МБОУ «Белогорская начальная школа детский сад» д. Белогорка

Носко Елена Олеговна, учитель начальных классов

Методическая разработка урока математики в 1 классе по УМК «Школа России»

Тема: Таблица сложения в пределах 20.Закрепление.

Цель: закрепить изученный материал.

Задачи:

  • В ходе практических действий и наблюдений закреплять знания таблицы сложения в пределах20;

  • Способствовать развитию вычислительных навыков и умения решать задачи.

Планируемые результаты.

Предметные:

  • закрепить знание таблицы сложения и нумерации и чисел в пределах20; называть последовательность чисел от 10 до 20;

  • сравнивать числа с опорой на десятичный состав чисел;

  • закрепить умение решать задачи и развивать информационную компетентность.

Метапредметные:

  • выделять из содержания урока известные знания и умения,

  • определять круг неизвестного по изучаемой теме;

  • осознавать результат учебных действий ;

  • описывать результаты действий, используя математическую терминологию;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Личностные:

  • проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения;

  • понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности ( начальный этап).

Ресурсы урока: карточки с заданиями, учебник «Математика» часть 2,рабочая тетрадь часть 2, сигнальные карточки, смайлики, плакат «В космосе», раздаточный геометрический материал, аудиозапись.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

— Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Ребята, к нам на урок пришло много гостей. Они хотят посмотреть,

как мы работаем. Давайте поздороваемся с ними.

Сели. Проверили посадку.

Руки? ( на месте)

Ноги? ( на месте)

Спина? (прямая)

  1. Актуализация знаний.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Хотите узнать куда?

Тогда выполните задание.

Играем в «Живые числа»

Контролер…….. пусть встанет около меня. Она проверяет правильность выполнения задания.

Карточки с числами прикреплены прищепками к кармашкам кассы.

Ученик, которого я назову, возьмет карточку с нужным числом и построится у доски.

____________ возьми карточку с числом, в котором 4 единицы.

— 1 десяток 8 единиц;

— 8 единиц;

— 1 десяток 1 единица;

— 2 десятка;

— 6 единиц.

/Ученики берут карточки, на которых записаны числа, в любом порядке выстраиваются в одну линию./

— Контролер, верно ли взяли карточки с числами? (ДА).

— Числа, назовите себя.

( Ученики называют числа: 4,18,8,11,20,6)

— Назовите однозначные числа: ( 4,8,6)

Почему они однозначные? ( числа записаны одним знаком – одной цифрой).

— Как называются остальные числа? Докажите.

(Двухзначные, так как числа записаны двумя знаками – двумя цифрами)

— Замените суммой двух одинаковых слагаемых каждое однозначное число.

4 – это 2 да 2;

8 – это 4 да 4;

6 – это 3 да 3.

— Числа, встаньте в порядке возрастания (4,6,8,11,18,20)

— Почему 20 самое большое число? ( Называем позже при счете).

— А теперь переверните карточки с числами.

— Какое слово получилось? К О С М О С

Прикрепите карточки на кармашки прищепками.

-Какое же путешествие нас ожидает?/Космическое путешествие./

-Послушайте загадки и отгадайте их.

Я приглашаю 3 – х помощников. /Ученики загадывают загадки/.

  • Планета голубая, любимая, родная, Она твоя, она моя. А называется…../Земля/

  • Белые цветочки ночью расцветут, А утром увядают……./Звезды/

Почему звезды мы хуже видим днем? (Нам мешает свет солнца)

  • Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю. Скучно очень мне одной. А зовут меня……./Луной/ /Ученики садятся на места/.

Что такое Луна? (Естественный спутник Земли).

— Почему луна тускло освещает? (Луна не светит, а лишь отражает солнечный свет).

— Земля, звезды, Луна. Что это за слова? (предметы)

— Какие предметы еще мы можем встретить в космосе? (ракету, спутник, комету, планеты, НЛО, метеорит…)

3 . Самоопределение к деятельности.

-Проверим предстартовую готовность.

— Назовите компоненты сложения /слагаемое, слагаемое, сумма/.

— Приготовили математические веера.

— Прочитайте пример./ У учителя карточка с примером 5 + = 15/.

— Какое число закрыто? (10) Докажите/1-е слагаемое 5, 2-е слагаемое неизвестно, сумма 15. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть другое слагаемое/ Ученики веерами показывают ответы примеров.

— К числу 7 прибавьте 4. (11) Ответ покажите веером.

-Увеличьте 8 на 5 (13)

— Что нужно знать, чтобы быстро решать эти примеры? /Учитель называет карточки с примерами 7 + 4 ; 8 + 5 ; Хорошо знать таблицу сложения в пределах 20/

— Как можно вычислить результат, если забыл ответ какого-то примера из таблицы сложения? (Прибавить по частям).

— Как? /Прибавим до 10, а потом остальную часть/

— Кто понял, что мы будем закреплять сегодня на уроке? /Закреплять знание таблицы сложения чисел и нумерации в пределах 20/.

— Чтобы путешествие прошло хорошо, надо быть внимательным, уметь решать примеры и задачи, дружно работать.

4. Работа по теме урока.

4.1 Практическая работа в парах.

— И так, мы отправляемся в космическое путешествие.

— Что нам нужно для того, чтобы отправится в космос? (Нужна ракета).

— На уроке математики из чего мы можем её построить? (Из геометрических фигур). У вас на партах лежит геометрический материал. Выложите ракету .

— Какие фигуры? Докажите (У треугольника — 3 вершины, 3 стороны, 3 угла).

— На какие группы можно разбить все фигуры?(По цвету, по форме, по размеру).

— Сколько треугольников на чертеже? (9).

— Молодцы, вы справились с этим заданием.

4.2 Игра «Лесенка».

— Наши ракеты готовы к полету. Чтобы занять в них место, надо подняться по лесенке, решив примеры на ступеньках./Игра – соревнование между рядами, у каждого ряда свои ступеньки/.

— Проверяем правильность решения примеров семафором. Зеленый – верно, красный – ошибка,

— Молодцы, Самыми быстрыми были ребята с ____ ряда, самыми точными _____ ряда.

— Вы поднимались по ступенькам. Как называется эта линия? (ломаная).

— Какие линии вы ещё знаете? (прямая, кривая).

— Ракеты, на старт! Встали /физкульминутка/.

  • Завести моторы (вращение руками)

  • Соединить контакты (соединение кончиков пальцев)

  • Приготовиться к пуску (приседают)

  • Пуск! (выпрыгивают вверх)

— Сели.

— На фоне музыки.

— Кто первым из космонавтов полетел в космос? ( Ю.А. Гагарин)

— Как называлась ракета? (Восток)

— Когда это произошло? (12 апреля 1961 года)

/Обращение к плакату с фото Ю.А. Гагарина, датой полета и названием ракеты. Плакат на стене сбоку/

— Верно. 12 апреля 1961 года.

В космической ракете с названием «Восток» Он первым на планете подняться к звездам смог.

Состав числа 12.

— Число 12. Назовите предыдущее число (11)

— Какое последующее число (13)

— Наша ракета в космическом пространстве.

— Я прошу проверить работу бортовых отсеков. /Кто желает/.

1 – й экипаж (пара); 2 – й экипаж (пара)

— Откройте тетради на печатной основе, стр. 39. Задание 3

— Вспомните и запишите состав числа 12 однозначными слагаемыми.

4.3 Решение логической задачи.

— Ребята, вы любите смотреть на звезды?

— Назовите самую ближайшую к нам звезду. (солнце)

— Вокруг солнца вращаются планеты. Они образуют солнечную систему. Наша Земля тоже находится в солнечной системе./показ на плакате/. Она 3-я планета от Солнца. Самая близкая к Солнцу планета – это Меркурий, а самая дальняя – Нептун.

— Решаем задачу о планетах. Земля – 3 –я от Солнца, Нептун – 8-я. Сколько планет между ними? (4)

— Ответ покажите веерами.

— Как проверить?/с помощью схемы, рисунка/

— Проверим. Сосчитайте. /показываем на плакате/

— Вернемся к нашим бортовым отсекам. Проверяем задание. 12 – это….. /4 ученика по очереди называют ответы/. — При ошибке – красный сигнал.

— С заданием справились хорошо. Можно продолжать полёт.

4.4 Составление задачи по рисунку. Решение.

— Нам предстоит выход в открытый космос. Космонавты должны решить все поставленные перед ними задачи ЦУП.

— А мы выполняем задание 4 на стр. 73 учебника. Открываем учебник.

— Сколько на рисунке елочек? (4)

— Сколько – берез? (5)

— Какой вопрос надо поставить, чтобы задача решалась сложением? (сколько всего деревьев) Изобразите схему.

— Какой вопрос надо поставить, чтобы задача решалась вычитанием? (на сколько елочек меньше чем берез?, на сколько больше берез чем елочек?)Изобразите схему.

— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Надо из большего числа вычесть меньшее).

— Проверим схему к 1 –й задаче, ко 2 – й задаче.

— Решите задачи самостоятельно — вариант 1 задачу на сложение, вариант 2 задачу на вычитание.

  • Проверили посадку.

  • Руки? ( на месте)

  • Ноги? ( на месте)

  • Спина? (прямая)

— Откройте тетради. Запишите число 11 апреля. Слово «Задача»

— Записываем решение и ответ.

— Проверяем /2 ученика на доске записывают решение задачи по вариантам/.

— Молодцы задачи решили.

— Кто первым вышел в открытый космос? (Л.Леонов).

— Космонавты не только работают, но и отдыхают.

— Встали. /Физкультминутка, проводит ученик./

Мы руками хлоп – хлоп, мы ногами топ – топ; Мы глазами миг – миг , мы плечами чик – чик; Раз – сюда, два – туда. Сели – встали. А потом пустились вскачь, словно мой упругий мяч. Раз – два, раз – два, вот и кончилась игра.

4.5 Самостоятельное решение примеров. /Работа в парах /

— Экипажи выполнили задание полета. Но вот беда – в бортовые компьютеры попал вредоносный вирус. Надо решить примеры и починить компьютеры.

— Решаем пример 1 стр. 73.

— Работаем в парах. Решили, поменялись тетрадями и проверили ответы по таблице на стр.72.

— Проверяем работу. Покажите семафором: правильно – зеленый, были ошибки – красный.

— Какой можно сделать вывод?/Учить таблицу в пределах 20 и решать примеры/.

— Примеры решили. Компьютеры в порядке. Мы опять в пути.

— Чтобы узнать, куда мы направляемся дальше, нужно разгадать шифровку.

4.6Игра «Шифровка»

Дополнительное задание для тех, кто быстро решил примеры.

— Так куда же лежит наш путь дальше? ( на Землю)

5. Рефлексия.

— Наше путешествие подходит к концу.

— Какую цель мы поставили перед собой на уроке? /Закрепить знание таблицы сложения в пределах 20/.

— Достигли мы этой цели? (ДА)

— С помощью чего? /Решали задачи и примеры/

— Оцените свою работу светофором. У меня все получилось – зеленый. Были небольшие трудности – жёлтый. Было трудно – надо поработать – красный.

— Какое у вас настроение после урока? Покажите смайликами.

6. Подведение итогов урока.

— Наш урок подошёл к концу. Вы хорошо потрудились и показали свои знания. На память об этом уроке я вручаю вам________________.

Спасибо всем.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here