ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Смешанные числа»
ФИО (полностью): Сазонова Галина Васильевна
|
Место работы: МБОУ «Началовская СОШ» | |
Должность: учитель математики | |
Предмет: математика | |
Класс: 5 | |
Тема и номер урока в теме: «Смешанные числа» | |
Базовый учебник: Учебник: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. «Математика 5» — Изд: «Вентана-Граф», 2012 г. | |
Цель урока:
Образовательные:
-
ввести определение смешанных чисел;
-
научить переводить неправильную дробь в смешанное число;
-
усилить практическую направленность обучения.
Развивающие:
-
развивать мыслительную деятельность учащихся, самостоятельность, внимательность;
-
развивать умение рационально планировать работу;
-
осуществлять контроль за своей деятельностью.
Воспитательные:
-
формировать устойчивую мотивацию и интерес к учению;
-
учить ясно и точно выражать свои мысли;
-
проводить рефлексию деятельности ребенка.
Задачи:
Предметные:
Читать и записывать смешанные числа.
Переводить неправильную дробь в смешанное число.
Углубить и развивать представления о дробных числах.
Личностные:
Ответственно относиться к учению;
Усилить мотивацию к обучению;
Проявлять инициативу при выполнении заданий;
Осознать значимость смешанных чисел в практической жизни.
Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся
Метапредметные:
Видеть математическую задачу в окружающей жизни;
Самостоятельно определять цель своего обучения;
Осуществлять контроль своей деятельности по эталону;
Строить логические рассуждения.
Тип урока: урок открытия нового знания
Формы работы учащихся: в парах, фронтальная, самостоятельная
Необходимое техническое оборудование: мультимедиа-проектор, презентация, плакат с «деревом» и цветные листочки (зеленый, желтый, коричневый)
Этапы урока
Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Ребята, наш урок будет проходить под девизом: «Если будешь дроби знать, Точно смысл их понимать, Станет легкой даже трудная задача». (Слайд №1) Помогать нам с вами в изучении нового материала сегодня будет Степа Смекалкин Давайте запишем число в рабочей тетради. | Включаются в деловой ритм урока |
Актуализация знаний и умений
Актуализация опорных знаний и способов действий | -Степа Смекалкин записал числа. (Слайд №2) Разбейте их на 2 группы: I — натуральные числа; II — дробные числа 1) Во второй группе вы записали дроби, чем они отличаются? 2) Назовите неправильные дроби. 3) Чем натуральные числа отличаются от дробных ? 4) Что означает черта в дроби? | В тетрадях записывают числа, разбив их на две группы. Ответ: 1) Среди них есть правильные и неправильные. 2) 3) натуральные числа обозначают целые единицы, а дробные – части единиц 4)черта означает знак деления | |
| | | | |
| | | | |
| |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Целеполагание и мотивация
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Проблемная ситуация 1) К какой группе вы отнесли число 4 2)Что заметили интересного? 3)А мы знаем как такие числа называются? 4)Какая же цель нашего урока? 5)Какое же название вы могли дать этому числу? Правильно, ребята такие числа называются –смешанными. 6)Тогда как мы назовем тему нашего урока? Запишем в тетради тему урока «Смешанные числа» | 1)Ни в какую. 2) Состоит из целой части и дробной части. 3)Нет. 4)Узнать название числа состоящего из целой и дробной части. 5)дети пытаются придумать название: «комбинированное», «и целое и дробное», «смешанное» 6)Тема урока «Смешанные числа» |
Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: определения смешанного числа | Определение смешанных чисел — Какие числа называют смешанными? Давайте сверим наше предположение с определением из учебника (стр. …) Запись смешанных дробей (Учитель объясняет это на доске) -
(дробная черта посередине целой части) 2 – целая часть — дробная часть Пример: (принято записывать короче) 2) Приведите свой пример по одному смешанному числу, прочитайте соседу и пусть он его запишет. 3) Запишите своё число: целая часть пусть будет дата твоего дня рождения, а в дробной части числитель – порядковый номер месяца (8), а знаменатель – сегодняшнее число (22). Перевод из неправильной дроби в смешанное число: Степа Смекалкин предлагает вам решить следующую задачу (Слайд №3): «В корзине 5 яблок, их нужно разделить поровну между 3 детьми». Учитель: «Вася Верхоглядкин утверждает, что эту задачу решить нельзя, а как вы думаете, ребята?» (Слайд №4). Учитель: «Ребята, значит Вася Верхоглядкин был неправ? Теперь мы можем ответить на вопрос этой задачи? 1) Ребята, что можно сказать про ответы 1 и ? -
2) Что же можно сделать с дробью ? Учитель: «Ребята, чему же мы должны научиться на этом уроке?» Учитель: «Что предлагаете сделать?» Учитель: «Будем делить столбиком? А как это сделать? К чему мы можем обратиться для уточнения своих предположений? На стр. …. показан способ выделения целой части из неправильной дроби, рассмотрите его и объясните друг другу, работая в парах». | Смешанными числами называются числа, состоящие из целой и дробной части; Запись числа, содержащую целую и дробную части называют смешанной. |
1)дети записывают в тетрадь. 2)работают в парах. 3)проверяем (называем несколько чисел) — 9 и т.д. (Проверяем записанные числа, дети проговаривают свои примеры) Ответы детей: -
Нельзя разделить поровну; -
1 + += 1 + = 1 -
++++= Дети: «Да. Или 1, или яблока получит каждый ребенок». Ответы: 1) Первое число – смешанное, а второе – неправильная дробь и получается, что они равны; 2) Выделить целую часть; Ответ детей: Научиться записывать неправильную дробь в виде смешанного числа; Дети: дробная черта означает деление, давайте запишем дробь в виде частного и найдем ответ. Дети: к тексту учебника Дети показывают способ деления друг другу, работая в парах. |
Организация первичного закрепления | Установление правильности и осознанности изучения темы «Смешанные числа». Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Задача № 1: Как разделить поровну 6 одинаковых яблок между 5 детьми? Сколько яблок получит каждый ребёнок? (Слайд №5) Задача № 2: А если разделить 6 яблок на 3 человека, будет ли ответ смешанным числом? (Слайд №6). Задача № 3: Придумайте свою задачу. Разделите количество купленных вами яблок на количество членов вашей семьи, чтобы в ответе получилось смешанное число. (Слайд №7) Задача № 4: Переведите неправильную дробь в смешанное число ; ; ; ; (Слайд №8). | — каждый получит по 1 целому яблоку и яблока. Дети: нет, это натуральное число Некоторые ребята зачитывают придуманные задачи Четвертое задание выполняется на доске и в тетрадях. |
Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Самостоятельная работа Вариант I -
Запишите смешанные числа, у которых: а) целая часть 2, а дробная часть . б) дробная часть , а целая — 12. -
Выделите целую часть из неправильной дроби: ; Вариант II -
Запишите смешанные числа, у которых: а) дробная часть , а целая часть 15; б) целая часть — 8, а дробная часть . -
Выделите целую часть из неправильной дроби: ; . | Ученики получают задания на карточках, выполняют самостоятельную работу, сверяют ответы с доской и выставляют себе отметки (критерии оценивания на доске) |
Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | — Что изучали сегодня на уроке? — Кто желает сформулировать определение смешанных чисел? — Давайте хором сформулируем определение смешанных чисел. — С каким героем работали? — Помог нам Степа Смекалкин в изучении нового материала? А Витю Верхоглядкина мы убедили в том, что можно разделить 5 яблок на троих – поровну? Просто ответ будет каким числом, ребята? — Как называются такие числа: ; ; ? | Дети отвечают на вопросы. |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Номера из учебника… ( Учитель поясняет выполнение д/з, если у ребят возникают вопросы) Творческое задание: написать мини-сочинение о том, зачем нам в жизни нужны смешанные числа. | В дневник записывают домашнее задание |
Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Учитель предлагает приклеить листочек к «дереву» следующим образом: понял тему урока – приклеивает зеленый листочек; недостаточно усвоил материал, то приклеивает желтый листочек; не понял тему урока совсем – приклеивает коричневый листочек | Дети приклеивают листочки на заготовку «дерева», которое находится на доске |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | «Смешанные числа» | | Презентация | http://db.tt/0iqxI6D8 |