Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №39»
городского округа Саранск Республики Мордовия
Конспект урока
по математике
в 1 классе
Тема: « Нумерация. Закрепление»
Форма: Урок — путешествие.
подготовила
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Аникина Анна Александровна
г. Саранск 2013
Тип урока: Рефлексия.
Тема: Обобщение знаний по теме: «Нумерация»
Цели:
— обобщить знания по теме: «Нумерация»;
— тренировать способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности;
— тренировать навыки быстрого и стабильного счета в пределах 10;
— тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
— развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие;
— развивать внимание, речь;
— воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, культуру общения
Ход урока.
-
Организационный момент.
— Дорогие, друзья! Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? Сегодня мы с вами продолжим разговор о Космосе! Мы совершим путешествие в неведомое и безграничное пространство.
— А готовы ли, вы к этому путешествию? Ведь нам потребуется много усилий для преодоления всех препятствий! Тогда вперед!!!
— Скажите, ребята, а чем мы занимались на прошлых уроках?
(ответы детей)
— Сегодня мы обобщим наши знания и умения по теме: « Нумерация». Будьте предельно внимательны и сосредоточены.
II. Устный счет.
— Давайте откроем тетради и запишем число. Какое сегодня число? Сидим все правильно, спинки держим прямо, тетради у всех лежат с наклоном.
— Приготовимся к арифметическому диктанту.
Арифметический диктант:
-
Запишите числа: 11,14,20.
-
Запишите число, в котором 1дес. и 6 ед.
-
Запишите число, в котором 1дес. и 9 ед.
-
Запишите число, которое предшествует числу 9.
-
Запишите число, которое при счете следует за числом 4.
-
Найдите и запишите разность чисел 12 и 2.
-
Найдите и запишите сумму чисел 10 и 7.
-
Запишите число, которое на 2 меньше 8.
Получились числа: 11,14,20,16, 19,8,5, 10,17, 6.
(проверка)
— Какие ответы у вас получились в 1 задании? (11,14,20)
(учитель вывешивает на доску карточки с числами).
— Какой ответ у вас получился во втором задании? (16).
( аналогично).
-Найдите самое большое число. (20).
— Найдите самое маленькое число. (5).
— Найдите число, которое на 1 больше 10. (11).
— Найдите число, которое стоит между 13 и 15. (14).
— Найдите число, которое на 2 больше 14. (16).
— Найдите число, которое состоит из 4 и 4. (8).
— Найдите сумму чисел 8 и 2. (10).
— Найдите число, которое на 3 меньше 9.(6).
— Хорошо!
а) Индивидуальная работа (см. Приложение.)
— После выполнения заданий, положите карточки на край стола, после урока я у вас их проверю.
б) Фронтальная работа.
— Пока ребята выполняют задание — «заправимся», времени очень мало, поэтому нужно действовать быстро и правильно.
— Какие два математических действия мы изучили? Назовите компоненты сложения и вычитания.
— Прочитайте пример, называя компоненты действий. Решите его.
На доске:
5+2 8-3
3+4 7-4
7+3 9-5
— Молодцы!!! Вот мы и заправились!!! Ну, что вперёд к звездам!!!!
— Впереди остановка «Звездная»
( на доске звезды с числами).
— Обратите внимание на доску. Это звезды, которые встречаются на нашем пути, а на них числа. Назовите эти числа. Разбейте, пожалуйста, эти числа на две группы. По какому признаку можно их разделить? (однозначные и двухзначные).
( дети по очереди выходят к доске разбивают числа на две группы )
— А почему эти числа так называются (однозначные и двухзначные)?
(ответы детей).
А теперь решим задачу, иначе мы не отправимся дальше! (устно)
Краткая запись на обратной стороне доски:
Б. — 4 пл. 9 пл.
М. — ? пл.
В Солнечной системе 9 планет, 4 из них большие, а остальные малые. Сколько малых планет в Солнечной системе?
— Что нам известно? Что нужно найти? С помощью какого действия будем решать задачу? (вычитание).
9-4=5(пл.)
Ответ: в Солнечной системе 5 малых планет.
— Хлопните в ладоши столько же раз, сколько малых планет в Солнечной системе(5).
— Поднимите руки над головой и хлопните, столько раз, сколько больших планет в Солнечной системе.
VI. Работа по теме урока.
Наше путешествие продолжается. Станция «Планета Научная»
— Откроем учебники на стр. 51
— Найдите № 9. Что нужно выполнить в данном задании?
19= 20* 1 13 *10 =3
19 =18 * 1 13 * 3=10
19= 10 * 9 7 *3 =10
— Хорошо!
— Найдите № 13 (письменно у доски и в тетради по цепочке).
— Что нужно выполнить в данном задании? (поставить знаки <, >,=)
11<12 17>14 13<15 12>9
18>17 20>12 19>16 8<13
V. Физкультминутка.
— Всем космонавтам положен отдых.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки по команде «раз».
А под нами тихо пролетает мгла
Опускаем руки по команде «два».
Собираем в горсть мы звезды тишины
Дружно наклоняемся по команде «три»
На « четыре» и на «пять» будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть.
VI. Работа по теме урока.
— Вот мы отдохнули, а теперь снова за работу.
Перед нами станция « Млечный путь».
а) На доске:
— Давайте вспомним, сколько единиц в одном десятке?
— Сопоставьте число и единицы, из которых состоит данное число.
15= 1 дес. и 5 ед. 1дес. и 4 ед. =14
17= 1 дес. и 7 ед. 4 дес. =40
б) Задача:
У планеты Сатурн 8 спутников, а у Юпитера 5. На сколько больше спутников у Сатурна, чем у Юпитера?
— Посмотрите на доску: (наглядность)
— Что нам известно из условия задачи? – Что нужно узнать?
— Чтобы решить задачу нам нужно вспомнить правило: « Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее число».
8-5=3
Ответ: на 3 спутника больше у Сатурна, чем у Юпитера.
в) Вставьте в пустые окошки числа.
10 + + =12 11- =10 10 + =15 17- =15
в) Геометрическое задание.
— Если бы ученые не изучали науку Геометрию, люди бы никогда не построили космические корабли.
— Сколько треугольников на рисунке:
Ответ: 3 треугольника.
Молодцы!
VII. Рефлексия.
— Наше путешествие подошло к концу.
— Понравилось, ли вам путешествие?
— Так чем, мы занимались на нашем уроке? (обобщали и закрепляли знания о нумерации).
— Что вы можете сказать о работе своих одноклассников на уроке?
— Кто нас порадовал своими грамотными ответами, активностью на уроке?
— Расскажите о своей работе на уроке, используя выражения:
— мне понравилось…
— мне не понравилось…
— очень хорошо….
-очень жаль….
— я бы хотел….
— Спасибо вам, ребята, за наше увлекательное путешествие! Вы — молодцы! Надеюсь, что на каждом последующем уроке мы будем открывать что-то новое и интересное!
— Спасибо и вам, уважаемые гости, что пришли к нам!
Приложение.
Карточка с индивидуальным заданием.
-
Реши пример и укажите слагаемые и сумму.
4+3=
Ответ: первое слагаемое = ; второе слагаемое = ; сумма=
2. Первое слагаемое равно 1, второе – 9. Запишите примет и решите его.
______________________________________
3. Реши примеры. Запишите его.
2+1= 3+2= 3+1= 4+2=
1+2= 2+3= 1+3= 2+4=
Список использованной литературы:
-
Моро М.И., Бельтюкова Г.В. и др. Математика 1 класс, учебник, М.: Просвещение, 2012
-
Моро М.И., Бельтюкова Г.В. и др. Математика 1 класс, рабочая тетрадь, М.: Просвещение, 2012
-
Моро М.И., Бельтюкова Г.В. и др. Методическое пособие для учителя начальных классов. «ВАКО», 2012 г.
-
Развивающее обучение в начальной школе: специфика учебной деятельности, проекты уроков авт.-сост. Г.В. Шакина,- Волгоград: Учитель, 2009.