МБОУ «Алтайская СОШ»
Табунский район с. Алтайское
Конспект урока по предмету обучение грамоте в 1 классе УМК «Школа России» на конкурс «Информационно-коммуникативные технологии в образовании – 2013»
Тема урока: «Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м»
Учиетель: Кейс Л. П.
Аннотация к уроку
Данный урок (конспект с презентацией) используется при прохождении нового материала по обучению грамоте в 1 класс. Данный ресурс знакомит учащихся с буквой «м», согласными звуками, формирует чувство гордости за свою Родину, расширяет знания детей об окружающем мире, знакомит с историей Родины, воспитывает гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностей России.
Содержание учебно-методической разработки
Автор материала | Кейс Людмила Павловна | |
| Должность | Учитель начальных классов |
| Образовательное учреждение | МБОУ «Алтайская СОШ» Табунского района, с. Алтайское |
| Номинация конкурса | Урок с использованием современного учебного оборудования |
| Название материала | Урок обучения грамоте «Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м»
|
| Класс (возраст) | 1 класс, 7-8 лет |
| Предмет | Обучение грамоте (чтение) |
| УМК, авторы образовательной программы | «Школа России», В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская «Русская Азбука», М.: Просвещение, 2011г. |
| Вид ресурса | Конспект урока с презентацией. Технология проблемно-диалогиеческого обучения, системно-деятельностный подход |
| Цель, задачи | Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной, учебнопрактической деятельности по определению согласных звуков в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями. Образовательные задачи: -учить звуковому и сравнительному анализу слов; -способствовать продуктивному формированию навыков сознательного, выразительного, правильного чтения; -расширить знания детей об окружающем мире. Развивающие задачи: — развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах; — развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Воспитательные задачи: — воспитывать гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностях России; -формировать ценностное отношение к труду и людям разных профессий; — формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью. |
| Среда, редактор, в котором ыполнен ресурс | Microsoft Office Word 2007, Microsoft Office Power Point 2007 |
| Оборудование | мультимедийное оборудование — проектор, компьютер; презентация к уроку; учебник «Русская Азбука» 1 класс В.Г.Горецкий и др. «лента букв», «слоговая таблица»; карточки с индивидуальными заданиями; карточки-схемы; еженедельник (для самооценки)
|
| Анотация к уроку | Данный урок (конспект с презентацией) используется при прохождении нового материала по обучению грамоте в 1 класс. Данный ресурс знакомит учащихся с буквой «м», согласными звуками, формирует чувство гордости за свою Родину, расширяет знания детей об окружающем мире, знакомит с историей Родины, воспитывает гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностей России.
|
| Методические рекомендации к использованию | Используется на уроке «открытия» новых знаний. В ходе урока можно использовать сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения. |
| Ссылки на Интернет — ис-точники | Ресурс: Гласные звуки и буквы (N 193789) htttp://school-collection.edu.ru/catalog/res/c0a7fbcc-214d-4656-bd97-f683937b3296/?from=ebc2166d-9c82-4d87-a621-99b165aa3ad3&interface=teacher&class=42&subject=8 Ресурс: Игротека. Развивающие видеоуроки. Буква М. http://www.solnet.ee/games/g9.html Ресурс: Электронные физминутки. Автор Дмитрий Тарасов. |
Планируемые результаты
Метапредметные | Предметные | |
-проявление интереса к новому содержанию занятия; — уважение к духовным и культурным ценностям России через понимание роли и значения строительства Москвы для развития нашего Отечества; — проявление уважения к истории нашего государства, к людям создававшим эту историю; — проявление любознательности к изучаемому материалу; -формируем умение высказывать самые простые правила | Регулятивные УУД: — формируем умение определять цель дея-тельности на уроке; — формируем умение определять успеш-ность выполнения своего задания в диалоге с учителем; — формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки; — формируем умение осуществлять позна-вательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: — формируем умение извлекать информа-цию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; — формируем умение находить в тексте от-веты на поставленные вопросы; — формируем умение определять основную мысль текста; — формируем умение на основе анализа де-лать выводы; — формируем умение устанавливать анало-гии; — формируем умение обобщать и классифи-цировать по признакам. Коммуникативные УУД: — формируем умение слушать и понимать других; — формируем умение строить речевое вы-сказывание в соответствии с поставленными задачами; — формируем умение оформлять свои мыс-ли в устной форме; — формируем умение совместно договари-ваться о правилах общения и поведения. | -выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, определять место новой букве на «ленте букв»; -читать слоги и слова с изученными буквами; -читать текст вслух |
Ход урока
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | |
Организационный | Формирование самооценки готовности к уроку |
| Оценивают свою готовность, на-строй на работу. | Самооценка готовности к уроку. Учебно-познаватель-ный интерес к данному уроку.
|
Психологический настрой | Создание по-ложительного эмоционального фона | Сегодня такой чудесный день, мы пришли в школу с хоро-шим настроением, улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ла-дошками с ним. | Улыбаются и прикасаются ладошками друг с другом. | Включение детей в активную познава-тельную деятельность, создание ситуации успеха и доверия |
Актуализация знаний (подводящий диалог) | Активизиро-вать знания, умения и навыки по теме урока. Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности. Мотивиро-вать к пред-стоящей дея-тельности на уроке. | Мотивация учебной деятельности. — Наши добрые друзья Медвежокон и Тигра затеяли игру, которая называется «Узнай букву», но без вашей помощи им не обойтись. Помогите им, пожалуйста. Слайд №2 «Буква в окошке». Узнай, какая буква заглядывает в наше окно? Предложить детям дать характеристику звуков, которые обозначают эти буквы. Слайд №3 «Прятки» Какая буква спряталась? После того, как откроются все буквы, можно выполнить задания на группировку: гласные-согласные, заглавные- строчные. Прочитать слоги с этими буквами. Вспомнить правило о большой букве в словах. Слайд №4 Чте «День-ночь». По команде «день» дети читают слово, по команде «ночь» закрывают глаза, учитель щелчком мыши меняет слово. По команде «день» открывают глаза и читают новое слово. Объясняют, что в слове изменилось. |
Высказывания детей.
Помогает обоб-щать, сравнивать и классифицировать буквы и звуки. — Все звуки и буквы русского языка делятся на гласные и согласные.
Дети называют гласные, их отли-чительные признаки; классифициру-ют гласные.
Классифицируют согласные, называют признаки классификации, читают согласные буквы.
Повторение и чте-ние слогов помо-жет научиться сло-говому чтению.
| Актуализируются ранее полученные знания, необходимые для понимания новой темы.
|
Введение в тему урока и поста-новка учебной проблемы
| Формирование умений целе-полагания, представления о результате деятельности.
| Загадка Город чудный, город древний, ты вместил в свои концы и посады, и деревни, и палаты, и дворцы. О каком городе я прочитала эти строки? Слайд №5 , 6, 7, 8, 9, 10 о Москве.
-Почему я заговорила о Москве, кто-нибюудь догадался? — Чему будем учиться при изучении новой буквы? | Ученики слушают четаеростишие. Отгадывают. Это Москва. Применяя знания полученные на уроке окружающего мира, рассказывают, что они запомнили о Москве. Заранее подготовленый ученик рассказывает о главных достопримечательностях Москвы.
-Сегодня мы познакомимся с новой буквой. С буквой «М»
— Мы будем выделять новые звуки, познакомимся с тем, как пишется буква, будем читать слоги, слова и предложения с новой буквой. | Проявлять интерес к новому содержанию понимать учебную задачу, готовность осуществлять ее решение под руководством учителя. Иметь представление о неизученном предметном содержании и способах его применения.
|
Открытие нового знания | Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы. Решать про-блему с помощью выбранного метода.
| Работа в группах. Предлагается составить звуковые схемы данных слов ДОМ, СЕМЬ.
— Сравните звуки. К какой группе согласных звуков отнесете звуки [м] и [м’]? Дайте характеристику [м] и [м’], оп-ределите место букве на «ленте букв». Проверка Слайд №12
В каких словах мы слышим звуки [м] и [м’]? Слайд №13 | Составление звуковых схем данных слов, проверка слайд №11
Выделяют звуки [м] и [м,] из слов, дают характеристику звукам.
Одевают нашего друга Звуковичка (работа парами) Определяют место букве на «ленте букв».
Называют слова
| Проявлять интерес к новому содержанию занятия, понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под ру-ководством учителя. Умение выражать свои мысли, вступать в диалог. |
Минутка релаксации и отдыха | Снять напря-жение, дать учащимся не-большой от-дых.
| Приложение Слайд №14 | Дети садятся «свободно», положив руки на колени, расслабляются
| Положительные эмоции, хорошее на-строение, что ведет к улучшению усвоения материала |
Первичное закрепление | Решать типо-вые задания. Закреплять способ их ре-шения.
| Учимся читать слоги с новой буквой. А поможет нам маленький котёнок. Слайд №15, 16, 17, 18, 19, 20 Чтение предложения. Слайд №21 Работа с учебником. С. 85 Прочитайте слоги, дополните слоги до слов. Прочитайте слова 1 столбика. Почему 1 слово написано с заглавной буквы? Прочитайте слова 2 столбика. Что общего заметили в первой паре слов строили, строители? Во второй паре слово, слова? Посмотрите на иллюстрацию на с. 84 и составьте предложение о Москве. Рассказ учителя о Москве. Работа с текстом На уроке. Первичное чтение читающими детьми. — Как звали мальчика, который был у доски? Вторичное чтение «жужжащее чтение». Чтение вслух по предложению. -Какие слова написал Рома? -Какие слова написали дети в тетрадях? Какие слова вы писали дома?
|
Дети работают под руководством учи-теля с текстами и иллюстрациями учебника. Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя.
-Есть общая часть.
— Одно, много.
Составляют предложение. Ученики рассматривают сюжетную картинку. Составляют свои предложения о Москве. | Проявлять уважение к духовным и культурным ценностям России через понимание роли и значения Москвы для развития нашего Отечества; проявлять уважение к историческому прошлому нашего народа. Определять цель учебного задания, кон-тролировать свои действия в процессе его выполненияобнаруживать и исправлять ошибки; находить в тексте ответы на вопросы; определять основную мысль текста; класси-фицировать слова в соот-ветствии со значением; фор-мулировать собственное мнение; вы-полнять правила работы в па-ре, группе, читать слоги и слова с изучен-ными буквами; читать текст. |
Физминутка | Восстановле-ние физиче-ских и духов-ных сил | Приложение, слайд №22.
|
| Расслабление, отдых, эмоциональный настрой на продолжение работы. |
Применение нового знания | Организация и осуществление совместной учебно-познавательной деятельности | -Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получает дифференцированные карточки. Карточка со словами лама, мама, Мила, мир. Задание подобрать слова к схеме
Составь слова из данных слогов пол, сум, рам, ка, пал, май, лей (читающим детям) Подобрать антонимы на букву «М» к словам война, быстро, твёрдый, ссориться, глупый, большой
Проверка Слайд 23
| Работа в группах. Сверяют результаты своей работы с предложенным вариантом на доске.
|
Успешное применение новых знаний. |
Итог урока | Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности | — Что нового вы сегодня открыли для себя? — Что повторили из того, что уже знали? — Что было самое интересное для вас? | Высказывания детей.
| Умение проверять и оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе. |
Рефлексия | Формирование ценностного отношения к совместной деятельности. Развитие рефлексивных умений | Что у вас получалось сегодня лучше всего? В чем испытали затруднения? Кому сегодня было легко? Кому ПОКА было трудновато? Кто доволен сегодня своей работой? Как бы вы оценили свою ра-боту? Слайд №24 | Проговаривание критериев оценки.
Самооценка по шкале в личных ежедневниках.
| Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа уро-ка. |