Колечёнок Наталья Владимировна

МОУ АСОШ № 2 г. Андреаполь Тверской области

Учитель начальных классов

Тема: «Вычитание числа 1»

Цели: на основании организации деятельности учащихся в игровой форме по закреплению знаний нумерации чисел от 1 до 10, по определению места каждого числа в этой последовательности рассмотреть случаи вычитания вида  – 1.

Класс 1

УМК «Перспективная начальная школа»

Автор работы: Колечёнок Н. В., учитель начальных классов, МОУ АСОШ № 2

Мультимедийный продукт:

  • Презентация в PowerPoint «Дидактическая игра «Заселяем домики»» Автор: Чулихина Елена Александровна МОУ «Малодубенская СОШ», сельское поселение Малодубенское Орехово-Зуевского муниципального района Московской области.

Задачи:

  • образовательные: закреплять знание компонентов вычитания; совершенствовать умения составлять разности; определить закономерность вычитания 1 и применять её на практике; воспроизведение последовательности чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; закрепление понятий «увеличить на…», «уменьшить на …»; развитие умения находить результат на основе знания состава числа;

  • развивающие: формирование стремления ребёнка к размышлению и поиску; становление и развитие форм самоконтроля; развитие внимания и умения сравнивать, зрительной памяти учащихся;

  • воспитательные: создание условий для развития интереса к урокам математики, развитие математических способностей, умения работать индивидуально, в парах и коллективно.

Обучение УУД: воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10, определять место каждого числа в этой последовательности; осуществлять самоконтроль; точно выполнять задания учителя.

Формирование УУД

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстраций;

2) формируем умение на основе анализа выражений делать выводы;

3) формируем умение выполнять задания с использованием материальных объектов (рисунков и фишек);

4) строить объяснения в устной форме по предложенному плану.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами и алгоритмами рассуждений;

3) формируем умение работать в паре и коллективно.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы на уроке;

2) формируем умение контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение работать по плану.

Личностные УУД:

1) формирование логического мышления;

2) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Пропедевтика: выполнение арифметических действий на сложение и вычитание в пределах 10; выполнение действий на вычитание 1.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная; в парах.

Дидактический материал и оборудование:

  • учебник Математика, 1 класс, 2 часть, Чекин А. Л. , 2011; оформление ООО «Издательство «Академкнига/Учебник»», 2011

  • Рабочая тетрадь МАТЕМАТИКА в вопросах и заданиях, тетрадь для самостоятельной работы № 2, 1 класс, под редакцией Р. Г. Чураковой, Москва Академкнига/учебник 2011;

  • презентации для устного счёта и для введения новой темы;

  • экран, проектор, компьютер;

  • ручки, карандаши, линейки;

  • карточки для групповой работы;

  • лента чисел от 0 до 10;

  • фишки

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор; компьютер, экран;

2. Лента чисел (линейка).

План урока:

I.Организационный момент, основанный на физкультминутке.

II. Устный счёт.

III. Сообщение темы урока.

IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику.

V. Работа по учебнику.

VI. Работа в печатной тетради

VII. Физкультминутка.

VIII. Фронтальная работа.

IX. Итог урока.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сегодняшний урок я начну с рассказа об одном лесном жителе.

Жил в одном муравейнике маленький Муравьишка. Он был очень любознательный и всегда задавал много вопросов. И вот однажды решил он отправиться в путешествие для того, чтобы посмотреть мир и узнать много нового.

А так как Муравьишка уже научился считать до 10, как и мы с вами, то он шёл и громко повторял считалку, которую сам сочинил. Встаньте все из-за парт и повторяйте:

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Я – весёлый Муравьишка, (дети шагают)

Раз, два, три. (хлопают в ладаши)

Красота вокруг какая —

Посмотри (разводят в стороны левую, затем правую руку)

Продолжаю я считать (стоят на месте)

Вот четыре, это – пять. (вперёд левую, затем правую руку)

Шесть — налево, семь – направо, (наклоны в сторону)

Получилось очень славно. (стоят на месте)

Дальше – восемь, девять, десять.

Мне учиться интересно.

Математику учу,

Очень много знать хочу! (шагают)

А привёл он нас к домикам, в которых очень ждут нашей помощи. Мы поможем жильцам. А Муравьишка продолжит своё путешествие самостоятельно.

II. Устный счет.

Мультимедийная игра «Заселяем домики»

Состав числа 2. «Помогите мишке». Слайд 3.

— Мишка набрал полную корзину яблок. Осталось последнее яблоко на дереве. Вы поможете положить это яблоко в корзинку, если вспомните состав числа 2. Если правильно ответите на вопрос: «2 – это 1 и сколько?», то откроется окошко на этаже домика и яблоко будет в корзинке. (После ответа детей, учитель кликом мыши на яблоко, расположенное на яблоне, перемещает его в корзину, а в домике открывается соответствующее окошко для проверки).

Состав числа 3. «Помогите снеговику». Слайд 4.

— Снеговик наряжает ёлку снежинками. Помогите ему украсить последней снежинкой верхушку ёлки. Для этого нужно вспомнить состав числа 3. Если правильно ответите на вопросы: «3 – это 2 и сколько?», «3 – это 1 и сколько?», то откроются окошки на этажах домика и снежинка украсит ёлку. (После каждого правильного ответа кликом мыши снежинка перемещается в следующее окошко, а предыдущее окошко открывается для проверки).

Состав числа 4. «Помогите звёздочке». Слайд 5.

— С неба упала звёздочка. Помогите ей вернуться на небо. (Клик мыши на звёздочке в правом нижнем углу, далее аналогично предыдущим играм).

Состав числа 5. «Помогите мышке». Слайд 6.

— Помогите мышке взлететь на воздушном шарике и полетать вместе с зайцем. (Клик мыши на мышке на шаре в правом нижнем углу, далее аналогично предыдущим играм).

Состав числа 6. «Помогите пчеле». Слайд 7.

— У воронёнка день рождения. Пчёлка хочет подарить подарок. Но она сможет это сделать, если вы поможете ей и вспомните состав числа 6. (Клик мыши на пчеле, далее аналогично предыдущим играм).

Состав числа 7. «Помогите утке». Слайд 8.

— Стая уток улетает в тёплые края. Одна утка осталась. Она сможет улететь со своей стаей, если вы поможете ей. (Клик мыши на утке в нижнем левом углу, далее аналогично предыдущим играм).

Состав числа 8. «Помогите бабочке». Слайд 9.

— Помогите бабочке сесть на цветок. (Клик мыши на бабочке, далее аналогично предыдущим играм).

Состав числа 9. «Помогите птенцу». Слайд 10.

— Птенец учится летать. Он взлетел на крышу дома, а спуститься боится. Помогите ему. (Клик мыши на птенце, далее аналогично предыдущим играм).

Состав числа 10. «Помогите воробью». Слайд 11.

— Птенец воробья выпал из гнезда на крыше дома. Помогите воробьёнку попасть в свой домик. (Далее аналогично предыдущим играм).

Молодцы! Жильцы вам очень благодарны за помощь. Наши знания помогут нам в изучении нового.

III. Сообщение темы урока.

Рассмотрите рисунки на доске и составьте по ним математические записи.

Использовать интерактивное средство

З а п и с ь:

5 – 1

7 – 1

4 – 1

Как называются составленные математические записи со знаком «-» ? (Разности.)

Сравните данные разности. Чем они похожи? (В этих разностях вычитаемое – число 1.)

Сегодня на уроке будем находить значение разностей, в которых вычитаемое равно 1.

IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 14).

З а д а н и е № 1.

Прочитайте математические записи.

Как они называются?

Как называются числа при вычитании?

Выберите запишите разности, у которых вычитаемое равно 1 (записываем в тетрадях в клетку). Вычислите и подчеркните значения этих разностей простым карандашом.

Запишите разности с их значениями, расположив по порядку от меньшего значения к большему (в порядке возрастания) в соседнем столбике.

З а п и с ь: 1 – 1 = 0

2 – 1 = 1

3 – 1 = 2

4 – 1 = 3

5 – 1 = 4

6 – 1 = 5

Сравните значение разности с уменьшаемым.

Какой вывод вы можете сделать?

В ы в о д: при вычитании числа 1 из данного числа получится число, которое предшествует данному.

— Повторите это правило по очереди друг другу в паре. Кто готов, поднимите руки.

Учитель может продемонстрировать натуральный ряд чисел (или линейку). Можно предложить детям посмотреть на своих линейках вычитание числа 1.

V. Работа по учебнику

З а д а н и е № 2. С. 14 «Учебник» (Для выполнения задания потребуются фишки)

При выполнении этого задания учащиеся знакомятся со смыслом понятия «уменьшить на некоторое число» на примере «уменьшения данного числа на 1».

Рассмотрите первый рисунок. Что здесь изображено?

Как вы понимаете задание: «Уменьши данное число на 1»?

На каком рисунке показано уменьшение числа предметов на 1? (На первом рисунке.)

Сколько было сначала морковок?

Сколько заяц съел морковок?

Выполните к данному рисунку соответствующую запись. ( Только на доске 6 – 1 = 5.)

Как называется данная запись?

На сколько вы уменьшили число 6?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Учащиеся выполняют упражнение.

Три гуся летят над нами,

Три других за облаками,

Два спустились на ручей,

Сколько было всех гусей? (8)

— Как сосчитали?

VI. Работа в печатной тетради

3(с. 18) (Вызвать по 3 человека к доске одновременно, в тетради сколько успеют).

Каждое из чисел: 9. 7, 5, 8, 4, 3, 6 уменьши на 1. Сделай соответствующие записи.

2 (с.18 — 19).

Задание 2. (выполняется самостоятельно с проверкой в парах).

Выполни вычитание и запиши значения разностей.

3 – 1 = 5 – 1 =

7 – 1 = 9 – 1 =

8 – 1 = 4 – 1 =

VII. Фронтальная работа.

З. 5 с. 19 в тетради на печатной основе (спрашивать желающих).

3 – 1 = 3 – 2 = 9 – 1 =

2 + = 3 7 — = 6 8 + = 9

10 – 1 = 5 — = 4 2 – = 1

8 — = 7 6 — = 5 6 — = 1

VIII. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Как выполнить вычитание числа 1?

— Что понравилось на уроке?

Резервный материал:

Д о п о л н и т е л ь н ы й м а т е р и а л
к уроку

И г р а «Считалочка».

Д и д а к т и ч е с к а я ц е л ь: закрепление приемов образования чисел первого десятка путем прибавления и вычитания 1.

О б о р у д о в а н и е: рисунки с изображением Пеструшки, Хохлатки и цыплят.

С о д е р ж а н и е и г р ы.

Учитель на магнитном моделеграфе размещает рисунок с изображением Пеструшки и начинает рассказывать считалочку А. и П. Барто:

«Сидит Пеструшка на яйцах, сидит, удивляется:

Сколько времени сижу, ничего не получается. Как это так? Вдруг под ней яйцо – крак! Словно из пеленочек, выскочил цыпленочек. Сидит один, озирается, других дожидается.

Тут и второе яйцо треснуло. Из домика темного еще один цыпленок – цвок! Один да один, стало их два. Сидят вдвоем, озираются, других дожидаются.

Из третьего яичка вышла сестричка. Два да один, стало их три.

Сидят втроем, озираются, других дожидаются.

Еще яйцо – кок! Еще цыпленок – скок!

Три да один, стало их четыре. Сидят вчетвером, озираются, последнего дожидаются.

А из последнего яичка – опять сестричка.

Четыре да один – пять. Попробуй сосчитать!

Стала Пеструшка с цыплятами ходить, стала их по улице водить. Ходит, не зевает, им корм добывает.

А на соседнем дворе у Хохлатки тоже вывелись цыплятки.

Из пяти яичек пять пушистых птичек.

Стала и Хохлатка с цыплятами ходить, стала их на улицу водить. Только зевает она по сторонам: то тут постоит, то там, то назад побежит, то вперед, а цыплята за ней вразброд. Вот и случилась беда: пропал цыпленок без следа. Один, два, три, четыре… А было пять! Нет одного. Где искать?

А Пеструшка-то удивляется, что у нее семья прибавляется.

Пять да один – шесть. Наперебой просят есть.

Пока искала Хохлатка сыночка, пропала у нее и дочка.

Теперь, сколько ни смотри, осталось их три. А у Пеструшки между тем стало их семь.

Какая, однако, Хохлатка зевака! Закружилась у нее голова. Осталось цыплят только два, один да один – дочка и сын. А сколько у Пеструшки, спросим? Семь да один – восемь.

Сбежала у Хохлатки и дочка. Не прозевать бы теперь сыночка.

Сидит он один, озирается, видно, тоже удрать собирается.

У Пеструшки цыплят – целый отряд.

Восемь да один – девять.

Да это еще не все ведь!

Плохо Хохлаткино дело: последнего она проглядела. То тут пошарит, то там, а все зевает по сторонам.

И последний цыпленок к Пеструшке перешел. Видно, у нее хорошо!

Собралось цыпляток… ровно десяток.

Кто книжку прочитал, всех сам пересчитал: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10».

По ходу рассказа учитель иллюстрирует убегающих и прибегающих цыплят, а учащиеся на основе иллюстраций составляют выражения на прибавление и вычитание.

1. З а д а ч а в с т и х а х.

На коньках катались дети,

Всех их вместе было десять.

Семь мальчишек среди них.

А девчонок? Сколько их?

— Как сосчитали?

Р е ш е н и е: 10 – 7 = 3 (д.).

Две большие галки

Шли домой с рыбалки.

В сумке каждая из них

Пять лещей несла больших.

Рыбок засолили,

Сосчитать забыли.

Сколько рыбок галки

Принесли с рыбалки?

— Как сосчитали?

Р е ш е н и е: 5 + 5 = 10 (р.).

2. З а д а н и е.

Космонавтом хочешь стать?

Научись писать, решать.

Кто примеры все решит –

На ракете улетит.

Список использованных источников:

  • учебник Математика, 1 класс, 2 часть, Чекин А. Л. , 2011; оформление ООО «Издательство «Академкнига/Учебник»», 2011

  • Рабочая тетрадь МАТЕМАТИКА в вопросах и заданиях, тетрадь для самостоятельной работы № 2, 1 класс, под редакцией Р. Г. Чураковой, Москва Академкнига/учебник 2011;

  • Презентация в PowerPoint «Дидактическая игра «Заселяем домики»» Автор: Чулихина Елена Александровна МОУ «Малодубенская СОШ», сельское поселение Малодубенское Орехово-Зуевского муниципального района Московской области.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here