Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
Рабочая программа по математике для 5 класса
(в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения»)
Автор разработки:
Маликова Ольга Георгиевна,
учитель математики
МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой
г.Липецка
Липецк – 2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 5 КЛАССА
Раздел I
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цели и задачи
1.1 Цели курса
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
1.2 Задачи курса
-
систематическое развитие понятия числа;
-
выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики;
-
подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии;
-
воспитание инициативной, ответственной, целеустремленной личности, умеющей применять полученные знания и умения в собственной практике.
2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
-
Закон Российской федерации «Об образовании» (п.7, статья 32)
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
-
Примерная программа основного общего образования по математике
-
Локальный акт гимназии «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ гимназии №19, реализующего образовательные программы общего образования»
-
Учебный план гимназии № 19 на 2012-2013 учебный год
3. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по математике для основной школы и авторской программы по математике для 5 класса общеобразовательных учреждений Н.Я. Виленкина и др.
4. Обоснование выбора примерных программ для разработки рабочей программы
Причиной выбора программы Н.Я.Виленкина послужило следующее:
-
УМК по математике для 5-6 классов под редакцией Н.Я.Виленкина и др. разработан на основе программы, которая полностью соответствует требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта по математике и реализует его основные идеи.
-
Программа реализует системно-деятельностный подход в обучении математике, идею дифференцированного подхода к обучению.
-
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил. В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
-
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении математике, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы.
-
УМК оснащен разнообразными методическими рекомендациями, пособиями, дидактическим материалом, справочниками и книгами для учителя, учебником, рабочими тетрадями разных видов, сборниками тренировочных заданий по математике для обучающихся.
5. Информация о внесенных изменениях в примерную рабочую программу и их обоснование
Данная рабочая программа полностью соответствует программе по математике Н.Я.Виленкина и др. для 5 класса, изменений нет.
6. Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Математика играет важную роль в общей системе образования.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний учащихся, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
7. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии
с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.
Учебный план МБОУ гимназии №19 отводит для изучения учебного предмета «Математика» в 5 классе 170 часов, из расчета 5 учебных часов в неделю (федеральный компонент), что соответствует количеству часов в 5 классе по программе Н.Я.Виленкина и др.
8. Формы организации образовательного процесса
Классно-урочная
9. Технологии обучения
Проблемное обучение
Дифференцированное обучение
Коммуникативно-диалоговые технологии
Информационно-коммуникационные технологии
10. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Содержание обучения математике отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются компетенции: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-смысловой и профессионально-трудового выбора.
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетным является нацеленность на успешное овладение основными видами деятельности:
-
бегло и уверенно выполнять арифметические действия над числами (в том числе над приближенными значениями), находить с помощью калькулятора или таблиц приближенные значения квадратных корней, производить прикидку и оценку результатов вычислений;
-
свободно владеть техникой тождественных преобразований целых и дробных рациональных выражений, выражений, содержащих корни и степени с целыми показателями, составлять выражения и формулы, выражать из формулы одну переменную через другие;
-
находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком;
-
строить и читать графики функций указанных в программе видов, овладевать основными приемами преобразования графиков и применять их при построении графиков;
-
усвоить основные приемы решения уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств указанных в программе видов;
-
решать текстовые задачи методом уравнений;
-
овладеть основными алгебраическими приемами и методами и применять их при решении задач
11. Виды и формы контроля
11.1. Виды контроля: входной, текущий контроль, тематический контроль, промежуточный контроль, итоговый.
11.2. Формы контроля: устный (фронтальный опрос, развернутый ответ), письменный (математический диктант, самостоятельная работа. тестирование, практическая работа, контрольная работа).
13. Информация об учебнике
Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд.- М.: Мнемозина, 2011.
Раздел II
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Наименование раздела | Наименование темы | Содержание учебного материала | Требования к уровню подготовки обучающихся | Контрольные мероприятия | |
1 | Повторе ние | Чтение и запись натуральных чисел | Повторение учебного материала за курс начальной школы | Овладение общеучебными и специальными умениями и навыками за курс начальной школы |
|
2 | Арифметические действия с натуральными числами |
| |||
3 | Именованные величины |
| |||
4 | Формулы. Решение задач |
| |||
5 | Контрольная работа № 1 «Повторение» | КР | |||
6-7 | Натуральные числа и шкалы
| Обозначение натуральных чисел
| Обозначение натуральных чисел. Чтение и запись натуральных чисел. | Знать: — Понятие натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов. — Таблицу классов и разрядов. Обозначение разрядов. — Общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа. — Понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка. — Единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы). — Измерительные инструменты. — Понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение. — Понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение. — Понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки. — Понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство. Уметь: — Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные. — Составлять числа из различных единиц. — Строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам. — Выражать длину (массу) в различных единицах. — Показывать предметы, дающие представление о плоскости. — Определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков. — Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам. — Сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча. — Читать и записывать неравенства, двойные неравенства. |
|
8 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник | Отрезок, длина отрезка. Треугольник. Построение, обозначение. |
| ||
9 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник | СР | |||
10-11 | Плоскость. Прямая. Луч | Плоскость, прямая, луч. Построение, обозначение. |
| ||
12-13 | Шкалы и координаты | Шкалы и координаты. |
| ||
14 | Меньше или больше | Сравнение многозначных чисел. Чтение и запись двойного неравенства. | ПР | ||
15-16 | Меньше или больше |
| |||
17 | Контрольная работа №2 «Натуральные числа и шкалы» | КР | |||
18 | Анализ контрольной работы. |
| |||
19-22 | Сложение и вычитание натураль ных чисел | Сложение натуральных чисел и их свойства
| Сложение натуральных чисел. Переместительное и сочетательное свойства сложения. Периметр многоугольника. | Знать: — Понятия действий сложения и вычитания. — Компоненты сложения и вычитания. — Свойства сложения и вычитания натуральных чисел. — Понятие периметра многоугольника. — Алгоритм арифметических действий над многозначными числами. Уметь: — Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча. — Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания. — Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений. — Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания. — Раскладывать число по разрядам и наоборот. |
|
23 | Сложение натуральных чисел и их свойства | СР | |||
24-26 | Вычитание натуральных чисел | Вычитание натуральных чисел. Свойства вычитания суммы из числа и числа из суммы. |
| ||
27 | Вычитание натуральных чисел | СР | |||
28-30 | Числовые и буквенные выражения | Числовые и буквенные выражения. Составление и запись буквенных и числовых выражений.
|
| ||
31-32 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания |
| |||
33 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | Т | |||
34-35 | Уравнение | Решение уравнений.
|
| ||
36 | Уравнение | СР | |||
37 | Уравнение |
| |||
38 | Контрольная работа №3 «Сложение и вычитание натуральных чисел» | КР | |||
39 | Анализ контрольной работы. |
| |||
40-42 | Умноже ние и деление натураль ных чисел | Умножение натуральных чисел и его свойства | Умножение натуральных чисел. Переместительное и сочетательное свойства умножения. | Знать: — Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел). — Понятия программы вычислений и команды. — Понятия действий умножения и деления. — Компоненты умножения и деления. — Свойства умножения и деления натуральных чисел. — Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел). — Разложение числа на множители, приведение подобных слагаемых. — Деление с остатком, неполное частное, остаток. — Понятия квадрата и куба числа. — Таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел Уметь: — Заменять действие умножения сложением и наоборот. — Находить неизвестные компоненты умножения и деления. — Умножать и делить многозначные числа столбиком. — Выполнять деление с остатком. — Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения. — Решать уравнения, которые сначала надо упростить. — Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). — Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части). — Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования. — Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений. — Вычислять квадраты и кубы чисел. — Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление). |
|
43 | Умножение натуральных чисел и его свойства | СР | |||
44-48 | Деление | Деление натуральных чисел. |
| ||
49 | Деление | СР | |||
50-51 | Деление с остатком | Деление с остатком. |
| ||
52 | Деление с остатком | СР | |||
53-56 | Упрощение выражений | Упрощение выражений. Распределительное свойство умножения. |
| ||
57 | Упрощение выражений | СР | |||
58-59 | Порядок выполнения действий | Порядок выполнения действий. |
| ||
60 | Порядок выполнения действий | Т | |||
61-62 | Степень числа. Квадрат и куб числа. | Степень числа. Возведение числа в квадрат и куб. |
| ||
63 | Контрольная работа №4 «Умножение и деление натуральных чисел» | КР | |||
64 | Анализ контрольной работы |
| |||
65-66 | Площади и объёмы
| Формулы | Формула пути. Решение задач на движение. | Знать: — Понятие формулы. — Формулу пути (скорости, времени) — Понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба. — Измерения прямоугольного параллелепипеда. — Формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника. — Формулу объема прямоугольного параллелепипеда, куба. — Равные фигуры. Свойства равных фигур. — Единицы измерения площадей и объемов. Уметь: — Читать и записывать формулы. — Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника, квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба. — Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней. — Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней. — Решать задачи, используя свойства равных фигур. — Переходить от одних единиц площадей (объемов) к другим. |
|
67-68 | Площадь. Формула площади прямоугольника. | Формула площади прямоугольника. Решение задач. |
| ||
69-70 | Единицы измерения площадей. | Единицы измерения площадей. |
| ||
71 | Единицы измерения площадей. | ПР | |||
72 | Прямоугольный параллелепипед | Прямоугольный параллелепипед. Куб. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. |
| ||
73 | Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда. | Объёмы. Формула для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объёма. |
| ||
74 | Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда. | МД | |||
75 | Контрольная работа № 5 «Площади и объёмы» | КР | |||
76 | Анализ контрольной работы |
| |||
77 | Резерв |
| |||
78-79 | Обыкно венные дроби
| Окружность и круг | Окружность и круг. Понятия диаметра, радиуса, дуги. | Знать: — Понятия окружности, круга и их элементов. — Понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби. — Основные виды задач на дроби. Правило сравнения дробей. Уметь: — Понятия равных дробей, большей и меньшей дробей. — Понятия правильной и неправильной дроби. — Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. — Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы. — Читать и записывать обыкновенные дроби. — Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают. — Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче. — Распознавать и решать три основные задачи на дроби. — Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями. — Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом. — Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем. — Записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных дробей. — Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби. — Выделять целую часть из неправильной дроби. — Представлять смешанное число в виде неправильной дроби. — Складывать и вычитать смешанные числа. |
|
80-82 | Доли. Обыкновенные дроби | Доли. Обыкновенные дроби. Изображение дробей на координатном луче. Решение задач. |
| ||
83 | Доли. Обыкновенные дроби | СР | |||
84-86 | Сравнение дробей | Сравнение дробей. |
| ||
87-88 | Правильные и неправильные дроби | Правильные и неправильные дроби |
| ||
89 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение задач. | МД | ||
90 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. |
| |||
91 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | СР | |||
92-93 | Деление и дроби | Деление и дроби. Деление суммы на число. |
| ||
94-95 | Смешанные числа | Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби и запись смешанного числа в виде неправильной дроби. |
| ||
96 | Смешанные числа | МД | |||
97 | Сложение и вычитание смешанных чисел | Сложение и вычитание смешанных чисел. Решение задач. |
| ||
98 | Сложение и вычитание смешанных чисел |
| |||
99 | Контрольная работа № 6 «Обыкновенные дроби» | КР | |||
100 | Анализ контрольной работы |
| |||
101 | Резерв | Т | |||
102-103 | Десятич ные дроби. Сложение и вычита ние десятич ных дробей | Десятичная запись дробных чисел | Десятичная запись дробных чисел | Знать: — Понятие десятичной дроби, его целой и дробной части. — Правило сравнения десятичных дробей. — Правило сравнения десятичных дробей по разрядам. — Понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей. — Правило сложения и вычитания десятичных дробей. — Свойства сложения и вычитания десятичных дробей. — Понятия приближенного значения числа, приближенного значения числа с недостатком (с избытком). — Понятие округления числа. — Правило округления чисел, десятичных дробей до заданных разрядов. Уметь: — Иметь представление о десятичных разрядах. — Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби. — Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей. — Изображать десятичные дроби на координатном луче. — Складывать и вычитать десятичные дроби. — Раскладывать десятичные дроби по разрядам. — Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. — Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда. |
|
104-105 | Сравнение десятичных дробей | Сравнение десятичных дробей. Изображение десятичных дробей на координатном луче. |
| ||
106 | Сравнение десятичных дробей | МД | |||
107-110 | Сложение и вычитание десятичных дробей | Сложение и вычитание десятичных дробей. Решение задач. |
| ||
111 | Сложение и вычитание десятичных дробей | СР | |||
112-113 | Приближённые значения чисел. Округление чисел. | Приближённые значения чисел. Округление чисел. |
| ||
114 | Контрольная работа № 7 «Сложение и вычитание десятичных дробей» | КР | |||
115 | Анализ контрольной работы |
| |||
116-117 | Умноже ние и деление десятич ных дробей
| Умножение десятичных дробей на натуральные числа | Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Умножение на 10, 100 и т.д. Решение задач. | Знать: — Правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия). — Правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия). — Правило деления на 10, 100, 1000 и т.д. — Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001;и т.д. — Свойства умножения и деления десятичных дробей. — Понятие среднего арифметического нескольких чисел. — Понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности. Уметь: — Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь. — Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями. — Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений. — Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби. — Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями. — Находить среднее арифметическое нескольких чисел. — Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д. |
|
118 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | СР | |||
119-121 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | Деление десятичных дробей на натуральные числа. Деление на 10, 100 и т.д. Решение задач. |
| ||
122 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | Т | |||
123 | Контрольная работа № 8 « Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число» | КР | |||
124 | Анализ контрольной работы |
| |||
125-129 | Умножение десятичных дробей | Умножение десятичных дробей. Умножение на 0,1; 0,01 и т.д. |
| ||
130 | Умножение на десятичную дробь | СР | |||
131-134 | Умножение на десятичную дробь | Деление на десятичную дробь. Деление на 0,1; 0,01 и т.д. Решение задач. |
| ||
135 | Умножение на десятичную дробь | Т | |||
136 | Умножение на десятичную дробь |
| |||
137 | Умножение на десятичную дробь | СР | |||
138-140 | Среднее арифметическое | Среднее арифметическое. Формула средней скорости движения. Решение задач. |
| ||
141 | Среднее арифметическое | Т | |||
142 | Контрольная работа № 9 «Умножение и деление десятичных дробей» | КР | |||
143 | Анализ контрольной работы |
| |||
144-145 | Инстру менты для вычисле ний и измере ний | Микрокалькулятор | Использование микрокалькулятора | Знать : — Понятие процента. Знак, обозначающий «процент». — Правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот. — Основные виды задач на проценты. — Понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов. Знак, обозначающий «угол». — Свойство углов треугольника. — Измерительные инструменты. — Понятие биссектрисы угла. — Алгоритм построения круговых диаграмм. Уметь: — Пользоваться калькуляторами при выполнении отдельных арифметических действий с натуральными числами и десятичными дробями. — Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот. — Вычислять проценты с помощью калькулятора. — Распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины, находить величину по её проценту и находить сколько процентов одна величина составляет от другой. |
|
146-148 | Проценты | Процент. Перевод процента в десятичную дробь. Три вида задач на проценты. |
| ||
149 | Проценты | СР | |||
150 | Проценты |
| |||
151 | Контрольная работа № 10 «Проценты» | КР | |||
152 | Анализ контрольной работы |
| |||
153-154 | Угол. Прямой и развёрнутый угол Чертёжный треугольник | Угол. Прямой и развёрнутый угол Использование чертёжного треугольника |
| ||
155-156 | Измерение углов. Транспортир | Измерение и построение углов. Градусная мера угла. Транспортир. |
| ||
157 | Измерение углов. Транспортир | ПР | |||
158-159 | Круговые диаграммы | Построение круговых диаграммы |
| ||
160-170 | Итоговое повторе ние | Повторение. | Повторение учебного материала за курс 5 класса. | Овладение общеучебными и специальными умениями и навыками за курс 5 класса. | ИКР |
Таблица сокращений
Самостоятельная работа | |
МД | Математический диктант |
ПР | Практическая работа |
Т | Тест |
КР | Контрольная работа |
ИКР | Итоговая контрольная работа |
Раздел III
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы | Кол-во часов | Формы контроля | |||||
СР | МД | ПР | Т | КР | |||
1 | Повторение курса начальной школы | 5 |
|
|
|
| КР-1 |
2 | Натуральные числа и шкалы | 13 | СР-1 |
| ПР-1 |
| КР-2 |
3 | Сложение и вычитание натуральных чисел | 21 | СР-2 СР-3 СР-4 |
|
| Т-1 | КР-3 |
4 | Умножение и деление натуральных чисел | 25 | СР-5 СР-6 СР-7 СР-8 |
|
| Т-2 | КР-4 |
5 | Площади и объемы | 13 |
| МД-1 | ПР-2 |
| КР-5 |
6 | Обыкновенные дроби | 24 | СР-9 СР-10 | МД-2 МД-3 |
| Т-3 | КР-6 |
7 | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 14 | СР-11 | МД-4 |
|
| КР-7 |
8 | Умножение и деление десятичных дробей | 28 | СР-12 СР-13 СР-14 |
|
| Т-4 Т-5 Т-6 | КР-8 КР-9 |
9 | Инструменты для вычислений и измерений | 16 | СР-15 |
| ПР-3 |
| КР-10 |
10 | Итоговое повторение курса 5 класса | 11 |
|
|
|
| ИКР-11 |
| Итого: | 170 | 15 | 4 | 3 | 6 | 11 |
|
Таблица сокращений
Самостоятельная работа | |
МД | Математический диктант |
ПР | Практическая работа |
Т | Тест |
КР | Контрольная работа |
ИКР | Итоговая контрольная работа |
Раздел IV
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
В результате изучения курса математики в 5 классе обучающиеся должны
12.1. Знать/понимать:
-
сущность понятия алгоритма, приводить примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы и уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
понятия десятичной и обыкновенной дробей, правила выполнения действий с десятичными дробями, обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями, понятие процента;
-
понятия «уравнение» и «решение уравнения»
-
смысл алгоритма округления десятичных дробей;
-
переместительный, распределительный и сочетательный законы;
-
понятие среднего арифметического;
-
понятие натуральной степени числа,
-
определение прямоугольного параллелепипеда и куба, формулы для вычисления длины окружности и площади круга;
12.2. Уметь:
-
выполнять арифметические действия с десятичными дробями (в том числе устное сложение и вычитание десятичных дробей с двумя знаками);
-
выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей, имеющих общий знаменатель;
-
переходить из одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов, округлять целые числа и десятичные дроби;
-
выполнять прикидку и оценку значений числовых выражений;
-
выполнять действия с числами разного знака;
-
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, площади, выражать более крупные единицы через мелкие и наоборот;
-
находить значения степеней с натуральными показателями;
-
решать линейные уравнения;
-
изображать числа точками на координатной прямой;
-
решать текстовые задачи на дроби и проценты;
-
вычислять объемы прямоугольного параллелепипеда и куба, находить длину окружности и площадь круга.
Раздел V
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Для учителя:
-
Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс: учеб. для общеборазоват. Учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.
-
Жохов В.И., Преподавание математики в 5 и 6 классах.-М.Мнемозина, 2004-2007.
-
Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.-М.Просвещение, 2005-2011.
-
Ершова А.П., Голобородько В.В. Математика/самостоятельные и контрольные работы-5. – М.: Илекса, 2003-2010.
-
Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Математика-5/тематические тесты. – Ростов-на-Дону.: Легион, 2010.
-
Попова Л.П. КИМы. Математика-5. – М.: ВАКО, 2012.
-
Методический журнал «Математика в школе».
-
Газета «Математика» (приложение к газете «1 сентября»).
Для учащихся:
-
Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс: учеб. для общеборазоват. Учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.
-
Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.-М.Просвещение, 2005-2011.
-
Ершова А.П., Голобородько В.В. Математика/самостоятельные и контрольные работы-5. – М.: Илекса, 2003-2010
-
Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Математика-5/тематические тесты. – Ростов-на-Дону.: Легион, 2010.
-
Попова Л.П. КИМы. Математика-5. – М.: ВАКО, 2012.
-
Рудницкая В.Н. Рабочие тетради «Математика» 5. – М.Мнемозина, 2011
-
Жохов В.И., Погодин В.Н. Математический тренажер, 5 класс. – М.Мнемозина, 2010
Календарно-тематический план
Название темы урока | Примерные сроки изучения | Формы контроля
| ||
По плану | Фактически | |||
Повторение курса начальной школы (5 часов) | ||||
1 | Чтение и запись натуральных чисел |
|
|
|
2 | Арифметические действия с натуральными числами |
|
|
|
3 | Именованные величины |
|
|
|
4 | Формулы. Решение задач |
|
|
|
5 | Контрольная работа №1 «Повторение» |
|
| Контрольная работа |
§1. Натуральные числа и шкалы (13 часов) | ||||
6 | Обозначение натуральных чисел |
|
|
|
7 | Обозначение натуральных чисел |
|
|
|
8 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник |
|
|
|
9 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник |
|
| Самостоятельная работа |
10 | Плоскость. Прямая. Луч |
|
|
|
11 | Плоскость. Прямая. Луч |
|
|
|
12 | Шкалы и координаты |
|
|
|
13 | Шкалы и координаты |
|
|
|
14 | Меньше или больше |
|
| Практическая работа |
15 | Меньше или больше |
|
|
|
16 | Меньше или больше |
|
|
|
17 | Контрольная работа №2 «Натуральные числа и шкалы» |
|
| Контрольная работа |
18 | Резерв. Анализ контрольной работы |
|
|
|
§2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 час) | ||||
19 | Сложение натуральных чисел и их свойства |
|
|
|
20 | Сложение натуральных чисел и их свойства |
|
|
|
21 | Сложение натуральных чисел и их свойства |
|
|
|
22 | Сложение натуральных чисел и их свойства |
|
|
|
23 | Сложение натуральных чисел и их свойства |
|
| Самостоятельная работа |
24 | Вычитание натуральных чисел |
|
|
|
25 | Вычитание натуральных чисел |
|
|
|
26 | Вычитание натуральных чисел |
|
|
|
27 | Вычитание натуральных чисел |
|
| Самостоятельная работа |
28 | Числовые и буквенные выражения |
|
|
|
29 | Числовые и буквенные выражения |
|
|
|
30 | Числовые и буквенные выражения |
|
|
|
31 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания |
|
|
|
32 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания |
|
|
|
33 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания |
|
| Тест |
34 | Уравнение |
|
|
|
35 | Уравнение |
|
|
|
36 | Уравнение |
|
| Самостоятельная работа |
37 | Уравнение |
|
|
|
38 | Контрольная работа №3 «Сложение и вычитание натуральных чисел» |
|
| Контрольная работа |
39 | Резерв. Анализ контрольной работы |
|
|
|
§3. Умножение и деление натуральных чисел (25 часов) | ||||
40 | Умножение натуральных чисел и их свойства |
|
|
|
41 | Умножение натуральных чисел и их свойства |
|
|
|
42 | Умножение натуральных чисел и их свойства |
|
|
|
43 | Умножение натуральных чисел и их свойства |
|
| Самостоятельная работа |
44 | Деление. |
|
|
|
45 | Деление. |
|
|
|
46 | Деление. |
|
|
|
47 | Деление. |
|
|
|
48 | Деление. |
|
|
|
49 | Деление. |
|
| Самостоятельна работа |
50 | Деление с остатком |
|
|
|
II триместр: всего 55 часов, из них контрольных работ — 3 | ||||
51 | Деление с остатком |
|
|
|
52 | Деление с остатком |
|
| Самостоятельная работа |
53 | Упрощение выражений |
|
|
|
54 | Упрощение выражений |
|
|
|
55 | Упрощение выражений |
|
|
|
56 | Упрощение выражений |
|
|
|
57 | Упрощение выражений |
|
| Самостоятельная работа |
58 | Порядок выполнения действий |
|
|
|
59 | Порядок выполнения действий |
|
|
|
60 | Порядок выполнения действий |
|
| Тест |
61 | Степень числа. Квадрат и куб числа |
|
|
|
62 | Степень числа. Квадрат и куб числа |
|
|
|
63 | Контрольная работа №4 «Умножение и деление натуральных чисел» |
|
| Контрольная работа |
64 | Резерв. Анализ контрольной работы |
|
|
|
§4. Площади и объемы (13 часов) | ||||
65 | Формулы |
|
|
|
66 | Формулы |
|
|
|
67 | Площадь. Формула площади прямоугольника |
|
|
|
68 | Площадь. Формула площади прямоугольника |
|
|
|
69 | Единицы измерения площадей |
|
|
|
70 | Единицы измерения площадей |
|
|
|
71 | Единицы измерения площадей |
|
| Практическая работа |
72 | Прямоугольный параллелепипед |
|
|
|
73 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда |
|
|
|
74 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда |
|
| Математический диктант |
75 | Контрольная работа №5 «Площади и объемы» |
|
| Контрольная работа |
76 | Резерв. Анализ контрольной работы |
|
|
|
77 | Резерв. |
|
|
|
§5. Обыкновенные дроби (24 часа) | ||||
78 | Окружность и круг |
|
|
|
79 | Окружность и круг |
|
|
|
80 | Доли. Обыкновенные дроби |
|
|
|
81 | Доли. Обыкновенные дроби |
|
|
|
82 | Доли. Обыкновенные дроби |
|
|
|
83 | Доли. Обыкновенные дроби |
|
| Самостоятельная работа |
84 | Сравнение дробей |
|
|
|
85 | Сравнение дробей |
|
|
|
86 | Сравнение дробей |
|
|
|
87 | Правильные и неправильные дроби |
|
|
|
88 | Правильные и неправильные дроби |
|
|
|
89 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями |
|
| Математический диктант |
90 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями |
|
|
|
91 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями |
|
| Самостоятельная работа |
92 | Деление и дроби |
|
|
|
93 | Деление и дроби |
|
|
|
94 | Смешанные числа |
|
|
|
95 | Смешанные числа |
|
|
|
96 | Смешанные числа |
|
| Математический диктант |
97 | Сложение и вычитание смешанных чисел |
|
|
|
98 | Сложение и вычитание смешанных чисел |
|
|
|
99 | Контрольная работа №6 «Обыкновенные дроби» |
|
| Контрольная работа |
100 | Резерв. Анализ контрольной работы |
|
|
|
101 | Резерв. |
|
| Тест |
| ||||
102 | Десятичная запись дробных чисел |
|
|
|
103 | Десятичная запись дробных чисел |
|
|
|
104 | Сравнение десятичных дробей |
|
|
|
105 | Сравнение десятичных дробей |
|
|
|
| ||||
106 | Сравнение десятичных дробей |
|
| Математический диктант |
107 | Сложение и вычитание десятичных дробей |
|
|
|
108 | Сложение и вычитание десятичных дробей |
|
|
|
109 | Сложение и вычитание десятичных дробей |
|
|
|
110 | Сложение и вычитание десятичных дробей |
|
|
|
111 | Сложение и вычитание десятичных дробей |
|
| Самостоятельная работа |
112 | Приближенные значения чисел. Округление чисел |
|
|
|
113 | Приближенные значения чисел. Округление чисел |
|
|
|
114 | Контрольная работа №7 «Сложение и вычитание десятичных дробей» |
|
| Контрольная работа |
115 | Резерв. Анализ контрольной работы |
|
|
|
| ||||
116 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа |
|
|
|
117 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа |
|
|
|
118 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа |
|
| Самостоятельная работа |
119 | Деление десятичных дробей на натуральные числа |
|
|
|
120 | Деление десятичных дробей на натуральные числа |
|
|
|
121 | Деление десятичных дробей на натуральные числа |
|
|
|
122 | Деление десятичных дробей на натуральные числа |
|
| Тест |
123 | Контрольная работа №8 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число» |
|
| Контрольная работа |
124 | Резерв. Анализ контрольной работы |
|
|
|
125 | Умножение десятичных дробей |
|
|
|
126 | Умножение десятичных дробей |
|
|
|
127 | Умножение десятичных дробей |
|
|
|
128 | Умножение десятичных дробей |
|
|
|
129 | Умножение десятичных дробей |
|
|
|
130 | Умножение десятичных дробей |
|
| Самостоятельная работа |
131 | Деление десятичных дробей |
|
|
|
132 | Деление десятичных дробей |
|
|
|
133 | Деление десятичных дробей |
|
|
|
134 | Деление десятичных дробей |
|
|
|
135 | Деление десятичных дробей |
|
| Тест |
136 | Деление десятичных дробей |
|
|
|
|
|
|
|
|
137 | Деление десятичных дробей |
|
| Самостоятельная работа |
|
|
|
|
|
138 | Среднее арифметическое |
|
|
|
139 | Среднее арифметическое |
|
|
|
140 | Среднее арифметическое |
|
|
|
141 | Среднее арифметическое |
|
| Тест |
142 | Контрольная работа №9 «Умножение и деление десятичных дробей» |
|
| Контрольная работа |
143 | Резерв. Анализ контрольной работы |
|
|
|
§8. Инструменты для вычислений и измерений (16 часов) | ||||
144 | Микрокалькулятор |
|
|
|
145 | Микрокалькулятор |
|
|
|
146 | Проценты |
|
|
|
147 | Проценты |
|
|
|
148 | Проценты |
|
|
|
149 | Проценты |
|
| Самостоятельная работа |
150 | Проценты |
|
|
|
151 | Контрольная работа №10 «Проценты» |
|
| Контрольная работа |
152 | Резерв. Анализ контрольной работы |
|
|
|
153 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник |
|
|
|
154 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник |
|
|
|
155 | Измерение углов. Транспортир |
|
|
|
156 | Измерение углов. Транспортир |
|
|
|
157 | Измерение углов. Транспортир |
|
| Практическая работа |
158 | Круговые диаграммы |
|
|
|
159 | Круговые диаграммы |
|
|
|
Итоговое повторение курса 5 класса (11 часов) | ||||
160-170 | Повторение. Контрольная работа № 11 «Повторение» |
|
| Контрольная работа |