Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 82 г. о. Тольятти
Технологическая карта
по математике
в 3 «Д» классе.
Дата проведения: 25.11.2014г.
Учитель Корнилова Марина Викторовна
Тема урока: Сводная таблица умножения
г.о.Тольятти
2014
Технологическая карта урока математики (УМК «Школа России», 3 класс) | |
Тема: Сводная таблица умножения. | |
|
|
Педагогическая | Создать условия для проверки сформированности знаний таблицы умножения и деления, |
цель | вычислительных умений и навыков в пределах 100, нахождения периметра и площади |
| прямоугольника, решения задач. |
Тип, вид урока | Закрепление знаний. |
Задачи | Образовательные: |
деятельности | Произвести актуализацию ранее полученных знаний. |
учителя | Совершенствовать вычислительные навыки; умение решать задачи на нахождение четвертого |
| пропорционального; умение решать задачи на кратное сравнение. |
| Совершенствовать навыки нахождения периметра и площади прямоугольника. |
| Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, речь обучающихся. |
| Воспитательные: воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету, умение работать |
| в коллективе, дружбу и взаимопомощь. |
Планируемые | Предметные: распознавать, называть геометрические фигуры; использовать свойства прямоугольника |
образовательные | для решения задач; вычислять периметр и площадь прямоугольника; анализировать задачу, |
результаты | устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок |
| действий для решения задачи, объяснять выбор действий; читать, записывать, сравнивать числа; |
| выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление чисел; вычислять значения числовых |
| выражений, содержащих 2—3 действия (со скобками и без них). |
| Метапредметные: |
| Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё |
| действие с поставленной задачей; осознанно и прочно овладевать математическими умениями. |
| Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; учиться осуществлять поиск |
| необходимой информации для выполнения учебных заданий; развивать логическое мышление; |
| воспитывать интерес к математике, стремление использовать математические умения в повседневной |
| жизни. |
| Коммуникативные УУД: формировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему |
решению в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания. | |
| Личностные УУД: развивать образное и логическое мышление; формировать предметные умения и |
| навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач; закладывать основы |
| математических знаний. |
Формы и методы | Формы: фронтальная, индивидуальная. |
обучения | Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные | Презентация Power Point « Таблица умножения». |
ресурсы | Математика 3 класс: поурочные планы по программе «Школа России» электронный диск. |
|
|
Оборудование | Мультимедийное оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, карточки с заданиями |
| (снежные комочки), снеговики с примерами. |
|
|
Современные | ИКТ |
образовательные | технология обучения в сотрудничестве |
технологии | игровые технологии. |
Организационная структура (сценарий) урока
Обучающие и | Деятельность учителя | Деятельность | Формируемые | Текущий | |
цель | развивающие |
| учащихся | умения | контроль |
| компоненты, |
|
| (универсальные |
|
| задания и |
|
| учебные действия) |
|
| упражнения |
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
|
|
|
|
Приветствие. | Слайд 2 | Слушают | К: доносят свой | Наблюден | |
онный |
| Ну-ка проверь, дружок, | учителя. | позитивный настрой | ие учителя |
момент. |
| Ты готов начать урок? | Демонстриру | до других детей, | за |
|
| Всё ль на месте, | ют готовность | планируют учебное | организац |
Проверка |
| Всё ль в порядке? | к уроку. | сотрудничество с | ией |
готовности |
| Ручка, книжки и тетрадка? | Улыбаются | учителем и | учащимис |
класса и |
| Все ли правильно сидят? | друг другу и | одноклассниками. | я рабочего |
оборудования; |
| Все ль внимательно глядят? | желают | Л:самостоятельно | места |
эмоциональны |
| Каждый хочет получать | успешной | создают ситуацию |
|
й настрой на |
| На уроке только “пять” | работы на | успеха, имеют |
|
урок. |
| — Повернитесь к своему соседу по | уроке. | желание учиться, |
|
|
| парте, улыбнитесь ему. Я очень хочу, | Проявляют | проявляют интерес к |
|
|
| чтобы на уроке математики у вас все | эмоциональну | изучаемому |
|
|
| сегодня получилось. | ю | предмету, понимают |
|
|
| Слайд 3 | отзывчивость | его важность. |
|
|
| —Сегодня на уроке мы отправляемся | к вопросам |
|
|
| Минутка | в гости к красавице зиме. |
|
|
|
| чистописани | Посмотрите, какую минутку | Пописывают |
|
|
| я. | чистописания она вам приготовила. | число, |
|
|
|
| —Что вы можете сказать про это | классная |
|
|
|
| число? (однозначное, нечетное) | работа, цифру |
|
|
|
| —Проследите за правильным | 9 |
|
|
|
| написанием и пропишите всю |
|
|
|
|
| строчку. |
|
|
|
II.Целеполаг |
| Слайд 4 |
| Р: ставят себе |
|
ание. |
| —Чтобы определить тему урока, |
| прогностическую |
|
Обсуждение |
| давайте послушаем стихотворение |
| оценку; составляют |
|
затруднений, |
| С.Маршака. |
| план решения |
|
проговариван |
| Таблица умножения |
| проблемы (задачи) |
|
| Достойна уважения |
| совместно с |
| |
в виде |
| Она всегда во всём права: |
| учителем. |
|
вопроса, на |
| Чтоб ни случилось в мире, |
| П: Осуществляют |
|
который |
| — А всё же будет дважды два |
| поиск и выделение |
|
предстоит |
| По-прежнему четыре. | Определяют | необходимой |
|
ответить. |
| —Кто догадался? Определите цель | тему, цель | информации. |
|
|
| урока. | урока. | К: отвечает на |
|
|
| Слайд 5 |
| вопросы учителя; |
|
|
| Сегодня на уроке мы будем | Ставят себе | соблюдает |
|
|
| закреплять знания таблицы | прогностическ | простейшие нормы |
|
|
| умножения и деления, повторим | ую оценку. | речевого этикета. |
|
|
| решение задач на кратное сравнение, |
| Л: Проявляют |
|
|
| на нахождение четвертого |
| познавательный |
|
|
| пропорционального, повторим |
| интерес к |
|
|
| нахождение периметра и площади |
| математике; |
|
|
| прямоугольника. |
| положительное и |
|
|
|
|
| адекватное |
|
|
|
|
| представление об |
|
|
|
|
| учебной |
|
|
|
|
| деятельности |
|
III.Актуализа | Устный счет | Слайд 6 |
| Р: Принимают и | Наблюден |
ция знаний. | «Зимние | — Наступила зима, скоро выпадет |
| сохраняют учебные | ия учителя |
Обеспечение | забавы» | снег и появятся всевозможные зимние |
| задания, планируют, |
|
мотивации и | 1.Снеговик. | забавы. Давайте поиграем в одну из |
| контролируют |
|
принятие |
| зимних забав — слепим снеговика. У |
| учебные действия, |
|
учащимися |
| каждого ряда будет снеговик, но для |
| замечают |
|
цели учебно- |
| того чтобы его слепить нам придется |
| допущенные ошибки, |
|
познавательно |
| примеры решить. Проведём |
| осознают правило |
|
й |
| соревнование, кто быстрее его |
| контроля и успешно |
|
| слепит. С каждого ряда выходят по | |
|
| цепочке по одному человеку, решили |
|
| пример — прикрепили одну деталь |
|
| снеговика. Выиграет тот ряд- кто |
|
| быстрее и правильнее решит и |
|
| соберёт снеговика. |
|
| — Проверим, как вы слепили |
| Взаимопровер | снеговика. Проверяем не только свой |
| ка. | столбик, но и другого ряда. |
|
| —Кто нашел ошибки? |
| 2.Снежинки. | Слайд 7 Слайд 8 |
|
| —Прилетели к нам снежинки, да не |
|
| простые, а с числами. Нужно их |
|
| поймать, расставить на свои места. |
|
| (На доске прикреплены снежинки). |
|
| Работа с таблицами: делимое, |
|
| делитель, частное; множитель, |
|
| множитель, произведение. |
| 3.Коньки. | Слайд 9 |
|
| —Еще одна зимняя забава – катание |
|
| на коньках. |
|
| —Где мы катаемся на коньках? (На |
|
| катке) |
|
| —Посмотрите, какой наш каток |
|
| красивый. Какую геометрическую |
|
| фигуру он напоминает? |
|
| —Нужно найти периметр и площадь |
|
| катка. |
|
| —Какие данные нужны? |
используют его в |
| |
ряда выходят | решении учебной |
|
по цепочке по | задачи. |
|
одному | П: Проводят анализ, |
|
человеку | синтез, обобщение, |
|
решают | аналогию, |
|
пример и | классификацию. |
|
собирают | Используют знаково- | Наблюден |
снеговика. | символические | ие и |
Взаимоконтро | средства для решения | контроль |
ль. | практических задач, |
|
| осознанно и |
|
| произвольно строят |
|
Заполняют в | речевое |
|
таблице | высказывание, |
|
окошечки | владеют способами |
|
снежинками с | творческого и |
|
нужным | поискового |
|
числом. | характера. |
|
| К: Обмениваются | Наблюден |
| мнениями, умеют | ие. Ответы |
| слушать друг друга, | и вопросы |
| строить понятные по |
|
| коммуникации |
|
| речевые |
|
| высказывания, |
|
| задают вопросы с |
|
Отвечают на | целью получения |
|
вопросы | необходимой |
|
| —Как найти периметр | учителя. | информации, могут |
| |
|
| прямоугольника? Как найти площадь |
| работать в |
|
|
| прямоугольника? | Записывают | коллективе, уважают |
|
|
| —Как записать решение. Проверяем. | решение | мнения других, |
|
|
| Запишите решение задачи в тетрадь. | задачи в | признают |
|
|
|
| тетрадь. | возможность |
|
IV. Проверка | Самостоятел | Слайд 10 |
| существования | Планирова |
пройденного | ьная работа | —-На катке мы покатались, а на |
| различных точек | ние и |
материала. | «Катание на | санках ещё нет. Но у нас нет горки. | Решают | зрения на | контроль |
Выявление | санях» | Давайте слепим снежную горку из | самостоятельн | обсуждаемую |
|
качества и |
| снежных комочков, но для того чтобы | о (Знание | проблему. |
|
уровня |
| слепить крепкий комок нужно решить | таблицы | Л: Осознают свои |
|
овладения |
| примеры. Возьмите комочки, | умножение и | возможности в |
|
знаниями и |
| лежащие на столе, подпишите их. | деления) | учении, рассуждают |
|
способами | Взаимопрове | Выполните задания. |
| о причинах своего |
|
действий, | рка | —Поменяйтесь листочками и | Работа в | успеха или неуспеха, |
|
обеспечение |
| проверьте, правильно ли всё сделано, | парах. | проявляют |
|
их коррекции |
| там, где правильный пример ставим | Взаимопровер | познавательный |
|
Включение в |
| +, где неправильный пример ставим -. | ка. | интерес. |
|
систему |
| —Вот какая снежная горка |
|
|
|
знаний и |
| получилась. А прочная это горка или | Передают |
|
|
закрепление |
| нет, я смогу вам сказать только | снежные |
|
|
пройденного |
| завтра, проверив все работы. | комочки |
|
|
материала |
| Слайд 11 | цепочкой. |
|
|
Самоконтроль | Физминутка. | Слайд 12 | Выполняют | Р: Принимают и | Выполнен |
и |
| Предлагает выполнить движения. | физминутку. | сохраняют учебную | ие |
самопроверка |
|
|
| задачу. | движений |
по эталону |
|
|
| К: Проявляют | согласно |
|
|
|
| готовность слушать. | инструкци |
|
|
| Л: Имеют установку | и | |
|
|
|
| на здоровый образ |
|
|
|
|
| жизнию |
|
V.Практичес | Решение | Слайд 13 | Читают | Р: Осуществляют | Наблюден |
кая | задач | — Скоро новый год и мы будем | задачу. | планирование, | ие. Ответы |
деятельность | «Украшаем | украшать новогоднюю ёлку. |
| контроль, | и вопросы |
Учить | новогоднюю | —О чём эта задача? | Отвечают на | коррекцию, оценку, |
|
применять | елку» | —Как удобно оформить условие? | вопросы | волевую |
|
полученные |
| —Что примем за единицу? | учителя | саморегуляцию в |
|
знания при |
| —Что нам известно? | (анализ | ситуации |
|
решении |
| —Что надо найти? | условия | затруднения, |
|
выражений, |
| —Можем мы сразу ответить на | задачи и | отличают верно |
|
задач. |
| вопрос задачи? (Нам неизвестно, | варианты | выполненное задание |
|
|
| сколько шариков в одной коробке) | решения) | от неверного. |
|
|
| —Каким действием будем находить? |
| П: Владеют |
|
|
| —Теперь мы можем ответить на |
| логическими |
|
|
| вопрос задачи? |
| действиями, |
|
|
| —Почему? |
| выдвигают гипотезы |
|
|
| —Каким действием будем находить? | Составление | и их обосновывают, |
|
|
| Решите задачу в тетради, запишите | таблицы по | используют знаково- |
|
|
| ответ. | условию. | символические |
|
|
| Слайд 14 | Решение | средства, |
|
|
| Посмотрите, какая нарядная у нас | задачи в | осуществляют |
|
| Решение | получилась елка. | тетради. | моделирование, | Наблюден |
| задач | Слайд 15 |
| устанавливают | ие. Ответы |
| «Новогоднее | К празднику надо приготовить |
| причинно- | и вопросы |
| угощение» | новогоднее угощение, например, |
| следственные связи, |
|
|
| овощной салат. Для него нам | Чтение | строят логическую |
|
|
| понадобится свёкла. Прочитайте | задачи. | цепочку |
|
| задачу. |
| рассуждений. |
| |
|
| —О чём эта задача? |
| К: слушают и |
|
|
| —Что нам известно? |
| вступают в диалог, |
|
|
| —Что надо найти? |
| участвуют в |
|
|
| —Можем мы сразу ответить на |
| коллективном |
|
|
| вопрос задачи? (Нам неизвестно, |
| обсуждении, |
|
|
| сколько кг свеклы в одном ящике) |
| формулируют и |
|
|
| —Каким действием будем находить? |
| аргументируют свое |
|
|
| —Теперь мы можем ответить на | Решение | мнение и позицию. |
|
|
| вопрос задачи? | задачи в | Л: дают оценку |
|
|
| —Каким действием будем находить? | тетради. | ответам | Наблюден |
|
| Решите задачу в тетради, запишите |
| одноклассников на | ие и |
|
| ответ. |
| основе заданных | контроль |
| Игра | Слайд 16 | Игра на | критериев |
|
| «Карлики – | —А какая новогодняя ёлка без | внимание. | успешности учебной |
|
| великаны» | весёлых игр. Давайте и мы поиграем, |
| деятельности. |
|
|
| но мы же на уроке математики, |
|
|
|
|
| поэтому мы вспомним чётные и |
|
|
|
|
| нечётные числа. Играем в игру: |
|
|
|
|
| “Карлики-Великаны”. Я называю |
|
|
|
|
| число, если оно чётное — вы Карлики, |
|
|
|
|
| садитесь на корточки, а если нечётное |
|
|
|
|
| — вы Великаны, подпрыгиваете. |
|
|
|
|
| 3, б, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 18, 13, 2. |
|
|
|
|
| Продолжим игру, но поможет нам | Выполняют |
|
|
|
| уже учебник. Смотрим задание №4. | задания. |
|
|
|
| Прочитайте. Женя, прочитай вслух. |
|
|
|
|
| Какие из этих чисел чётные? |
|
|
|
|
| Уменьшите их в два раза. |
|
|
|
| (Фронтальный опрос) |
|
|
| |
|
| Какие из этих чисел нечётные? |
|
|
|
|
| Увеличьте их в 9 раз. (Фронтальный |
|
|
|
|
| опрос) |
|
|
|
| Веселые |
| Заранее |
|
|
| задания. | —Ёлку мы нарядили, но какая ёлка | подготовленн |
|
|
|
| без гостей и без весёлых заданий, так | ые ребята |
|
|
|
| как мы на уроке математики, то и | загадывают |
|
|
|
| задания будут математическими. | математическ |
|
|
|
| Слушаем внимательно. | ие загадки. |
|
|
|
| Слайд 17 |
|
|
|
|
| Лисица учила своих малышей |
|
|
|
|
| Ловить под кустами |
|
|
|
|
| Весёлых мышей |
|
|
|
|
| Мыши услышали злую лису |
|
|
|
|
| И спрятались все |
|
|
|
|
| Под ёлкой в лесу. |
|
|
|
|
| Мышек же было всего только 5, |
|
|
|
|
| У каждой мышки по 9 мышат, |
|
|
|
|
| Так сколько скажите, |
|
|
|
|
| Мышей и мышат |
|
|
|
|
| Под елью ветвистой | Ответы детей. |
|
|
|
| Тихо сидят? (45) |
|
|
|
|
| Слайд 18 |
|
|
|
|
| Бабка внукам рукавички |
|
|
|
|
| Весело вязала. |
|
|
|
|
| А связала 8 штук |
|
|
|
|
| И нам показала: |
|
|
|
|
| — Ну-ка, внуки, ну-ка, внуки, |
|
|
|
| Протяните ко мне руки, |
|
|
| |
|
| Рукавички надевайте, |
|
|
|
|
| Дров, водички натаскайте! |
|
|
|
|
| Вы, ребятки, не зевайте, | Ответы детей. |
|
|
|
| Сколько внуков, |
|
|
|
|
| Отвечайте? (4) |
|
|
|
|
| Слайд 19 |
|
|
|
|
| 3 бельчонка маму-белку |
|
|
|
|
| Ждали около дупла. |
|
|
|
|
| Им на завтрак мама-белка |
|
|
|
|
| 9 шишек принесла. | Ответы детей. |
|
|
|
| Разделила на троих — |
|
|
|
| Задания из | Сколько каждому из них? (3) |
|
|
|
| электронного |
| Выполняют |
|
|
| приложения |
| задания. |
|
|
| к учебнику |
|
|
|
|
VI.Рефлексия | Обобщение | —Какие задачи мы ставили в начале | Учащиеся | Р: самостоятельно | Даёт |
Осознание | полученных | урока? | высказывают | оценивают | развернут |
учащимися | на уроке | —Кто считает, что знает таблицу | свое мнение. | правильность | ые ответы |
своей учебной | сведений. | хорошо? | Формулируют | выполнения действий |
|
деятельности, |
| —Кто смог решить все примеры и | полные | на уроке. |
|
самооценка |
| задачи без ошибок? | ответы на | К: слушают и |
|
результатов |
|
| вопросы. | вступают в диалог; |
|
своей и всего |
|
|
| участвовать в |
|
класса |
|
|
| коллективном |
|
деятельности. |
|
|
| обсуждении. |
|
|
|
|
| Л: дают оценку своей |
|
|
|
|
| работе на уроке и |
|
|
|
|
| деятельности |
|
|
|
| одноклассников на |
| |
|
|
|
| основе заданных |
|
|
|
|
| критериев |
|
|
|
|
| успешности учебной |
|
|
|
|
| деятельности |
|
VII. | Инструктаж | Слайд 20 | Записывают в | Р: Принимают и | Наблюден |
Домашнее | по | Молодцы, ребята, но чтобы не | дневники | сохраняют учебную | ие и |
задание. | выполнению | забыть, что мы сегодня делали дома | домашнее | задачу, | контроль |
Комментирова | домашнего | надо тоже тренироваться. Откройте | задание | осуществляют поиск | учителя |
ние задания. | задания. | дневники и запишите домашнее |
| средств для ее |
|
|
| задание. |
| выполнения |
|
|
| Учебник, стр. 68 №5. |
|
|
|
VIII. Итог | Заключитель | Слайд 21 | Учащиеся | Р: Оценивают | Даёт |
урока. | ная беседа. | —Какие задания мы выполняли? | высказывают | собственную | развернут |
Анализ и | Выставление | —Что запомнилось? | свое мнение. | деятельность на | ые ответы |
оценка | оценок. | —Что было трудным? | Формулируют | уроке. |
|
успешности |
| —Что понравилось? | полные | П: Ориентируются в |
|
достижения |
| —Хорошо потрудились сегодня …. | ответы на | своей системе |
|
цели и |
| Молодцы. | вопросы. | знаний. |
|
перспектива |
|
|
| Л: Проявляют |
|
последующей |
|
|
| интерес к предмету, |
|
работы. |
|
|
| стремятся к |
|
|
|
|
| приобретению новых |
|
|
|
|
| знаний. |
|
Список использованной литературы
-
Математика.Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1.(Первое полугодие )/М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др.-М.: Просвещение,2014.
-
О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина.
«Поурочные разработки по математике», «Сборник тестовых задач и тестов по математике» для 3 кл. Москва, «Вако», 2007г.
3. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей.-М.: Знание,
1993.
4.Уткина Н.Г., Улитина Н.В., Юдачева Т.В. Дидактический материал по математике для 1 класса четырёхлетней нач. шк.: Пособие для учащихся. – М.: АРКТИ, 2001.