Программа
кружка по математике
«Занимательная математика»
3 – 4 классы
2013-2015
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 2 года. Занятия 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Название программы: Программа «Занимательная математика» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.
Основные разработчики программы:
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
-
развивать математический образ мышления
Задачи:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-
расширять математические знания в области многозначных чисел;
-
содействовать умелому использованию символики;
-
учить правильно применять математическую терминологию;
-
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
-
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
-
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
-
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
-
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
-
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
-
Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.
-
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
-
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
-
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
-
формировать творческое мышление;
-
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
-
решение занимательных задач;
-
оформление математических газет;
-
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-
проектная деятельность
-
самостоятельная работа;
-
работа в парах, в группах;
-
творческие работы
Примерное содержание занятий кружка « Занимательная математика»
Учебно-тематическое планирование
на первый год занятий кружка «Занимательная математика»
Всего часов | В том числе
| Виды деятельности | Форма контроля | |||
лекция | П/ р | С/ р | ||||
1. Вводное занятие 2.«Математика – царица наук» | 2 | 1 |
| 1 |
|
|
3,4 Как люди научились считать. |
|
| 1 | 1 | выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» |
|
5,6 Интересные приемы устного счёта. |
| 1 | 1 |
| устный счёт |
|
7,8 Решение занимательных задач в стихах. |
| 1 | 1 |
| работа в группах: инсценирование загадок, решение задач |
|
9,10 Упражнения с многозначными числами |
| 1 | 1 |
| работа с алгоритмами |
|
11,12 Учимся отгадывать ребусы. |
| 1 |
| 1 | составление математических ребусов | конкурс на лучший математический ребус |
13,14 Числа-великаны. Коллективный счёт. |
| 1 | 1 |
| решение теста -кроссворда | проверочный тест |
15,16 Упражнения с многозначными числами |
| 1 | 1 |
| работа с алгоритмом | контрольный тест |
17,18 Решение ребусов и логических задач.
|
| 1 |
| 1 | самостоятельная работа | мини-олимпиада |
19,20 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. |
| 1 | 1 |
| составление схем, диаграмм |
|
21,22 Загадки- смекалки. |
| 1 | 1 |
| составление загадок, требующих математического решения | конкурс на лучшую загадку-смекалку |
23,24. Игра «Знай свой разряд». |
|
| 1 | 1 | работа с таблицей разрядов | тест |
25,26 Обратные задачи.
|
| 1 | 1 |
| работа в группах «Найди пару» | познавательная игра «Где твоя пара?» |
27,28 Практикум «Подумай и реши». |
|
| 2 |
| самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами |
|
29,30.Задачи с изменением вопроса. |
| 1 | 1 |
| инсценирования задач | конкурс на лучшее инсценирование математической задачи |
31,32,33 «Газета любознательных». | 3 | 1 |
| 2 | проектная деятельность | конкурс на лучшую математическую газету |
34.Решение нестандартных задач. |
|
| 1 |
| решение задач на установление причинно-следственных отношений |
|
35,36.Решение олимпиадных задач. |
|
| 1 | 1 | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада |
37,38.Решение задач международной игры «Кенгуру» |
|
| 1 | 1 | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада |
39,40 Школьная олимпиада |
|
| 1 | 1 | решение заданий повышенной трудности |
|
41,42. Игра «Работа над ошибками» |
|
| 1 | 1 | работа над ошибками олимпиадных заданий |
|
43,44.Математические горки. |
|
| 2 |
| решение задач на преобразование неравенств | конкурс на лучший «Решебник» |
45,46 Наглядная алгебра. |
|
| 2 |
| работа в группах: инсценирование |
|
47,48 Решение логических задач. |
| 1 | 1 |
| схематическое изображение задач |
|
49,50.Игра «У кого какая цифра» |
|
| 2 |
| творческая работа |
|
51,52.Знакомьтесь: Архимед! |
| 1 | 1 |
| работа с энциклопедиями и справочной литературой | создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации |
53,54 Задачи с многовариантными решениями. |
| 1 | 1 |
| работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения |
|
55,56 Знакомьтесь: Пифагор! |
| 1 | 1 |
| работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | викторина |
57,58 59Задачи с многовариантными решениями. |
| 1 | 1 | 1 | Работа в парах по решению задач |
|
60. 61, 62 Учимся комбинировать элементы знаковых систем. |
| 1 | 1 | 1 | составление знаковых систем | тест |
63, 64Задачи с многовариантными решениями. |
| 1 | 1 |
| индивидуальная работа |
|
65,66 Математический КВН |
|
| 2 |
| работа в группах |
|
67,68. Круглый стол «Подведем итоги» |
|
| 2 |
| коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | анкетирование |
ИТОГО: 68
Учебно-тематическое планирование
на второй год занятий кружка «Занимательная математика»
Всего ча сов | В том числе
| Виды деятельности | Форма контроля | |||
лекция | П/ р | С/ р | ||||
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | 1 |
|
| разгадка «математических фокусов» |
|
2. Конкурс эрудитов «А ну, познания человеческие, поглядим, кто — кого!» (Жан Поль Сартр) |
|
|
| 1 | групповая работа, решение нестандартных задач |
|
3. Проектная деятельность «Великие математики» | 4 | 1 |
| 3 | работа со словарями, энциклопедиями | конкурс буклетов о великих математиках |
4. Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию» |
|
| 1 |
| запись геометрических понятий, решение геометрических заданий |
|
5. Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге. |
|
|
| 1 | практическая работа | выставка «Я – чертёжник!» |
6. Игра «Удивительный квадрат». |
|
|
| 1 | работа в группе, решение упражнений с квадратами |
|
7. Преобразование фигур на плоскости.
|
|
| 1 |
| конструирование фигур на плоскости из различного материала |
|
8. Задачи-смекалки. |
|
| 1 |
| решение нестандартных задач |
|
9. Симметрия фигур. |
|
|
| 1 | создание мини-альбома «Узоры геометрии» | выставка альбомов «Узоры геометрии» |
10.Соединение и пересечение фигур. |
|
|
| 1 | вычерчивание геометрических фигур |
|
11.Познавательная игра «Семь вёрст…» |
|
|
| 1 | решение нестандартных заданий на меры длины |
|
12.Вычисление площади фигур. |
|
|
| 1 | создание мини-проекта «Наш школьный стадион» |
|
13.Объём фигур. |
|
|
| 1 | проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион» | защита проекта |
14.Логическая игра «Молодцы и хитрецы» |
|
| 1 |
| решение задач на упорядочивание множеств |
|
15.Конструирование предметов из геометрических фигур. |
|
| 1 |
| мини-проект «Наша детская площадка» |
|
16.Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата». | 4 | 1 |
| 3 | работа над проектом «Наша детская площадка» | защита проекта |
17.Школьный тур олимпиады |
|
|
| 1 | решение заданий повышенной трудности |
|
18. Международная игра «Кенгуру» |
|
| 1 |
| Решение нестандартных математических заданий |
|
19. Открытие нуля. |
|
| 1 |
| исследовательская работа «Почему так?» |
|
20. Экскурсия в компьютерный класс.
|
| 1 |
|
| экскурсия | конкурс рисунков «Наш школьный компьютерный кабинет» |
21.Компьютерные математические игры.
|
|
|
| 1 | сообщения о домашних компьютерных математических играх |
|
22. Конкурс знатоков (отборочный тур)
|
|
|
| 1 | решение нестандартных заданий |
|
23.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. |
|
| 1 |
| составление суперпримеров | защита работ «Мой суперпример – самый лучший!» |
24. Конкурс знатоков (итоговый тур)
|
|
|
| 1 | решение нестандартных заданий |
|
25. Учимся разрешать задачи на противоречия.
|
|
| 1 |
| решение игровых заданий «Богатыри и разбойники» |
|
26. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»
|
|
|
| 1 | повторение единиц измерения |
|
27. Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах. |
|
| 1 |
| решение задач повышенной сложности |
|
28. Сочинение «Место математики в моей жизни» |
|
|
| 1 | творческая работа |
|
ИТОГО: 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журна
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО Заместитель директора по УВР учителей начальных классов «__»___________20__ г
от_______________№____ ___________Л.В. Прохорова Руководитель ШМО
____________Ворона Л.Г.