12.12.08. Математика 1 класс. Петрова О.Н.
ТЕМА: Число 0, цифра 0. Свойства нуля.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:
-
Сформировать представление о числе 0 и его месте в числовом ряду; способность к его записи, изображению на числовом отрезке, сравнению, сложению и вычитанию с 0.
-
Тренировать навыки счета в пределах 9, мыслительные операции. Речь, творческие способности учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-
презентация темы;
-
числовой луч, карточки с примерами, геометрические фигуры, сигнальные карточки светофора (для физкультминутки), числа на магнитах.
-
портреты Мальвины и Буратино;
-
мяч
У учащихся: числовые вееры, сигнальные карточки «светофоры».
ХОД УРОКА:
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности
2)определить содержательные рамки урока.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Попытайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Думать, доказывать, решать.
2.Актуализация знаний
Цель:
1) актуализировать знания нумерации чисел от 1 до 20.
2) актуализировать вычислительные навыки в пределах 9, способности к установлению порядка на множестве чисел от 1 до 9, к нахождению чисел, смежных с заданным числом, по модели числового отрезка;
3) зафиксировать индивидуальное затруднение – неизвестен способ обозначения числа 0.
Организация учебной деятельности на этапе 2.
— А сейчас, как всегда проведем арифметическую разминку.
У меня на столе конфеты. Надя будет складывать их в пакет. А вы будете хором считать.
— Счет от 1 до 9 вперед. (Выставляются цифры)
— Что обозначает каждая цифра? (Количество предметов)
— Таким образом, что мы с вами получили? (Числовой ряд)
— С какого числа начинается ряд чисел? ( С числа 1)
— Сколько конфет у нас в мешочке? (9)
— Дайте характеристику числу 9.
— А как получить каждое следующее число? (Увеличиваем на1)
— А как получить предыдущее число? (Надо уменьшить на 1)
— А теперь, достаем из мешочка конфеты и отмечаем сколько осталось на числовом отрезке
(Счет в обратном порядке)
— Сколько конфет в мешочке? (В мешочке нет конфет, 0)
— Какой цифрой обозначим отсутствие предметов?
— Цифрой 0.
— Кто может показать нам эту цифру?
— Ребята, на предыдущих уроках, мы с вами встречались с этой цифрой? Решали ли мы примеры с этим числом? (Нет)
— Можете ли вы предположить какой будет тема нашего урока?
— Вспомните по какому плану мы работаем при знакомстве с новым числом и цифрой.
Исходя из этого плана, давайте сформулируем задачи сегодняшнего урока.
Алгоритм:
-
Что обозначает число 0
-
Научиться писать цифру 0
-
Определить его место в ряду чисел
-
Учиться решать примеры, в которых есть 0
А еще, мы познакомимся со свойствами числа 0
3. Фиксация индивидуального затруднения – неизвестен способ обозначения числа 0.
Постановка учебной проблемы.
Цель:
1) организовать выявление и фиксирование учащимися причины затруднения – обозначение числа 0 при помощи цифры;
2) согласовать тему и цель урока
Организация учебной деятельности на этапе 3
4.Проектирование и фиксация нового знания.
-
1. Решение первой задачи. Что обозначает число 0
— А теперь приступим к решению первой задачи.
2)- Откройте учебники на странице 30. Урок 16.
Ветер осенью летал
Ветер листики считал
Ветер злился и сбивался,
Лист от ветки оторвался
Оторвался, улетай
А осталось, посчитай!
— Сколько точек на кости домино? (Ни одной)
— Сколько предметов в мешке? (Ни одного)
???- Сформулируйте вопросы, чтобы ответом было число 0?
Например: Сколько груш может вырасти на яблоне?
Сколько Марин учится в нашем классе?
Сколько апельсинов у меня в руке? И т.п.
Сформулируйте вопросы, чтобы ответом было число 0?
(Дети светофором контролируют правильность постановки вопросов)
— Так что обозначает число 0? (Отсутствие предметов)
— Почему на числовом отрезке ноль обозначен красным цветом? Перед каким числом стоит ноль?
А перед каким числом?
Вывод: Все числа обозначают количество предметов, а ноль не обозначает количества .И стоит вначале числового ряда, не является натуральным.
— Ребята, мы уже успели рассмотреть ноль, определить его место в ряду чисел, но также мы должны научиться правильно писать цифру 0.
— На что похожа цифра 0?
Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
—
2) Определение способа обозначения числа 0 графически и цифрой и последовательности действий при записи цифры 0;
с.31
— Рассмотрите образец написания цифры на доске и в прописях. На что нужно обратить внимание? (Пишется в правой части клетки, начинаем писать из верхнего правого угла, закругляем влево и пишем овал, внизу касание на середине клетки)
— Что еще можно отметить? (С наклоном, похож на букву О)
— Напишите в прописях первую строчку: сначала обведите по контуру, затем самостоятельно, не забывайте отступать одну клеточку вправо)
Самоконтроль, самооценка
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель показывает детям сигнал светофора. На красный свет все сидят, на желтый – встают, а на зеленый энергично бегут на месте.
— Переходим к решению следующей задачи урока.
Будем учиться решать примеры с числом 0.
3) Выведение формул сложения и вычитания с 0
— Сегодня наши помощники мальчик с длинным носом и девочка с голубыми волосами. Вы догадались кто это? (Мальвина и Буратино)
№1 с комментированием
— К трем треугольникам прибавили пустой «мешок», в результате получили те же треугольники (дорисовывают фигуры в мешок сумму). Значит. 3 + 0 = 3
— Придумайте свои подобные выражения, подставляя другие числа.
— Всегда ли при сложении числа с нулем получается то же самое число? Почему?
— Как это записать для любого числа а? (При сложении «мешка» с пустым «мешком» его содержимое не меняется)
Вывод: а + 0 = а
— Буратино закопал на Поле чудес 5 золотых монет
У него выросло 0 монет.
— какое выражение составим? Сколько всего монет стало?
5 + 0 = 5
— А если мы поменяем местами «мешки» и в начале возьмем пустой «мешочек» и прибавим к нему «мешочек» с тремя квадратами. Что положим в «мешок» сумму? (те же три квадрата.)
— Какое свойство сложения мы здесь использовали? (От перестановки мест слагаемых сумма не меняется)
— Как это записать для любого числа а ?
Вывод: 0 + а = а
№2 (1 часть) с комментированием
— От мешка с двумя кругами отняли пустой мешок. Что получили в результате? (те же круги, ничего не изменилось) Дорисуйте фигуры в мешок разность. Значит: 2 – 0 = 2
— Всегда ли при вычитании из числа нуля получается то же число? Почему?
— Приведите свои примеры, подобных выражений.
— Как это записать для любого числа а? ( При вычитании из мешка пустого мешка его содержимое не меняется)
Вывод: а – 0 = а
— Мальвина учила Буратино решать задачи. Из трех задач он решил ноль задач. Сколько ему осталось решить?
3 – 0 = 3
№2 (2 часть) с комментированием
— От мешка с двумя овалами отняли мешок с двумя овалами. Что положим в мешок разность? (Нам нечего положить)
— Всегда ли так: если мы из числа вычитаем то же число, то получаем ноль? Докажите.
— Как это записать для любого числа а? (При вычитании из мешка такого же мешка ничего не остается)
Вывод: а – а = 0
— Мальвина придумала 4 смешных обзывалки для Карабаса Барабаса. Она прокричала 4 обзывалки. Сколько осталось?
4 – 4 = 0
№3
— А если к нолю прибавить ноль? Что нарисуем в мешочках? (Ничего.)
— А что запишем в сумме? (Ноль)
— А если из ноля отнять ноль? (Тоже самое)
Итог:
— Ребята, еще раз внимательно посмотрите на формулы, которые мы вывели на уроке. Что означает в формулах а? Это переменная, вместо нее можно поставить любое число. А для чего мы с вами вывели эти формулы? (Чтобы использовать их при решении примеров, где один из компонентов ноль)
— Если к числу прибавить 0, то…
— Если из целого вычесть часть, то…
— Если все части сложить, то…
— Если из числа вычесть 0, то…
5. Первичное закрепление
Самостоятельная работа
№4 1 строка с комментированием)
— Сопоставление с формулами.
5 – 5 = 6 – 0 = 9 – 0 =
№5 первый пример
Самостоятельная работа
8 – 0 = 0 + 2 = 7 – 7 =
(проверка светофорами )
№ 5 второй пример
— Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки?
6. Включение в систему знаний и повторение.
— Наши герои решили посмотреть, как с их помощью вы усвоили новый материал. Для этого они предлагают вам принять участие в игре «Кто быстрее?»
1 вариант второго ряда – это команда Буратино,
2 вариант второго ряда – это команда Мальвины.
Остальные ребята – болельщики + 2 эксперта
— Молодцы!
Дополнительно
Задание на логическое мышление:
№7
— Буратино хочет подарить Мальвине на день рождения мячик. Помогите ему выбрать
. Обоснуйте ответ.
Игра с мячом (мяч бросается детям с вопросом, они возвращают с ответом)
— Если к числу прибавить 0, то…
— Если из целого вычесть часть, то…
— Если все части сложить, то…
— Если из числа вычесть 0, то…
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Игра с мячом (мяч бросается детям с вопросом, они возвращают с ответом)
— С каким числом познакомились?
— Какие свойства вы узнали?
— Где вам будут нужны эти знания?
— Что было трудным?
— Что было интересным?
Ребята, а если ноль – это ничего не значит, тогда зачем нужна цифра, ведь она все равно ничего не обозначает?
(предположения детей)
Вот это ноль – иль ничего.
Послушай сказку про него.
Сказал веселый круглый ноль
Соседке единице
— С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
Она окинула его
Сердитым гордым взглядом:
— Ты, ноль, не стоишь ничего,
Не стой со мною рядом!
Ответил ноль: — Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава
Но будешь больше в десять раз
Когда я встану справа
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль