерживают пчелы и осы? ( пчелы – 5,40; осы – 9,20)

Задача 2. На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура – 300С, а у

поверхности Земли + 120С? (7000 м)

Задача 3. На высоте 8 км температура равна – 180С. Какова в это время температура у

поверхности? ( 300)

Пояснение для 2 и 3 задачи: На каждые 1000 м с высотой температура воздуха понижается на 60 С.

7 Возвращение на Землю

Мы, ребята на протяжении долгого времени находимся в космосе. Пора возвращаться на нашу планету. Наша планета Земля удивительна и неповторима. Красота нашего мира просто очаровывает. Вот уже слышится пение птиц, шум дождя, голоса людей. В воздухе пахнет весной. Нам осталось выполнить последнее задание????????????7 Резерв:

Возвращаться нам пора.

По местам, мои друзья.

Из полёта возвратились,

Мы на Землю приземлились.

Наш сегодняшний полет дал возможность нам узнать много нового не только из математики, а математика нам в этом помогала. Знаменитый математик Рене Декарт сказал:

Все науки настолько связаны между собой, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех.?????

Как всегда после любого космического полета на земле проводится разбор полета и подводится итог путешествия, давайте и мы с вами его проведем. У каждого на столе имеются звездочки, на которых вы запишите свои впечатления о полета,(Я узнал, повторил, мне было интересно, вызвало затруднения…. Продолжить фразу и звезды в конце урока вешаем на доску?????

VII Домашнее задание вы получите тоже космическое. Задание на карточках, в результате решения их вы еще узнаете несколько фактов о Луне и Марсе.Задания дифференцированные

  1. Если правильно вычислите, получите расстояние от Земли до Луны в км.

  1. Упростите выражение и найдите его значение. Правильный ответ- это средний радиус Марса в км.

-8-2у-22+у, если у=-3427

3. Наиболее высокая температура поверхности Марса 290 К в подсолнечной точке, наиболее низкая в полярных районах-150 К. Определите температуру в градусах, если t=T+(-273,15)(К- кельвин, единица измерения температуры)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here