ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 402 ИМ. АЛИИ МОЛДАГУЛОВОЙ

Открытый урок математики в 4 классе

Деление на трёхзначное число

/по программе Б.П.Гейдмана/

Подготовила

учитель начальных классов высшей категории

Гурьева Нина Ивановна

Москва, 2014

Открытый урок математики по учебнику Б.П.Гейдмана

в 4 классе «Б» ГБОУ гимназии № 402 им. А.Молдагуловой

учитель: Гурьева Нина Ивановна

Тема: Деление на трёхзначное число. Урок № 98.

Тип урока: Закрепление знаний.

Цель: Учить детей делению на трёхзначное число.

Задачи:

Обучающие:

  • Повторить приёмы деления многозначных чисел, закрепить приёмы деления на трёхзначное число, повторить приёмы и способы устных и письменных вычислений, способы работы с именованными числами, повторить компоненты арифметических действий, повторить способы решения текстовых задач.

Развивающие:

  • Развивать память, мышление, речь, внимание, восприятие, воображение, аналитико-синтетические способности, творческую активность, интерес к математике, развивать коммуникативные универсальные учебные действия при работе в группах.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, инициативность, ответственность.

Оборудование: учебник «Математика 4 класс», автор Б.П. Гейдман; рабочие тетради; презентация к уроку.

Ход урока.

1. Организационный момент. Слайд 1.

  • Настрой на урок

Добрый день и добрый час,

Мы начнём урок сейчас.

Тихо дети сели,

Тишине открыли двери,

На уроке пусть сидит,

Будет шумно – улетит.

— Давайте улыбнёмся друг другу! А я Вам желаю удачи!!!

2. Минутка чистописания.

— Угадайте число!

Это число живёт в классе единиц. Оно двузначное. Оно составляет ½ от числа 196. Оно на 18 больше, чем 80 и на 2 меньше, чем 100.

— Правильно, это 98. Пропишите его всю строчку. Что ещё можно сказать об этом числе?

— Составьте примеры, где число 98 будет уменьшаемым, вычитаемым, слагаемым.

— Молодцы!!!

— Четыре года назад мы учились писать цифры, изучали состав чисел первого десятка, а сегодня на уроке мы покажем, какие действия с многозначными числами можем выполнять, как мы научились считать и решать задачи.

Тема урока: «Деление на трёхзначное число».

А помогать нам на уроке будут…

Слайд 2.

— Рассмотрите репродукцию картины. Как она называется? Кто автор?

— Кого вы видите? Как их зовут?

— На уроках светской этики, обсуждая нравственные идеалы, мы говорили, какими качествами обладали русские богатыри, защищавшие Русь-матушку.

— Какими были русские богатыри? Назовите их качества. (смелость, мужество, находчивость, сила духа, физическая сила).

3.Устный счет.

— Начнем урок с устного счета.

Слайд 3. «Витязь на распутье»

— Часто богатыри оказывались на распутье: в какую сторону идти?

  • А у нас с Вами круговые примеры. Помогаем витязю двигаться в нужную сторону. (смотри учебник стр. 58 № 1)

  • А теперь решим весёлые задачи:

  1. Кощей запер похищенную Василису Прекрасную в своем замке далеко, за тридевять земель. Три девять земель – это сколько? (27)

  1. В поисках Царевны-Лягушки Иван-царевич обследовал 4 болота, в каждом из которых встретил по 10 лягушек. Сколько лягушек перецеловал Иван-царевич прежде, чем нашел Царевну? (40)

  1. Шестиголовый Змей Горыныч вызвал на бой трех богатырей. Один богатырь прогулял битву. Сколько голов придется во время битвы на каждого дисциплинированного богатыря? (3)

  1. Три Бабы-Яги пришли на именины к одному Кощею Бессмертному. Каждая Баба-Яга принесла по 2 расчески. Сколько расчесок получил от бабушек совершенно лысый Кощей Бессмертный? (6)

4. Актуализация знаний.

— Какую тему мы сейчас изучаем на уроках математики?

— Деление на трёхзначное число.

— Давайте вспомним алгоритм вычисления.

163955 : 271

  • Определяю количество цифр частного. Для этого нахожу первое неполное делимое. Это 1639 сотен. Значит в частном будет три цифры – сони, десятки и единицы.

  • Округляем 271 до 200. 200 – это произведение 2 и 100.

  • Делим 1639 на 100, получаем 16. Делим 16 на 2, получаем 8. Это пробная цифра. Умножаем 271 на 8, получаем 2168. Это много. Цифра 8 нам не подходит. Пробуем 6. Умножаем 271 на 6, получаем 1626. Нам подходит цифра 6.

  • Находим остаток. Это 13. 13 меньше 271.

  • Сносим цифру 5. Второе неполное делимое 135 десятков.

  • Делим 135 на 271. Будет 0.

  • Сносим цифру 5. Третье неполное делимое 1355 единиц.

  • Делим 1355 на 100, получаем 13. 13 делим на 2, получаем 5. Это пробная цифра. Умножаем 271 на 5, получаем 1355. Цифра 5 нам подходит.

  • Находим остаток. Он равен нулю. Деление закончено. Ответ 605.

— Как проверить деление? (Умножением)

— Выполните проверку.

5. Объяснение нового способа деления на трёхзначное число.

— Усложняем работу.

— Выполним деление примера 836000 : 275 столбиком.

— Чем отличается этот пример от предыдущего? (1 ученик решает у доски)

— Выполните проверку деления. Как? О чём важно помнить при записи этого примера на умножение?

— Выполните 3 и 4 примеры № 4 стр. 59 самостоятельно. (по вариантам).

— Проверка в парах.

Слайд 4.

  • Физминутка «Богатырская наша сила»

6. Решение задач.

— Переходим к решению задач. Задачи у нас будут про богатырей.

  • Учебник стр. 60 № 5.

— Прочитайте задачу:

«Илья Муромец и Алеша Попович скачут навстречу друг другу с разных застав, расстояние между которыми 78 км. Илья Муромец скачет со скоростью 12 км/ч, Алеша Попович – со скоростью 14 км/ч. Какое расстояние проедет до встречи каждый, если они выехали одновременно?».

— Делаем чертеж.

— Что нужно узнать? (Расстояния, которые проехали до встречи богатыри)

— Что надо знать, чтобы найти расстояние? (Скорость и время)

— Что знаем? Что необходимо найти? Как?

— Составьте план решения задачи.

План:

  1. Какова скорость сближения?

  2. Каково время движения?

  3. Чему равно расстояние, которое проехал до встречи Илья Муромец?

  4. Чему равно расстояние, которое проехал до встречи Алеша Попович?

— Записываем решение в тетради, пишем полный ответ. Проверьте.

— Как были одеты богатыри? (Кольчуга, шлем)

Слайд 5-6.

— Из чего сделана кольчуга?

— Решим ещё одну задачу.

  • Стр. 60 № 7.

— Прочитайте задачу.

«Для Ильи Муромца в кузнице ковали кольчугу. На рукава пошла третья часть всех колец, необходимых для кольчуги, по 1 583 кольца на каждый рукав. Сколько колец выковали кузнецы для кольчуги Ильи Муромца»?

— Сколько колец идет на один рукав?

— Сколько рукавов у кольчуги?

— Узнайте, сколько колец понадобится для кольчуги Ильи Муромца?

— Запишите решение задачи в тетрадях самостоятельно. Проверьте.

7. Решение примеров с именованными числами.

Узнайте, какое расстояние проскакал Бурушка — богатырский конь Ильи Муромца.

9 км – 1 км 309 м + 13 км 75 м

— С какой величиной будете работать?

— Вспомните соотношение единиц этой величины.

— Проверка в парах.

8. Итог урока.

— Чему учились на уроке?

— Что нового узнали?

Оценки за урок.

9. Домашнее задание.

  • учебник стр. 60 № 6, 8.

10. Рефлексия. Слайд 7.

— Как вы думаете, какой смысл сегодня вкладывают в слово «богатырь»?

— Если Вы почувствовали себя сегодня на уроке богатырём, у Вас всё получалось, то нарисуйте на полях улыбающийся смайлик.

— Если не всё удавалось, то обычный смайлик.

— Если всё, что мы делали на уроке, вызывало у Вас большие затруднения, то нарисуйте расстроенный смайлик.

— Спасибо!

Список использованной литературы

    1. Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Математика. 4 класс. Методические рекомендации по работе с комплектом учебников. – М.: МЦНМО, 2011

    2. Гейдман Б.П., Мишарина И.Э., Зверева Е.А. Математика. Учебник. 4 класс. II часть . – М.: МЦНМО, «Русское слово», «Московские учебники», 2009

    3. Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2 – 4 классы. – М.: «Айрис-пресс», 2007

    4. Остер Г. Задачник. – М.: «Росмэн», 1994

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here