План – конспект «открытого» урока по математике.

Тема урока: «Порядок действий в выражениях со скобками».

Класс: 2 (1-4).

Тип урока: закрепление темы.

Вид урока: комбинированный.

Цель: закреплять правила порядка действий в выражениях со скобками и без них.

Задачи урока:

  1. Обучающая: отрабатывать вычислительные навыки.

  1. Развивающая: развивать навыки самостоятельного решения задач, нахождения периметра геометрических фигур.

  1. Воспитывающая: прививать интерес к математике.

Оборудование: 1. Таблица устного счёта.

2. Алгоритм порядка действий.

3. Сигнальные карты.

4. Карточки с выражениями.

5. Магнитная доска.

6. Л.Г.Петерсон. Учебник математики 2 класс, часть3.

7. Ноутбук, проектор, экран.

Оформление доски:

1. Тема: «Порядок выполнения действий».

2. Таблицы.

3. Задача устного счёта, рисунок дерева.

4. Выражение в несколько действий.

Структура урока.

I этап. Организационный. (2 минуты)

Приветствие, чёткая постановка цели и задач урока, настрой на работу, концентрация

внимания.

II этап. Устный счёт «Чудесное дерево». (4 минуты)

Учитель:

— Чтобы узнать название чудесного дерева, вам надо заполнить таблицу ответов, решив данные выражения:

+21

24 48 32 56 64 160 80

: 8

Е

Н

Б

О

Е

У

В

а + 21

а : 8

А

К

Ч

Т

Р

Л

Х

(Учитель приглашает детей по очереди к доске. Они записывают ответы в таблицу.)

Вариант заполнения таблицы:

Е

Н

Б

О

Е

У

В

а + 21

45

69

53

77

85

181

101

а : 8

3

6

4

7

8

20

10

А

К

Ч

Т

Р

Л

Х

Учитель:

— Выберите ответы – двузначные числа и расположите их в порядке возрастания.

(Ответ учащихся:

10

20

45

53

69

77

85

Х

Л

Е

Б

Н

О

Е

Учитель:

— Верно, теперь мы с вами знаем название этого дерева. Хлебное дерево растёт в Азии и внешне напоминает дуб. Местные жители очень любят и ценят это замечательное дерево. Остаться голодным рядом с хлебным деревом невозможно. Его похожие на ананас плоды прокалывают и оставляют на ночь. К утру мякоть плода начинает бродить, и из неё можно печь хлеб, который имеет сладкий вкус. Одно дерево может прокормить семью из 4-5 человек.

— Давайте узнаем массу плода хлебного дерева: 3кг – 2000г = ?

(Учащиеся решают задачу, записанную на доске.)

(Ответ учащихся: 1кг = 1000г, значит в 3кг = 3000г.

3000 – 2000 = 1000 (г)

1000г = 1кг.

Ответ: масса плода хлебного дерева = 1кг.)

Учитель:

— Молодцы, ребята, теперь перейдём к следующему этапу нашей работы.

III этап. Закрепление ранее изученного материала.(9 минут)

Наблюдение.

Учитель:

— Ребята, рассмотрите выражения, данные в учебнике на странице 37 вверху.

— Назовите, какие действия они содержат?

(Ответ учащихся. Данные выражения содержат действия сложения, вычитания, умножения и деления.)

Учитель:

— Объясните, в какой последовательности надо выполнять решение выражений, в которых есть скобки и разные арифметические действия?

(Учащиеся воспроизводят правило выполнения порядка действий со скобками и без скобок.)

— сначала вычисляют значение выражений в скобках;

— если в выражение без скобок входят только сложение и вычитание

или только умножение и деление, то действия выполняют в том порядке, в каком они записаны: слева направо;

— если в выражение без скобок входят не только сложение и вычитание,

но и умножение или деление или оба этих действия, то сначала выполняют по порядку (слева направо) умножение и деление, а затем сложение и вычитание.

Учитель:

— Ребята, давайте ещё раз прочитаем алгоритм наших действий при решении примеров в несколько действий (алгоритм воспроизведён на магнитную доску с помощью ноутбука).

(Дети читают правило.)

Помни: прежде чем приступить к вычислениям, надо рассмотреть выражение

(выяснить, есть ли в нём скобки, какие действия в нём имеются) и

только после этого выполнять действия в следующем порядке:

  1. действия, записанные в скобках;

  2. умножение и деление;

  3. сложение и вычитание.

Коллективная работа.

Учитель:

— А теперь разберем и объясним порядок действий в предложенных выражениях.

(Учитель прикрепляет карточки с выражениями на магнитную доску. Дети под руководством учителя объясняют порядок действий в выражениях.)

Учитель:

— Какие действия содержит данное выражение 30 +15 — 6 ?

(Ответ учащихся: Выражение 30 + 15 — 6 содержит действия сложения и вычитания.)

Учитель:

— В какой последовательности надо выполнять действия?

(Ответ учащихся: По порядку слева направо.

30 + 15 = 45, 45 – 6 = 39 )

Учитель:

— Рассмотрим другое выражение 18 : 3 + 4 х 3 .

— Какие действия содержит данное выражение?

(Ответ учащихся: Выражение 18 : 3 + 4 х 3 содержит действия деления, сложения и умножения.)

Учитель:

— В какой последовательности надо выполнять действия?

(Ответ учащихся: Сначала надо выполнить деление, умножение, а потом сложение.

18 : 3 = 6, 4 х 3 = 12, 6 + 12 = 18

Выражение 12 + 6 : 2 – 7 х 2 .

(Ответ учащихся: Выражение содержит сложение, деление, вычитание, умножение.

В нём нет скобок, значит, сначала выполняются деление, умножение слева направо, а затем сложение и вычитание по порядку слева направо.

16 : 2 = 8, 2 х 3 = 6, 16 : 4 = 4, 8 – 6 = 2, 2 + 4 = 6 )

Выражение 70 : (3 + 7) + 24.

(Ответ учащихся: Это выражение содержит действия: деление, сложение.

В нём есть скобки, значит, первым действием выполняем действие в скобках, затем деление, а потом сложение.

3 + 7 = 10, 70 : 10 = 7, 7 + 24 = 31 )

Физкультминутка для кистей рук. (1,5 минуты)

Самостоятельная работа.

( Все остальные выражения учащиеся выполняют самостоятельно, с последующей взаимопроверкой. Учитель открывает на доске правильный вариант решения выражений. Дети сверяют варианты ответов.)

IV этап. Постановка проблемного вопроса. (3 минуты)

Учитель:

— На доске вы видите пример. Попробуйте решить его.

18 : (11 – 5) + 47 – 12 : ( 3 х 2) – 2 =

— Установите последовательность решения данного выражения.

(Варианты ответа детей.)

Физкультминутка. (Проводится комплекс упражнений для выработки правильной осанки.) (2 минуты)

Поднимает руки класс – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вниз, вперёд смотри – это «три»,

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам тихо сесть это «шесть».

V этап. Работа над пройденным материалом. (9 минут)

1. Работа с учебником.

Учащиеся под руководством учителя вспоминают правило нахождения неизвестного множителя и произведения чисел. Выполнение №4 стр.36 учебника проводится в устной форме.

2.Решение задач.

1)Решение задачи №1.

Учитель:

— Прочитайте задачу №1 стр.24.

(Чтение детьми условия задачи.)

Анализ условия задачи:

— Сколько жёлтых рядов кубиков?

(Ответ учащихся: 2 ряда жёлтых кубиков.)

— По сколько кубиков в каждом ряду?

(Ответ учащихся: По 8 кубиков в каждом ряду.)

— Сколько красных кубиков было в коробке?

(Ответ учащихся: 16 красных кубиков.)

— Каков вопрос задачи?

(Ответ учащихся: Сколько всего кубиков было в коробке?)

Учитель:

— Запишем краткую запись условия задачи.

?

Ж. – 2 ряда по 8 к.

К. — 16 к.

Учитель:

— Задача простая или составная?

(Ответ учащихся: Задача составная.)

— Что надо найти, прежде чем ответить на главный вопрос задачи?

(Ответ учащихся: Мы должны узнать, сколько жёлтых кубиков упаковщица уложила в коробку.)

— Как это можно найти?

(Ответ учащихся: Надо 2 х 8.)

— После этого можно узнать, сколько всего кубиков было в коробке?

(Ответ учащихся: Да. Надо к 16 прибавить полученный результат.

Учитель:

— Запишите решение и ответ самостоятельно.

  1. 8 х 2 = 16 (к.) – жёлтых.

  2. 16 + 16 = 32 (к.) – всего.

Ответ: 32 кубика было в коробке.

2) Решение задачи №2 устно.

(Задание разбирается с комментированием у доски. Запись условия оформляется таблицей. Решение проговаривается, но не записывается.)

В 1 ряду

Количество рядов

Всего стульев

Одинаковое

3 р.

24 ст.

Одинаковое

2 р.

? ст.

Беседа.

Учитель:

— Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?

(Ответ учащихся: Нет, нельзя.)

— Почему?

(Ответ учащихся: Чтобы узнать, сколько стульев в двух рядах, надо знать, сколько было рядов и сколько стульев в одном ряду.)

— Что нам из этого известно?

(Ответ учащихся: Мы знаем, что было 2 ряда.)

— А что не известно?

(Ответ учащихся: Не знаем, сколько стульев в одном ряду.

— А это можно узнать?

(Ответ учащихся: Да.)

— Как? Каким действием?

(Ответ учащихся: Действием деления. Надо 24 : 3. Получится 8 стульев.)

— Можем ли теперь ответить на главный вопрос задачи?

(Ответ учащихся: Да, сможем.)

— Как? Каким действием?

(Ответ учащихся: Умножением. Полученный результат 8 умножим на 2.)

— Сколько стульев в двух рядах?

(Ответ учащихся:16 стульев.)

3) Решение геометрической задачи в устной форме.

Учитель:

— Прочитайте задачу №6. (Чтение детьми условия геометрической задачи.)

— Что такое периметр?

(Ответ учащихся: периметр – это сумма длин всех сторон многоугольника.)

— Какая перед вами фигура? (квадрат)

— Можем ли мы найти периметр квадрата?

(Ответ учащихся: Нет. Нужно измерить сторону.)

( Дети находят длину стороны квадрата.)

(Ответ учащихся: сторона квадрата равна 25 мм.)

— Как найти периметр данного квадрата?

(Ответ учащихся: 25 + 25 + 25 + 25)

— Чему равен периметр?

(Ответ учащихся: 100 мм = 10см)

Физкультминутка. (1.5 минуты)

(Гимнастика для глаз.)

4) Самостоятельная работа учащихся.

Задание по вариантам:

1 вариант: найти периметр треугольника KLM (№ 6 стр. 24)

2 вариант: найти периметр прямоугольника NOPT (№6 стр. 24)

(Дети решают самостоятельно с последующей самопроверкой.

Проверка: учитель открывает закрытую до этого момента часть доски, на которой записано верное решение этих заданий. Дети сверяют ответы.

VI этап. Подведение итогов урока. Инструктаж домашнего задания. (3 минуты)

Учитель:

— Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

(Ответ учащихся: Мы учились решать выражения со скобками и без скобок.)

— Что повторяли сегодня?

(Ответ учащихся: Мы решали примеры и задачи разного характера.)

Рефлексия.

— На сколько каждый удовлетворён результатами работы на уроке? ( Оценки выставляются с учетом самооценки учащихся и рецензий одноклассников.)

Оценивание работы учащихся:

— Сегодня меня порадовало…

— Сегодня меня огорчило…

— Сегодня я узнал новое…

— Мне было интересно, т.к….

2. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

1) Всем решить № 6 стр. 36.

2) Дифференцированное задание в тетради с печатной основой стр.15:

(Задание распределяется в соответствии с уровнем подготовки учащихся.)

1 группа — № 1;

2 группа — № 1, 2;

3 группа — № 1, 2, 3.

Учитель:

— Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here