Вяткина Елена Яковлевна
Тема: « Сравнение трехзначных чисел».
Цели урока: — формирование умения сравнивать трехзначные числа;
— развитие логического мышления и внимания, умения
анализировать и сравнивать, навыков самопроверки;
— совершенствование вычислительных навыков;
Ход урока
I. Орг.момент.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация.
На доске записаны числа:
18, 9, 261, 5, 12
— Ребята, посмотрите на числа и скажите на какие группы их можно разделить?
( однозначные, двузначные, трехзначные)
— Запишите полученные группы.
— Что у вас получилось?
( 9, 5)
(18, 12)
(261)
— Составьте неравенства с этими числами.
( дети составляют все возможные неравенства, учитель записывает на доске)
— Ребята, а каким правилом вы пользовались составляя неравенства?
( любое двузначное число больше однозначного, а любое двузначное число меньше трехзначного)
— Молодцы!
— Назовите наибольшее двузначное число?
( 99)
— Назовите наименьшее трехзначное число?
(100)
— Существует ли двузначное число, которое больше, чем трехзначное число?
(нет)
— А однозначное?
(нет)
— Ребята, рассмотрите схемы неравенств на доске.
345 > 67 456 >89
6 < 765 823 > 9
— Что они обозначают?
(любое трехзначное число больше любого двузначного и любого однозначного)
— А как же поступить, если надо сравнивать два трехзначных числа?
469 * 578 (пример записан на доске)
(по последним цифрам, по первым, по средним)
— Хорошо.
— Как вы думаете, какой знак нужно поставить?
( < , >)
— Почему ты так думаешь?
— А как ты сравнивал?
— Ребята, почему у нас получились разные знаки?
( мы не умеем сравнивать трехзначные числа)
— Так что же нам необходимо научиться делать сегодня на уроке?
( сравнивать трехзначные числа)
— Для чего мы учимся сравнивать числа?
— Где нам пригодятся эти знания?
III. Введение нового знания.
— Ребята посмотрите на доску.
745 * 746
538 * 562
469 * 758
— Попробуйте самостоятельно поставить знаки < или >.
— А к доске пойдет Лиза ( сильный ученик) и Илья (слабый ученик). Они тоже попробуют расставить знаки, затем мы вместе проверим.
(На обратной стороне доски дети выполняют задание. Во время выполнения задания учитель ходит по классу.)
— Давайте проверим, что получилось у Лизы.
— У Ильи.
— Лиза, ты как сравнивала?
— А ты, Илья?
— Молодцы! Вы справились с заданием!
( если у детей ответы верные, то нужно создать проблему)
— Ребята, когда вы выполняли задание, я ходила и смотрела как вы справляетесь и вот что я увидела. У некоторых ребят получилось так:
745>746
538>562
469>758
-Задание было одно, а решили по-разному. Почему?
-Давайте обсудим, почему у них получилось так?
(сравнивали не правильно)
— А как нужно?
(по цифрам, по разрядам)
-Давайте попробуем сформулировать правило.
(Сначала нужно сравнивать число сотен. Где сотен больше, то и число будет больше. Если число сотен одинаковое, то тогда сравниваем десятки. Где десятков больше, то и число будет больше. Если число десятков одинаковое, то сравниваем единицы. Где число единиц больше, то число и будет больше.)
-Молодцы!
— А теперь давайте сравним наше правило, с правилом в учебнике.
— Откройте учебник на стр.22.
— Читаем правило.
-Верно — ли мы составили?
(да)
— Хорошо.
IV. Первичное закрепление.
— Ребята, а сейчас мы потренируемся в сравнении чисел.
— На стр.25 выполним №9.
— Что нам нужно сделать в этом задании?
287=*87 568<56* 253>*69
1*5=*3* 7*9>785 *98<1**
(сравнить трехзначные числа, поставить вместо знака * верные цифры)
— Выполняем коллективно с записью на доске и объяснением.
— Ребята, а какие знания помогли нам выполнить это задание?
(знание чисел, правило сравнения трехзначных чисел)
— Так как же нужно сравнивать трехзначные числа?
(дети повторяют правило)
— Хорошо! Молодцы!
— Сейчас мы с вами выполним еще одно задание.
— Учебник. Стр.23, №5.
— Читаем задание.
— Что должны сделать?
(сравнить, посчитать, поставить знак)
400+27<400+29
— Почему поставили такой знак?
(определили по второму слагаемому)
829+163=163+829
-А здесь почему поставили знак « =»?
(использовано переместительное свойство)
100-15>100-20
— Докажите, что знак выбран верно.
(если уменьшаемые одинаковые, то чем больше число мы вычитаем, тем меньше получается разность)
V. Физминутка.
VI. Самостоятельная работа.
Детям выдаются листочки с заданием. На обратной стороне нарисован шарик.
386…389
425…581
936…984
756…721
658…685
— Ребята, сейчас вы выполните самостоятельную работу на листочках. Вместо точек поставите верный знак, затем поменяетесь с соседом по парте и проверите работы друг друга. Исправьте, если есть ошибки.
VII. Итог урока.
— Ребята, а какую задачу мы ставили сегодня на уроке?
(научиться сравнивать трехзначные числа)
— Удалось ли решить поставленную задачу?
(да)
— Какие получились результаты?
— Давайте еще раз повторим как же нужно сравнивать трехзначные числа?
(дети повторяют правило)
После этого детям предлагается:
— Ребята, посмотрите на обратную сторону вашего листочка. Что вы видите?
(шарик)
— А теперь раскрасьте шарик:
зеленым цветом – если вы все поняли и справились с заданием;
желтым цветом – если у вас 2-3 ошибки;
красным цветом – если у вас не получилось, и вам трудно было выполнить эту работу
— Пока вы будите раскрашивать, я пройду и посмотрю на ваши шарики.
— Не расстраивайтесь, если у вас были трудности. На следующем уроке мы продолжим эту работу и я уверена, что у вас все получится.
VIII.Домашнее задание
Учебник. С.23, №4 (для всех)
№6 – творческое. Дома вы попробуете выполнить его, а завтра мы проверим.
(по желанию)
Урок закончен. Всем спасибо за урок!