Урок математики во 2 «Б» классе
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Новые мерки и умножение». «Школа 2000…»
Учитель начальных классов: Мирзаханян Инна Рубеновна
Основные цели:
1) сформировать представления о новом арифметическом действии умножении; раскрыть его смысл, формировать умение записывать выражения с действием умножения;
2) тренировать умение решать текстовые задачи.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.
Оборудование:
— для учителя: компьютер, программа PowerPoint2003, мультимедийный проектор, экран, презентация;
— для учащихся: учебник Л.Петерсон «Математика. 2 класс».
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
— Посмотрите на домик. (Слайд 2.)
Он состоит из деталей. Что будет если одну из деталей убрать?
— Вот так же и знания человека состоят из «маленьких деталей». И только когда эти «детали» собраны вместе и не упущена ни одна, тогда знания начинают действовать, и их можно применить в жизни. Каждый урок и то, чему вы на нём учитесь, являются такими «деталями», частями знаний. Сегодня вы продолжите учиться, получать знания, «строить дома знаний».
— Кто в сказках строили домики?
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
— Жили-были на свете три поросенка. (Слайд 3.) Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками.
Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. (Слайд 4.) Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужах.
Но вот наступила осень, с деревьев один за другим облетали листья. Но это были не простые, а математические листья. (Слайд 5.)
1)Тренинг вычислительных навыков и мыслительных операций.
— Установите закономерность и найдите пропущенные числа.
27, 33, 39, …, 51, …, …, 69.(Числа увеличиваются на 6, пропущены числа 45, 57, и 63.)
— Назовите самое большое число в этом ряду. (69.) Назовите самое маленькое число. (27.)
— На сколько 27 меньше 69? (На 42.) На сколько 69 больше 27? (На 42.)
— Дайте характеристику числу 69. (69 – двузначное число, содержит 6 десятков и 9 единиц, предыдущее 68, последующее 70, сумма цифр 15, сумма разрядных слагаемых 60 = 9.)
— С каждым днем становилось все холоднее и холоднее. Наф-Наф предложил своим братьям построить дом и зимовать вместе под одной теплой крышей. Но его братьям не хотелось браться за работу. Они только и делали, что играли в свои поросячьи игры.
2) Актуализация умения преобразовывать выражения.
— Рассмотрите выражения. (Слайд 6.)
— Что в них общего? (Это – суммы, содержат 4 слагаемых, слагаемые – именованные числа.)
21 м² + 21 м² + 21 м² + 21 м²
4 см² + 4 см² + 4 см² + 4 см²
16 кг + 16 кг + 16 кг + 16 кг
32 см² + 32 см² + 35 см² + 32 см²
— Найдите лишнее выражение. (Второе – слагаемые однозначные, а в остальных суммах – двузначные; третье – складываются единицы массы, а в остальных – единицы площади; четвертое – не все слагаемые равны, а в остальных суммах все слагаемые равны.)
— И только тогда, когда большая лужа у дороги стала по утрам покрываться тоненькой корочкой льда, ленивые братья взялись, наконец, за работу.
— Пока они строят домики, мы тоже займёмся делом.
2) Счет укрупненными единицами счета.
— Откройте учебники страница 64 задание № 1 (а, б). (Слайд 7.)
— Что нужно сделать с точками на первом рисунке? (Сгруппировать их по 5.)
— Сгруппируйте.
— Сколько получилось групп? (8.)
— А сколько всего точек? Как это можно узнать? (Сложить по 5 8 раз.)
— Посчитайте.
Один из учащихся записывает выражение и ищет его значение у доски.
— Чем сначала считали? (Группами.)
— А 40 чего? (Точек.)
— Значит, сумма 40 появилась при переходе, от каких единиц, к каким единицам? (От групп к точками, от крупных единиц к мелким единицам.)
— Рассмотрите второй рисунок. (Слайд 8.)
— Сколько больших прямоугольников содержится в фигуре? (7 прямоугольников.)
— А сколько маленьких клеток в одном большом прямоугольнике? (10 маленьких клеток.)
— Найдите значение этого выражения.
Учащиеся записывают выражение и находят значение этого выражения.
— Что общего у второй задачи с первой? (Переход от крупных счетных единиц к мелким счётным единицам.)
— Итак, всегда при переходе от более крупных счетных единиц к более мелким счётным единицам появляются суммы равных слагаемых.
— Ниф-Ниф смастерил дом из соломы и направился к Нуф-Нуфу. (Слайд 9.)
3) Составление выражений к задачам.
— В каких заданиях вы можете встретить сложение одинаковых слагаемых? (При решении задач.)
— Итак, составьте выражения к следующим задачам и запишите их. (Слайд 10.)
Учитель читает задачи из учебника на странице 64 задание № 1 (в, г), учащиеся составляют и записывают выражения.
— Какое выражение вы составили к первой задаче? (2 + 2 + 2 + 2.)
— Почему слагаемым вы выбрали число 2? (В стакан входит 2 чашки воды.)
— Почему выбрали действие сложение? (Нужно найти целое.)
— Кто допустил ошибку?
— В чем она?
-Исправьте ошибку зеленой ручкой.
Выражение ко второй задаче анализируется аналогично. (Слайд 11.)
— Нуф-Нуф невдалеке тоже строил себе домик. Нуф-Нуф построил домик из веток и тонких прутьев. (Слайд 12.)
— Ну вот и твой дом готов! — сказал Ниф-Ниф брату. — Я говорил, что мы быстро справимся с этим делом! Теперь мы свободны и можем делать все, что нам вздумается!
4) Задание для пробного действия.
— Что вы повторили и узнали? (Мы повторили счет укрупненными единицами счета, составление выражений с одинаковыми слагаемыми к задачам.)
— Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
— Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
— Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
— Отправились два брата к Наф-Нафу. Наф-Наф, не спеша, строил себе надежный, прочный дом, в котором можно было бы укрыться от ветра, дождя и мороза. (Слайд 13.)
— Найдите в учебнике на странице 65 задание 2. Прочитайте.
-Что нового в этом задании? (Мы пока не знаем, нужно попробовать выполнить это задание.)
-Попробуйте выполнить это задание.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
— Итак, кто не смог записать выражение?
Вероятнее всего большинство учащихся не смогут записать выражение к задаче.
-Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли составить выражение к задаче.)
Однако может возникнуть ситуация, при которой некоторые учащиеся составят выражения с использованием знака действия умножения. В таком случае затруднение фиксируется так:
— Ребята, докажите, что вы, верно, составили выражение. Назовите правило, которое вы использовали при составлении выражения.
Учащиеся в замешательстве, так как знак детям знаком, но логика и правило составления выражений с действием умножения детям не известны.
— Что вы не можете сделать? (Мы не можем доказать, что составили выражение правильно, мы не можем назвать правило, по которому составляли выражение.)
— Что надо сделать дальше? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
— Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были составить выражение к задаче.)
— Каким правилом вы пытались воспользоваться при составлении выражения? (Чтобы найти целое, нужно части сложить.)
— Что особенного в этом выражении? (Мы должны сложить одинаковые слагаемые.)
— В чем затруднение? (Получается слишком длинное выражение, мы не смогли даже записать и половины.)
— Почему же возникло затруднение? (Использование действия сложения в данной задаче неудобно, а другого способа записи одинаковых слагаемых мы не знаем.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
— Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать новый способ записи суммы одинаковых слагаемых.)
— Чему же посвящен сегодняшний урок? (Способу записи суммы одинаковых слагаемых.)
Учитель записывает на доске тему урока: «Способ записи суммы одинаковых слагаемых». (Слайд 14.)
— Что вам может помочь. На каком языке вы не можете записать? (На математическом.)
— На каком языке вы можете записать? (С помощью слов.)
— Что после этого можно сделать? (Подумать, какое слово можно заменить каким-либо знаком.)
— А если вам этот знак не известен? (Мы узнаем, какой знак принято использовать.)
5. Реализация построенного проекта.
-Что вы должны записать в выражении? (27 взять 856 раз.)
Учитель записывает на доске.
— Какое слово нужно заменить математическим знаком? (Слово «взять».)
— Известен ли вам этот знак? (Нет.)
— Подумайте, каким знакам вы бы заменили это слово?
Учащиеся предлагают свои варианты, некоторые из них учитель записывает на доску.
— Ребята, если вы все будем использовать свои знаки, смогут ли нас понять другие люди? (Нет.)
— Что же делать? (Нужно выяснить, какой знак принято использовать, а его можно посмотреть в учебнике.)
— Откройте учебники на странице 65. Прочитайте.
— Какой знак предлагают использовать? (Точку или крестик.)
— Как называется это арифметическое действие? (Умножение.)
— Что такое умножение? (Это арифметическое действие, с помощью которого находится сумма одинаковых слагаемых.)
Учитель корректирует тему урока на доске. (Слайд 15.)
— Что в записи с действием умножением показывает первое число? (Какое слагаемое складывают.)
— Что показывает второе число? (Сколько раз слагаемое повторяется.)
Учитель вывешивает на доску эталон.
— Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
— Что теперь вы можете делать? (Записывать сумму одинаковых слагаемых быстро, кратко.)
— То дальше вы будете делать? (Потренируемся в записи суммы одинаковых слагаемых.)
— Пойдем, Нуф-Нуф, — сказал тогда Ниф-Ниф. — Нам тут нечего делать! И два храбрых братца пошли гулять. По дороге они пели и плясали.
Физминутка. Танец маленьких поросят. (Слайд 16.)
— А когда вошли в лес, то так расшумелись, что разбудили волка, который спал под сосной. И вдруг они увидели настоящего живого волка!
— Он стоял за большим деревом, и у него был такой страшный вид, такие злые глаза и такая зубастая пасть. Сверкая пятками и поднимая тучи пыли, они неслись каждый к своему дому.
— Сначала волк разрушил домик Ниф-Нифа. (Слайд 17.)
—А потом – дом Нуф-Нуфа. (Слайд 18.)
— Со всех ног бросились убегать поросята. Через минуту он был уже у двери Наф-Нафа. Волк решил обмануть поросят.
— Поможем им.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1)Фронтальная работа.
№ 3 (1, 2 строчки), стр. 65
— Найдите № 3 на странице 65.
— Что нужно сделать в этом задании? (Записать суммы одинаковых слагаемых с помощью знака действия умножения.)
— Выполните это задание в первых двух строках.
Учащиеся по цепочке выполняют задание с комментированием. Вариант комментированием:
— В первом выражении складываются одинаковые слагаемые равные 7. Поэтому первое число будет 7. Это слагаемое повторяется 4 раза. Дописываю выражение 7 · 4.
Остальные выражения комментируются аналогично.
№ 6 (1 пр.), стр. 66
— Найдите № 6 на странице 66.
— Какое задание вы должны выполнить? (Заменить данные выражения суммами.)
— Выполните это задание для первого выражения.
Один из учащихся выполняет задание с комментированием.
2) Работа в парах.
Учитель записывает на доску задания для работы в парах: № 3 (3 строчка), стр. 65, № 6 (2 и 3 пр.), стр. 66
— Выполните эти задания в парах.
Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием.
— Проверьте свои результаты.
— Кто из вас ошибся?
— В чем ошибка?
— Исправьте ошибки.
— Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
№ 3 (4 строчка), стр. 65, № 6 (4 пр.), стр. 66
— Закончите выполнять эти задания самостоятельно.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Образец вывешивается на доску рядом с эталоном. (Слайд 19, 20.)
— Кто из вас ошибся?
— В чем ошибка? (…)
— Исправьте ошибку.
— Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
— Кто не ошибся?
— Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
— Разрушить стены не удалось, и волк решил проникнуть в дом через трубу. (Слайд 21.)
Черный, как трубочист, волк бултыхнулся прямо в кипяток. С диким ревом ошпаренный волк вылетел в трубу обратно на крышу, скатился по ней на землю, и бросился в лес. (Слайд 22.)
А три брата, три маленьких поросенка, глядели ему вслед и радовались, что они так ловко проучили злого разбойника. С этих пор братья стали дружно жить под одной крышей.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Узнать более удобную запись суммы одинаковых слагаемых.)
— Вам удалось достичь цели? (Да.)
— У кого не возникло трудностей в «открытии» нового?
— Кому еще трудно?
— Кто смог преодолеть трудности? Что помогло?
— Кто не смог? Как вы думаете почему?
— Кому на уроке помогла внимательность?
— Кому из вас внимательности не хватило?
— Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. (Слайд 23.)
— Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
Учащиеся показывают свои результаты на «лестнице успеха». Учитель анализирует результаты оценивания.
Далее учитель комментирует домашнее задание. (Слайд 24.)
Домашнее задание:
№ 9, стр. 66.
☺ № 10*, стр. 66