12.12.08. Математика 1 класс. Петрова О.Н.

ТЕМА: Число 0, цифра 0. Свойства нуля.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:

  • Сформировать представление о числе 0 и его месте в числовом ряду; способность к его записи, изображению на числовом отрезке, сравнению, сложению и вычитанию с 0.

  • Тренировать навыки счета в пределах 9, мыслительные операции. Речь, творческие способности учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. презентация темы;

  2. числовой луч, карточки с примерами, геометрические фигуры, сигнальные карточки светофора (для физкультминутки), числа на магнитах.

  3. портреты Мальвины и Буратино;

  4. мяч

У учащихся: числовые вееры, сигнальные карточки «светофоры».

ХОД УРОКА:

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности

2)определить содержательные рамки урока.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Попытайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Думать, доказывать, решать.

2.Актуализация знаний

Цель:

1) актуализировать знания нумерации чисел от 1 до 20.

2) актуализировать вычислительные навыки в пределах 9, способности к установлению порядка на множестве чисел от 1 до 9, к нахождению чисел, смежных с заданным числом, по модели числового отрезка;

3) зафиксировать индивидуальное затруднение – неизвестен способ обозначения числа 0.

Организация учебной деятельности на этапе 2.

— А сейчас, как всегда проведем арифметическую разминку.

У меня на столе конфеты. Надя будет складывать их в пакет. А вы будете хором считать.

— Счет от 1 до 9 вперед. (Выставляются цифры)

— Что обозначает каждая цифра? (Количество предметов)

— Таким образом, что мы с вами получили? (Числовой ряд)

— С какого числа начинается ряд чисел? ( С числа 1)

— Сколько конфет у нас в мешочке? (9)

— Дайте характеристику числу 9.

— А как получить каждое следующее число? (Увеличиваем на1)

— А как получить предыдущее число? (Надо уменьшить на 1)

— А теперь, достаем из мешочка конфеты и отмечаем сколько осталось на числовом отрезке

(Счет в обратном порядке)

— Сколько конфет в мешочке? (В мешочке нет конфет, 0)

— Какой цифрой обозначим отсутствие предметов?

— Цифрой 0.

— Кто может показать нам эту цифру?

— Ребята, на предыдущих уроках, мы с вами встречались с этой цифрой? Решали ли мы примеры с этим числом? (Нет)

— Можете ли вы предположить какой будет тема нашего урока?

— Вспомните по какому плану мы работаем при знакомстве с новым числом и цифрой.

Исходя из этого плана, давайте сформулируем задачи сегодняшнего урока.

Алгоритм:

    • Что обозначает число 0

    • Научиться писать цифру 0

    • Определить его место в ряду чисел

    • Учиться решать примеры, в которых есть 0

А еще, мы познакомимся со свойствами числа 0

3. Фиксация индивидуального затруднения – неизвестен способ обозначения числа 0.

Постановка учебной проблемы.

Цель:

1) организовать выявление и фиксирование учащимися причины затруднения – обозначение числа 0 при помощи цифры;

2) согласовать тему и цель урока

Организация учебной деятельности на этапе 3

4.Проектирование и фиксация нового знания.

    • 1. Решение первой задачи. Что обозначает число 0

— А теперь приступим к решению первой задачи.

2)- Откройте учебники на странице 30. Урок 16.

Ветер осенью летал

Ветер листики считал

Ветер злился и сбивался,

Лист от ветки оторвался

Оторвался, улетай

А осталось, посчитай!

— Сколько точек на кости домино? (Ни одной)

— Сколько предметов в мешке? (Ни одного)

???- Сформулируйте вопросы, чтобы ответом было число 0?

Например: Сколько груш может вырасти на яблоне?

Сколько Марин учится в нашем классе?

Сколько апельсинов у меня в руке? И т.п.

Сформулируйте вопросы, чтобы ответом было число 0?

(Дети светофором контролируют правильность постановки вопросов)

— Так что обозначает число 0? (Отсутствие предметов)

— Почему на числовом отрезке ноль обозначен красным цветом? Перед каким числом стоит ноль?

А перед каким числом?

Вывод: Все числа обозначают количество предметов, а ноль не обозначает количества .И стоит вначале числового ряда, не является натуральным.

— Ребята, мы уже успели рассмотреть ноль, определить его место в ряду чисел, но также мы должны научиться правильно писать цифру 0.

— На что похожа цифра 0?

Цифра вроде буквы О –

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

2) Определение способа обозначения числа 0 графически и цифрой и последовательности действий при записи цифры 0;

с.31

— Рассмотрите образец написания цифры на доске и в прописях. На что нужно обратить внимание? (Пишется в правой части клетки, начинаем писать из верхнего правого угла, закругляем влево и пишем овал, внизу касание на середине клетки)

— Что еще можно отметить? (С наклоном, похож на букву О)

— Напишите в прописях первую строчку: сначала обведите по контуру, затем самостоятельно, не забывайте отступать одну клеточку вправо)

Самоконтроль, самооценка

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель показывает детям сигнал светофора. На красный свет все сидят, на желтый – встают, а на зеленый энергично бегут на месте.

— Переходим к решению следующей задачи урока.

Будем учиться решать примеры с числом 0.

3) Выведение формул сложения и вычитания с 0

— Сегодня наши помощники мальчик с длинным носом и девочка с голубыми волосами. Вы догадались кто это? (Мальвина и Буратино)

№1 с комментированием

— К трем треугольникам прибавили пустой «мешок», в результате получили те же треугольники (дорисовывают фигуры в мешок сумму). Значит. 3 + 0 = 3

— Придумайте свои подобные выражения, подставляя другие числа.

— Всегда ли при сложении числа с нулем получается то же самое число? Почему?

— Как это записать для любого числа а? (При сложении «мешка» с пустым «мешком» его содержимое не меняется)

Вывод: а + 0 = а

— Буратино закопал на Поле чудес 5 золотых монет

У него выросло 0 монет.

— какое выражение составим? Сколько всего монет стало?

5 + 0 = 5

— А если мы поменяем местами «мешки» и в начале возьмем пустой «мешочек» и прибавим к нему «мешочек» с тремя квадратами. Что положим в «мешок» сумму? (те же три квадрата.)

— Какое свойство сложения мы здесь использовали? (От перестановки мест слагаемых сумма не меняется)

— Как это записать для любого числа а ?

Вывод: 0 + а = а

№2 (1 часть) с комментированием

— От мешка с двумя кругами отняли пустой мешок. Что получили в результате? (те же круги, ничего не изменилось) Дорисуйте фигуры в мешок разность. Значит: 2 – 0 = 2

— Всегда ли при вычитании из числа нуля получается то же число? Почему?

— Приведите свои примеры, подобных выражений.

— Как это записать для любого числа а? ( При вычитании из мешка пустого мешка его содержимое не меняется)

Вывод: а – 0 = а

— Мальвина учила Буратино решать задачи. Из трех задач он решил ноль задач. Сколько ему осталось решить?

3 – 0 = 3

№2 (2 часть) с комментированием

— От мешка с двумя овалами отняли мешок с двумя овалами. Что положим в мешок разность? (Нам нечего положить)

— Всегда ли так: если мы из числа вычитаем то же число, то получаем ноль? Докажите.

— Как это записать для любого числа а? (При вычитании из мешка такого же мешка ничего не остается)

Вывод: а – а = 0

— Мальвина придумала 4 смешных обзывалки для Карабаса Барабаса. Она прокричала 4 обзывалки. Сколько осталось?

4 – 4 = 0

№3

— А если к нолю прибавить ноль? Что нарисуем в мешочках? (Ничего.)

— А что запишем в сумме? (Ноль)

— А если из ноля отнять ноль? (Тоже самое)

Итог:

— Ребята, еще раз внимательно посмотрите на формулы, которые мы вывели на уроке. Что означает в формулах а? Это переменная, вместо нее можно поставить любое число. А для чего мы с вами вывели эти формулы? (Чтобы использовать их при решении примеров, где один из компонентов ноль)

— Если к числу прибавить 0, то…

— Если из целого вычесть часть, то…

— Если все части сложить, то…

— Если из числа вычесть 0, то…

5. Первичное закрепление

Самостоятельная работа

№4 1 строка с комментированием)

— Сопоставление с формулами.

5 – 5 = 6 – 0 = 9 – 0 =

№5 первый пример

Самостоятельная работа

8 – 0 = 0 + 2 = 7 – 7 =

(проверка светофорами )

№ 5 второй пример

— Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки?

6. Включение в систему знаний и повторение.

— Наши герои решили посмотреть, как с их помощью вы усвоили новый материал. Для этого они предлагают вам принять участие в игре «Кто быстрее?»

1 вариант второго ряда – это команда Буратино,

2 вариант второго ряда – это команда Мальвины.

Остальные ребята – болельщики + 2 эксперта

— Молодцы!

Дополнительно

Задание на логическое мышление:

№7

— Буратино хочет подарить Мальвине на день рождения мячик. Помогите ему выбрать

. Обоснуйте ответ.

Игра с мячом (мяч бросается детям с вопросом, они возвращают с ответом)

— Если к числу прибавить 0, то…

— Если из целого вычесть часть, то…

— Если все части сложить, то…

— Если из числа вычесть 0, то…

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Игра с мячом (мяч бросается детям с вопросом, они возвращают с ответом)

— С каким числом познакомились?

— Какие свойства вы узнали?

— Где вам будут нужны эти знания?

— Что было трудным?

— Что было интересным?

Ребята, а если ноль – это ничего не значит, тогда зачем нужна цифра, ведь она все равно ничего не обозначает?

(предположения детей)

Вот это ноль – иль ничего.

Послушай сказку про него.

Сказал веселый круглый ноль

Соседке единице

— С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице!

Она окинула его

Сердитым гордым взглядом:

— Ты, ноль, не стоишь ничего,

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: — Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава

Но будешь больше в десять раз

Когда я встану справа

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here