Урок математики во 2 «Б» классе

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Новые мерки и умножение». «Школа 2000…»

Учитель начальных классов: Мирзаханян Инна Рубеновна

Основные цели:

1) сформировать представления о новом арифметическом действии умножении; раскрыть его смысл, формировать умение записывать выражения с действием умножения;

2) тренировать умение решать текстовые задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.

Оборудование:

— для учителя: компьютер, программа PowerPoint2003, мультимедийный проектор, экран, презентация;

— для учащихся: учебник Л.Петерсон «Математика. 2 класс».

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

— Посмотрите на домик. (Слайд 2.)

Он состоит из деталей. Что будет если одну из деталей убрать?

— Вот так же и знания человека состоят из «маленьких деталей». И только когда эти «детали» собраны вместе и не упущена ни одна, тогда знания начинают действовать, и их можно применить в жизни. Каждый урок и то, чему вы на нём учитесь, являются такими «деталями», частями знаний. Сегодня вы продолжите учиться, получать знания, «строить дома знаний».

— Кто в сказках строили домики?

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

— Жили-были на свете три поросенка. (Слайд 3.) Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками.

Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. (Слайд 4.) Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужах.

Но вот наступила осень, с деревьев один за другим облетали листья. Но это были не простые, а математические листья. (Слайд 5.)

1)Тренинг вычислительных навыков и мыслительных операций.

— Установите закономерность и найдите пропущенные числа.

27, 33, 39, …, 51, …, …, 69.(Числа увеличиваются на 6, пропущены числа 45, 57, и 63.)

— Назовите самое большое число в этом ряду. (69.) Назовите самое маленькое число. (27.)

— На сколько 27 меньше 69? (На 42.) На сколько 69 больше 27? (На 42.)

— Дайте характеристику числу 69. (69 – двузначное число, содержит 6 десятков и 9 единиц, предыдущее 68, последующее 70, сумма цифр 15, сумма разрядных слагаемых 60 = 9.)

— С каждым днем становилось все холоднее и холоднее. Наф-Наф предложил своим братьям построить дом и зимовать вместе под одной теплой крышей. Но его братьям не хотелось браться за работу. Они только и делали, что играли в свои поросячьи игры.

2) Актуализация умения преобразовывать выражения.

— Рассмотрите выражения. (Слайд 6.)

Что в них общего? (Это – суммы, содержат 4 слагаемых, слагаемые – именованные числа.)

21 м² + 21 м² + 21 м² + 21 м²

4 см² + 4 см² + 4 см² + 4 см²

16 кг + 16 кг + 16 кг + 16 кг

32 см² + 32 см² + 35 см² + 32 см²

— Найдите лишнее выражение. (Второе – слагаемые однозначные, а в остальных суммах – двузначные; третье – складываются единицы массы, а в остальных – единицы площади; четвертое – не все слагаемые равны, а в остальных суммах все слагаемые равны.)

— И только тогда, когда большая лужа у дороги стала по утрам покрываться тоненькой корочкой льда, ленивые братья взялись, наконец, за работу.

— Пока они строят домики, мы тоже займёмся делом.

2) Счет укрупненными единицами счета.

— Откройте учебники страница 64 задание № 1 (а, б). (Слайд 7.)

— Что нужно сделать с точками на первом рисунке? (Сгруппировать их по 5.)

— Сгруппируйте.

— Сколько получилось групп? (8.)

— А сколько всего точек? Как это можно узнать? (Сложить по 5 8 раз.)

— Посчитайте.

Один из учащихся записывает выражение и ищет его значение у доски.

— Чем сначала считали? (Группами.)

— А 40 чего? (Точек.)

— Значит, сумма 40 появилась при переходе, от каких единиц, к каким единицам? (От групп к точками, от крупных единиц к мелким единицам.)

— Рассмотрите второй рисунок. (Слайд 8.)

— Сколько больших прямоугольников содержится в фигуре? (7 прямоугольников.)

— А сколько маленьких клеток в одном большом прямоугольнике? (10 маленьких клеток.)

— Найдите значение этого выражения.

Учащиеся записывают выражение и находят значение этого выражения.

Что общего у второй задачи с первой? (Переход от крупных счетных единиц к мелким счётным единицам.)

— Итак, всегда при переходе от более крупных счетных единиц к более мелким счётным единицам появляются суммы равных слагаемых.

— Ниф-Ниф смастерил дом из соломы и направился к Нуф-Нуфу. (Слайд 9.)

3) Составление выражений к задачам.

— В каких заданиях вы можете встретить сложение одинаковых слагаемых? (При решении задач.)

— Итак, составьте выражения к следующим задачам и запишите их. (Слайд 10.)

Учитель читает задачи из учебника на странице 64 задание № 1 (в, г), учащиеся составляют и записывают выражения.

— Какое выражение вы составили к первой задаче? (2 + 2 + 2 + 2.)

— Почему слагаемым вы выбрали число 2? (В стакан входит 2 чашки воды.)

— Почему выбрали действие сложение? (Нужно найти целое.)

— Кто допустил ошибку?

— В чем она?

-Исправьте ошибку зеленой ручкой.

Выражение ко второй задаче анализируется аналогично. (Слайд 11.)

— Нуф-Нуф невдалеке тоже строил себе домик. Нуф-Нуф построил домик из веток и тонких прутьев. (Слайд 12.)

— Ну вот и твой дом готов! — сказал Ниф-Ниф брату. — Я говорил, что мы быстро справимся с этим делом! Теперь мы свободны и можем делать все, что нам вздумается!

4) Задание для пробного действия.

— Что вы повторили и узнали? (Мы повторили счет укрупненными единицами счета, составление выражений с одинаковыми слагаемыми к задачам.)

— Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)

— Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)

— Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)

— Отправились два брата к Наф-Нафу. Наф-Наф, не спеша, строил себе надежный, прочный дом, в котором можно было бы укрыться от ветра, дождя и мороза. (Слайд 13.)

— Найдите в учебнике на странице 65 задание 2. Прочитайте.

-Что нового в этом задании? (Мы пока не знаем, нужно попробовать выполнить это задание.)

-Попробуйте выполнить это задание.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

— Итак, кто не смог записать выражение?

Вероятнее всего большинство учащихся не смогут записать выражение к задаче.

-Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли составить выражение к задаче.)

Однако может возникнуть ситуация, при которой некоторые учащиеся составят выражения с использованием знака действия умножения. В таком случае затруднение фиксируется так:

— Ребята, докажите, что вы, верно, составили выражение. Назовите правило, которое вы использовали при составлении выражения.

Учащиеся в замешательстве, так как знак детям знаком, но логика и правило составления выражений с действием умножения детям не известны.

— Что вы не можете сделать? (Мы не можем доказать, что составили выражение правильно, мы не можем назвать правило, по которому составляли выражение.)

— Что надо сделать дальше? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)

3. Выявление места и причины затруднения.

— Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были составить выражение к задаче.)

— Каким правилом вы пытались воспользоваться при составлении выражения? (Чтобы найти целое, нужно части сложить.)

— Что особенного в этом выражении? (Мы должны сложить одинаковые слагаемые.)

— В чем затруднение? (Получается слишком длинное выражение, мы не смогли даже записать и половины.)

— Почему же возникло затруднение? (Использование действия сложения в данной задаче неудобно, а другого способа записи одинаковых слагаемых мы не знаем.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать новый способ записи суммы одинаковых слагаемых.)

— Чему же посвящен сегодняшний урок? (Способу записи суммы одинаковых слагаемых.)

Учитель записывает на доске тему урока: «Способ записи суммы одинаковых слагаемых». (Слайд 14.)

— Что вам может помочь. На каком языке вы не можете записать? (На математическом.)

— На каком языке вы можете записать? (С помощью слов.)

— Что после этого можно сделать? (Подумать, какое слово можно заменить каким-либо знаком.)

— А если вам этот знак не известен? (Мы узнаем, какой знак принято использовать.)

5. Реализация построенного проекта.

-Что вы должны записать в выражении? (27 взять 856 раз.)

Учитель записывает на доске.

— Какое слово нужно заменить математическим знаком? (Слово «взять».)

— Известен ли вам этот знак? (Нет.)

— Подумайте, каким знакам вы бы заменили это слово?

Учащиеся предлагают свои варианты, некоторые из них учитель записывает на доску.

— Ребята, если вы все будем использовать свои знаки, смогут ли нас понять другие люди? (Нет.)

— Что же делать? (Нужно выяснить, какой знак принято использовать, а его можно посмотреть в учебнике.)

— Откройте учебники на странице 65. Прочитайте.

— Какой знак предлагают использовать? (Точку или крестик.)

— Как называется это арифметическое действие? (Умножение.)

— Что такое умножение? (Это арифметическое действие, с помощью которого находится сумма одинаковых слагаемых.)

Учитель корректирует тему урока на доске. (Слайд 15.)

— Что в записи с действием умножением показывает первое число? (Какое слагаемое складывают.)

— Что показывает второе число? (Сколько раз слагаемое повторяется.)

Учитель вывешивает на доску эталон.

— Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

— Что теперь вы можете делать? (Записывать сумму одинаковых слагаемых быстро, кратко.)

— То дальше вы будете делать? (Потренируемся в записи суммы одинаковых слагаемых.)

— Пойдем, Нуф-Нуф, — сказал тогда Ниф-Ниф. — Нам тут нечего делать! И два храбрых братца пошли гулять. По дороге они пели и плясали.

Физминутка. Танец маленьких поросят. (Слайд 16.)

— А когда вошли в лес, то так расшумелись, что разбудили волка, который спал под сосной. И вдруг они увидели настоящего живого волка!

— Он стоял за большим деревом, и у него был такой страшный вид, такие злые глаза и такая зубастая пасть. Сверкая пятками и поднимая тучи пыли, они неслись каждый к своему дому.

Сначала волк разрушил домик Ниф-Нифа. (Слайд 17.)

А потом – дом Нуф-Нуфа. (Слайд 18.)

— Со всех ног бросились убегать поросята. Через минуту он был уже у двери Наф-Нафа. Волк решил обмануть поросят.

— Поможем им.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1)Фронтальная работа.

3 (1, 2 строчки), стр. 65

— Найдите 3 на странице 65.

— Что нужно сделать в этом задании? (Записать суммы одинаковых слагаемых с помощью знака действия умножения.)

— Выполните это задание в первых двух строках.

Учащиеся по цепочке выполняют задание с комментированием. Вариант комментированием:

— В первом выражении складываются одинаковые слагаемые равные 7. Поэтому первое число будет 7. Это слагаемое повторяется 4 раза. Дописываю выражение 7 · 4.

Остальные выражения комментируются аналогично.

6 (1 пр.), стр. 66

— Найдите 6 на странице 66.

— Какое задание вы должны выполнить? (Заменить данные выражения суммами.)

— Выполните это задание для первого выражения.

Один из учащихся выполняет задание с комментированием.

2) Работа в парах.

Учитель записывает на доску задания для работы в парах: 3 (3 строчка), стр. 65, 6 (2 и 3 пр.), стр. 66

— Выполните эти задания в парах.

Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием.

Проверьте свои результаты.

— Кто из вас ошибся?

— В чем ошибка?

— Исправьте ошибки.

— Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

3 (4 строчка), стр. 65, 6 (4 пр.), стр. 66

— Закончите выполнять эти задания самостоятельно.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Образец вывешивается на доску рядом с эталоном. (Слайд 19, 20.)

— Кто из вас ошибся?

— В чем ошибка? (…)

— Исправьте ошибку.

— Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)

— Кто не ошибся?

— Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

— Разрушить стены не удалось, и волк решил проникнуть в дом через трубу. (Слайд 21.)

Черный, как трубочист, волк бултыхнулся прямо в кипяток. С диким ревом ошпаренный волк вылетел в трубу обратно на крышу, скатился по ней на землю, и бросился в лес. (Слайд 22.)

А три брата, три маленьких поросенка, глядели ему вслед и радовались, что они так ловко проучили злого разбойника. С этих пор братья стали дружно жить под одной крышей.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Узнать более удобную запись суммы одинаковых слагаемых.)

— Вам удалось достичь цели? (Да.)

— У кого не возникло трудностей в «открытии» нового?

— Кому еще трудно?

— Кто смог преодолеть трудности? Что помогло?

— Кто не смог? Как вы думаете почему?

— Кому на уроке помогла внимательность?

— Кому из вас внимательности не хватило?

— Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. (Слайд 23.)

— Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.

Учащиеся показывают свои результаты на «лестнице успеха». Учитель анализирует результаты оценивания.

Далее учитель комментирует домашнее задание. (Слайд 24.)

Домашнее задание:

№ 9, стр. 66.

☺ № 10*, стр. 66

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here