Мудла Елена Петровна,

учитель математики,

МБОУ «Гимназия №1» г. Ноябрьска ЯНАО

Разработка урока по теме «Квадрат и куб числа», 5 класс. Учитель Мудла Е.П.

Этап урока

Содержание этапа урока

Деятельность учащихся на уроке

Оборудование

1.

Организационный этап.

(2 мин)

Название урока:

«Математика: инструкция по применению»

Тема урока:

«Квадрат и куб числа».

Цели урока:

  • Повторить определение квадрата и куба числа.

  • Продолжить формирование умения находить значения выражений, включающих действия возведения в квадрат и куб чисел.

  • Учиться применять понятия квадрата числа при решении задач на вычисление площади квадрата.

  • Развивать внимательность и аккуратность.

Оформление доски: тема урока, названия этапов урока стилизованы в соответствии с названием урока. Учащимся (дежурным по рубрикам) приготовлены косынки и повязки.

2.

«Развивайся!»

Упражнение на развитие концентрации внимания.

Учащимся предлагаются карточки с заданием.

Перед вами таблицы, в которых в произвольном порядке расставлены числа от 1 до 20. Но чисел 20, а клеточек – 16. Найдите и запишите пи четыре отсутствующих числа в каждой таблице.

Работа в парах.

Ответ:

а) 4, 12, 16, 18;

б) 11, 14, 17, 18;

в) 13, 15, 16, 18.

Проверка выполняется фронтально.

Приложение 1.

3.

Проверка знаний учащихся.

«Знай!»

(3 мин)

Вопросы классу:

  1. Что означает запись ? Как правильно прочитать: , , ,. Указать основание и показатель степени?

  2. Что такое квадрат числа?

  3. Что такое куб числа?

  4. В каком порядке выполняются действия в выражении, содержащем степень числа?

Фронтальную работу с классом проводит дежурная по рубрике.

1. (п множителей), а — основание, п –показатель.

2..

3. .

4. Если в числовое выражение входят степени чисел, то эти действия выполняются до выполнения остальных действий. Возведение в степень (в квадрат и куб) называются действиями высшей ступени.

Приложение 4.

Слайд 2

4.

Проверка домашнего задания.

«Дома решай!»

(4 мин)

Домашнее задание: п.16, №667, №668 ( с применением таблиц степеней), дополнительное задание из дидактических материалов №155 стр. 12.

Во время устного счёта дежурная по рубрике оформляет на доске решение №667.

д) ;

;

е) ;

ж) ;

з) ;

1) , 2) ,

3) ,

4)

Учащиеся сдают тетради на проверку.

5.

Устный счёт.

«Устно считай!»

(6 мин)

1. Найди ошибку!

а) , б) , в) , г), д).

2. Верно ли, что ?

3. Угадай корень уравнения:

а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) .

4. Найдите площадь квадрата со стороной 7 см.

Ответы учащихся.

  1. Ошибки во всех примерах, кроме в), Учащиеся исправляют ошибки.

  2. Не верно : левая часть равенства принимает значение 49, правая – 25.

  3. а) х=5,

б) у=9,

в) а=1,

г) в=0,

д) х=4,

е) у=10.

Приложение 4

Слайд 3.

6.

Решение примеров.

«Вычисляй!»

1. ;

2. ;

3. .

Дежурные по рубрике решают у доски с комментированием:

1.

2. =

=;

3.

1) 2) ,

3) ,

4) ,

5) .

Задание №3 учащиеся выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой.

7.

Решение задач.

«Применяй!»

(12 мин)

  1. Задача.

Зал для занятий бальными танцами имеет форму квадрата со стороной 20 м.сколько банок лака нужно, чтобы залакировать паркетный пол, если одной банки лака хватает на 16 м2?

а=20 м, 1 б -16 м2

2. Тест. Проверка знаний учащихся.

Учащиеся решают в тетрадях, один ученик комментирует.

1) — площадь пола.

2) — лака потребуется.

Ответ: 26 банок.

Учащиеся заполняют бланки ответов. Время выполнения 6 минут.

Ответы:

Вариант1.

А1 1)

А2 4)

А3 3)

А4 2)

В1 56

В2 64

Вариант 2.

А1 3)

А2 4)

А3 3)

А4 3)

В1 48

В2 49

Критерии оценивания:

6 верных ответов-«5»

5 верных ответов-«4»

4,3 верных ответа-«3»

Менее 3 -«2»

Приложение 2

Приложение 3

7.

Итог урока.

«Подводи итог!»

(2 мин)

1. Сегодня на уроке мы закрепляли понятие квадрата числа и куба числа. Что означает , ?

2. Как правильно выполнять действия в выражениях, содержащих квадрат и куб числа?

3. В каких задачах можно встретить действие ?

4. Выставление и комментирование оценок за урок.

5. Домашнее задание.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Стр.1 №№ 669, 670.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here