МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»

Урок математики в 1 классе

учитель начальных классов Клеймёнова Наталья Валентиновна

2007

Тема: «Число и цифра О».

Цели: — ввести число и цифру 0; рассмотреть свойства 0;

  • закреплять навыки счета в пределах 9, сравнения чисел;

  • развивать мышление, память, речь, творческие способности, познавательные интересы учащихся.

Оборудование: корзина с ягодами, внутри каждой ягоды — задание, старичок-лесовичок — кукла, магнитофон, кассета с записью голосов птиц, образец цифры 0, карточки со свойствами числа 0, наборные полотна-мешочки, счетный геометрический материал.

Ход урока:

1. Организационное начало:

  • Долгожданный дан звонок Начинается урок.

  • Отгадайте загадку:

«Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт, Заходи

В зеленый дом -Чудеса увидишь в нем.»

(включается фонограмма «Голоса лесных птиц»)

  • Закройте глаза.

  • Давайте представим, что мы с вами идем по лесу в ясный, теплый, летний день. Слышим голоса птиц, видим лесных зверей. По тропинке мы вышли на поляну. А здесь нас с вами ждет сюрприз.

  • Открывайте глаза. Смотрите, что это? (стоит корзина )

  • А кто в ней? (Старичок-лесовичок — хозяин леса)

  • Давайте поздороваемся с ним.

  • Здравствуй, дедушка! А что у тебя в корзине?

(- Ягоды, они волшебные и помогут вам решать, отгадывать, смекать. Я посижу на столе, на вас посмотрю, послушаю ваши ответы. Удачи вам.)

Ребята, давайте посмотрим, что за волшебные ягоды принес Лесовичок.

2. Актуализация опорных знаний.

1 ягода (земляника): Сосчитайте в пределах 20.

(считаем по рядам: 1 — от 1 до 10, 2 — от 10 до 1, 3 — от 10 до 20, все вместе от 20 до 10.)

2 ягода (малина): Сравните числа.

( на доске: 6П9;8ЦЗ;2Ц2;11<5 — какие числа, можно подобрать в окошечко, чтобы неравенство было верным? ( ^2^4.) ).

3 ягода (ежевика): Назовите, какие цифры спрятались на рисунках ребят? (учитель показывает детские рисунки, дети отгадывают)

4 ягода (морошка): Решите задачи, (решение записываем в рабочую тетрадь.) «Есть у Нади 5 тетрадей.

Папа девочке их дал. Дал и Ире он четыре.

Ты б тетради подсчитал.» (5 + 4= 9)

Прочитать, выражение разными способами. « В кружку сорвала Марина

Девять ягодок малины.

5 дала своей подружке.

Сколько ягод стало в кружке?» (9 — 5=4)

  • Прочитать — разными способами.

  • Простым карандашом в обоих выражениях выделите — части и целое.

  • Вспомните, как найти целое? Часть? (правила дети проговаривают хором)

  • Тетради закрываем.

Физкультминутка: « Пальцы в гости приходили,

Тук-тук-тук стучались в дверь,

Только дверь им не открыли,

Думали там страшный зверь.» 2. Постановка проблемы. Открытие нового:

а) 5 ягода (земляника): Решите задачу на сообразительность.

« Росли 2 вербы, на каждой вербе — по 2 ветки. На каждой ветке — по 2 груши. Сколько всего груш?»

( На вербе груши не растут, поэтому груш там нет, их там — нисколько.)

  • Смотрите, ребята, а ягод больше нет. Что можно сказать про корзину? Какая она? ( Она пустая.)

  • Давайте подумаем, как можно зрительно обозначить слова: (на доске) «нисколько»

«нет» «пустая»

(Числом и цифрой 0)

б) Введение цифры и числа «Нуль», (показ карточки)

Помогите мне закончить стихотворение: « Могу назвать его мячом,

А хочешь, дыркой назовем, А можно бубликом, Почти что кругленьким. Но как его не назовем, Он называется — Нулем!»

Обратите внимание, как правильно произносится название числа — Нуль (карточка — показ)

в) Работа по учебнику, стр. 30

Мешочек — пустой, фишка домино — пустая, листья облетели с ветки — их там нет — 0.

  • где будет стоять 0 на числовом отрезке? ( один ребенок у доски — перед числом один, он начинает числовой отрезок.)

  • Сейчас мы будем учиться писать цифру 0. (показ на доске учителем, рассматривание в учебнике на стр.31.)

  • Написание цифры по образцу в учебнике — тетради стр. 31,1 строка. Физкультминутка: Сколько зайчиков у нас,

Столько и подпрыгнем раз (5 раз) Сколько палочек да точек Столько встанем на носочки (4 раза) Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки (3 раза)

  • В каком порядке вы выполняли мои задания? ( в порядке убывания) г) Определение свойств 0.

  • Лесовичок, говорит что число 0 обладает волшебными свойствами, давайте их найдем с помощью задания № 1, на стр. 30 в учебнике.

( чтение задания № 1 учащимися вслух, иллюстрация на доске).

Прочитайте выражение, как его проиллюстрировали?

( к 3 треугольникам в одном мешке прибавили пустой мешок.)

Что же получили в результате?

( Эти же 3 треугольника, действие с фигурами выполняется на доске учителем и учащимися в учебнике цветными карандашами.)

  • Запишите результат суммы в пустое окошечко — 3+0=3

  • 0+3=3 ( тот же разбор) — самостоятельно в учебнике.

  • Посмотрите на обе суммы и скажите, какой вывод мы можем сделать? {Вывод: Если к любому числу прибавить 0, то получится, то же самое число, а если к нулю прибавить любое число, то получиться то же самое число.) Показ карточек: а+0=а 0+а=а

-Какое свойство сложения здесь применили?

(переместительное)

2 стр.30

2 — 0=2 (иллюстрирование на доске и в учебнике)

Вывод: Если из любого числа вычесть 0, то получится то же самое число.

Показ карточки: а — 0=а

2-2=0

Вывод: Если из любого числа вычесть это же самое число, то получитсяО

Показ карточки: а — а=0

3,стр. 30

0+0=0

0-0=0

Физкультминутка: (фонограмма голоса птиц леса)

Покажите как ходят медведи в лесу?

как лисички бегают? Как зайчики прыгают? Игра на внимание: «Карлики и великаны».

4.Первичное закрепление.

4 стр. 30 (решение примеров на основе использования свойств 0, учащиеся решают самостоятельно, проверка по цепочке.)

5. Итог.

  • С каким числом познакомились?

  • Какие свойства 0 теперь знаете?

  • Где стоит 0 в числовом отрезке?

6. Оценивание:

Старичку-лесовичку понравилось как вы работали. Он вас благодарит урок вот этой корзиной (корзина с конфетами), А нам с вами пора возвращаться в класс из леса. Давайте попрощаемся с Лесовичком.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here