Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малоенисейская сош» Бийского района Алтайского края
Математика
Разработка урока по математике
по теме: «Сравнение десятичных дробей» урок №1
для 5 класса
(Базовый учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.
/Н.Я.Виленкин и др./ — 23 изд., испр.- Мнемозина, 2012, — 280с. : ил.)
Выполнила: Прийма Т.А,
учитель математики
с.Малоенисейское,2013
8. Цель урока: создать условия для вывода правила сравнения десятичных дробей и умения его применять
9. Задачи:
— познакомить учащихся с равными десятичными дробями и научить их распознавать среди других дробей, научить сравнивать неравные десятичные дроби, показать изображение десятичных дробей на координатной прямой.
— поддерживать внимание и мыслительную активность учащихся, развивать логику, умение анализировать, выделять существенные признаки, делать общие выводы;
— активизировать мыслительную деятельность, внимание, память; развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации; развивать логическое мышление обобщить и систематизировать знания по теме;
— прививать любовь к предмету, формировать устойчивые познавательные интересы, способствовать установлению доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывать в детях чувство коллективизма.
— продолжить воспитание коммуникативных способностей и взаимопонимания через организацию совместной деятельности.воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности, самостоятельность.
10. Формирование УУД
регулятивных УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Планируют (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции.
познавательных УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, Осуществляют для решения учебной задачи операции сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи
коммуникативных УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
11. Тип урока: урок новых знаний
12. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
13.Необходимое техническое оборудование: компьютеры, выход в Интернет, проекционное оборудование
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Отвечают на вопросы учителя
Слушают притчу Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы.
| Проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих. Рассказывает притчу Задаёт вопросы о её смысле и отношении к нашему уроку.
| (Приложение №1) Формируемые УУД: Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации
|
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу. Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: запись десятичных дробей; 2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: запись обыкновенных дробей
| ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Один ученик у доски комментирует (заранее написав решение на доске), остальные проверяют. Задают вопросы.
Сверяют ответы д/з и ищут ошибки.
Работают индивидуально в тетрадях , два ученика у доски (на обратной стороне) записывают ответы математического диктанта. .(С взаимопроверкой по слайдам: ребята обмениваются тетрадями и отмечают «+» верно выполненные задания.
Данный диктант состоит из 5 заданий. Задания предназначены для контроля знаний и умений представлять обыкновенные дроби в виде десятичных , записи десятичной дроби , если дано разложение по разрядам, округления десятичных дробей, использовать десятичную запись в размерных величинах, обозначающих расстояние и массу. | 1. Проверяет выполнение одного из номеров домашнего задания вызвавшего затруднения.
№ 1166 (б) — Предлагает найти ошибки сделанные при записи ответов из тетради : 124,004; 8,012; 18,00103; 160,1; 0,3; 0,07; 0,0001.
2. Контроль усвоения материала (Математический диктант). Учитель выводит на экран и прочитывает задания, координирует работу учащихся по его выполнению.
| Слайд 1-5 Формируемые УУД Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение работать в паре
|
3. Изучение нового учебного материала. Цель:
| ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Обсуждают проблемную ситуацию, определяют тему урока и озвучивают свои цели урока, чтобы они хотели узнать по этой теме сегодня на уроке.
Слушают, отвечают на вопросы учителя, записывают в тетрадь, делают выводы о равенстве десятичных дробей, о сравнении дробей с одинаковыми целыми частями и равным количеством знаков в записи дробей, о сравнении дробей с разными целыми частями при использовании размерных величин, о изображении на координатном луче десятичные дроби, и где лежит меньшая десятичная дробь по сравнению к большей.
Представители каждой группы представляют результаты проделанной работы. Учащиеся других групп слушают и задают вопросы. После ответа группы выполняют предлагаемые учителем задания на доске (представитель группы) и остальные в тетрадях. | Фронтальная работа с классом. 1.Создаёт проблемную ситуацию. (Предлагает посмотреть на ряд представленных десятичных дробей и рассказать о них определить, какая из них больше, какая самая маленькая) Совместно с учащимися определяют тему и цель урока. Совместно планируют найти ответ на 3 вопроса:
2.Предлагает учащимся работая в группах используя учебник, карточки-консультанты и ЭОР составить алгоритм сравнения десятичных дробей и привести примеры ( 1 группа: о равенстве десятичных дробей; 2 группа; о сравнении дробей с одинаковыми целыми частями и равным количеством знаков в записи дробей; 3 группа: о сравнении дробей с разными целыми частями при использовании размерных величин; 4 группа о изображении на координатном луче десятичные дроби. Координирует работу учащихся по его выполнению в группах. 3. Следит за верностью представленных ответов при необходимости корректирует. После ответа группы предлагает задать вопросы по представленному материалу, затем выводит на экран задания для выполнения, координирует работу учащихся.
| Слайд 6,7
Познавательные: целеполагание, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
Приложение 3
http://math-prosto.ru/?page=pages/decimal/decimal7.php
Слайд 8-12
Формируемые УУД: Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие Регулятивные: планирование решения учебной задачи, выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся, формируем умение слушать и понимать других;
|
4. Закрепление учебного материала . Цель: зафиксировать изученное учебное содержание проверить своё умение применять алгоритм сравнения десятичных дробей | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Выполняют тестирование в режиме Онлайн | Предлагает выполнить тестирование на компьютере | http://www.matematika-na.ru/5class/mat_5_26.php Формируемые УУД: Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
|
5. Задание на дом, итог урока, рефлексия Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм сравнения десятичных дробей; 2) оценить собственную деятельность на уроке; 3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока; 4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности; 5) обсудить и записать домашнее задание.
| ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Делают вывод о достаточности полученных знаний на уроке. Определяют достижение своих целей поставленных в начале урока. Определяют и проговаривают места затруднения и успешности на уроке. Участвуют в выставлении оценок (комментируя свою позицию). Слушают комментарии по выполнению д/з, записывают д/з. | Обобщает знания, полученные на уроке и, анализируя работу класса, определяет достижение цели урока, выставляет оценки. Предлагает д/з из учебника и творческие задания по перфокартам. п. 31, № 1200, 1203, 1205, 1207, 1210, для желающих № 1191.
| Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества Личностные УУД: |
Приложение №1
Голодный и оборванный человек подошёл к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: “Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю”. Человек огляделся, вздохнул, нашёл невод и, недоумевая, понёс к морю. Рыбак пошёл следом за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек грёб сначала неумело, а затем лучше и лучше и, наконец, сам привёл лодку к месту, где ему предложили остановиться. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток, и они вместе разожгли костёр. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: “Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать всё это?” Рыбак немного помолчал, а потом ответил: “В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь”.
Приложение №2
-
Запишите в виде десятичных дробей
-
Запишите короче десятичную дробь (замените десятичную дробь ей равной) 04,37500.
-
Запишите десятичную дробь, если дано разложение десятичной дроби по разрядам 5 + 0,4 + 0,07 + 0,005.
-
Округлите десятичные дроби до тысячных: 6,5746; 7,67502.
-
Запишите пропущенные числа в равенствах:
А) 2мм=__см=__дм=__м.
Б) 12г=__кг=__ц.
В) 7га 68а=___га; 3а 25м2 =__а.
Приложение 3
-
К десятичной дроби справа можно приписывать нули или отбрасывать нули, стоящие в ее конце, дробь получается равная данной.
-
Алгоритм сравнения десятичных дробей:
-
Уравнять число десятичных знаков, приписав к одной из них справа нули;
-
Отбросить запятую;
-
Сравнить получившиеся натуральные числа;
-
Сделать вывод о десятичных дробях.
-
Десятичные дроби можно изображать на координатном луче так же, как и обыкновенные дроби.
Равные десятичные дроби изображаются на координатном луче одной и той же точкой.
Меньшая десятичная дробь лежит на координатном луче левее большей и большая – правее меньшей.
Приложение 4
-
Заранее на доске. Есть ли среди данных чисел равные:
-
3,001
3,010
3,100
3,1
-
6,800
6,080
6,880
6,08
-
0,4
0,40
0,004
0,400
-
Сравнить числа 50,001 и 50,01, используя правило. В тетради будут следующие записи:
-
3,100 = 3,1
-
6,080 = 6,08
-
0,4 = 0,40 = 0,400
-
50,001 и 50,010
-
50001 и 50010
-
50001 < 50010
-
50,001 < 50,01
По учебнику: 1172 (а, в, г), 1173
1174 – самостоятельно, с проверкой друг у друга.
1175 (1-3) на доске и в тетрадях.
1176 – самостоятельно, проверить устно
1178 – 1179 (устно).