ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Перестановка слагаемых

1. ФИО: Соболева Виктория Анатольевна.

2. Место работы: МБОУ СОШ 5 г. Белореченска Краснодарского края.

3. Должность: учитель начальных классов.

4. Предмет: Математика.

5. Класс: первый.

6. Тема и номер урока по теме: Перестановка слагаемых, первый урок по теме.

7. Базовый учебник: Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/ В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. – М.: Вентана-Граф, 2011. – (Начальная школа XXI века).

8. Цель урока: Вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

9. Задачи урока:

-образовательные: закрепить знания детей о названии компонентов при сложении; познакомить с переместительным свойством сложения и научить применять это свойство при решении учебных задач;

-развивающие: развитие познавательных интересов и мотивации, речи, логического мышления, умения сравнивать и анализировать;

-воспитывающие: воспитание экологической грамотности, умения сотрудничать на уроке с учителем и товарищами, положительного отношения к учению.

Планируемые результаты:

личностные:

формирование мотивов достижения и социального признания;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-научить выражать готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения;

-формировать желание проявлять доброжелательность, помощь, доверие и внимательность к участникам учебного процесса;

-научить применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

-формировать умение положительно выражать отношение к процессу познания: проявлять внимание и удивление, желание больше узнать;

метапредметные:

-научить осознанному и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной форме;

-ориентировка на разнообразие способов решения учебной задачи;

-научить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-научить осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

-научить выдвигать предположения и их обосновывать;

-формировать умение формулировать проблему и самостоятельно создавать способы решения проблемы;

-применять схемы для получения информации и решения учебной задачи;

-научить оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

предметные:

продолжать формировать у детей осознанные и прочные вычислительные навыки на ос­нове сложения и вычитания в пределах 10;

-познакомить с переместительным свойством сложения.

10. Тип урока: урок открытия нового знания. Время реализации занятия: 45 минут.

11. Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

12. Необходимое техническое оборудование: учебник «Математика» В.Н. Рудницкой. 1 класс, 2 часть, рабочая тетрадь на печатной основе № 3, числовые ромашки, наборы геометрического материала в конвертах для работы в группах, «листы самооценки», ПК, медиапроектор, экран.

13. Структура и ход урока.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из таблицы 2)

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1.

Организационный момент.

Микроцель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

Чтение стихотворения:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудится.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Давайте, ребята, повернемся друг к другу, улыбнемся и пожелаем доброго дня и хорошего настроения.

Возьмите лист

«самооценки». Он сделан в виде зонтика и отметьте в секторе 1 свое настроение в начале урока.

Выполнение задания.

1

2.

Актуализация ранее изученного и пробное учебное действие.

Микроцель: повторение изученного материала,

необходимого для

«открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

ЭОР № 1

-Вспомните, как называются числа при сложении?

Создание проблемной ситуации:

К нам гости пришли наши

любимые друзья Саша и Маша. Сегодня, в этот осенний денек, дети собираются в лес за грибами. Дети поссорились.

Они даже перестали друг с другом разговаривать. И я долго добивалась от них рассказа о том, что же все- таки произошло.

И выяснилось вот, что.

Собираясь в лес за грибами, они взяли с собой следующие предметы: корзинку, нож, книгу сказок.

И тут у них завязался спор. Маша утверждала, что один

предмет лишний, но Саша с ней не соглашался. Так брат с сестрой поругались и разошлись в разные комнаты.

-Как вы думаете, нужно ли ребят помирить?

-А вы, ребята, на чьей стороне? Есть ли здесь лишний предмет? Докажите.

Но при этом, обязательно, соблюдайте правила общения.

-А можем ли мы обобщить и сказать, что книга сказок всегда не нужный предмет?

— А может кто-то считает, что нож — лишний предмет?

Проблема решена.

Ответы детей.

Предполагает:

-актуализацию изученных способов действий;

-актуализацию мыслительных операций;

-мотивацию («надо»-«могу»-«хочу»);

-обоснование пробного учебного действия.

Повторение правил общения:

1) Только разговаривая, мы 1) Мы вместе можем прийти к истине.

2) Объясняя свое решение, обязательно приводи доказательства.

3) Выслушай до конца точку зрения своего товарища.

— Если будешь читать, то точно не соберешь грибы. Так как, при сборе грибов, надо быть очень внимательным и иногда приходится много ходить.

А вдруг мама не захочет собирать грибы. И она будет сидеть на полянке и читать книгу.

— Вопрос был: какой предмет лишний для похода в лес за грибами?

— Нет, она не нужна в конкретном случае. Но в жизни каждого человека она друг и помощник.

-Нет, так как он необходим, чтобы аккуратно срезать

грибы и не повредить грибницу.

5

3.

Выявление места и причины затруднения.

Микроцель: побуждение учащихся в рефлексию пробного действия: выполнение пошаговых операций и соотнесение их с алгоритмом.

-Посчитайте, сколько грибов собрала Маша, а сколько Саша.

Саша собрал 4 гриба, а Маша 2 гриба. Кто собрал грибов больше и на сколько?

Докажите, что 2 меньше, чем 4. Покажите на числовом веере.

Сколько всего грибов собрали дети? Покажите на числовом веере.

Саша и Маша опять устроили спор. Саша утверждает, что верное решение 4+2, а Маша, что – 2+4. Кто же из них прав? Покажите при помощи веера значение суммы чисел 4 и 2, а затем значение суммы 2 и 4.

— Что заметили?

— Что изменилось?

— А можно ли так поступать в математике?

Постановка новой проблемы.

— Нам предстоит с вами узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом, предлагаю провести исследование.

Решение и доказательства.

— Значение суммы одинаково.

-Слагаемые поменялись местами.

5

4.

Физкультминутка.

Чтение стихотворения:

Руки в стороны разведу (Это тоже я могу)

А потом я подниму (Это тоже я могу)

А потом я отпущу (Это тоже я могу)

И как птица полечу (Это тоже я могу)

В группу сяду, посмотрю (Это тоже я могу)

Всем спасибо я скажу.

Выполнение упражнений учащимися.

2

5.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Микроцель :открытие детьми нового знания.

— Тогда начнем. Мы с вами в научно-исследовательской лаборатории. Мы коллеги по работе. Коллеги — это товарищи. Как будем работать?

— Какую цель для себя поставили? Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока?

Каждая группа получает фигуры разных цветов:

1группа: 1красный и 4 зеленых кружочка;

2 группа: 5 синих и 3 красных квадратика;

3 группа: 6 желтых и 2 зеленых треугольника;

4 группа: 3 красных и 4 фиолетовых прямоугольника.

Все группы получают план исследования:

1.Составьте два примера на сложение, используя все данные вам фигуры.

2. Запишите выражения и сравните результат.

3.Сделайте вывод.

Договоритесь между собой, кто будет отвечать.

Выполнение упражнений и формирование групп.

— Дружно, старательно и уважать друг друга.

Доказать можно ли переставить местами слагаемые.

Работа в группах.

Отчет о работе группы.

У нас получились примеры….

Мы заметили, что…………..

Наш вывод…………..

8

6.

Физкультминутка для глаз.

Выполнение упражнений.

2

7.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Я предлагаю вам, юные исследователи, применить наш закон в жизни.

У мены в руках яблоко. Я его разрежу пополам. Соединю половинки. Как выдумаете, что получиться? Поменяю половинки местами. Что получиться?

Давайте откроем наш учебник на странице 4, № 1

Какое действие выполняют Волк и Заяц? Какие числа складывает каждый? Какие ответы у них должны получиться? Прочитаем правило, стр. 5. Используя его докажем, 6+1=1+6.

Эту особенность ученые заметили давно. Они назвали ее математическим законом.

Кто же прав в споре Саша или Маша?

Где в обычной жизни мы можем встретиться с законом?

Ответы детей.

Решение типовых заданий на новый способ с проговариванием в печатной тетради, стр.3, № 1.

5

8.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Работа в тетради на печатной основе (дополни запись так, чтобы значения суммы были равны).

Выполнение заданий в тетради, стр. 3, № 2. с последующей взаимопроверкой.

6

9.

Повторение и включение в систему знаний.

Микроцель: автоматизация умственных действий по изученным темам.

ЭОР № 2

Найди и соедини пару.

Если посчитать не можем, как доказать?

Посмотрите, как нам поможет наше новое правило.

Кто быстрее перенесет грибы Саша или Маша?

Какие математические записи можно составить по рисункам?

2+4 6+3

4+2 3+6

Покажите ответ на числовом веере.

Сравните с образцом.

Оцените себя.

Вывод……

Ответы детей.

Вывод: 2 гриба донести быстрее и легче до четырех грибов, нежели наоборот.

Показ ответа на числовом веере.

9

10.

Итог. Рефлексия учебной деятельности.

Микроцель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности.

-Какое новое правило мы узнали на уроке?

Чтение стихотворения:

Дождик капнул на ладошку,

На цветы и на дорожку,

Льется, льется – ой-ой-ой,

Побежали мы домой.

Какое настроение у вас в конце урока? Отметьте во втором секторе зонтика.

А теперь оцените свою работу.

Сектор3. Он может быть: синим — « Я — молодец! Справился сам»;

зеленым — « Я — молодец! Но мне сегодня было трудно, но я справился»;

желтым — « Я — молодец! Но я сегодня растерялся. Следующий раз у меня получиться лучше».

Наш урок окончен. Спасибо вам за работу.

Самооценка своей работы.

2

Список использованной литературы:

  1. Будзинаускене А.А. Использование современных педагогических технологий в процессе обучения.- журнал «Начальная школа плюс до и после» , 12/2006.

  2. Виноградова Н.Ф. Создание проблемных ситуаций и обсуждение гипотез. Методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2002.

  3. Иванова Б. В. Проблемные ситуации при обучении математике.// Начальная школа. – 1999. — №5. – с. – 108 – 110.

  4. Ильницкая С. Пути создания проблемных ситуаций. – М.: Знания, 1985.

  5. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.

  6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1999.

Приложение к плану – конспекту урока математики по теме «Перестановка слагаемых»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

«Моя математика», 1 класс, Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др.

Демонстрационный

Таблица «Названия компонентов действия сложения»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/efcded83-3f06-49f2-8c89-2e00429a3ae2/v01.swf

2.

Математика в начальной школе (инновационный учебный материал)

Тренинговый

Интерактивный тест «Переместительное свойство сложения»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/937e9a5b-853d-4eef-8719-31813dc6939e/ur47/z47_2.htm

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here