Математика

1 класс

Тема: Решение простых задач. Обобщение.

Цель: Обобщить знания о простых задачах.

Задачи: — Формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

— Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.

Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.

Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Задача, условие, вопрос, решение

Межпредметные связи: «Математика», «Окружающий мир»

Ресурсы:

— основные — Предметная линия «Перспектива», учебник математики Дорофеева, часть 2.

— дополнительные —

  1. Схемы задач.

  2. Плакат «Правила групповой работы».

  3. Памятки: «дежурный», «контролер», «оратор», «секретарь».

  4. Чистая бумага, маркеры.

Тетради, ручки.

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Ход урока:

Технология проведения

Деятельность учителя и учащихся

Планируемые результаты

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

  1. Мотивация к уроку.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Вас ждут примеры и задачи,

Игры, шутки, все для вас

Я желаю вам удачи-

За работу в добрый час.

Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.

  1. За окном звенит капель

Продолжается апрель.

-Апрель – это месяц какого времени года?

— Какие признаки весны вы знаете?

Презентация. Дети по очереди читают стихи по слайдам.

Лёд вскрывает Апрель,

Ледоходом грохочет,

Половодьем накроет заливные луга.

Первоцветами нежными землю украсит,

Унесёт за собой холод, лёд и снега.

(Коммуникативные УУД).Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний (7 мин)

А вот и проталинка появилась. Ее принесла весна. Если вы отгадаете слово, то сможете узнать тему нашего урока.

Если вы отгадаете ребус, то сможете узнать тему нашего урока.

Дети говорят, что это задача.

— Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

— (решать задачи)

— Значит, тема нашего урока «Решение задач», а решать задачи мы будем не простые, а весенние.

— Из чего состоит задача? Прочитайте. Чего не хватает?

Знать названия месяцев и дней недели;

Уметь составлять равенство, используя связь целого и частей, сравнивать геометрические фигуры

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

III. Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.

2 мин

1. Работа в паре.

Перед вами карточки с математическими текстами.

-Прочитайте их и выберите задачу. Под каким она номером?

(дети читают в парах тексты, выбирают один, показывают соответствующую карточку с номером.)

!!!!

— Прочитайте выбранный текст. Почему вы решили, что это задача?

IV. Работа в группах

1. Инструктаж.

А сейчас будем работать в группах.

1. Повторим правила работы:

Слайд. Правила на слайде и у каждой группы на столе.

— Каждый должен принять участие в обсуждении.

— Не перебивать, говорить по очереди.

— Если не понял, группа объяснит.

— Выступление должно быть полным, с объяснением, с доказательством.

— Принять талант оформления

2. Чтобы у вас слаженно шла работа, необходимо распределить роли.

Выберите, кто из вас будет кем. Слайд

Для каждой роли на доске имеется памятка. Если вы забыли, как работать, найдите свою памятку и прочитайте.

2. Самостоятельная работа в группах.

На столе у каждой группы схема задачи. По этой схеме нужно составить условие и вопрос задачи на тему «Весна». Потом эту задачу решить.

3. Проверка работы в группах.

Оратор каждой группы зачитывает условие, вопрос. Секретарь записывает решение и ответ задачи на доске.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

V. Работа над составной задачей.

-Давайте выберем, в какой группе была самая интересная задача. А теперь эту задачу превратим в составную.

— Что такое составная задача?

— Какой вопрос можно поставить к условию этой задачи, чтобы она решалась двумя действиями?

Учитель с детьми решает задачу у доски.

Решение и ответ дети записывают в тетради.

Уметь различать условие и вопрос задачи.

Уметь оформлять решение задачи.

VI. Итог урока

— Весна — это пробуждение природы, прилет птиц, появление первых цветов.

Наш весенний урок заканчивается.

— Что вам больше всего понравилось? Что было интересно? Что было трудно?

Умение определять составные части задачи

VII. Рефлексия.

Учение оценивать свою деятельность

Этапы работы

-Математический текст, в котором есть условие и вопрос, на который нужно ответить? Что это за слово? Задача. Значит что мы сегодня будем делать на уроке? Какие составные части задачи вы знаете?.

  1. Работа в парах.

Перед вами карточки с номерами – 1, 2, 3, 4.

Под каким номером текст является задачей? Почему?

Карточка

  1. На проталинке распустились ветреницы, одуванчики, медуницы. Сколько всего цветов распустилось?

  2. Над цветами летало 5 синих бабочек и 2 белых.

  3. На дереве сидело 6 воробьев и 2 синицы. Сколько всего птиц сидело на дереве?

  4. По ручейку плыло 3 желтых кораблика и 2 красных. Сколько плыло красных корабликов?

-Поднимите карточку с тем номером, под которым находиться задача.

Почему вы не выбрали №1? № 2? № 4?

  1. Работа в группах.

  1. Составить интересную задачу по заданной схеме.

  2. Записать красиво решение.

  3. Рассказать свою задачу.

  4. Объяснить решение.

  5. Оценить работу в группе.

Схемы задач

Правила групповой работы:

-Не перебивать, говорить по очереди.

— Каждый должен принять участие в обсуждении.

-Если не понял, группа объяснит.

-Выступление должно быть полным, с объяснением, с доказательством.

-Примени талант в оформлении работы.

Помни:

Успех всей группы — это успех каждого!

Успех каждого- это успех всей группы!

Распределение ролей. Прочитать памятки.

  1. «Контролер»- задает вопросы, выслушивает каждого.

  2. «Секретарь»- пишет, оформляет решение группы.

  3. «Оратор»- выступает с результатом, отвечает на вопросы.

  4. «Дежурный»- следит за порядком в группе (говорить по очереди, шепотом).

Памятка контролеру.

  1. Что означает каждый элемент схемы? Все согласны? Кому не понятно?

  2. Каждый придумывает свою задачу.

  3. По очереди каждый рассказывает свою задачу, а остальные оценивают: «правильно- нет», «интересная?».

  4. Какие главные слова в задаче?

  5. Кто будет рассуждать? Все согласны? Кому не понятно?.

  6. Оратор, проговори нашу задачу, объясни решение!

Памятка оратору.

Четко проговаривает текст задачи, показывая на элементы схемы, объясняет решение.

  1. Проверка и оценка работы групп.

-«Ораторы» по очереди читают свою задачу, показывая на схему.

-Ученики других групп оценивают правильность и оригинальность текста.

-Записывают решение в своих тетрадях.

-«Секретарь» показывает решение группы.

-Все сверяют, оценивают: чья задача была самая интересная, чья задача была сложнее, что было нового. Это тема следующего урока.

6.Рефлексия.

Весна- это пробуждение природы, прилет птиц, появление первых цветов. Я хочу подарить вам капельку весны цветок, а какой- вы выберите сами. Если вам было легко решать задачи- желтый, если были затруднения- голубой, а если было очень трудно- белый. Поднимите свои цветочки.

Памятка секретарю.

Оформляет красиво, крупно решение, наименование, пояснение.

Памятка дежурному

Говорить по очереди! Шепотом!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here