Тема урока: Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание чисел без перехода через 10.
Цели урока
Образовательная:
— повторение устных и письменных приёмов сложения и вычитания в пределах 10;
— отработка табличных случаев сложения однозначных чисел, знание состава чисел в пределах 20;
— знакомство с новым вычислительным приёмом 12 + 4; 18 – 3.
Развивающая:
— развитие математической речи, мыслительных операций, творческих способностей;
— продолжить работу по формированию самооценки обучающихся;
— развивать умение проверять умозрительное заключение через его сопоставление с жизненной ситуацией.
Воспитательные:
— воспитывать у обучающихся отношения делового сотрудничества.
Оборудование:
— учебник «Математика – 1» ;
— CD – диск «Математика» УМК «Перспектива»;
— проектор;
— экран;
— компьютер.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
— Сегодня на уроке, ребята, нас ждут новые путешествия и новые открытия. Полетели? (сл.2)
Летит выше звёзд арифметика наша
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины куёт,
До самого неба рукой достаёт.
— Что значит «Летит выше звёзд арифметика наша»?
— Для чего нужна арифметика человеку? (Чтобы учиться быстро и правильно считать)
— Но чтобы наше путешествие в мире математики было успешным, нам понадобятся некоторые качества. Какие? (сл.3) (Терпение, трудолюбие, старание, уважение друг к другу)
2. Устный счёт.
(сл.4) Математическая разминка
1. Назови соседей: … 4 … 6 … 8 … 10 …
2. Выдели лишнее число: 2, 4, 6, 8, 9, 10, 12, 14.
3. Восстанови порядок: 7. 10, 11. 9, 2, 5, 4.
3. Минутка чистописания. (сл.5)
Бегут четыре колеса,
Резиною обуты.
Что ты пройдёшь за два часа
Они — за две минуты.
(машина)
— Сколько колёс у машины? (4)
(сл.6) — Рассмотрите образец цифры 4. Из каких элементов она состоит?
К доске выходят два ученика, записывают цифру 4 четыре раза. Наиболее удачно написанные цифры выделяем зелёным мелком.
4. Актуализация знаний.
— Для дальнейшего нашего путешествия проверим багаж знаний.
— Вспомним, чем занимались на прошлом уроке? (Повторяли устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 20.)
Игра «Разгадай число» (сл.7)
— Стала курицы считать
Маленьких цыпляток:
Жёлтых пять и чёрных пять.
А всего? (Десяток)
— Посмотрите, ребята, к ним прибежали ещё 2 цыплёнка.
— Сколько их стало? (12)
— Вспомним, сколько в этом числе десятков и единиц? (сл.8)
— Так какие же знания нам понадобятся в путешествии? (Умение считать, раскладывать число на разрядные слагаемые, решать задачи)
Итак, наш багаж в порядке. Мы можем отправляться к новым звёздам.
5. Физминутка. (сл.9)
Тишина стоит вокруг
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда – сюда
Делай «раз» и делай «два».
6. Фиксация затруднения.
Выявление причин затруднения.
(сл.10) На слайде примеры. Решаем с объяснением.
3 + 2 12 — 10
8 – 6 10 + 6
17 – 7 18 – 4
— Какие способы вычислений использовали при решении примеров? (По числовому отрезку, состав чисел, вычитание и прибавление разрядных единиц)
— Кто сможет решить последний пример?
— Почему не все смогли? (Не умеем)
— А хотите научиться?
7. Выход из затруднения. Построение проекта.
— Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Открыть новые способы вычислений)
— Как вы думаете, что нам поможет справиться с этой проблемой? (Умения и знания, полученные на прошлом уроке)
(сл.11) — Тема нашего сегодняшнего урока: «Сложение и вычитание без перехода через 10»
8. Реализация проекта, выхода из затруднения.
— Решим следующие примеры: (сл.12)
14 + 1 18 — 6
13 + 7 11 + 7
16 – 2 12 + 3
— При решении каких примеров вы испытали трудности? Почему?
— Ребята, у меня для вас ещё есть примеры: (сл.13)
4 + 2 = 7 – 3 =
14 + 2 = 17 – 3 =
— Что интересного вы в них заметили? (В первом столбике вторые слагаемые одинаковые, а во втором – вычитаемые одинаковые)
— Во второй строке к однозначным числам прибавился десяток. Поэтому и ответ в этих примерах будет на 1 десяток больше.
— А как вы думаете, как можно посчитать эти примеры: (сл.14)
4 + 2 + 10 = 8 – 4 + 10 =
9. Первичное закрепление.
— Проверим наше предположение.
— Перед вами лежат палочки белого и синего цвета. Выложите число 15, положите ещё 2 палочки. Как удобно посчитать? (Вначале сложили единицы, затем прибавили десяток)
— Запишите пример в тетрадь.
— Выложите из палочек число 13, заберите 2 палочки. Сколько получили? (11)
— Как удобно посчитать этот пример? (Удобно отнять единицы от единиц, а десяток оставить нетронутым)
— Запишите и этот пример.
10. Самостоятельная работа.
— Выполните задание №1.
11. Физминутка. (сл.15)
Потянулись на носочках
Столько раз
Ровно столько,
Сколько пальцев на руке у нас.
12. Включение нового знания в систему знаний.
— Прочитаем и решим задачу:
«В сентябре в нашей школе проходил конкурс рисунков на тему «День пап»
Ребята 1-го класса нарисовали 5 рисунков, 2-го класса столько же, а 3-го – 6 рисунков. Сколько всего рисунков нарисовали ребята?»
(сл.16) — На слайде вы видите краткую запись задачи.
— Как можно записать решение этой задачи? (Выражением: 5 + 5 + 6 = 16 (рис.)
— А вот у меня в руках ещё 2 рисунка. Их нарисовала сестрёнка Вани.
— Какое выражение можно составить, используя решение предыдущей задачи? (16 + 2 = 18 (рис.)
— Какой получится ответ? (Ответ: 18 рисунков)
— Каким приёмом мы воспользовались при решении этой задачи? (Единицы складывали с единицами, а затем прибавляли десяток)
— Прочитайте правило, которое у нас получилось (сл.17)
Единицы складываем с единицами, а потом прибавляем десятки.
— Вы, наверное, заметили, что нам придётся ещё много путешествовать в мире математики, чтобы решать примеры разной трудности.
13. Рефлексия.
— Какую цель ставили перед собой в начале урока?
— Какой новый способ вычисления нашли?
— Решите примеры: (сл.18)
8 + 2 + 6 = 13 – 2 + 4 =
(сл.19) — Оцените свою работу на уроке, используя сигналы светофора.
(сл.20) — Спасибо за урок!