ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 402 ИМ. АЛИИ МОЛДАГУЛОВОЙ
Открытый урок математики в 4 классе
Деление на трёхзначное число
/по программе Б.П.Гейдмана/
Подготовила
учитель начальных классов высшей категории
Гурьева Нина Ивановна
Москва, 2014
Открытый урок математики по учебнику Б.П.Гейдмана
в 4 классе «Б» ГБОУ гимназии № 402 им. А.Молдагуловой
учитель: Гурьева Нина Ивановна
Тема: Деление на трёхзначное число. Урок № 98.
Тип урока: Закрепление знаний.
Цель: Учить детей делению на трёхзначное число.
Задачи:
Обучающие:
-
Повторить приёмы деления многозначных чисел, закрепить приёмы деления на трёхзначное число, повторить приёмы и способы устных и письменных вычислений, способы работы с именованными числами, повторить компоненты арифметических действий, повторить способы решения текстовых задач.
Развивающие:
-
Развивать память, мышление, речь, внимание, восприятие, воображение, аналитико-синтетические способности, творческую активность, интерес к математике, развивать коммуникативные универсальные учебные действия при работе в группах.
Воспитательные:
-
Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, инициативность, ответственность.
Оборудование: учебник «Математика 4 класс», автор Б.П. Гейдман; рабочие тетради; презентация к уроку.
Ход урока.
1. Организационный момент. Слайд 1.
-
Настрой на урок
Добрый день и добрый час,
Мы начнём урок сейчас.
Тихо дети сели,
Тишине открыли двери,
На уроке пусть сидит,
Будет шумно – улетит.
— Давайте улыбнёмся друг другу! А я Вам желаю удачи!!!
2. Минутка чистописания.
— Угадайте число!
Это число живёт в классе единиц. Оно двузначное. Оно составляет ½ от числа 196. Оно на 18 больше, чем 80 и на 2 меньше, чем 100.
— Правильно, это 98. Пропишите его всю строчку. Что ещё можно сказать об этом числе?
— Составьте примеры, где число 98 будет уменьшаемым, вычитаемым, слагаемым.
— Молодцы!!!
— Четыре года назад мы учились писать цифры, изучали состав чисел первого десятка, а сегодня на уроке мы покажем, какие действия с многозначными числами можем выполнять, как мы научились считать и решать задачи.
Тема урока: «Деление на трёхзначное число».
А помогать нам на уроке будут…
Слайд 2.
— Рассмотрите репродукцию картины. Как она называется? Кто автор?
— Кого вы видите? Как их зовут?
— На уроках светской этики, обсуждая нравственные идеалы, мы говорили, какими качествами обладали русские богатыри, защищавшие Русь-матушку.
— Какими были русские богатыри? Назовите их качества. (смелость, мужество, находчивость, сила духа, физическая сила).
3.Устный счет.
— Начнем урок с устного счета.
Слайд 3. «Витязь на распутье»
— Часто богатыри оказывались на распутье: в какую сторону идти?
-
А у нас с Вами круговые примеры. Помогаем витязю двигаться в нужную сторону. (смотри учебник стр. 58 № 1)
-
А теперь решим весёлые задачи:
-
Кощей запер похищенную Василису Прекрасную в своем замке далеко, за тридевять земель. Три девять земель – это сколько? (27)
-
В поисках Царевны-Лягушки Иван-царевич обследовал 4 болота, в каждом из которых встретил по 10 лягушек. Сколько лягушек перецеловал Иван-царевич прежде, чем нашел Царевну? (40)
-
Шестиголовый Змей Горыныч вызвал на бой трех богатырей. Один богатырь прогулял битву. Сколько голов придется во время битвы на каждого дисциплинированного богатыря? (3)
-
Три Бабы-Яги пришли на именины к одному Кощею Бессмертному. Каждая Баба-Яга принесла по 2 расчески. Сколько расчесок получил от бабушек совершенно лысый Кощей Бессмертный? (6)
4. Актуализация знаний.
— Какую тему мы сейчас изучаем на уроках математики?
— Деление на трёхзначное число.
— Давайте вспомним алгоритм вычисления.
163955 : 271
-
Определяю количество цифр частного. Для этого нахожу первое неполное делимое. Это 1639 сотен. Значит в частном будет три цифры – сони, десятки и единицы.
-
Округляем 271 до 200. 200 – это произведение 2 и 100.
-
Делим 1639 на 100, получаем 16. Делим 16 на 2, получаем 8. Это пробная цифра. Умножаем 271 на 8, получаем 2168. Это много. Цифра 8 нам не подходит. Пробуем 6. Умножаем 271 на 6, получаем 1626. Нам подходит цифра 6.
-
Находим остаток. Это 13. 13 меньше 271.
-
Сносим цифру 5. Второе неполное делимое 135 десятков.
-
Делим 135 на 271. Будет 0.
-
Сносим цифру 5. Третье неполное делимое 1355 единиц.
-
Делим 1355 на 100, получаем 13. 13 делим на 2, получаем 5. Это пробная цифра. Умножаем 271 на 5, получаем 1355. Цифра 5 нам подходит.
-
Находим остаток. Он равен нулю. Деление закончено. Ответ 605.
— Как проверить деление? (Умножением)
— Выполните проверку.
5. Объяснение нового способа деления на трёхзначное число.
— Усложняем работу.
— Выполним деление примера 836000 : 275 столбиком.
— Чем отличается этот пример от предыдущего? (1 ученик решает у доски)
— Выполните проверку деления. Как? О чём важно помнить при записи этого примера на умножение?
— Выполните 3 и 4 примеры № 4 стр. 59 самостоятельно. (по вариантам).
— Проверка в парах.
Слайд 4.
-
Физминутка «Богатырская наша сила»
6. Решение задач.
— Переходим к решению задач. Задачи у нас будут про богатырей.
-
Учебник стр. 60 № 5.
— Прочитайте задачу:
«Илья Муромец и Алеша Попович скачут навстречу друг другу с разных застав, расстояние между которыми 78 км. Илья Муромец скачет со скоростью 12 км/ч, Алеша Попович – со скоростью 14 км/ч. Какое расстояние проедет до встречи каждый, если они выехали одновременно?».
— Делаем чертеж.
— Что нужно узнать? (Расстояния, которые проехали до встречи богатыри)
— Что надо знать, чтобы найти расстояние? (Скорость и время)
— Что знаем? Что необходимо найти? Как?
— Составьте план решения задачи.
План:
-
Какова скорость сближения?
-
Каково время движения?
-
Чему равно расстояние, которое проехал до встречи Илья Муромец?
-
Чему равно расстояние, которое проехал до встречи Алеша Попович?
— Записываем решение в тетради, пишем полный ответ. Проверьте.
— Как были одеты богатыри? (Кольчуга, шлем)
Слайд 5-6.
— Из чего сделана кольчуга?
— Решим ещё одну задачу.
-
Стр. 60 № 7.
— Прочитайте задачу.
«Для Ильи Муромца в кузнице ковали кольчугу. На рукава пошла третья часть всех колец, необходимых для кольчуги, по 1 583 кольца на каждый рукав. Сколько колец выковали кузнецы для кольчуги Ильи Муромца»?
— Сколько колец идет на один рукав?
— Сколько рукавов у кольчуги?
— Узнайте, сколько колец понадобится для кольчуги Ильи Муромца?
— Запишите решение задачи в тетрадях самостоятельно. Проверьте.
7. Решение примеров с именованными числами.
— Узнайте, какое расстояние проскакал Бурушка — богатырский конь Ильи Муромца.
9 км – 1 км 309 м + 13 км 75 м
— С какой величиной будете работать?
— Вспомните соотношение единиц этой величины.
— Проверка в парах.
8. Итог урока.
— Чему учились на уроке?
— Что нового узнали?
Оценки за урок.
9. Домашнее задание.
-
учебник стр. 60 № 6, 8.
10. Рефлексия. Слайд 7.
— Как вы думаете, какой смысл сегодня вкладывают в слово «богатырь»?
— Если Вы почувствовали себя сегодня на уроке богатырём, у Вас всё получалось, то нарисуйте на полях улыбающийся смайлик.
— Если не всё удавалось, то обычный смайлик.
— Если всё, что мы делали на уроке, вызывало у Вас большие затруднения, то нарисуйте расстроенный смайлик.
— Спасибо!
Список использованной литературы
-
Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Математика. 4 класс. Методические рекомендации по работе с комплектом учебников. – М.: МЦНМО, 2011
-
Гейдман Б.П., Мишарина И.Э., Зверева Е.А. Математика. Учебник. 4 класс. II часть . – М.: МЦНМО, «Русское слово», «Московские учебники», 2009
-
Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2 – 4 классы. – М.: «Айрис-пресс», 2007
-
Остер Г. Задачник. – М.: «Росмэн», 1994