Программа

кружка по математике

«Занимательная математика»

3 – 4 классы

2013-2015

Пояснительная записка

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа кружка рассчитана на 2 года. Занятия 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Название программы: Программа «Занимательная математика» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.

Основные разработчики программы:

Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

  • развивать математический образ мышления

Задачи:

    • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

    • расширять математические знания в области многозначных чисел;

    • содействовать умелому использованию символики;

    • учить правильно применять математическую терминологию;

    • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

    • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

  • Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.

    • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы

Примерное содержание занятий кружка « Занимательная математика»

Учебно-тематическое планирование

на первый год занятий кружка «Занимательная математика»

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Виды деятельности

Форма контроля

лекция

П/ р

С/ р

1. Вводное занятие 2.«Математика – царица наук»

2

1

1

3,4 Как люди научились считать.

1

1

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

5,6 Интересные приемы устного счёта.

1

1

устный счёт

7,8 Решение занимательных задач в стихах.

1

1

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

9,10 Упражнения с многозначными числами

1

1

работа с алгоритмами

11,12 Учимся отгадывать ребусы.

1

1

составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

13,14 Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

1

решение теста -кроссворда

проверочный тест

15,16 Упражнения с многозначными числами

1

1

работа с алгоритмом

контрольный тест

17,18 Решение ребусов и логических задач.

1

1

самостоятельная работа

мини-олимпиада

19,20 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

1

составление схем, диаграмм

21,22 Загадки- смекалки.

1

1

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

23,24. Игра «Знай свой разряд».

1

1

работа с таблицей разрядов

тест

25,26 Обратные задачи.

1

1

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

27,28 Практикум «Подумай и реши».

2

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

29,30.Задачи с изменением вопроса.

1

1

инсценирования задач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

31,32,33 «Газета любознательных».

3

1

2

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету

34.Решение нестандартных задач.

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

35,36.Решение олимпиадных задач.

1

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

37,38.Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

39,40 Школьная олимпиада

1

1

решение заданий повышенной трудности

41,42. Игра «Работа над ошибками»

1

1

работа над ошибками олимпиадных заданий

43,44.Математические горки.

2

решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

45,46 Наглядная алгебра.

2

работа в группах: инсценирование

47,48 Решение логических задач.

1

1

схематическое изображение задач

49,50.Игра «У кого какая цифра»

2

творческая работа

51,52.Знакомьтесь: Архимед!

1

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

53,54 Задачи с многовариантными решениями.

1

1

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

55,56 Знакомьтесь: Пифагор!

1

1

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

викторина

57,58 59Задачи с многовариантными решениями.

1

1

1

Работа в парах по решению задач

60. 61, 62 Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

1

1

составление знаковых систем

тест

63, 64Задачи с многовариантными решениями.

1

1

индивидуальная работа

65,66 Математический КВН

2

работа в группах

67,68.

Круглый стол «Подведем итоги»

2

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование

ИТОГО: 68

Учебно-тематическое планирование

на второй год занятий кружка «Занимательная математика»

Наименование тем курса

Всего ча

сов

В том числе

Виды деятельности

Форма контроля

лекция

П/ р

С/ р

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

1

разгадка «математических фокусов»

2. Конкурс эрудитов «А ну, познания человеческие, поглядим, кто — кого!» (Жан Поль Сартр)

1

групповая работа,

решение нестандартных задач

3. Проектная деятельность «Великие математики»

4

1

3

работа со словарями, энциклопедиями

конкурс буклетов о великих математиках

4. Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию»

1

запись геометрических понятий, решение геометрических заданий

5. Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.

1

практическая работа

выставка «Я – чертёжник!»

6. Игра «Удивительный квадрат».

1

работа в группе, решение упражнений с квадратами

7. Преобразование фигур на плоскости.

1

конструирование фигур на плоскости из различного материала

8. Задачи-смекалки.

1

решение нестандартных задач

9. Симметрия фигур.

1

создание мини-альбома «Узоры геометрии»

выставка альбомов «Узоры геометрии»

10.Соединение и пересечение фигур.

1

вычерчивание геометрических фигур

11.Познавательная игра «Семь вёрст…»

1

решение нестандартных заданий на меры длины

12.Вычисление площади фигур.

1

создание мини-проекта «Наш школьный стадион»

13.Объём фигур.

1

проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион»

защита проекта

14.Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

1

решение задач на упорядочивание множеств

15.Конструирование предметов из геометрических фигур.

1

мини-проект «Наша детская площадка»

16.Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата».

4

1

3

работа над проектом «Наша детская площадка»

защита проекта

17.Школьный тур олимпиады

1

решение заданий повышенной трудности

18. Международная игра «Кенгуру»

1

Решение нестандартных математических заданий

19. Открытие нуля.

1

исследовательская работа «Почему так?»

20. Экскурсия в компьютерный класс.

1

экскурсия

конкурс рисунков «Наш школьный компьютерный кабинет»

21.Компьютерные математические игры.

1

сообщения о домашних компьютерных математических играх

22. Конкурс знатоков (отборочный тур)

1

решение нестандартных заданий

23.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

составление суперпримеров

защита работ «Мой суперпример – самый лучший!»

24. Конкурс знатоков (итоговый тур)

1

решение нестандартных заданий

25. Учимся разрешать задачи на противоречия.

1

решение игровых заданий «Богатыри и разбойники»

26. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

1

повторение единиц измерения

27. Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах.

1

решение задач повышенной сложности

28. Сочинение «Место математики в моей жизни»

1

творческая работа

ИТОГО: 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журна

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО Заместитель директора по УВР учителей начальных классов «__»___________20__ г

от_______________№____ ___________Л.В. Прохорова Руководитель ШМО

____________Ворона Л.Г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here