Автор: Кирпина Татьяна Яковлевна, учитель математики МАОУ СОШ №1 г. Окуловка Новгородской области
Тема: «Прямоугольный параллелепипед»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Продолжительность урока: 40 минут
Учебник: Н.Я. Виленкин и др. «Математика – 5 класс»
Элементы образовательных технологий: проблемное обучение, развивающее обучение, игровые технологии, информационные технологии.
Оснащение урока: модели прямоугольных параллелепипедов, модели прямоугольников и квадратов, компьютер, проектор.
Методы обучения: работа в парах, беседа, фронтальная, устный счет, работа с учебником.
Цели: 1) ввести понятие прямоугольного параллелепипеда, его элементов, 2) научить распознавать прямоугольный параллелепипед среди окружающих нас предметов, 3) учить изображать прямоугольный параллелепипед;
4) воспитывать культуру общения.
Задачи урока: 1) повторить формулы для нахождения площади прямоугольного параллелепипеда и квадрата.
2) совершенствовать вычислительные навыки, изучить элементы прямоугольного параллелепипеда.
Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкина
Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1. Организацион-ный момент | Создать комфортные условия для работы на уроке | Приветствие, проверка к подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Сядьте поудобнее, у вас на парте лежат конвертики. Рассмотрите, что в них. С моделями вы будете работать. А смайлики отразят ваше участие и настроение на уроке. | Включаются в деловой ритм урока. Рассматривают фигуры и смайлики. | Личностные: самоопределение Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками |
2. Актуализация опорных знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий | 1) Начнем урок с проверки одно из номеров домашнего задания. ( Учебник № 767) Работаем в парах. Первый участник – я, второй – тот, кого я назову. Рассматривают пункты а, в, г, д. 2) А дальше мы с вами будем работать с моделями. Вам нужно измерить длину, ширину и рассчитать площадь. (На этом этапе спросить, что они знают об этих фигурах) 3) Работа с формулами. S = ab , P = a+a+a+a, S=ba, P = 4a, P=(a+b)2 S = a2, P = a+b+a+b, S= aa Какие формулы выражают площадь прямоугольника, периметр квадрата…? Какие законы упрощения применены? | 1) Отвечают на вопросы. 2) Измеряют длину, ширину и рассчитывают площадь. Рассказывают, что они знают о фигурах. 3) Отвечают на вопросы, обосновывают свой выбор. | Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем
Познавательные: анализируют фигуры, выделяют признаки, элементы фигур.
|
3. Изучение нового материала
| Подвести к новому понятию прямоугольный параллелепипед, измерения прямоугольного параллелепипеда | 1) Ребята, у вас на столах лежат коробочки. Как вы считаете, они как-то связаны с прямоугольником и квадратом? 2) Найдутся ли в жизни объекты, похожие на коробочку? 3) Может быть, вы знаете, как можно назвать предметы, похожие на коробочку? 4) Образуйте прилагательное, соединив слова «прямой» и «угол». 5) Рассмотрим, что есть у прямоугольного параллелепипеда и дадим название. Сравним с элементами прямоугольника. 6) Давайте посмотрим, что об этом пишут в учебнике – стр. 121.
| 1) Отвечают на вопросы. 2) Высказываются 3) Предлагают название параллелепипед
4) Определили тему урока: «Прямоугольный параллелепипед». Записывают тему урока в тетрадь 5) Считают элементы и записывают в тетрадь. 6) Читают учебник, выявляют новую форму – куб. | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками
Регулятивные: целеполагание
Познавательные: выделяют цели, формулируют проблему |
4. Первичное закрепление | Установление правильности и осознанности изучения темы, выявление пробелов | 1) Давайте научимся строить прямоугольный параллелепипед. Возьмите свои конвертики, переверните их. Там стоят точечки. Соедините их последовательно, посмотрите, что получится. Если трудно, посмотрите в учебник – стр. 121. 2) Показ презентации «Прямоугольный параллелепипед» (название, элементы, построение) с комментариями. | 1) Строят прямоугольный параллелепипед по точкам на конвертике, затем строят в тетради самостоятельно.
2) Смотрят презентацию | Регулятивные: контроль и коррекция
Личностные: самоопределение |
5. Итог урока | Дать оценку работы класса и обучающимся | По вопросам выясняется, что усвоили, что не усвоили | Отвечают на вопросы | Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения |
6. Домашнее задание | Обеспечить понимание детьми домашнего задания | Задает домашнее задание п. 20 прочитать и ответить на вопросы, №790, 784, 816. | Записывают домашнее задание |
|
7. Рефлексия | Создать условия для самооценки и для оценки совместной деятельности с учителем и одноклассниками | Если вы считаете, что поняли тему урока, закрасьте смайлик розовым цветом. Если недостаточно поняли – голубым. Если совсем ничего не поняли – оставьте белым. | Рисуют, закрашивают смайлик | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |