Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено
Директор гимназии Зам.директора по УВР на заседании НМС __________(А.В. Сердюков) __________(Л.П. Тищенко) Протокол №___ «__» __________2010 года «__» ____________2010 года «__» _______2010года.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Арещенко Елены Александровны
______________________________________________
Ф.И.О.
введению в геометрию в 5 «Б» классе
по_______________________________________________
Предмет, класс
34 часа
__________________________________________
Общее количество часов
2010 — 2011 учебный год
МОУ «Гимназия»
Пояснительная записка.
Курс «Введение в геометрию» рассчитан на 2 года и является начальным пропедевтическим курсом в системе школьного геометрического образования.
Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление учащихся, изобразительно графические умения, приемы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление. Геометрия обладает большим потенциалом использования в задачах образного и логического мышления.
Геометрическое мышление – это разновидность образного, чувственного мышления, поэтому не менее важной его составляющей, чем логическая, является наглядно – образная составляющая, основанная на оперировании образами геометрических фигур.
Целью изучения данного курса является подготовка учащихся к овладению систематическим курсом геометрии, создание условий для формирования геометрических представлений и навыков, всестороннее развитие геометрического мышления учащихся 5 класса с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретных ситуациях способствуют развитию наглядно – действенного и наглядно – образного видов мышления.
Содержание курса обеспечивает развитие творческих способностей ученика, обогащает и развивает геометрическую интуицию, развивает личность ученика, его способности.
Курс предполагает комплексное развитие памяти, внимания, речи, нетрадиционного мышления, гибкости мышления, развития пространственного воображения, смекалки и наблюдательности.
Вместе с тем наглядная геометрия обладает огромными возможностями для эмоционального и духовного развития, вводит в изучение эмоционально окрашенный материал и способствует формированию положительного отношения к предмету.
Задачи курса:
-
создать условия для развития интуиции, воображения, глазомера, изобразительных навыков и других качеств, лежащих в основе любого творческого процесса, через организацию разнообразной деятельности: наблюдение, экспериментирование, конструирование, исследование
-
заинтересовать, привлечь внимание школьников, обладающих математическими способностями, через раскрытие математики во всей её многогранности, акцентируя внимание на интересных, занимательных темах и задачах, через создание мультимедийных презентаций, проектов
-
вооружить учащихся геометрическим методом познания мира, определённым объёмом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности.
Обучение предполагается как процесс интеллектуально – практической деятельности, основанной на жизненном опыте учащихся. Уделяется внимание развитию речи: работе с терминами, понятиями, определениями.
Приобретение новых знаний предполагается в том числе и входе самостоятельной практической деятельности. Среди задач делается акцент на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение. Уровень сложности задач таков, чтобы их решение было доступно большинству.
В курсе предусматривается изучение фигур на плоскости, в пространстве, игры, головоломки, задачи со спичками и др.
Курс 5 класса рассчитан на 1 час в неделю, всего 34 часа.
Программа курса составлена на основе программы по математике, рекомендованной Управлением общего среднего образования, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
Календарно-тематическое планирование учебного материала, ОУУН и основных способов деятельности.
Раздел | Плановые сроки прохождения | Скорректи-рованные сроки прохождения | Кол-во часов | Из них | ||
Изучение нового и закрепление | Практ. работ | |||||
1 | Первые шаги в геометрии |
|
| 1 |
|
|
2 | Разнообразный мир линий |
|
|
5 |
|
|
3 | Фигуры на плоскости |
|
| 13 |
|
|
4 | Пространство и размерность |
|
| 1 |
|
|
5 | Многогранники |
|
| 8 |
|
|
6 | Таблицы и диаграммы. |
|
|
2 |
|
|
7 | Решение задач |
|
| 4 |
|
|
Планирование составлено на основе программы по математике, рекомендованной Управлением общего среднего образования, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
Учебник: И.Ф. Шарыгин «Наглядная геометрия», 5 – 6 классы. Москва «Дрофа», 2006
Поурочное планирование:
№ урока |
Содержание материала |
Количество часов |
Дата
|
Примечания | |
1 |
| Первые шаги в геометрии | 1 |
|
|
| 1 | Что изучает геометрия. Чертёжно-измерительные инструменты |
1 |
|
|
2 |
| Разнообразный мир линий | 5 |
|
|
| 2 | Понятие линии. Свойства линий: ограниченность, замкнутость. | 1 |
|
|
| 3 | Прямая, отрезок, луч, ломаная | 1 |
|
|
| 4 | Вычисление длины отрезка | 1 |
|
|
| 5 | Окружность | 1 |
|
|
| 6 | Построение отрезка, равного данному | 1 |
|
|
3 |
| Фигуры на плоскости | 13 |
|
|
|
7 – 8 | Угол, виды углов. Измерение и построение углов. Биссектриса угла. Смежные и вертикальные углы. |
2 |
|
|
| 9 – 10 | Равенство фигур. Треугольник. Виды треугольников. Сумма углов треугольника. | 2 |
|
|
| 11 – 12 | Свойства равнобедренного, равностороннего треугольника | 2 |
|
|
| 13 – 14 | Свойства прямоугольного треугольника | 2 |
|
|
| 15 – 16 | Квадрат. прямоугольник. Вычисление периметра и площади. | 2 |
|
|
| 17 | Трапеция. | 1 |
|
|
| 18 | Параллелограмм | 1 |
|
|
| 19 | Ромб | 1 |
|
|
4 |
| Пространство и размерность | 1 |
|
|
| 20 | Пространство, перспектива | 1 |
|
|
5 |
| Многогранники | 8 |
|
|
| 21 – 23 | Куб | 3 |
|
|
| 24 — 26 | Прямоугольный параллепипед | 3 |
|
|
| 27 | Призма | 1 |
|
|
| 28 | Пирамида | 1 |
|
|
6 |
| Таблицы и диаграммы | 2 |
|
|
| 29 | Представление информации в виде таблиц | 1 |
|
|
| 30 | Столбчатые и круговые диаграммы | 1 |
|
|
7 |
| Решение задач | 4 |
|
|
| 31 | Занимательные задачи на конструирование из спичек | 1 |
|
|
| 32 | Задачи на разрезание и складывание. Танграм. Оригами. | 1 |
|
|
| 33 | Головоломки, логические задачи. | 1 |
|
|
| 34 | Решение задач по всему курсу. | 1 |
|
|
В результате изучения курса учащиеся должны:
-
распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (точки, прямые, лучи, отрезки, углы, треугольники и их частные виды, четырехугольники и их частные виды, многоугольники, окружность и круг) и пространственные тела (кубы, прямоугольные параллелепипеды, призмы, пирамиды, конусы, цилиндры, шары);
-
изображать указанные фигуры, выполнять чертежи по условиям задачи;
-
владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для построения и измерения;
-
уметь решать несложные задачи на построение фигур, вычисления величин;
-
уметь проводить несложные дедуктивные рассуждения.
Литература:
-
Шарыгин И.Ф. «Наглядная геометрия», 5 – 6 классы
-
Шарыгин И.Ф. «Задачи на смекалку»
-
Журнал «Математика в школе», №7, 2006 год
-
Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф. «Математика 5 – 6 класс»