Внеклассное мероприятие

АУКЦИОН ЗНАНАЙ

по повестям Н.В.Гоголя

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

( 5 класс)

Цели:

— углубить первоначальное впечатление от повестей Гоголя;

— помочь учащимся составит целостное представление о природе авторского слова, богатстве внутреннего мира писателя;

— развивать логическое и творческое мышление через игровые моменты;

— воспитывать у учащихся нравственные качества: доброту, любовь к людям и родине, уважение её традиций и культуры.

Оборудование

— презентация о Н.В.Гоголе,

— украинская народная музыка,

— костюмы героев,

— репродукции картин по «Вечерам…» (А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», И.Крамской «Русалки», И.Репин «Украинка у плетня»),

— детские рисунки,

-эпизоды фильма «Майская ночь, или утопленница»,

-жетоны

— звёздочки для конкурса эрудитов-толкователей.

План урока

  1. Слово учителя. Знакомство с целями и задачами Аукциона знаний.

  2. Презентация о Н.В.Гоголе.

  3. Задание «Отгадай кроссворд».

  4. Турнир эрудитов-толкователей.

  5. Выступление фольклорной группы с колядками.

  6. Блиц-турнир по «Вечерам…».

  7. Парад литературных героев.

  8. Работа с репродукциями картин художников.

  9. Просмотр фрагмента фильма-сказки «Майская ночь».

  10. Итоги урока. Подведение выводов.

Ход урока

Николай Васильевич Гоголь. Двухсотлетию со дня рождения великого писателя мы посвящаем нашу встречу.

Мы объявляем « Аукцион знаний» по повестям Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

( просмотр презентации на фоне музыки)

Слово учителя. Летом 1831 года в типографию зашёл молодой человек. Наборщики, заметив его, начали весело фыркать и улыбаться. Молодой человек удивился такому приёму, но ему пояснили, что «штучки», присланные им в типографию для напечатания, «до чрезвычайности забавны, и наборщикам принесли большую забаву». «Штучки» эти были повестями первой книги «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а молодой человек сам автор – Н.В.Гоголь.

При выходе в свет «Вечеров…» Гоголю было всего 22 года. Он полон веры в своё литературное предназначение, жизненной энергии, лукавого задора. Книга «Вечеров…» сразу привлекла к себе общее внимание и положила начало славе Гоголя.

А.С. Пушкин писал о ней:» …Прочёл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился».

А в 1835 году критик В.Г.Белинский дал такой отзыв о повестях Н.В. Гоголя: » Гоголь сделался известным своими «Вечерами на хуторе». Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов, обольстительного, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная…»

А сейчас настало время проверить насколько хорошо вы, ребята, знаете жизнь и творчество Н.В.Гоголя.

Итак, все вы – участники «Аукциона знаний». За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны. Это ваши очки-баллы за знания. Судейская коллегия оценит ваши знания, артистизм, смекалку, творчество. В конце урока мы выберем по подсчётам жетонов лучшего знатока творчества Гоголя.

Давайте ещё раз вспомним это замечательное произведение Н.В.Гоголя, перелистаем страницы повестей «Вечеров на хуторе близ Диканьки», но сначала нам предстоит вспомнить моменты жизни и творчества писателя при помощи кроссворда, который мы будем разгадывать.

Разгадывание кроссворда.

  1. Имение, в котором прошли детские годы писателя Н. В. Гоголя (Васильевка).

  2. Губерния, где родился Н. В. Гоголь (Полтавская).

  3. Уезд, где находиться место Великие Сорочинцы (Миргородский).

  4. Культурный центр края, имение дальнего родственника Гоголя бывшего министра, где находилась библиотека, домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии (Кибенцы).

  5. Город, в котором основали гимназию, куда в мае 1821 года поступил Гоголь (Нежин).

  6. Главное увлечение гимназистов (театр) .

  7. Музыкальный инструмент, на котором играл Гоголь (Скрипка).

  8. Страна, куда совершил путешествие Гоголь (к Гробу Господню) (Иерусалим).

  9. Писатель, один из самых близких друзей Гоголя (Языков).

  10. Писатель, с которым 20 мая 1831 года состоялось знакомство Гоголя (А.С. Пушкин)

  11. Псевдоним Гоголя (В. Алов).

  12. Город, в который приехал Гоголь окончив гимназию (Петербург).

  13. Страна, где больше всего жил Гоголь, будучи за границей с 1842.(Италия).

  14. 21 февраля 1852 года Гоголь умер. Какой монастырь стал местом погребения писателя (Донской).

  15. Место в гимназии, которое Гоголь почитал как святилище (библиотека).

Учитель. — Скажите, а сколько повестей вошли в сборник? (8 повестей. Они объединены местом действия – Диканька и его окрестности-, фигурами рассказчиков, -все они известные в Диканьке люди-, и издателем- Пасичником Рудым Панько.)

— Перечислите повести, которые входят в первую часть «Вечеров…», а какие во вторую?

( 1. « Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота».

2. «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место».)

— Как нам известно, детские годы писателя прошли на Украине, в селе Васильевке, среди щедрой южной природы. Очень рано возник у Гоголя интерес к фольклору, к народному творчеству. Он слушал песни слепцов, заходивших в Васильевку, бывал на крестьянских свадьбах, смотрел кукольные представления. Картины украинской природы, знакомство с украинскими песнями, думами, легендами запечатлелись в сознании будущего писателя. Детская любовь к народным сказкам, преданиям и песням переросла в серьёзное увлечение.

В «Вечерах…» Гоголь использует большое количество украинских слов и выражений. Давайте же проверим ваши знания таких слов на турнире эрудитов-толкователей.

Турнир эрудитов-толкователей.

На доске наклеены звёздочки, на обороте которых написано слово из произведения, значения которых необходимо прокомментировать.

Галушки – клёцки

Дивчина – девушка

Кавун – арбуз

Кожух – тулуп

Камора – амбар

Кораблик – старинный головной убор

Корж – сухая лепешка из пшеничной муки, с салом

Курень – соломенный шалаш

Кухоль – глиняная кружка

Люлька – трубка

Левада – усадьба

Паляница – небольшой хлеб

Парубок – парень

Пекло – ад

Плахта – нижняя одежда женщины

Сопилка – свирель

Хлопец – мальчик

Цибуля – лук

Черевички — башмачки

Швец – сапожник

Шибеник — висельник

Колядки — короткие обрядовые рождественские песни, в которых желали хозяевам благополучия.

Учитель заостряет внимание на последнем слове – колядки. Что это такое?

Выступление фольклорной группы с колядками.

Блиц-турнир по «Вечерам…»

Вопросы блиц-турнира написаны на карточках. Учащиеся, набравшие наибольшее количество жетонов, выбирают карточки с вопросами и отвечают на выбранные вопросы.

Вопросы блиц-турнира

  1. В какой повести Гоголя сын и отец являются соперниками в любви? («Майская ночь»)

  1. Перед вами портрет русской императрицы (Д.Левицкий «Императрица Екатерина 2»).

Она оказала милость жительнице далёкого села Диканьки. В чём состояла царская милость? Назовите имя императрицы. ( По просьбе Вакулы Екатерина 2 подарила свои черевички Оксане «Ночь перед Рождеством»)

3.»… Окна все были обведены кругом красною краскою; на дверях везде были козаки на лошадях, с трубками в зубах». А чья это такая размалёвыанная хата? – изумился проезжавший через Диканьку архиерей, Ответьте, пожалуйста, на вопрос преосещенного» (Это хата Вакулы)

4.»…И по ту сторону Диканьки, и по эту сторону только и речей было что про неё. Парубки Гуртом провозгласили, что лучшей девки не было ещё никогда и не будет никогда на селе». Кто же эта первая красавица Диканьки? (Оксана «Ночь перед Рождеством»).

5. В книге Н.С. Шер «Рассказы о русских писателях» говорится: Н.Гоголь в ящике своего письменного стола хранил большую тетрадь в 490 страниц. Чего только не было в этой тетради: и мысли знаменитых писателей, и сведения по истории географии, … но больше всего зднсь записей о жизни русских и украинских народов – предания, обычаи, нравы, пословицы, поговорки». Как называлась эта тетрадь? Кто её автор? («Книга всякой всячины, или Подручнвя энциклопедия» Сост. Н.В.Гоголь 1826 год)

6.Почему чёрт поклялся мстить Вакуле? (Вакула «намалевал» его изгоняемым из ада: испуганный чёрт метался, а грешники били его кнутами.)

7. Назовите причину, по которой панночка бросилась в воду и утонула? ( Её отец привёл в дом молодую жену, она оказалась ведьмой. Панночка, защищаясь, отрубила ей руку. Отец выгнал дочь из дома.)

8. «…Кто же будет вороном?» Девушки снова собирались кинуть жребий. » Я буду воронос!» – вызвалась одна из середины. Левко стал присально вглядываться в лицо ей. Скоро и смело гналась она за вереницею и кидалась во все стороны, чтобы изловить свою жертву. Тут Левко стал замечать..» Что стал замечать Левко в теле этой утопленницы? (черноту)

9.Чем потчевала Солоха гостей, приходивших к ней? (жирными, со сметаной варениками)

10.На каком музыкальном инструменте играл Левко? ( на бандуре)

11.В повести к своей девушке казак Левко обращается «Галю. Галю!». Назовите её второе имя. (Ганна)

12. Назовите имя дьяка из повести «Ночь перед Рождеством» (Осип Никифорович)

финал

1. В «Ночи перед Рождеством» зачем чёрт украл месяц, желая

а) помешать;

б) отомстить кузнецу;

в) поиздеваться над селянами.

2. Оксана влюбилась в кузнеца Вакулу, когда:

а) он привёз ей черевички;

б) получила известие о его смерти;

в) отец расхвалил добродетели кузнеца.

3. История утопленницы из «Майской ночи…»- это:

а) сказка;

б) быль;

в) легенда.

4. Левко, узнав, что отец является его соперником в любви, решил:

а) отказаться от любви Ганы;

б) вызвать отца на кулачный бой;

в) погулять с парубками и побесить голову.

Учитель.- А теперь, ребята, мы начинаем парад литературных персонажей. Вам необходимо угадать их.

( Солоха, Оксана, Голова , Левко, Чёрт, Пузатый Пацюк ) Герои рассказывают о себе либо разыгрывают сценки.

Учитель. Любовь писателя к родной Украине выливается в восхищение её природой, любовное отношение к её народу выражается в необычной щедрости изобразительных средств. Краски и звуки придают колоритность пейзажу, сопровождаются восклицаниями искреннего восхищения автора.

Не правда ли, когда вы читали «Вечера…», вам казалось, что это сказки. Прекрасная поэтическая сказка, уводящая нас в мир прекрасной мечты и поэзии.

Перед вами репродукции картин известных художников ( ) Рассмотрим их.

Прослушайте чтение пейзажных зарисовок из повестей Гоголя и определим, к какой картине относится то или иное описание.

( чтение фрагментов учениками)

Работа с изобразительно-выразительными средствами в пейзажных зарисовках.

— «Знаете ли вы украинскую ночь?» — описание украинской ночи. (стр. 64)

Какой цвет в пейзаже главный, доминирующий. Определить его нам помогает картина Архипа Ивановича Куинджи «Ночь на Днепре». Она написана под впечатление гоголевского пейзажа. Доминирует в пейзаже серебряный цвет, т.е. Блестяще-белый, с блеском.

Серебрятся зеленоватые воды Днепра, когда луна заливает всё вокруг сиянием, блестят огоньки в окнах низких, крытых соломой хат и сами белёные стены хат словно излучают серебряное сияние.

— Какую обстановку создаёт серебряный цвет? (загадочную, таинственную, сказочную)

Да, украинская ночь сказочная. И, как в сказке, в ней есть преувеличения- «свод раздвинулся», «величественный гром соловья».

-Реальное и фантастическое в повести переплетается.

— Почему мы так ярко можем представить описанную природу? (автор использует при описании эпитеты, которые создают определённый цветовой фон: земля в серебряном свете, леса, полные мрака, сады тёмно-зелёные и т.д., метафоры: толпы хат белеют и блестят)

— Природа одушевлена (обратим внимание на глаголы) : «воздух движет океан благоуханий», « леса кинули огромную тень, чащи черёмух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя».

— Мир живой и сказочный: «… пруд, угрюмо обставленный тёмным кленовым лесом и оплакиваемый вербами, потопившими в нём жалобные свои ветки. Как бессильный старец, держал он в холодных объятиях своих далёкое, тёмное небо, обсыпая ледяными поцелуями огненные звёзды…»; над прудом — месяц, «блистательный царь ночи». (автор использует олицетворения, сравнения, перефразы, эпитеты) – стр. 61.

(стр. 24 – «Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!»,

-77 – «Всё было тихо…»,

— 82- «Один только месяц также блистательнои чудно…»,

-152 – «Чуден Днепр…»)

— Не только художники писали свои картины под впечатлением гоголевских произведений, но и режиссёры ставили спектакли и фильмы. Давайте посмотрим фрагмент из фильма режиссёра-сказочника А.Роу «Майская ночь, или Утопленница»

Просмотр фрагмента фильма «Майская ночь».

— Произведения создают особый эмоциональный настрой, являющийся связующим звеном между миром реальности и миром сказки. Пейзаж обрамляет лирические сцены, заключает действие в своеобразную романтическую композицию, наполняя поэзией образы героев.

— «Вечера…» завораживают, заставляют художников рисовать картины, сочинять музыку. И вы, прочитав повести, нарисовали рисунки, дополнив яркую гоголевскую палитру.

Выступление фольклорной группы.

Подведение итогов. Подсчет жетонов.

Учитель. О Гоголе и его творчестве можно говорить много, и мы поговорим еще не раз. Но нам хочется, чтобы вы поняли главное – великая тайна творчества Гоголя может открыться тому, кто сам этого очень захочет. Мы надеемся, что вы не раз будете перелистывать страницы произведений Николай Васильевича Гоголя и ждать новой встречи с этим писателем на уроках литературы.

Пусть славное имя Гоголя, светлая память о нём горит лучом бессмертия в наших сердцах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here