Технология проведения
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: — актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; — создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; — установить тематические рамки; — уточнить тип урока; — наметить шаги учебной деятельности. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. | Организует проговаривание правил поведения на уроке. Организует проговаривание девиза урока. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. Устанавливает тематические рамки. | 1. Проговаривание стихотворения: Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. — Для чего нам нужно выполнять эти правила? 2. Слайд 1. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». 3. — Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания) — Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ») 4. Слайд 2. (тематические рамки) — Мы работаем с числами 1, 2, 3 и понятиями «целое» и «часть». | Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цели: — организовать актуализации умений различать целое и части; умений составлять равенства, используя связь целого и частей; — организует выполнение учащимися пробного учебного действия; — организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения; — уточнить следующий шаг учебной деятельности. | На индивидуальных досках записывают равенства. Высказывают своё предположение. Фиксируют индивидуальное затруднение. Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. | Организует актуализацию умений различать целое и части; умений составлять равенства, используя связь целого и частей. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. | 1. Слайд 2. — Составьте равенства по рисунку. Фронтальная проверка: 2+1=3 1+2=3 3–1=2 3–2=1 — Какое число обозначает целое? (3) — Какие числа обозначают части? (1 и 2) 2. Слайд 3. — как называются фигуры? (отрезки) — Чем различаются отрезки? (размером, цветом). — Выполните сложение отрезков. — Выполните вычитание отрезков. 3. Разные версии – возникло затруднение. 4. – Какой следующий наш шаг (шаг учебной деятельности)? («Что я не знаю?») | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД). |
III. Выявление места и причины затруднения Цели: — выявить место (шаг, операция) затруднения; — зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Физкультминутка «Морская зарядка» | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. | Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. | — В каком месте возникло затруднение? (При сложении и вычитании отрезков). — Почему возникло затруднение? (Не знаем, как выполнить сложение и вычитание отрезков). | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД) |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цели: — организовать постановку цели урока; — организовать составление совместного плана действий; — определить средства; — уточнить следующий шаг учебной деятельности. | Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. С помощью учителя ставят цель урока. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует постановку цели урока. Организует составление совместного плана действий. Организует определение средств. | — Какой следующий шаг учебной деятельности? («Сам найду способ») — Какую цель ставим? (Найти способ сложения и вычитания отрезков). — Наметим наш план действий: 1. Сами найдём способ сложения и вычитания отрезков. 2. Сопоставим свои предположения с учебником. 3. Устраним затруднение. 4. Упражнение в новом действии. — Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель) | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) |
V. Реализация построенного проекта Цели: — реализовать построенный проект в соответствии с планом; — зафиксировать новое знание в речи и знаках; — организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; — уточнить тему урока. | Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на индивидуальной доске; выбирают, кто будет отвечать. Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником. Выполняют задание на индивидуальных досках. Проговаривают тему урока. | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует групповую работу. Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником. Организует устранение затруднения. Организует уточнение темы урока. | 1. «Сами найдём способ» А) Работа в мини группах по 4 человека (2 соседние парты). Повторить правила работы в группе. Б) Один человек от каждой группы даёт ответ. 2. Сопоставление версий решения проблемы с учебником. Стр. 112 №264 3. Устранение затруднения. Слайд 4. Построить и записать сложение и вычитание отрезков. 4. Проговорить способ сложения и вычитания отрезков. (Упражнение в следующем этапе). — Какая тема урока сегодня? (Сначала формулируют дети) Слайд 5. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: — организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Физкультминутка «Дискотека для зверят» | Выполняют задание, проговаривая новые понятия, составляют на индивидуальных досках неравенства. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Слайд 6. — Сколько отрезков вы видите? Назовите из (МО, ОН, МН) — Какой отрезок получится в результате сложения отрезков МО И ОН? Запишите равенство (МО + ОН = МН) — Какой отрезок получится в результате вычитания из отрезка МН отрезка ОН? Запишите равенство (МН – ОН = МО) Фронтальная проверка. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: — организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; — организовать самопроверку по эталону; — организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Выполняют задание самостоятельно на индивидуальных досках. Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «+», «–». Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | 1. Слайд 7. а) Начертить отрезок, который получится в результате сложения данных отрезков, составить равенство. К М М Н б) Начертить отрезок, который получится в результате вычитания отрезка АВ из отрезка АС, составить равенство. А В С 2. Слайды 8, 9. Эталон для самопроверки а) К Н КМ + МН= КН б) В С АС – АВ = ВС 3. — У кого всё правильно? — У кого есть ошибки? — В каком месте ошибки? — В чём причина? — Исправьте ошибки. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
VIII. Включение в систему знаний и повторение Цели: — организовать повторение умений составлять равенства, используя связь целого и частей. | Выполняют задание под руководством учителя в тетради. | Организует повторение умений составлять равенства, используя связь целого и частей. | Составление равенств. Выполнение заданий учебника: С.112-№265 С.113 №267 Фронтальная работа. | Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (Коммуникативные УУД) |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: — зафиксировать новое содержание урока; — организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку в еженедельнике (предмет математика). | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | — Какую цель ставили? Достигли цели? — Какая тема урока была? — Оцените свою работу на уроке, используя схему (Слайд 10) знаю я запомнил смог — Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (не было ошибок), жёлтый (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания). | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |