Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34

с углубленным изучением отдельных предметов»

План-конспект

урока математики

на тему: «Квадрат»

Подготовила:

учитель начальных классов

Митронина О.В.

г. Старый Оскол

2011

Тема: «Квадрат».

Цель: 1. Ознакомить со свойствами квадрата, с решением задач на нахождение периметра квадрата.

2. Повторить свойства прямоугольника, учить детей различать квадрат среди других геометрических фигур; повторить решение уравнений.

3. Развивать вычислительные приёмы, навыки, память, мышление, смекалку.

Учебные материалы. Учебник «Математика». 2 класс

(Авторы: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И.); презентация урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент, сообщение темы урока.

Сегодня мы с вами отправимся в путь
и знания с собой взять не забудь!
Ждут нас встречи и друзья,
Четырёхугольников семья.

Сегодня мы с вами отправимся в страну Геометрию и познакомимся с жителями, которые в ней живут. Некоторых вы уже знаете, а с одним из них мы познакомимся сегодня.

— Давайте запишем в тетрадях дату нашего путешествия.

Число.

Классная работа.

Но чтобы запомнить всё, что мы там увидим, нам надо быть очень внимательными. Поэтому как всегда перед путешествием потренируем своё внимание и память.

2. Устный счёт.

— Представьте себе, что мы сейчас находимся на Математической поляне.

Здесь светит математическое солнце, поют математические птички, математические цветы качаются на ветру. Вдруг набежала туча на солнышко и всё вдруг потемнело. Перестали петь птички, поникли цветы. Давайте освободим солнышко. Для этого нам надо выполнить несколько заданий.

Задание 1. Геометрические бусы

Из разных цифр я сделал бусы,

А в тех местах, где чисел нет,

Поставьте минусы и плюсы,

Чтоб данный получить ответ

— Молодцы, ребята, справились с заданием, посмотрите, наше солнышко показалось из-за тучи.

Задание 2. Решение задач.

— Хорошо, ребята, и с этим заданием вы справились, посмотрите солнышко ещё больше вышло из-за тучи.

Задание 3. Работа с геометрическим материалом.

Вот волшебный дом.
Много фигур в нём.
Какие фигуры ты заметил, расскажи.
Сколько четырёхугольников
И треугольников, покажи.

Дети считают и показывают свои ответы

— Молодцы, ребята, вы выполнили все задания и освободили солнышко. Ура!

3. Новая тема.

— Вот теперь я могу рассказать вам сказку. Только сказка эта необычная, а геометрическая. Называется “Родственники”. Слушайте.

-Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, т. к. при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Кого бы ни встретила она на своём пути, всем хвалилась: “Посмотрите на меня: противоположные стороны мои ровны, углы все прямые”.

— Как же зовут тебя? – спрашивали встречные.

— А зовут меня…

— Назовите эту фигуру, ребята.

(Прямоугольник)

— Правильно, прямоугольник. А почему же она так называется?

(Все углы прямые и противоположные стороны равны, значит это прямоугольник).

— Ходил прямоугольник по свету, и стало тяготить его одиночество: ни побеседовать не с кем, ни потрудиться в хорошей и дружной компании. А уж, какое веселье одному? Весело бывает только с друзьями. И прямоугольник решил поискать родственников. “Если встречу родственника, то я его сразу узнаю, — думал прямоугольник, — ведь он на меня должен быть чем-то похож”.

— Однажды встречает он на пути такую фигуру (учитель вывешивает четырёхугольник). Стал к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре. И спросил тогда:

— Как зовут тебя?

— Меня зовут…

(Четырёхугольник)

— А как же ты докажешь что мы родственники?

— Очень просто. Все мы имеем два общих признака.

— Вы сможете их назвать, ребята?

(4 угла и 4 стороны)

— Значит и фамилия у них одна – Четырёхугольник.

— Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоём жить-поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе и по белу свету гулять. Отдыхают они однажды на опушке леса и видят, выходит из-за кустов ещё какая-то фигура и направляется прямо к ним. А вид она имела такой (учитель вывешивает квадрат). Поздоровались фигуры вежливо. Новая фигура говорит:

— Долго я искал представителей нашего старинного рода. Наконец-то нашёл своих близких родственников.

— А как же ты докажешь, что мы родственники?

— Очень просто. Мы с Четырёхугольником имеем два общих признака – 4 угла, 4 стороны.

— А с прямоугольником – 4 общих признака.

— Ребята, назовите их.

(4 угла, все углы прямые, 4 стороны, противоположные стороны равны).

— А как же зовут тебя?

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его? (Квадрат).

— Так встретились и стали жить-поживать вместе три родственные фигуры, которые назывались теперь одним словом – четырёхугольники.

— Понравилась сказка? О какой новой фигуре узнали? (О квадрате)

— Как, одним словом назывались фигуры в сказке? (Четырёхугольники)

И вот три товарища отправились дальше по стране Геометриии дошли до горы Знаний. Чтобы ее преодолеть , давайте поработаем с учебником.

— Откройте учебник на стр.30 и проверьте с помощью модели прямого угла, что все эти четырёхугольники – прямоугольники.

— Теперь, с помощью линейки, среди этих прямоугольников найдите такие, у которых все стороны равны. (1 и 4).

— Эти фигуры называются – квадраты.

Дети читают определение, проговариваем его хором, затем 1-2 ученика проговаривают самостоятельно.

4. Физкультминутка.

5. Закрепление новой темы.

— Мы дошли с Вами до Реки примеров. Чтобы перебраться на другой берег нам нужен плот. Но у каждого из вас будет свой плот.

Стр.30 №3. (Начерти в тетради квадрат, длина стороны которого 2см. Найти периметр этого квадрата).

Проверить как найти периметр.

6. Работа над пройденным материалом.

Ну, вот теперь мы можем отправиться с вами на нашем плоте по реке примеров

Самостоятельная работа.

Решение примеров стр.30 №4. (Вычисли и проверь сложение вычитанием, а вычитание сложением).

+38

_75

+14

_82

24

26

26

79

(Один ученик работает за створкой доски, остальные – в тетрадях. Кто решит первым поднимает руку, учитель проверяет, оценивает работу. Затем остальные дети сверяются с решением у доски).

— По нашей реке Примеров мы добрались с вами до Остова «ИКС»

Решение уравнений стр.30 №7 — с объяснением у доски.

75 – Х = 75 4 + Х = 64 89 – У = 0

7. Итог урока.

— Вот и заканчивается наше путешествие по стране Геометрии. Но мы с вами обязательно в ней побываем еще не раз. Вам было интересно?

— С какой новой геометрической фигурой мы познакомились?

(- Квадрат).

— А кто мне скажет какая фигура называется квадратом?

(Дети дают определение квадрата. Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны).

— Ребята, а с каким чувством относились друг к другу фигуры из сказки?

(- С доброжелательностью).

— Я надеюсь, что и вы будете относиться друг к другу и окружающим с добротой и вниманием.

8. Домашнее задание.

Литература:

1. Лазутина В.Ф., Устный счёт с улыбкой. – М.: 1990г.

2. Моро М.И., Бантова М.А., Волкова С.И. Математика. Учебник для 2 класса. Часть 2. – М.: Просвещение, 2006г.

3. Семакина Л.И., Сбоева Н.А. Методическое пособие по математике. 2 класс. М.: Вако, 2003г.

4. Чилингирова Л. Играя учимся математике. – М.: Просвещение, 1995г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here