МОАУ «Средняя школа № 13 г. Орска»

Зозуля Н.Ю.

Тема: Знакомство с ломаной линией.

Цель: Познакомиться с понятием « ломаная линия», «звено ломаной».

Задачи:

Предметные:

— дать представление о понятии « ломаная», «звено ломаной»;

— выполнять построение чертежей ломаных линий.

Метапредметные:

Личностные УУД:

-формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;

— формировать представление о значении математики в жизни человека;

Регулятивные УУД:

-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

— формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

— овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные УУД:

-формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;

— под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;

— под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы ( подведение под понятие);

давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.

Коммуникативные УУД:

принимать участие в работе парами и группами;

— понимать задаваемые вопросы;

-выражать свою точку зрения;

-адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Материально-техническое обеспечение урока:

Литература:

-Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Кормишина С.Н. Математика:Учебник для 1 класса: В 2 частях.-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011;

-Г.Т. Дьячкова , Н.В.Лободина: Система уроков по учебнику И.И.Аргинской, Е.П.Бененсон, Л.С.Итиной, С.Н.Кормишиной «Математика. 1 класс».- Волгоград: Учитель, 2012;

-Аргинская И.И., Кормишина С.Н. Методические рекомендации к курсу «Математика. 1 класс».- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012;

Технические средства обучения:

-компьютер;

-мультимедийный проектор;

-электронные материалы : презентация в программе PowerPoint;

-маркерные доски;

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой.

-Посмотрите друг на друга, подарите улыбки. Вы почувствовали дружеское тепло?

-Пусть на уроках всегда у нас будет уютно, радостно, царит дружеская обстановка.


Сегодня мы будем проблему решать,

Исследовать, сравнивать и рассуждать,

Знания новые вновь открывать

Задания сможем легко выполнять.

II Актуализация знаний.

1. Мотивационный момент.

-Мы отправимся сейчас в один математический город, а как он называется, узнаем, если поможем сказочному герою справиться с заданием.

Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он -любитель приключений. (Буратино)

Слайды.

(Устные вычисления в пределах 10 . Обратная связь –веер. Каждый правильный ответ открывает букву на кувшинке.)

— Что знаете об этих цветах?

Кувшинку называют ещё водяной лилией. К вечеру цветы закрываются, а ранним утром открываются, всплывая из-под воды. Некоторые издают чудесный запах.

Самая большая кувшинка в мире –….называется женским именем, а вот в честь кого она названа я хочу , чтоб вы узнали сами (амазонская кувшинка Виктория , названная в честь прекрасной английской королевы). Это гигантская водяная лилия с листьями диаметром до двух метров, выдерживающими вес подростка (до 50 килограммов) и удивительными цветками, меняющими цвет и аромат.

-Соберите слово. (линия) Слайд

-Молодцы! Нашли ключик!

2 Подведение к целеполаганию.

-Мы попали в город ЛИНИЙ.

Слайд

-Разделите линии на 2 группы. Рассуждения детей. (прямые и кривые)

Составляем кластер.

Линии

прямые

кривые

замкнутые

незамкнутые

— Что вы знаете о линиях?

( Линии- множество точек. Бывают прямые и кривые. Прямые-бесконечны. Проводим по линейке. Кривые чертим без линейки. Кривые бывают замкнутые и незамкнутые. Незамкнутые- бесконечны)

-Назовите номера прямых линий. Слайд.

-Теперь кривых линий. Слайд.

(Если дети отнесут новую линию к кривым, то надо попросить сравнить повнимательнее. Если скажут, что одна лишняя, то продолжить развитие темы)

3 Формулирование темы и цели урока.

-Что же это за линия? (новая, незнакомая)

-Как она называется? Ваши предположения. (дети предлагают названия)

-Как её получить?(демонстрация на доске )

-Представьте прямую линию. Что с ней могло произойти? (сломали)

-Значит, какая она стала? (Поломанная, сломанная)

-Верно, только в математике принято называть такую линию- Ломаная.

-Хором сказали. (ломаная линия)

Кусок проволоки возьми и его ты перегни
Хочешь раз, а хочешь два,
Хочешь три, четыре.
Что же получилось?
Что же появилось?
Не прямая, не кривая,
Ломаная линия!

-Я думаю, вы догадались какая тема сегодняшнего урока? (ломаная линия)

-Какую поставим перед собой цель? (познакомиться с ломаной линией)

-А что вы уже знаете об этой линии? (составление таблицы: знаю, хочу узнать, узнал)

-А что хотите узнать в течение урока?

знаю

Хочу узнать

узнал

-название

-как сконструировать

-геометрическая фигура-линия

-как начертить

-как получить

-из чего состоит

-где встретим

Физминутка

III Открытие новых знаний

1 Исследование ломаной линии путём практической работы.

-Попробуем сконструировать ломаную линию. Будем работать в парах. Вспомним правила работы в парах.

(у детей лежит макаронина и пластилин)

-Как будем строить? Предложите план работы.(надо сломать макаронину пополам, потом ещё раз пополам. Затем соединить части с помощью пластилина в виде ломаной)

Практическая работа. Учитель просматривает получившиеся ломаные.

-Исследуйте вашу ломаную. Из чего она состоит? (из частей) На какие линии они похожи ? (на отрезки)

-Что такое отрезок? (часть прямой, ограниченная с двух сторон)

-Сделайте вывод своего исследования. Из чего состоит ломаная линия? (ломаная линия состоит из отрезков)

-На какой вопрос сумели ответить? (как сконструировать, из чего состоит)

2. Знакомство с названием частей ломаной

— Когда отрезки становятся частью ломаной, у них появляется другое название. Хотите его узнать? Откуда можно почерпнуть информацию? Из каких источников?
— Можно спросить у учителя.
— Спросить у взрослых.
— Посмотреть в энциклопедии.
— Посмотреть в Интернете.
— В учебнике.

-Давайте отправимся на поиск названия частей ломаной. Один ученик в словаре. Два других отправятся к гостям спросить у них. Два человека на компьютере читают копию странички с Интернета. Остальные в учебнике на стр. 64, №148

-Найденные названия сказать мне на ушко.

Скажем слово вслух: «звено», много «звеньев».
– Показываю табличку «Звено».
— Прикрепите слово к ломаной.( Ребенок прикрепляет табличку к звену ломаной на доске)
— Сколько звеньев у моей ломаной? (3 звена)

Посчитайте у ваших ломаных количество звеньев

-Сколько звеньев на слайде? (8) Слайд.

-Вам проблемный вопрос: Какое наименьшее количество звеньев может быть у ломаной? Можете посовещаться в парах. (2)

-Вывод какой? (ломаная состоит из звеньев) Ответ на какой вопрос получили? (название частей)

Физминутка.

3 Первичное закрепление.

А) Дифференцированная самостоятельная работа.

-Перед вами лежат листочки, где вы можете выбрать любой уровень. Если вам ещё тяжело действовать самостоятельно, то начертите ломаную по точкам, выбрав уровень 1, а если вы уверены в своих силах, то выбирайте уровень 2, и чертите ломаную из 5 звеньев самостоятельно.

Один ученик на доске. Проверка. Сигналы. Поменяйтесь листочками и проверьте правильность соседа, поставив +, -. Работа в парах.

Б) –Героев какой сказки вы видите? (Шарль Перро «Красная Шапочка») Надо определить последовательность появления героев сказки. Слайд. Сколько звеньев получилось? (4 )

Начертите свою ломаную, чтоб звеньев было столько же .Один на доске. Проверка.

В) –А где в жизни можно встретить линии ломаные? (молния, дома, фигуры, …)Слайды.

-На какой вопрос ещё нашли ответ? (где встречается)

4 Углубление материала

-Была ломаная из какого числа звеньев?(3) А я взяла и развернула звено в другую сторону. Что получилось? (треугольник) А можно ли теперь сказать , что треугольник состоит из ломаных линий? Значит, какая это ломаная? (замкнутая)

-Превратите вашу незамкнутую ломаную в замкнутую. (работа в парах)

-Значит, какой вывод? (могут быть замкнутые и незамкнутые)

-Доделаем нашу таблицу. Какие ещё бывают линии? ( ломаные, замкнутые и незамкнутые)

Линии

прямые

кривые

ломаные

замкнутые

незамкнутые

незамкнутая

замкнутая

4 Систематизация полученных знаний

А) Работа в группах. Вспомним правило работы в группах.

Посчитать количество треугольников. Работа на маркерных досках. Проверка.

Б) Самостоятельная работа. Тест.

На индивидуальных карточках расставить цифры.

Цифру 1 поставьте под незамкнутой кривой, цифру 2– под прямой линией, 3-под замкнутой ломаной, 4 – под замкнутой кривой, 5 –под незамкнутой ломаной

Проверка. Слайд. Самооценка по линеечке.

IV Итог урока

-Какая тема урока? Какую цель ставили? (познакомиться с ломаной линией) Достигли мы её?
-Какие задачи перед нами были выдвинуты? Ответили мы на поставленные вопросы? Что узнали? (как сконструировать, начертить, из чего состоит, где встречается)

Рефлексия «Доскажи предложение» Слайд

Обвести ключик на листочке. Красным- все понял, синим- нужна помощь, зеленым- ничего не понял


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here