МБОУ «Белогорская начальная школа детский сад» д. Белогорка
Носко Елена Олеговна, учитель начальных классов
Методическая разработка урока математики в 1 классе по УМК «Школа России»
Тема: Таблица сложения в пределах 20.Закрепление.
Цель: закрепить изученный материал.
Задачи:
-
В ходе практических действий и наблюдений закреплять знания таблицы сложения в пределах20;
-
Способствовать развитию вычислительных навыков и умения решать задачи.
Планируемые результаты.
Предметные:
-
закрепить знание таблицы сложения и нумерации и чисел в пределах20; называть последовательность чисел от 10 до 20;
-
сравнивать числа с опорой на десятичный состав чисел;
-
закрепить умение решать задачи и развивать информационную компетентность.
Метапредметные:
-
выделять из содержания урока известные знания и умения,
-
определять круг неизвестного по изучаемой теме;
-
осознавать результат учебных действий ;
-
описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Личностные:
-
проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения;
-
понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности ( начальный этап).
Ресурсы урока: карточки с заданиями, учебник «Математика» часть 2,рабочая тетрадь часть 2, сигнальные карточки, смайлики, плакат «В космосе», раздаточный геометрический материал, аудиозапись.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
— Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Ребята, к нам на урок пришло много гостей. Они хотят посмотреть,
как мы работаем. Давайте поздороваемся с ними.
Сели. Проверили посадку.
Руки? ( на месте)
Ноги? ( на месте)
Спина? (прямая)
-
Актуализация знаний.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Хотите узнать куда?
Тогда выполните задание.
Играем в «Живые числа»
Контролер…….. пусть встанет около меня. Она проверяет правильность выполнения задания.
Карточки с числами прикреплены прищепками к кармашкам кассы.
Ученик, которого я назову, возьмет карточку с нужным числом и построится у доски.
____________ возьми карточку с числом, в котором 4 единицы.
— 1 десяток 8 единиц;
— 8 единиц;
— 1 десяток 1 единица;
— 2 десятка;
— 6 единиц.
/Ученики берут карточки, на которых записаны числа, в любом порядке выстраиваются в одну линию./
— Контролер, верно ли взяли карточки с числами? (ДА).
— Числа, назовите себя.
( Ученики называют числа: 4,18,8,11,20,6)
— Назовите однозначные числа: ( 4,8,6)
Почему они однозначные? ( числа записаны одним знаком – одной цифрой).
— Как называются остальные числа? Докажите.
(Двухзначные, так как числа записаны двумя знаками – двумя цифрами)
— Замените суммой двух одинаковых слагаемых каждое однозначное число.
4 – это 2 да 2;
8 – это 4 да 4;
6 – это 3 да 3.
— Числа, встаньте в порядке возрастания (4,6,8,11,18,20)
— Почему 20 самое большое число? ( Называем позже при счете).
— А теперь переверните карточки с числами.
— Какое слово получилось? К О С М О С
— Прикрепите карточки на кармашки прищепками.
-Какое же путешествие нас ожидает?/Космическое путешествие./
-Послушайте загадки и отгадайте их.
Я приглашаю 3 – х помощников. /Ученики загадывают загадки/.
-
Планета голубая, любимая, родная, Она твоя, она моя. А называется…../Земля/
-
Белые цветочки ночью расцветут, А утром увядают……./Звезды/
— Почему звезды мы хуже видим днем? (Нам мешает свет солнца)
-
Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю. Скучно очень мне одной. А зовут меня……./Луной/ /Ученики садятся на места/.
— Что такое Луна? (Естественный спутник Земли).
— Почему луна тускло освещает? (Луна не светит, а лишь отражает солнечный свет).
— Земля, звезды, Луна. Что это за слова? (предметы)
— Какие предметы еще мы можем встретить в космосе? (ракету, спутник, комету, планеты, НЛО, метеорит…)
3 . Самоопределение к деятельности.
-Проверим предстартовую готовность.
— Назовите компоненты сложения /слагаемое, слагаемое, сумма/.
— Приготовили математические веера.
— Прочитайте пример./ У учителя карточка с примером 5 + = 15/.
— Какое число закрыто? (10) Докажите/1-е слагаемое 5, 2-е слагаемое неизвестно, сумма 15. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть другое слагаемое/ Ученики веерами показывают ответы примеров.
— К числу 7 прибавьте 4. (11) Ответ покажите веером.
-Увеличьте 8 на 5 (13)
— Что нужно знать, чтобы быстро решать эти примеры? /Учитель называет карточки с примерами 7 + 4 ; 8 + 5 ; Хорошо знать таблицу сложения в пределах 20/
— Как можно вычислить результат, если забыл ответ какого-то примера из таблицы сложения? (Прибавить по частям).
— Как? /Прибавим до 10, а потом остальную часть/
— Кто понял, что мы будем закреплять сегодня на уроке? /Закреплять знание таблицы сложения чисел и нумерации в пределах 20/.
— Чтобы путешествие прошло хорошо, надо быть внимательным, уметь решать примеры и задачи, дружно работать.
4. Работа по теме урока.
4.1 Практическая работа в парах.
— И так, мы отправляемся в космическое путешествие.
— Что нам нужно для того, чтобы отправится в космос? (Нужна ракета).
— На уроке математики из чего мы можем её построить? (Из геометрических фигур). У вас на партах лежит геометрический материал. Выложите ракету .
— Какие фигуры? Докажите (У треугольника — 3 вершины, 3 стороны, 3 угла).
— На какие группы можно разбить все фигуры?(По цвету, по форме, по размеру).
— Сколько треугольников на чертеже? (9).
— Молодцы, вы справились с этим заданием.
4.2 Игра «Лесенка».
— Наши ракеты готовы к полету. Чтобы занять в них место, надо подняться по лесенке, решив примеры на ступеньках./Игра – соревнование между рядами, у каждого ряда свои ступеньки/.
— Проверяем правильность решения примеров семафором. Зеленый – верно, красный – ошибка,
— Молодцы, Самыми быстрыми были ребята с ____ ряда, самыми точными _____ ряда.
— Вы поднимались по ступенькам. Как называется эта линия? (ломаная).
— Какие линии вы ещё знаете? (прямая, кривая).
— Ракеты, на старт! Встали /физкульминутка/.
-
Завести моторы (вращение руками)
-
Соединить контакты (соединение кончиков пальцев)
-
Приготовиться к пуску (приседают)
-
Пуск! (выпрыгивают вверх)
— Сели.
— На фоне музыки.
— Кто первым из космонавтов полетел в космос? ( Ю.А. Гагарин)
— Как называлась ракета? (Восток)
— Когда это произошло? (12 апреля 1961 года)
/Обращение к плакату с фото Ю.А. Гагарина, датой полета и названием ракеты. Плакат на стене сбоку/
— Верно. 12 апреля 1961 года.
В космической ракете с названием «Восток» Он первым на планете подняться к звездам смог.
Состав числа 12.
— Число 12. Назовите предыдущее число (11)
— Какое последующее число (13)
— Наша ракета в космическом пространстве.
— Я прошу проверить работу бортовых отсеков. /Кто желает/.
1 – й экипаж (пара); 2 – й экипаж (пара)
— Откройте тетради на печатной основе, стр. 39. Задание 3
— Вспомните и запишите состав числа 12 однозначными слагаемыми.
4.3 Решение логической задачи.
— Ребята, вы любите смотреть на звезды?
— Назовите самую ближайшую к нам звезду. (солнце)
— Вокруг солнца вращаются планеты. Они образуют солнечную систему. Наша Земля тоже находится в солнечной системе./показ на плакате/. Она 3-я планета от Солнца. Самая близкая к Солнцу планета – это Меркурий, а самая дальняя – Нептун.
— Решаем задачу о планетах. Земля – 3 –я от Солнца, Нептун – 8-я. Сколько планет между ними? (4)
— Ответ покажите веерами.
— Как проверить?/с помощью схемы, рисунка/
— Проверим. Сосчитайте. /показываем на плакате/
— Вернемся к нашим бортовым отсекам. Проверяем задание. 12 – это….. /4 ученика по очереди называют ответы/. — При ошибке – красный сигнал.
— С заданием справились хорошо. Можно продолжать полёт.
4.4 Составление задачи по рисунку. Решение.
— Нам предстоит выход в открытый космос. Космонавты должны решить все поставленные перед ними задачи ЦУП.
— А мы выполняем задание 4 на стр. 73 учебника. Открываем учебник.
— Сколько на рисунке елочек? (4)
— Сколько – берез? (5)
— Какой вопрос надо поставить, чтобы задача решалась сложением? (сколько всего деревьев) Изобразите схему.
— Какой вопрос надо поставить, чтобы задача решалась вычитанием? (на сколько елочек меньше чем берез?, на сколько больше берез чем елочек?)Изобразите схему.
— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Надо из большего числа вычесть меньшее).
— Проверим схему к 1 –й задаче, ко 2 – й задаче.
— Решите задачи самостоятельно — вариант 1 задачу на сложение, вариант 2 задачу на вычитание.
-
Проверили посадку.
-
Руки? ( на месте)
-
Ноги? ( на месте)
-
Спина? (прямая)
— Откройте тетради. Запишите число 11 апреля. Слово «Задача»
— Записываем решение и ответ.
— Проверяем /2 ученика на доске записывают решение задачи по вариантам/.
— Молодцы задачи решили.
— Кто первым вышел в открытый космос? (Л.Леонов).
— Космонавты не только работают, но и отдыхают.
— Встали. /Физкультминутка, проводит ученик./
Мы руками хлоп – хлоп, мы ногами топ – топ; Мы глазами миг – миг , мы плечами чик – чик; Раз – сюда, два – туда. Сели – встали. А потом пустились вскачь, словно мой упругий мяч. Раз – два, раз – два, вот и кончилась игра.
4.5 Самостоятельное решение примеров. /Работа в парах /
— Экипажи выполнили задание полета. Но вот беда – в бортовые компьютеры попал вредоносный вирус. Надо решить примеры и починить компьютеры.
— Решаем пример 1 стр. 73.
— Работаем в парах. Решили, поменялись тетрадями и проверили ответы по таблице на стр.72.
— Проверяем работу. Покажите семафором: правильно – зеленый, были ошибки – красный.
— Какой можно сделать вывод?/Учить таблицу в пределах 20 и решать примеры/.
— Примеры решили. Компьютеры в порядке. Мы опять в пути.
— Чтобы узнать, куда мы направляемся дальше, нужно разгадать шифровку.
4.6Игра «Шифровка»
Дополнительное задание для тех, кто быстро решил примеры.
— Так куда же лежит наш путь дальше? ( на Землю)
5. Рефлексия.
— Наше путешествие подходит к концу.
— Какую цель мы поставили перед собой на уроке? /Закрепить знание таблицы сложения в пределах 20/.
— Достигли мы этой цели? (ДА)
— С помощью чего? /Решали задачи и примеры/
— Оцените свою работу светофором. У меня все получилось – зеленый. Были небольшие трудности – жёлтый. Было трудно – надо поработать – красный.
— Какое у вас настроение после урока? Покажите смайликами.
6. Подведение итогов урока.
— Наш урок подошёл к концу. Вы хорошо потрудились и показали свои знания. На память об этом уроке я вручаю вам________________.
Спасибо всем.