Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено
Директор гимназии Зам.директора по УВР на заседании НМС __________(А.В. Сердюков) __________(Л.П. Тищенко) Протокол №___ «__» __________2010 года «__» ____________2010 года «__» _______2010года.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Арещенко Елены Александровны

______________________________________________

Ф.И.О.

введению в геометрию в 5 «Б» классе

по_______________________________________________

Предмет, класс

34 часа

__________________________________________

Общее количество часов

  

 

2010 — 2011 учебный год

МОУ «Гимназия»

Пояснительная записка.

Курс «Введение в геометрию» рассчитан на 2 года и является начальным пропедевтическим курсом в системе школьного геометрического образования.

Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление учащихся, изобразительно графические умения, приемы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление. Геометрия обладает большим потенциалом использования в задачах образного и логического мышления.

Геометрическое мышление – это разновидность образного, чувственного мышления, поэтому не менее важной его составляющей, чем логическая, является наглядно – образная составляющая, основанная на оперировании образами геометрических фигур.

Целью изучения данного курса является подготовка учащихся к овладению систематическим курсом геометрии, создание условий для формирования геометрических представлений и навыков, всестороннее развитие геометрического мышления учащихся 5 класса с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретных ситуациях способствуют развитию наглядно – действенного и наглядно – образного видов мышления.

Содержание курса обеспечивает развитие творческих способностей ученика, обогащает и развивает геометрическую интуицию, развивает личность ученика, его способности.

Курс предполагает комплексное развитие памяти, внимания, речи, нетрадиционного мышления, гибкости мышления, развития пространственного воображения, смекалки и наблюдательности.

Вместе с тем наглядная геометрия обладает огромными возможностями для эмоционального и духовного развития, вводит в изучение эмоционально окрашенный материал и способствует формированию положительного отношения к предмету.

Задачи курса:

  • создать условия для развития интуиции, воображения, глазомера, изобразительных навыков и других качеств, лежащих в основе любого творческого процесса, через организацию разнообразной деятельности: наблюдение, экспериментирование, конструирование, исследование

  • заинтересовать, привлечь внимание школьников, обладающих математическими способностями, через раскрытие математики во всей её многогранности, акцентируя внимание на интересных, занимательных темах и задачах, через создание мультимедийных презентаций, проектов

  • вооружить учащихся геометрическим методом познания мира, определённым объёмом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности.

Обучение предполагается как процесс интеллектуально – практической деятельности, основанной на жизненном опыте учащихся. Уделяется внимание развитию речи: работе с терминами, понятиями, определениями.

Приобретение новых знаний предполагается в том числе и входе самостоятельной практической деятельности. Среди задач делается акцент на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение. Уровень сложности задач таков, чтобы их решение было доступно большинству.

В курсе предусматривается изучение фигур на плоскости, в пространстве, игры, головоломки, задачи со спичками и др.

Курс 5 класса рассчитан на 1 час в неделю, всего 34 часа.

Программа курса составлена на основе программы по математике, рекомендованной Управлением общего среднего образования, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Календарно-тематическое планирование учебного материала, ОУУН и основных способов деятельности.

п/п

Раздел

Плановые сроки прохождения

Скорректи-рованные сроки прохождения

Кол-во часов

Из них

Изучение нового и закрепление

Практ. работ

1

Первые шаги в геометрии

1

2

Разнообразный мир линий

5

3

Фигуры на плоскости

13

4

Пространство и размерность

1

5

Многогранники

8

6

Таблицы и диаграммы.

2

7

Решение задач

4

Планирование составлено на основе программы по математике, рекомендованной Управлением общего среднего образования, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Учебник: И.Ф. Шарыгин «Наглядная геометрия», 5 – 6 классы. Москва «Дрофа», 2006

Поурочное планирование:

раздела

урока

Содержание материала

Количество

часов

Дата

Примечания

1

Первые шаги в геометрии

1

1

Что изучает геометрия. Чертёжно-измерительные инструменты

1

2

Разнообразный мир линий

5

2

Понятие линии. Свойства линий: ограниченность, замкнутость.

1

3

Прямая, отрезок, луч, ломаная

1

4

Вычисление длины отрезка

1

5

Окружность

1

6

Построение отрезка, равного данному

1

3

Фигуры на плоскости

13

7 – 8

Угол, виды углов. Измерение и построение углов. Биссектриса угла. Смежные и вертикальные углы.

2

9 – 10

Равенство фигур. Треугольник. Виды треугольников. Сумма углов треугольника.

2

11 – 12

Свойства равнобедренного, равностороннего треугольника

2

13 – 14

Свойства прямоугольного треугольника

2

15 – 16

Квадрат. прямоугольник. Вычисление периметра и площади.

2

17

Трапеция.

1

18

Параллелограмм

1

19

Ромб

1

4

Пространство и размерность

1

20

Пространство, перспектива

1

5

Многогранники

8

21 – 23

Куб

3

24 — 26

Прямоугольный параллепипед

3

27

Призма

1

28

Пирамида

1

6

Таблицы и диаграммы

2

29

Представление информации в виде таблиц

1

30

Столбчатые и круговые диаграммы

1

7

Решение задач

4

31

Занимательные задачи на конструирование из спичек

1

32

Задачи на разрезание и складывание. Танграм. Оригами.

1

33

Головоломки, логические задачи.

1

34

Решение задач по всему курсу.

1

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (точки, прямые, лучи, отрезки, углы, треугольники и их частные виды, четырехугольники и их частные виды, многоугольники, окружность и круг) и пространственные тела (кубы, прямоугольные параллелепипеды, призмы, пирамиды, конусы, цилиндры, шары);

  • изображать указанные фигуры, выполнять чертежи по условиям задачи;

  • владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для построения и измерения;

  • уметь решать несложные задачи на построение фигур, вычисления величин;

  • уметь проводить несложные дедуктивные рассуждения.

Литература:

  1. Шарыгин И.Ф. «Наглядная геометрия», 5 – 6 классы

  2. Шарыгин И.Ф. «Задачи на смекалку»

  3. Журнал «Математика в школе», №7, 2006 год

  4. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф. «Математика 5 – 6 класс»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here