План-конспект урока математики УМК «Гармония» 1 класс

Тема: Ломаная линия

Цель: создание условий для формирования представления о ломаной линии

Задачи урока:

  • узнать, что такое ломаная линия и из чего она состоит;

  • познакомиться с её видами;

  • проводить с помощью линейки отрезки, ломаные линии;

  • развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию;

  • развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;

  • совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками;

  • воспитывать сдержанность, чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы проведения урока: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Планируемые результаты:

Личностные: оценивают свою деятельность на уроке, соблюдают основные правила участия в общении на уроке, взаимодействуют со сверстниками при выполнении учебных заданий, проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов.

Предметные: знают, что такое ломаная линия, из чего она состоит, чем отличается от прямой, луча, кривой линии; сравнивают ломаные линии по длине с помощью линейки; строят ломаные в тетради.

Метапредметные:

1. регулятивные- самостоятельно ставят учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, контролируют выполнение учебных действий, адекватно воспринимают оценку учителя.

2. познавательные- участвуют в беседе, формулируют ответы на вопросы, читают формулировки вопросов и заданий в учебниках и тетрадях, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; анализируют, делают выводы, умозаключения, строят рассуждения; используют приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

3. коммуникативные- умеют слушать и понимать на слух речь учителя, одноклассников, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать речь для регуляции своих действий.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организацион-ный момент Цель: Проверка готовности к уроку, настроя на работу

— Гулять сегодня некогда

Мы заняты другим.

Пришли сегодня гости к нам

И мы их удивим.

Наш 1 класс

Вам покажет сейчас,

То, чего достигли мы

Находясь в пути.

Внимание! Проверь, дружок!

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, се ль в порядке?

Книга, ручка и тетрадка?

И цветные карандаши

Ты на парту положи.

И линейку не забудь!

В математику держишь путь!!!

А сейчас, ребята, поудобнее садитесь!

Не шумите, не вертитесь!

Внимательно считайте,

Я спрошу вас, отвечайте.

Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно!

Путешествие зовет-

Первоклашек на урок!

Приветствуют, проверяют готовность к уроку.

Отвечают на вопрос

Личностные УУД

Регулятивные

2. Актуализация опорных знаний Цель: Обобщить и систематизиро-вать изученный материал

работа в парах

-Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие — в сказку! А сказка это не простая, а математическая, и ее герои любят выполнять различные математические задания. А что это за сказка вы узнаете, если правильно расставите числа по порядку – расшифруйте слово (на листочках)

1 3 5 7 2 4 6

к л б к о о о (колобок)

— Вспомним правила работы в парах.

-Какое слово получилось?

-Как вы расставляли числа?

-У кого не получилось составить слово?

-Кто такой КОЛОБОК?

-Из какой сказки?

фронтальная работа

-Нам нужно будет помочь колобку справиться с трудностями, которые встретятся ему на пути. Сможем мы это сделать только в том случае, если будем внимательными.

-А что значит, быть внимательными?

-А для чего слушать?

-Я вижу, вы готовы отправиться с Колобком по математическим дорожкам. Сказка начинается.

— Жили-были дед да баба. Вот в таком замечательном домике.

-Из чего составлен домик?

-Как назвать другими словами?

-Из чего состоит крыша? Основание домика?

Что вы знаете об отрезке?

-Какие еще фигуры видите?

-Что вы знаете о луче?

-Что вы знаете о прямой?

-Все ли согласны с этими определениями?

-Может кто-то считает по — другому?

выполняют задание,

объясняют свои действия

Слайд № 1. (Зачитывает ученик).

Дают ответы (колобок)

(в порядке возрастания)

(сказочный персонаж, главный герой сказки)

Дают предположительные ответы на поставленные вопросы:

(Слушать учителя, ответы учеников)

(Для того, чтобы правильно выполнять задание, уметь исправить ошибку у себя и у других)

Слайд № 2. Отвечают на вопросы

(треугольник, круг, прямоуголь-ник)

(геометрические фигуры).

(из отрезков)

Показывают. Отрезок — это часть прямой линии, ограниченная с двух сторон. Показывают.

(лучи, прямые)

( Часть прямой линии, ограничен-ная с одной стороны). Показывают

( Линия, у которой нет начала и конца .Она бесконечна, не имеет границ, т.е. её можно продолжить в любую сторону). Показывают.

Сигнальная карточка (светофор)

Познавательные Коммуникативные

Регулятивные

3. Постановка учебной проблемы, формулирование темы урока

Цель: подведение детей к формированию темы и постановке задач урока

4.Открытие нового знания

Цель: формирование представления о ломаной линии

5.Закрепление нового материала

Цель: фиксирование изученного учебного содержания.

Цель: сохранение и укрепление здоровья.

-Продолжаем сказку.

Однажды дед попросил бабку испечь ему Колобок. А она говорит: «Я испеку тебе Колобок, если ты ответишь на мои загадки» (задания)

работа в группах

Нам предстоит работа в группах.

-Давайте вспомним правила работы.

-У командиров групп на столе лежат конверты с заданием, на каждом листочке одна линия (ломаная, кривая, прямая, отрезок, луч, замкнутая кривая ).

-Подойдите к командирам, рассмотрите карточки.

-Подумайте и скажите — какое задание можно предложить всем для работы ?

— Разделите.

— Какие варианты у вас получились?

Проверка. (По одному человеку от каждой группы приглашаю к доске для демонстрации группировок.)

-Назовите известные вам линии.

-Все линии назвали?

— Почему?

(Если называют: -почему эту линию так назвали? Если допускают ошибку относя к кривой: -кто считает иначе ? Сравним.)

— Какой будет тема нашего урока? Можем определить?

— А что бы вы хотели узнать про эту линию?

— Сегодня на уроке мы будем наблюдать за такими линиями, займёмся исследованием, совершим маленькие «открытия» и, надеюсь, ответим на многие ваши вопросы.

— Испекла бабка К. и положила его остывать на подоконник. А К. прыгнул на дорожку и покатился. А вот какой будет его дорога, узнаем позже.

-Помчался по дорожке,

Вдруг увидел чьи-то ножки.

Любит морковку.

Прыгает ловко.

Кто это?

Заяц: часто я в лесу гуляю,

Но чудес таких не знаю.

Чтоб катилась голова

Распевая хоть куда!

-Если сможешь мне помочь, отпущу тебя я прочь! Задание от Зайца: -Случилась — неудача. Его путь преградила большая река. «Что мне делать? Неужели возвращаться?» — подумал К. Помогите им перебраться через речку.

работа в парах (Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.)

— Попробуем сконструировать большой мост…

( У детей на партах находится материал для моделирования ломаной: соломка (спагетти), тесьма, палочки или цветные карандаши. Детям нужно выбрать соответствующий материал для построения ломаной линии и доказать свой выбор.)

— Обсудите, из какого материала вы будете моделировать линию.

-Докажите свой выбор.

— Как вы будете моделировать линию? С чего начнете?.Затем?..

Составление плана работы.

1.Сломать соломку на части. (Разрезать тесьму на части) 2. Выложить на парте. 3. Соединить части.

-Договоритесь, кто чем будет заниматься и выполняйте задание.

-Обсудите в паре и приготовьтесь ответить на вопрос: Какое название вы бы дали этой линии?

Что интересного заметили, моделируя линию?

В процессе наблюдения выясняем:

— части линии – отрезки (Как можно назвать части линии?)

— соединяются концами (Как соединяются отрезки?)

— идут друг за другом (Как следуют?) Последовательно.

-Какой можно сделать вывод?

-Кто разобрался в построении?

-Можете сейчас дать название линии? Назвать тему урока?

-Проверим, соединив буквы по порядку.

— Помогли К! Покатился он по лесной тропинке, распевая свою песенку.

-А на встречу ему серый, ворчливый…

Кто зимой холодной,

Бродит по лесу голодный?

Волк: Песню я твою послушал.

И тебя могу я скушать,

Вкусно я не ел сто лет,

Пригодишься на обед.

-Но, если справишься с моим заданием, то я тебя не трону.

Задание от Волка:

Работа в ТПО с.55 №129. – прочитайте, что нужно сделать?

— Соедините данные точки так, чтобы получилась ломаная линия. Какой инструмент нам поможет?

— Как будем соединять точки?

-Работаем аккуратно и точно. Проверка.

-Кому очень сложно было строить? Кто легко справился?

Физкультминутка

-Устал К., переволновался и решил отдохнуть.

С колобком и мы шагали

И немножечко устали.

А сейчас мы дружно встанем,

Отдохнем все на привале.

Влево, вправо повернись,

Наклонись и поднимись!

Ручки вверх и ручки в бок,

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим в припрыжку.

Молодцы, мои зайчишки!

Замедляем зайки шаг.

И на месте стой! Вот так!

А сейчас мы сядем дружно.

Нам еще работать нужно.

-Отдохнул К. и дальше в путь отправился и видит навстречу ему идет…

— Он всю зиму проспал

Лапу бурую сосал.

А проснувшись, стал реветь.

Кто же это?

Медведь: К! К! Я тебя съем!

-Что ты! Есть меня нельзя!

Посмотри! Со мной друзья!

-Ладно, вкусный К!

Отпущу тебя дружок!

Пусть девчонки и мальчишки

Решат задания для мишки.

Задание от медведя:

-Из чего состоит ломаная?

— Эти отрезки называются – ЗВЕНЬЯМИ.

— Сколько звеньев в нашей ломаной?

Предположите, какое наименьшее количество звеньев может быть.

— А 1 звено?

— Обозначьте синим карандашом точки, в которых звенья соединяются друг с другом. …

-На что похожи места соединений?

-Какой вывод сделаем?

— Обозначьте простым карандашом точки, которые являются концами ломаной.

-Давайте дадим линии название: начало — первая буква вашего имени, конец- это первая буква вашей фамилии.

-Что мы должны помнить?

(Показ 4-5 работ.)

-Какая линия получилась? Сколько звеньев?

-Что помогло вам быстро выполнить задание?

— В ходе исследований и наблюдений мы выяснили:

— Давайте еще раз посмотрим на ваши работы. Например, у…..

получилась интересная ломаная линия.

-Может кто-то из вас встречал ее в окружающем нас мире?.. На какой предмет она похожа?

— Где в жизни еще можно встретить модели ломаных линий?

-Посмотрите на слад. Что заметили? На какие группы можно разделить ломаные?

-Докажите. Показ модели складного метра.

-Какой вывод можно сделать?

-Не устали? Тогда можем идти дальше. А чей это хвостик мелькает в кустах?

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пушистый хвост краса.

Кто же это?

Лиса: Я-лисичка, я – сестричка!

Я хожу не слышно.

Рано утром по привычке

На охоту вышла.

Хоть от бабушки ушел,

Хоть от дедушки ушел.

А сейчас мне на зубок

Угодит ваш К!

-Помните, как закончилась сказка? А хотите, чтобы у сказки был счастливый конец?

-Лиса дала нам задание, мы выполним его и спасем К.

Работа в тетради.

-Постройте ломаную:1звено-2см, 2зв.-4см,3зв.-1см.

-Можно ли найти длину всей ломаной? Как? Запишите.

-0тпустила лиса К. И он решил вернуться к бабушке и дедушке. Они очень обрадовались, когда увидели его живым и невредимым.

Слайд № 3. Зачитывают

выполняют группировку с обсуждением в группе (по цвету : красные, синие; по форме- прямые, кривые).

-на доске на больших образцах выполняют группировку.

Слайд № 4. Ответы (Кривая, прямая, отрезок, луч, замкнутая кривая)

Отвечают. (Нет. Не знаем название одной линии)

Предположения детей, намечают задачи урока

-Как называется?

-Как начертить?

-Из чего состоит?

-Как сконструировать?

-Где можно увидеть?

Предложения детей.

Предположения детей (сломать на части, отрезать).

Выполнение практической работы.

Находят точное название линии («ломаная линия”). Слайд № 5

Отвечают (При помощи линейки соединить отрезки).

(Линейка. Отрезки можно начертить только по линейке. Ломаную линию так же).

( Последовательно. Друг за другом.

Ответы

Отвечают. (Ломаная линия состоит из отрезков.)

(наименьшее количество звеньев ломаной – 2.)

(Это отрезок)

(Вершины гор )

(Данные точки называются вершинами ломаной) Слайд № 5

(Имена собственные пишутся с большой буквы)

Отвечают на вопросы

Слайд № 6

Выдвигают свои предположения. (крыши домов, горы, цепь у велосипеда (есть звенья) и т.д. )

(Ломаные линии могут быть замкнутыми и незамкнутыми). Слайд № 7.

Выполняют построение, записывают решение.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Регулятивные

6. Итог урока. Рефлексия.

Цель: сопоставление поставленных задач и достигнутого результата, фиксация новых знаний.

-В какой сказке мы сегодня побывали?

-С какими трудностями встретился Колобок?

-Какое открытие мы сегодня сделали?

-Выполнили задачи, которые ставили в начале урока?

-Какова ломаная путешествия Колобка?

-Обозначьте вершины ломаной первыми буквами героев сказки

-Кто из вас на уроке работал активно?

-А кому из вас помогали справиться с заданием соседи по парте

-Только настоящие друзья придут на помощь!

-Оцените свою работу на уроке.

-Колобок оставил вам на память свое изображение. Возьмите карандаши и нарисуйте на нем свое настроение, с которым вы уходите с урока. Оно будет напоминать вам о нашем путешествии. Покажите нашим гостям.

-Какое оно у вас? А что это значит?

-Спасибо за урок!

Отвечают на поставленные вопросы

Слайд № 8

Оценивают свою работу на уроке

Регулятивные

Личностные

18

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here