Шуба Ольга Георгиевна

Учитель начальных классов

МБОУ лицей № 1 г. Сургута

Программа внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть кружок «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Он построен на основании методик Г.А.Бакулиной, Зака, Е.В.Языкановой и О.Холодовой по развитию интеллектуальных способностей младших школьников. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Решая проблему развития пространственного мышления в русле методической концепции развивающего обучения младших школьников математике, данный кружок ориентировался на общекультурные цели обучения геометрии и стремится развивать у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление (приемы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение), формировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также комментировать ее на доступном детям данного возраста языке.

Цели: Дать материал для умственной гимнастики , тренировки сообразительности и находчивости.

Задачи:Отрабатывать арифметический и геометрический навык.

Подготовить ум для более «серьезной работы».

Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Характер материала определяет назначение кружка:

Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является , безусловно , основным. Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число — реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» — необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения. Многообразие занимательного материала — игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий, осуществляемых решающим, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Такие группы представлены в схеме.

Занимательный материал

Развлечения

Математические (логические) игры, задачи, упражнения.

Дидактические игры и упражнения

Загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты, математические фокусы

«Танграм», «Пифагор», «Внимание», «Кубики для всех», «Палочки»

С блоками, кубиками, палочками, полосками на включение, нахождение.

Шашки

Словесные

С наглядным материалом

Словесные

Обоснование актуальности кружка и возможности её реализации.

Программа «Занимательная математика» рассчитана на ребят 7-11 лет, срок реализации 4 года (1-4 класс). Формировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также умении доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок, через — интересную деятельность, необходимо отметить, что только в ней ребенок реализует поставленные перед собой цели, познает предмет, развивает свои творческие способности.

Принципы реализации программы:

  • Индивидуально — личностный подход к каждому ребенку.

  • Коллективизм.

  • Креативность (творчество).

  • Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка.

  • Научность.

  • Сознательность и активность учащихся.

  • Наглядность.

Формы:

Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения — загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры: «Пифагор», дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.

Методы:

  • Взаимодействие.

  • Поощрение.

  • Наблюдение.

  • Коллективная работа.

  • Игра.

Приемы:

  • Анализ и синтез.

  • Сравнение.

  • Классификация.

  • Аналогия.

  • Обобщение.

Ожидаемые результаты:

  • Умения ориентироваться в пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже» и т.д.

  • Находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур.

  • Отличать кривые и плоские поверхности.

  • Доказывать способ верного решения.

  • Опровергать неправильное направление поиска.

  • Уметь читать графическую информацию.

  • Дифференцировать видимые и невидимые линии.

  • Конструировать геометрические фигуры.

  • Анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы.

  • Уметь различать существенные и несущественные признаки.

Общая характеристика курса .

Курс «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –

это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности2 в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических

заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах

постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму командами.

Место курса в учебном плане.

Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в

неделю, продолжительность занятия 30-35 минут.

Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности , не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор

воображению.

Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:

формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

освоение эвристических приемов рассуждений;

формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены

в содержании программы (раздел «Основное содержание»)

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать

соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида. (По выбору учащихся.)

Форма организации обучения – работа с конструкторами

Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»4. «Спичечный» конструктор.

ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».

Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия

«Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др.,

указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать

построенную конструкцию с образцом.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

1 КЛАСС

Количество часов — 33 (1 раз в неделю).

Форма проведения занятий — урок.

Составные части урока:

РАЗМИНКА (3-5 минут).

Основной задачей данного этапа является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку достаточно легкие, способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность и быстроту реакции.

ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ПАМЯТИ, ВООБРАЖЕНИЯ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ)

(15 минут).

Задания несут соответствующую дидактическую нагрузку, позволяющую углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания.

ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут).

Динамическая пауза развивает двигательную сферу учащихся, развивает умение выполнять несколько заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК , ШТРИХОВКА

(15-20 минут)

Штриховка предметов, построение при помощи трафаретов — это способ развития речи, так как попутно составляются минирассказы по теме, работают над словом, словосочетанием, предложением.

п/п

Дата проведения

Тема

Содержание

1. Выявление уровня развития детей

2. Развитие концентрации внимания

3. Тренировка внимания

4. Тренировка слуховой памяти

5. Тренировка зрительной памяти

6. Поиск закономерностей

7. Совершенствование воображения

8. Развитие логического мышления

9. Развитие концентрации внимания

10. Развитие логического мышления

11. Тренировка слуховой памяти

12. Тренировка зрительной памяти

13. Поиск закономерностей

14. Совершенствование воображения

15. Тренировка внимания

16. Тренировка концентрации внимания

17. Тренировка внимания

18. Тренировка слуховой памяти

Развитие памяти, выявление уровня развития внимания.

«Внимание», развитие памяти, внимания.

Воспроизведение слов на слух,

запоминание, работа с геометрическими фигурами.

«Внимание», воспроизведение увиденного.

«Дорисуй недостающее», найти закономерность, сходства и отличия предметов.

Работа с геометрическими фигурами, рисование по памяти, ориентирование на плоскости.

«Найди закономерность».

Найти закономерность, развитие внимания, памяти.

Поиск закономерностей сходства и различия задачи на группировку.

Развитие логического мышления.

Логические задания.

Числовая, буквенная закономерность.

Геометрические фигуры, развитие воображения.

Построение закономерностей, логические задачи.

Установление закономерности, логические задачи.

Развитие памяти, внимания, мышления.

Развитие мышления, памяти.

Используемая литература:

п/п

Учебники, пособия, методическая, дидактическая литература, материалы (автор, название, год издания, кем допущен или рекомендован, издательство)

1.

Методическое пособие и рабочие тетради «Юным умникам и умницам».

О.Холодова- 2-е изд , издательство «Росткнига» , 2010 г. Рекомендовано Министерством образования РФ, авторское право 1999г.

2.

«Подумаем вместе». Сборник тестов, задач, упражнений. Н.К.Винокурова. Издательство «Росткнига», 2011 г.

3.

Рабочие тетради, задания по развитию познавательных , творческих способностей О.Холодова Издательство «Росткнига», 2009 г

4.

О.Холодова Издательство «Росткнига», 2011 г «Тесты»

5.

Задания по развитию творческих способностей. О.Холодова Издательство «Росткнига», 2010 г

6.

Развитие познавательных способностей младших школьников. О.Холодова Издательство «Росткнига», 2011 г

7.

Г.Г.Левитас «Нестандартные задачи по математике» 1-4 кл

8.

А.В.Полякова «Превращения слов»

9.

Е.И.Игнатьев «Математическая смекалка»

10.

И.Г.Сухин «Литературные викторины, тесты»

11.

В.Волина «Думай, решай, пробуй»

12.

А.З.Зак «600 игровых задач»

13.

И.Н.Кандауров «Решаем задачи по математике»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here