Андриановская Людмила Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ «Первомайская сош»
Тема: Математика вокруг нас. 1 класс
Задачи:
Образовательные: Формировать представление о геометрических фигурах, иметь находить их в окружающих предметах.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.
Формировать УУД:
— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
— Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения при работе в парах и следовать им.
— Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
Знать табличное сложение и вычитание в пределах 20, Уметь различать геометрические фигуры, правильно оформлять решение задачи.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Методы: репродуктивный, частично — поисковый, проблемный
Оборудование:
Мультимедиа, презентация, разрезанные фигуры, пазлы — клумбы
Ход урока:
1. Организационный момент.
Сл-2 Китайская мудрость гласит:
Я слышу – и забываю
Я вижу — и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
— Как вы понимаете эти слова?
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Правильно мы будем внимательно слушать друг друга, стараться увидеть что-то новое и конечно что-то делать, чтоб лучше понять.
2. Сообщение темы урока.
Сл -3
А сейчас разминка – Совушка предлагает решить вам примеры. При этом второй пример должен начинаться с числа — ответа первого примера.
— Молодцы, примеры вы научились решать. А как называются такие примеры? (круговые)
— А почему? (их можно решать по кругу)
— А для чего мы учились решать примеры? Пригодится нам это в жизни или нет? А где пригодятся нам эти знания?
-Ребята, а как вы думаете, для чего нужна вообще математика, зачем мы её изучаем?
— Сегодня мы попытаемся более полно ответить на этот вопрос и провести исследование на тему «Математика вокруг нас» и доказать нашим гостям, что математика действительно необходима в жизни всем.
3. Работа по теме урока.
— откройте тетради и запишите число и минутку чистописания.
Сл – 4 Совушка вам еще одно задание приготовила?
-
3
4
?
?
6
Заполните пустые клетки. Посмотрите внимательно на фигуры и числа и подумайте, по какому признаку их составили?
Как назвать одним словом эти фигуры? (геометрические)
— А зачем нам нужны эти фигуры?
— Встречаем мы их где-нибудь ещё, кроме как в учебнике?
— Посмотрите вокруг, не встречаются ли они у нас в классе?
— А как вы думаете, зачем нам Совушка принесла эти фигуры на этот урок? Что мы можем с ними делать?(Треугольник, прямоугольник, круг)
— Правильно! Сравнивать предметы с этими фигурами, находить их в окружающей обстановке.
— А сейчас поставьте в тетради две точки и соедините их. Что у вас получилось? Какая фигура? (Отрезок)
— А как нарисовать линию?
— Где вокруг мы можем увидеть линии?
Сл -6
Какие еще бывают линии? Покажите мне ломанную, кривую.
— А теперь поставьте 1 точку и от неё вправо проведите линию. Кто знает, какая фигура получилась? Я вам подскажу: от солнышка их отходит очень много, они нас согревают. (Луч)
— А теперь от той же точки проведите вниз линию. Что получилось?
Сл -7
От вершины по лучу словно с горки покачу,
Только луч теперь «она» и зовется сторона. Сторона угла.
Углы бывают разные — прямые, острые, тупые.
— Где вы видите углы?
Сл- 8
С этой фигурой вы все знакомы. Кто скажет, почему она так называется – треугольник?
Давайте решим задачу.
I – 7 см
II – ?, на 4 см меньше
III — 6 см Найти сумму всех сторон.
Сл – 9
— А эти фигуры почему так называются?
Среди четырехугольников есть ромб, прямоугольник и трапеция, с которыми вы познакомитесь в средних классах.
— Где мы можем встретить эти фигуры?
Ф/м: Встаньте, посмотрите вокруг себя, вдаль в окно.
— Из каких фигур состоят дома?
Сл- 10 Я вам показывать буду часть строения, а вы покажите фигуру, на которую она похожа?
Сл – 11
— Какие еще фигуры мы не назвали?
— Чем отличается круг от окружности?
— Где вы встречались с этими фигурами?
Обруч — это что?, а тарелка — ? Солнышко -?
— Как вы теперь думаете, необходима математика людям?
Ф/м: Посмотрите на потолок, на пол. Нарисуем глазками восьмерку. Найдите сказочных героев: Буратино, Карлсона,… Почтальона Печкина. Нечто не заметили?
Да, ребятки Печкин принес нам конверт, письмо, наверное. Давайте взглянем, что там у нас.
« Ребята, помогите собрать картинки. Печкин»
Работа в парах.
— В каждом пакете лежат фигуры с примерами. Нужно их решить и положить каждый пример на ответ, написанный на картоне. Работайте вместе, чтоб быстрее узнать, что у вас получится. Когда решите все примеры, переверните карточки обратной стороной. Что у вас получилось? ( Клумбы)
— Ребята, как вы считаете, нужны ли знания математики человеку, который оформлял эти клумбы. А людей, которые занимаются оформлением клумб, называют ландшафтный дизайнер. Предположим, что математика им нужна. Сейчас мы это предположение проверим.
— А какие фигуры помогли создать эти клумбы? Посмотрите вместе и выберите те фигуры, которые есть на клумбе. Покажите всем.
— Давайте сравним две клумбы. Чем похожи они и чем отличаются?
— Сколько треугольников потребовалось, чтоб создать 1-й цветник, а 2-ой?
— На сколько больше треугольников в 1-ом цветнике, чем во втором?
— Посмотрите, какие удивительные клумбы можно создать из геометрических фигур, с помощью фантазии человека.
Сл — 12 -17 Клумбы
— А теперь давайте мы построим свою композицию клумб, используя лишь геометрические фигуры. У каждого из вас есть фигура, на которой написан пример. Реши его и прикрепите свою фигуру на то место, где написан ответ.
Молодцы! Вот мы и дизайнеры.
— Так нужна математика ландшафтным дизайнерам?
— Конечно, наше предположение верно, математика ландшафтным дизайнерам нужна!
— Как вы думаете, пригодятся вам знания, полученные сегодня на уроке?
— А для чего?
-Теперь вы сумеете и дома у себя построить такие цветники и оформить клумбы.
— А людям каких ещё профессий необходимы знания математики?
Сл -18
3. Итог урока:
— Так давайте сделаем вывод: нужна ли математика в школе?
— Где она вам пригодится?
Рефлексия.
-Трудно вам было на уроке? Всё у вас получилось? Оцените свою работу на уроке. Возьмите свой любимый карандаш и нарисуйте на круге улыбку, если вы все поняли и вам урок понравился, прямые губки, если вы испытали затруднения, и нарисуйте вниз губку, если вам на уроке было трудно, и вам урок не понравился. Покажите результат вашей работы.
Всем спасибо за работу!