БОУ г.Калачинска Омской области «Лицей»

Юрисарова Юлия Григорьевна

Учитель математики

Высшей категории

«Опыт реализации ФГОС ООО по математике»

«Проектная деятельность обучающихся 5-6 классов в условиях реализации программы внеурочной деятельности «Знакомимся с историей, культурой и языком математики».

Внеурочная деятельность, согласно п.13 ФГОС Требования к основной образовательной программе основного общего образования, является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Общекультурное направление внеурочной деятельности является содержательным ориентиром программы «Знакомимся с историей, культурой и языком математики».

Программа «Знакомимся с историей, культурой и языком математики», прежде всего связана с программой формирования универсальных учебных действий, программой отдельных учебных предметов, программой воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. Реализация программы позволяет решать задачи освоения таких междисциплинарных учебных программ, как «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

Программа предполагает реализацию мировоззренческих и развивающих целей освоения курса математики с помощью таких видов деятельности обучающихся как познавательная, художественное творчество, социальное творчество, игровая.

Программа построена на основе принципа модульности, что позволяет реализовать вариативность видов внеурочной деятельности школьников и обеспечить инвариантность ее содержания и структуры.

В составе программы выделены пять автономных модулей, инвариантной частью которых являются содержательное ядро (вопросы истории математики) и структурированность модуля на учебные элементы (в соответствии с этапами решения учебных задач), а вариативной — специфика и разнообразие соответствующих каждому виду деятельности способов, средств решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Каждый модуль направлен на решение учебно-познавательных и учебно-практических задач: осмысления сущности математических понятий и объектов математики; формирования ценностного отношения к математическому знанию; самостоятельного приобретения, переноса, интеграции знаний; развития навыков сотрудничества, коммуникации, самоорганизации и рефлексии. Это позволяет сохранять направленность интегрирующих дидактических целей модулей на достижение комплексной дидактической цели и программы и обеспечивать альтернативность выбора модулей при освоении курса в условиях разнообразия методов и форм организации учебной деятельности школьников.

Модуль 1. «Работа научного общества учащихся по исследованию истории математики»

Модуль 2. «Художественная реконструкция истории развития языка и методов арифметики»

Модуль 3. «Занятия в школьном интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?»»

Модуль 4. Подготовка и проведение общешкольной декады математики»

Модуль 5. «Подготовка мультфильма о развитии языка и методов арифметики»

В рамках апробации данной программы, предложенной ИРО ОО в 2013-2014 учебном году, были выбраны два направления:

— «Работа научного общества учащихся по исследованию истории математики»

Цель настоящего доклада   — представить  опыт организации проектной деятельности учащихся 5-6 классов.

В работе научного общества учащихся выделено три основных учебных элемента:

Введение в проектную деятельность;

— Разработка содержания индивидуальных проектных работ по изучению вопросов истории математики;

— Презентации результатов выполнения проектного задания. Защиты проектов.

Если говорить о формах организации внеурочной деятельности, использованных в работе, то были организованы такие формы проведения занятий как:

Кружковое занятие в аудитории

— Кружковое занятие в библиотеке

— Кружковое занятие в аудитории (работа с интернет-ресурсами)

— Индивидуальные и групповые консультации.

На первом  занятии по «Введение в проектную деятельность» я объясняю ребятам, что  представляет собой  научное исследование, научно-исследовательский проект, чем они отличаются от реферата или доклада.  Показываю   завершенные и успешно защищенные работы. Вместе с  детьми мы анализировали достоинства и недостатки работ,  выполненных   как их сверстниками, так и  учениками старших классов. 

В ходе занятия  я использую наглядный материал, подготовленный с помощью программы PowerPoint и средств мультимедиа.

На этапе разработки содержания индивидуальных проектных работ в программе предложены вопросы для самостоятельного изучения по трем направлениям.

На слайдах представлены вопросы по изучению вопросов истории математики по секциям:

— Зарождение и развитие математического знания.

— Жизнь и творчество известных математиков, российских педагогов – математиков.

— Язык и методы математики. Старинные и современные методы решения арифметических задач.

Темы, которые были выбраны учащимися для исследования, представлены на слайде.

  1. Цифры у разных народов. Нумерация, счет и системы счисления.

  2. Использование единиц измерения Древней Руси в современном мире.

  3. История возникновения дробей.

  4. Римские цифры.

  5. Жизнь и творчество греческих математиков.

Выбранные темы для исследования идут параллельно изучению курса математики в 5 классе (история десятичных дробей – дроби, десятичные дроби, история понятия процент – задачи на проценты, история развития вычислительной техники — микрокалькулятор, метрическая система мер Древней Руси – перевод величин из одних единиц измерения в другие и т.д.). Т.е. внеурочная деятельность является дополнением к изучению курса математики.

Изучение каждой темы из истории математики проходило через 3 этапа:

-ознакомительный: включение учащихся в работу над проектом (знакомство с темой, постановка цели, представление кейса по заданной теме).

— подготовительный (консультативная помощь, самостоятельная работа в библиотеке, индивидуальная работа);

— презентация малых групп (обмен результатами самостоятельной работы, получение обратной связи, обсуждение).

Более подробно этапы работы над проектом представлены на слайде № 12

1. Установочное занятие. Что такое проект. Определение темы и цели проекта.
2. Формирование проектных групп, распределение обязанностей, составление плана работы.
3. Сбор и обработка информации по теме.
4. Анализ и структурирование собранной информации.
5. Разработка электронных презентаций.
6. Отчёты о проделанной работе с просмотром презентаций.
7. Доработка проектов с учётом замечаний и предложений.
8. Создание единой презентации проекта по теме.
9. Защита проекта в рамках кружка.
10. Демонстрация проекта учащимся 5-6 классов.
11. Подведение итогов.

Огромное количество времени занимал подбор материала (литература, информационные источники, задание).

При защите проектов были использованы элементы технологии «Перспектива». Создаются четыре творческие группы. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:

  • Новаторы — (презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы);

  • Пессимисты — (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи);

  • Оптимисты — (выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемой идеи);

  • Эксперты — (обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение).

Данный подход позволяет структурировать обсуждение и при обсуждении итогов, еще раз обратить внимание обучающихся:

  • на необходимость уважительного отношения к выступающим;

  • на необходимость внимательного прослушивания того, что презентуется, что позволит избежать ошибок, неточностей при оценивании в роли оптимистов, пессимистов, экспертов;

  • на необходимость соблюдения протокола, на бережное и внимательное отношение ко времени и пр.

Выступление – один из важнейших этапов работы над проектом (формирует речь, дает возможность научиться обучающимся аргументировано отвечать на поставленные вопросы, поэтому важно – провоцировать слушающих на вопросы и если нет вопросов, задавать самой).

Проект будет завершен, если работа написана и устно защищена.Т.к. работая с учащимися 5-6классов над проектами мы их постепенно готовим к дальнейшей самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

На 15 слайде представлен элемент технологической карты занятия «Защита проекта «Римские цифры»».

Конечно же нельзя затронуть и оценку выполненных проектов. Программой не предусмотрена оценка работ. Но на мини-конференции, когда учащиеся демонстрировали проекты на уроке математики одноклассникам, каждая работа была номинирована. На слайде представлены номинации:

    1. «В помощь учителю».

    2. « Актуальность исследования».

    3. «Убедительная защита исследования».

    4. «Самостоятельность исследования».

    5. «Глубина познания в выбранной теме».

Итак, очевидно, что ученики 5-6 классов    должны получать основные навыки ведения научно-исследовательской и проектной деятельности. Конечно, их работу нельзя еще назвать  в полном смысле слова научным исследованием. Вовлечение школьников в исследовательскую работу позволяет перейти от информативного обучения к активному исследовательскому процессу.

С другой стороны,  получая навыки создания проектов, ребята  учатся ставить перед собой цель, формулировать задачи,  выдвигать гипотезы, делать собственные выводы. 

Основной результат реализации программы:

— устойчивый познавательный интерес;

— ценностное отношение к познанию, сотрудничеству, творчеству, труду;

— ценностное отношение к математическому знанию как интеллектуальному наследию человечества;

— позитивная моральная самооценка;

— использование информационно-коммникативных технологий для решения учебных задач;

— уважительное отношение к иному мнению;

— увеличение числа кружковцев к концу учебного года;

— у отдельных кружковцев выросло качество обучения по математики.

Cписок литературы

  1. С.Л.Орлова «Программа внеурочной деятельности «Знакомимся с историей, культурой и языком математики». ИРО ОО, 2012

  2. Антипов И.Н., Шварцбурд Л.М. Символы, обозначения, понятия школьного курса математики. Пособие для учителей. – М.Просвещение, 1978.

  3. Асланов Р.М. Женщины-математики/Историко-математические очерки под общ.ред. В.Л.Матросова, — М., 2006.

  4. Баврин И.И. Старинные задачи. – М. Просвещение, 1994.

  5. Волошинов А.В.Пифагор: союз истины, добра и красоты. – М.Просвещение, 1993.

  6. Выгодский М.Я. Арифметика и алгебра в древнем мире. – М.: Наука, 1967.

  7. Глейзер Г.И. история математики в школе: 5-6 кл. Пособие для учителей. – М.Просвещение, 1981.

  8. Депман И.Я. Рассказы о математике. –Л.: Дектиз, 1954.

  9. Депман И.Я. История арифметики. – М.Просвещение, 1965

  10. ДЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Мир небесных тел. Числа и фигуры., -М.1978.

  11. Клейн Ф. Лекции о развитии математики в XIX столетии. – М.1989.

  12. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. математическая шкатулка: пособие для учащихся 4-8 кл. сред.шк. – М.Просвещение, 1988.

  13. Рыбников К.А. История математики 1917 г. – М.1974.

  14. Энциклопедический словарь юного математика/Сост. Савин А.П. – М.Педагогика, 1986.

  15. Юшкевич А.П. История математики до 1917 г. – М., 1968.

  16. Юшкевич А.П. История математики в средние века. – М., 1961.

  17. Юшкевич А.П. История математики в России. – М., 1968.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here