ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Перестановка слагаемых
1. ФИО: Соболева Виктория Анатольевна.
2. Место работы: МБОУ СОШ 5 г. Белореченска Краснодарского края.
3. Должность: учитель начальных классов.
4. Предмет: Математика.
5. Класс: первый.
6. Тема и номер урока по теме: Перестановка слагаемых, первый урок по теме.
7. Базовый учебник: Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/ В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. – М.: Вентана-Граф, 2011. – (Начальная школа XXI века).
8. Цель урока: Вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
9. Задачи урока:
-образовательные: закрепить знания детей о названии компонентов при сложении; познакомить с переместительным свойством сложения и научить применять это свойство при решении учебных задач;
-развивающие: развитие познавательных интересов и мотивации, речи, логического мышления, умения сравнивать и анализировать;
-воспитывающие: воспитание экологической грамотности, умения сотрудничать на уроке с учителем и товарищами, положительного отношения к учению.
Планируемые результаты:
личностные:
— формирование мотивов достижения и социального признания;
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-научить выражать готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения;
-формировать желание проявлять доброжелательность, помощь, доверие и внимательность к участникам учебного процесса;
-научить применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
-формировать умение положительно выражать отношение к процессу познания: проявлять внимание и удивление, желание больше узнать;
метапредметные:
-научить осознанному и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной форме;
-ориентировка на разнообразие способов решения учебной задачи;
-научить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-научить осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
-научить выдвигать предположения и их обосновывать;
-формировать умение формулировать проблему и самостоятельно создавать способы решения проблемы;
-применять схемы для получения информации и решения учебной задачи;
-научить оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
предметные:
—продолжать формировать у детей осознанные и прочные вычислительные навыки на основе сложения и вычитания в пределах 10;
-познакомить с переместительным свойством сложения.
10. Тип урока: урок открытия нового знания. Время реализации занятия: 45 минут.
11. Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.
12. Необходимое техническое оборудование: учебник «Математика» В.Н. Рудницкой. 1 класс, 2 часть, рабочая тетрадь на печатной основе № 3, числовые ромашки, наборы геометрического материала в конвертах для работы в группах, «листы самооценки», ПК, медиапроектор, экран.
13. Структура и ход урока.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) | |
1. | Организационный момент. Микроцель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. |
| Чтение стихотворения: Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудится. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
Давайте, ребята, повернемся друг к другу, улыбнемся и пожелаем доброго дня и хорошего настроения.
Возьмите лист «самооценки». Он сделан в виде зонтика и отметьте в секторе 1 свое настроение в начале урока. | Выполнение задания. | 1 |
2. | Актуализация ранее изученного и пробное учебное действие. Микроцель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | ЭОР № 1 | -Вспомните, как называются числа при сложении? Создание проблемной ситуации: К нам гости пришли наши любимые друзья Саша и Маша. Сегодня, в этот осенний денек, дети собираются в лес за грибами. Дети поссорились. Они даже перестали друг с другом разговаривать. И я долго добивалась от них рассказа о том, что же все- таки произошло. И выяснилось вот, что. Собираясь в лес за грибами, они взяли с собой следующие предметы: корзинку, нож, книгу сказок. И тут у них завязался спор. Маша утверждала, что один предмет лишний, но Саша с ней не соглашался. Так брат с сестрой поругались и разошлись в разные комнаты. -Как вы думаете, нужно ли ребят помирить? -А вы, ребята, на чьей стороне? Есть ли здесь лишний предмет? Докажите. Но при этом, обязательно, соблюдайте правила общения. -А можем ли мы обобщить и сказать, что книга сказок всегда не нужный предмет? — А может кто-то считает, что нож — лишний предмет?
Проблема решена. | Ответы детей.
Предполагает: -актуализацию изученных способов действий; -актуализацию мыслительных операций; -мотивацию («надо»-«могу»-«хочу»); -обоснование пробного учебного действия.
Повторение правил общения: 1) Только разговаривая, мы 1) Мы вместе можем прийти к истине. 2) Объясняя свое решение, обязательно приводи доказательства. 3) Выслушай до конца точку зрения своего товарища.
— Если будешь читать, то точно не соберешь грибы. Так как, при сборе грибов, надо быть очень внимательным и иногда приходится много ходить. А вдруг мама не захочет собирать грибы. И она будет сидеть на полянке и читать книгу. — Вопрос был: какой предмет лишний для похода в лес за грибами?
— Нет, она не нужна в конкретном случае. Но в жизни каждого человека она друг и помощник.
-Нет, так как он необходим, чтобы аккуратно срезать грибы и не повредить грибницу. | 5 |
3. | Выявление места и причины затруднения. Микроцель: побуждение учащихся в рефлексию пробного действия: выполнение пошаговых операций и соотнесение их с алгоритмом. |
| -Посчитайте, сколько грибов собрала Маша, а сколько Саша. Саша собрал 4 гриба, а Маша 2 гриба. Кто собрал грибов больше и на сколько? Докажите, что 2 меньше, чем 4. Покажите на числовом веере. Сколько всего грибов собрали дети? Покажите на числовом веере. Саша и Маша опять устроили спор. Саша утверждает, что верное решение 4+2, а Маша, что – 2+4. Кто же из них прав? Покажите при помощи веера значение суммы чисел 4 и 2, а затем значение суммы 2 и 4. — Что заметили? — Что изменилось? — А можно ли так поступать в математике?
Постановка новой проблемы. — Нам предстоит с вами узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом, предлагаю провести исследование. | Решение и доказательства.
— Значение суммы одинаково. -Слагаемые поменялись местами.
| 5 |
4. | Физкультминутка. |
| Чтение стихотворения: Руки в стороны разведу (Это тоже я могу) А потом я подниму (Это тоже я могу) А потом я отпущу (Это тоже я могу) И как птица полечу (Это тоже я могу) В группу сяду, посмотрю (Это тоже я могу) Всем спасибо я скажу. | Выполнение упражнений учащимися. | 2 |
5. | Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Микроцель :открытие детьми нового знания. |
| — Тогда начнем. Мы с вами в научно-исследовательской лаборатории. Мы коллеги по работе. Коллеги — это товарищи. Как будем работать?
— Какую цель для себя поставили? Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока? Каждая группа получает фигуры разных цветов: 1группа: 1красный и 4 зеленых кружочка; 2 группа: 5 синих и 3 красных квадратика; 3 группа: 6 желтых и 2 зеленых треугольника; 4 группа: 3 красных и 4 фиолетовых прямоугольника. Все группы получают план исследования: 1.Составьте два примера на сложение, используя все данные вам фигуры. 2. Запишите выражения и сравните результат. 3.Сделайте вывод. Договоритесь между собой, кто будет отвечать. | Выполнение упражнений и формирование групп.
— Дружно, старательно и уважать друг друга. Доказать можно ли переставить местами слагаемые.
Работа в группах.
Отчет о работе группы. У нас получились примеры…. Мы заметили, что………….. Наш вывод………….. | 8 |
6. | Физкультминутка для глаз. |
|
| Выполнение упражнений. | 2 |
7. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
| Я предлагаю вам, юные исследователи, применить наш закон в жизни. У мены в руках яблоко. Я его разрежу пополам. Соединю половинки. Как выдумаете, что получиться? Поменяю половинки местами. Что получиться? Давайте откроем наш учебник на странице 4, № 1 Какое действие выполняют Волк и Заяц? Какие числа складывает каждый? Какие ответы у них должны получиться? Прочитаем правило, стр. 5. Используя его докажем, 6+1=1+6. Эту особенность ученые заметили давно. Они назвали ее математическим законом. Кто же прав в споре Саша или Маша? Где в обычной жизни мы можем встретиться с законом?
| Ответы детей.
Решение типовых заданий на новый способ с проговариванием в печатной тетради, стр.3, № 1.
| 5 |
8. | Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. |
| Работа в тетради на печатной основе (дополни запись так, чтобы значения суммы были равны).
| Выполнение заданий в тетради, стр. 3, № 2. с последующей взаимопроверкой.
| 6 |
9. | Повторение и включение в систему знаний. Микроцель: автоматизация умственных действий по изученным темам. | ЭОР № 2 | Найди и соедини пару. Если посчитать не можем, как доказать? Посмотрите, как нам поможет наше новое правило.
Кто быстрее перенесет грибы Саша или Маша? Какие математические записи можно составить по рисункам?
2+4 6+3 4+2 3+6
Покажите ответ на числовом веере. Сравните с образцом. Оцените себя. Вывод…… | Ответы детей.
Вывод: 2 гриба донести быстрее и легче до четырех грибов, нежели наоборот.
Показ ответа на числовом веере.
| 9 |
10. | Итог. Рефлексия учебной деятельности. Микроцель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности. |
| -Какое новое правило мы узнали на уроке?
Чтение стихотворения: Дождик капнул на ладошку, На цветы и на дорожку, Льется, льется – ой-ой-ой, Побежали мы домой. Какое настроение у вас в конце урока? Отметьте во втором секторе зонтика. А теперь оцените свою работу. Сектор3. Он может быть: синим — « Я — молодец! Справился сам»; зеленым — « Я — молодец! Но мне сегодня было трудно, но я справился»; желтым — « Я — молодец! Но я сегодня растерялся. Следующий раз у меня получиться лучше».
Наш урок окончен. Спасибо вам за работу. | Самооценка своей работы. | 2 |
Список использованной литературы:
-
Будзинаускене А.А. Использование современных педагогических технологий в процессе обучения.- журнал «Начальная школа плюс до и после» , 12/2006.
-
Виноградова Н.Ф. Создание проблемных ситуаций и обсуждение гипотез. Методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2002.
-
Иванова Б. В. Проблемные ситуации при обучении математике.// Начальная школа. – 1999. — №5. – с. – 108 – 110.
-
Ильницкая С. Пути создания проблемных ситуаций. – М.: Знания, 1985.
-
Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.
-
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1999.
Приложение к плану – конспекту урока математики по теме «Перестановка слагаемых»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
-
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.
«Моя математика», 1 класс, Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др.
Демонстрационный
Таблица «Названия компонентов действия сложения»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/efcded83-3f06-49f2-8c89-2e00429a3ae2/v01.swf
2.
Математика в начальной школе (инновационный учебный материал)
Тренинговый
Интерактивный тест «Переместительное свойство сложения»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/937e9a5b-853d-4eef-8719-31813dc6939e/ur47/z47_2.htm