Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Камышин
Волгоградская область.
Конспект урока , проведенного с группой учащихся 3 – х классов. имеющих нарушения чтения и письма при ФНР по теме « Образование слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. Русский народный фольклор».
Подготовила учитель – логопед 1 категории
Дунаева Надежда Николаевна.
2012 год
Цели урока.
Образовательная:формирование умения образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов , суффикса – ИЩ -.
Коррекционно-развивающая: развитие словотворчества и дальнейшее совершенствование языкового чутья: чуткость к слову и его формам.
Коррекционно-воспитательная: создание атмосферы успешности для каждого учащегося предупреждение утомляемости детей, развитие интереса к логопедическим занятиям через сказкотерапию.
Оборудование: картинка-символ СУФФИКСА, КОРНЯ, картинки с изображением предметов для образования новых слов с помощью суффикса, карточки с заданиями для индивидуальной работы карточки с суффиксами, дерево.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!Сегодня у нас необычный урок.Сегодня к нам пришли
гости, и мы с вами покажем, как мы умеем работать и играть.
— Повторите за мной.
Ень,ень, ень, ень – скажем всем мы « добрый день ».
Вы, вы, вы,вы — будем все мы вежливы.
Те, де, де, те – и услышим « здравствуйте ».
Ос, ас, ас, ос – я не буду вешать нос.
-
Развитие мелкой моторики пальцев.
Я мячом круги катаю.
Взад, вперед его катаю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сдуваю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
И теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.
-
Актуализация опорных знаний:
— Вспомните, чему мы учились на прошлом занятии. (Выделяли корень в словах, придумывали однокоренные, родственные слова ).
-Послушай слова и назови лишнее.
Дорого, дорогой, дорога, дорожить.
Сова, засов, совушка, совиная.
Слон, прислониться, слоновья, слонята.
Загорел, горит, горевал, горящий.
-
Формирование новых понятий.
( Работа у доски и на карточке).
А )- Любите ли вы сказки ? — Сейчас я вам расскажу сказку.
Есть сказочная страна, в которой живут….. слова. Это очень большая страна , вы ведь знаете , что слов в нашем языке много-много.
А теперь представьте себе двор нашей школы .Представили? А теперь слушайте. В одном городе,в одном из дворов жил-был ….дом. (Слайд №2) Не большой, но и не маленький – в 5 этажей . пятиэтажный дом .А рядом стоял высоченный дом-башня.( Слайд№3) Смотрел 5-этажный дом на башню и думал: какая она высокая, какая красивая ! Как мне хочется быть таким же!
И вот однажды ночью, когда все люди спали, дом заговорил с башней : как мне хочется стать высоким и большим, как ты! Как мне хочется! А башня отвечает: есть такой волшебник по имени –ИЩ – . Позови его, он тебе обязательно поможет. Позвал дом этого волшебника, и вот что получилось. ( Демонстрируются 2 карточки с изображением Крепыша-корня и Волшебника суффикса, рядом с которыми их « имена » Дом, — ИЩ –. Прочитайте. что получилось. В слове чего-то не хватает. Конечно, в конце надо добавить – Е-. Это окончание слова ДОМИЩЕ. Слышите, как только сказали это слово, всем сразу стало ясно, что дом большой, очень большой, большущий. Послушай те, что было дальше. Стал дом домищем и сначала очень радовался – высоко стоит, далеко глядит.Только холодно там, наверху, людей совсем не видно, а ребят и подавно. Стало ему грустно.Тогда догадался он позвать другого волшебника, и тот сумел сделать его маленьким. Как теперь мы скажем о нем ?
Правильно, ДОМИК. (Слайд № 4). Какой Волшебник живет в этом доме? Как его зовут? (Слайд №5) Напишите слова ДОМ, ДОМИЩЕ, ДОМИК. Какая у них общая часть? Наденьте во всех словах на Крепыша шапочки. В каких словах есть Волшебники? Как их зовут? Оденьте им шапочки. У зтой семьи есть еще родственники. В классе вы пишите классную работу, а дома? ДОМАШНЮЮ, правильно. Волшебника в этом слове зовут – АШН -.
А теперь составь волшебную историю сам. ( Жил-был шкаф ….)
-Итак ,какая часть слова показывает, что предметы маленькие?
-Верно, суффикс. А какой суффикс? ( -ИК — ).
-Какой суффикс называет большущий предмет? ( — ИЩ — ).
-Конечно же вы догадались что мы с вами сегодня работаем над …….. ( уменьшительно-ласкательными суффиксами ).
-Что же мы получаем с помощью Волшебника – суффикса? (новые слова).
— Где он находится в слове?( после корня ).
На нашем уроке сегодня мы будем использовать произведения русского народного
фольклора.
-Что такое народный фольклор? ( Это народная мудрость ).
Какие произведения народного творчества вы знаете? ( Сказки, потешки , заклички ,
пословицы, поговорки, скороговорки, загадки). (Слайд № 6).
Б) Работа с загадкой.
— Какие загадки вы знаете?
— Загадка – это народная мудрость. Это умение описать предмет намеками,
не договаривая того, что нужно.
— Отгадайте одну из них.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. ( Это зима ). (Слайд№ 7).
-Как догадались, что это зима. ( Выпал снег, на окнах — узоры, дети катаются на
санках).
— Назовите зиму ласково. ( Зимушка).
— Какая часть помогла сделать это?
— Какой суффикс – Волшебник в этом слове? ( УШК).
В ) Слого-звуковой анализ слова ЗИМУШКА.
— Сколько в слове гласных?
— Сколько согласных?
— Сколько слогов? Почему?
— Выложи схему слова. Поставь ударение.
-Какое слово спряталось в слове ЗИМУШКА (М УШКА).
— Что такое МУШКА?
-Замените 2-й звук на звук -О- ( МОШКА ).
— Что такое МОШКА?
— Замените 2-звук на звук – Ы – (МЫШКА ).
— Какие 3 новых слова мы получили? ( МУШКА, МОШКА, МЫШКА).
— Подберите еще родственные слова. ( Зимний, зимовать, зимовка )
— Запишите слова.
— Выделите корень в этих словах.
— Какая часть слова помогла назвать слово ЗИМА ласково? ( Суффикс — УШК -) .
Г) Работа с потешками.
( Работа по карточкам).
— Что такое потешки?
Потешки – жанр устного народного творчества, особые забавы взрослых с маленькими
детьми. Назначение этих произведений – развлечь, развеселить, потешить себя и своих
товарищей.
— Вспомните одну из них. ( Петушок, петушок, золотой гребешок).
-А эту потешку мы попробуем изменить, чтобы она зазвучала совсем по – другому.
— Прочитайте потешку. Понравилась ли она вам? Давайте заменим выделенные слова
на слова, в которых есть уменьшительно – ласкательные суффиксы.
( Текст на доске и у каждого ученика на карточке). (Слайд№ 8).
Как по снегу, по метели трое санок летели.
И шумят и гремят, колокола звенят.
В первых санках – дед, в других санках – баба.
В третьих санках – тетя.
— Проверьте. (Слайд № 9.)
Как по снегу, по метели трое саночек летели.
И шумят и гремят, колокольчики звенят.
В первых санках — дедушка, в других санках — бабушка.
В третьих санках — тетушка.
— Оденьте на суффиксы шапочки.
-Назовите, какие еще суффиксы называют предмет ласково,
или показывают, что предмет маленький. ( -ОЧК -,- ЕЧК- , -ЧИК-,-УШК — ).
-
Физминутка.
Есть на пальцах наших ногти
На руках запястья, локти.
Темя, плечи, шея, грудь
И животик не забудь.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове уха два
И мочки две.
Брови, скулы и виски
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот, что знаем мы с тобой.
6.Закрепление полученных знаний.
А ) Волшебники заблудились. Верните их на место.
( Работа по карточкам).
(Слайд № 10) (Слайд № 11).
ЛЕС ЕЧК а ЛЕС…..ОК
ЧАС ЫШК О ЧАС…..ИК
ЗВЕЗД ОК ЗВЕЗД…..ОЧК А
ЛЯГУШ ИК ЛЯГУШ…..ЕЧК а
СОЛН ОЧК а СОЛН….ЫШК О
Б) Работа над сказками.
-Еще один вид народного творчества – сказка.
— Какие сказки вы знаете?
— Что такое сказка?
-Да. Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное.
Есть в них и волшебство, и фантастические персонажи. Сказки доступным
языком рассказывают о жизни, учат добру, показывают выход из
сложных ситуаций.
Отгадайте, из каких сказок эти отрывки. Выпишите только те слова, в которых
есть уменьшительно-ласкательные суффиксы. Оденьте на них суффиксы.
Чтение логопедом отрывков из сказок. ( Работа у доски и в тетрадях )
— Жил-был старик со старухой, у них было три сына: двое умных, третий – Иванушка-дурачок.
( ИванУШКа-дураЧОК). (Слайд № 12)
-Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая.
( репКа ). (Слайд № 13).
— Снегурочке все бы тень да холодок, а то и лучше – частый дождичек.
( СнегурОЧКе. холодОК, дождиЧЕК ) (Слайд № 14)
— Съел петушок бобовое зернышко и подавился .
( петушОК, зернЫШКо ). (Слайд № 15).
— Медведь, медведь, отпусти меня в деревню: я бабушке да дедушке
гостинцев отнесу. А Машеньке того и надо.
( бабУШКе, дедУШКе, МашЕНЬКе) (Слайд № 16).
В) Работа с пословицами и поговорками.
( Работа у доски и в тетрадях).
— Мудрость, собранная многими поколениями, созданная народом,
точные и меткие выражения — это пословицы и поговорки.
— Давайте прочитаем пословицы и выберем только ту, в которой
встречаются слова с уменьшительно — ласкательным значением. (Слайд № 17)..
-. Запишите эти пословицы. Оденьте на суффиксы шапочки.
Зима без снега – лето без хлеба.
Хороший снежок урожай сбережет.
Г ) Работа со скороговоркой.
Скороговорки – это шуточный жанр народного творчества, фраза,
построенная на сочетании звуков для исправления неправильного произношения
слогов.
-Послушайте скороговорку. (Слайд № 18).
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Какие слова в ней имеют уменьшительно – ласкательное значение?
Какой звук в ней чаще всего повторяется?
Попробуй четко и ясно повторить эту скороговорку.
7. Рефлексия.
— Кто был главным на нашем уроке?
-Для чего служат суффиксы?
—Давайте вспомним все уменьшительно – ласкательные суффиксы и вырастим их
на дереве.
( Суффиксы называются учащимися и помещаются на дерево ).
— Что вам больше всего понравилось на уроке?
Список использованной литературы .
-
Занимательное азбуковедение . Москва .Просвещение. 1998.
-
Занимательная грамматика.Москва.Знание.1995.
Использованные Интернет-ресурсы.
1. http://images.yandex.ru/
Карточка к уроку по теме «УМЕНЬШИТЕЛЬНО – ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ»
(- ИК -, -ЕК- , — ОК — , — К — , -УШК — , — ЮШК — , -ЫШК — , — ОЧК — ,- ЕЧК — ,
— ОНЬК -, — ЕНЬК — ) , СУФФИКС – ИЩ — .
1. Образуй новые слова при помощи уменьшительно – ласкательного суффикса – ИК -, суффикса – ищ -.
Дом – дом……, дом…… .
Кот — кот…… , кот…… .
Стол — стол……, стол…… .
Лист — лист……, лист…… .
Енот — енот……, енот…… .
2. Отгадай загадку.
Запорошила дорожки.
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила,
И на санках прокатила.
— Образуй от слова отгадки слово с уменьшительно – ласкательным
суффиксом.
А) — Проведи звукослоговой анализ слова, которое получится .
——————————————————————————-
Б) — Подбери еще родственные однокоренные слова к этому слову.
Зима, …
В) — Какие еще слова в загадке называют предметы ласково?
Выдели суффикс, надень шапочки.
3. Измени слова, поставь в слова уменьшительно-ласкательные
суффиксы.
Как по снегу, по метели трое сан… летели.
И шумят, и гремят, колоколь … и звенят.
В первых санках – дед … а, в других санках – баб … а.
В третьих санках – тет … а.
4. Волшебники заблудились. Верни их на место.
— лес ЕЧКа — лес
— час ЫШК о — час
— звезд ОК — звезд
— лягуш ИК — лягуш
— солн ОЧК а — солн
—