Тема: Графы в нашей жизни
Класс: 10
Цели урока:
-
Образовательные: усвоение новых знаний, закрепление практических умений;
-
Развивающие: развитие приемов умственной деятельности, логического и пространственного мышления, внимания, навыков коммуникативной работы в группах;
-
Воспитательные: воспитание уважения к мнению другого, умение вести диалог, воспитание ответственности за свою работу в коллективе;
Задачи урока:
-
Расширение представлений учащихся о видах информационных моделей;
-
Формирование представление о графах, как наглядном средстве представления структуры и состава системы;
-
Активизация взаимодействия между учащимися, работа в группах;
-
Установить метапредметные связи;
-
Повышение интереса к предмету;
-
подготовка к ЕГЭ (базовый уровень).
Тип урока: урок усвоения нового учебного материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Учебное пособие УМК Семакин 10 класс, презентация к уроку.
Технология: проблемное обучение, дифференцированное обучение, обучение в сотрудничестве.
План
-
Организационный момент – 2 мин
-
Актуализация – фронтальный опрос — 5мин
-
Теоретический материал – (повторение, пантомима)- 5-7 мин
-
Физкультминутка (гимнастика для глаз) – 2 мин
-
Решение задач -10 мин
-
Связь с ЕГЭ (заполнение КИМ) -3 мин
-
Практическое задание — 15 мин
-
Рефлексия-2 мин
Ход урока:
-
Организационный момент: Сообщить учащимся тему урока, поставить цели и задачи, техника безопасности.
-
Актуализация – фронтальный опрос – в виде теста по презентации (работаем вместе)
Тест:
1. закончите предложение: «Объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определённой целью, называется….»
-
Моделью
-
Копией
-
Предметом
-
Оригиналом.
2. Закончите предложение «Модель по сравнению с объектом – оригиналом, содержит……»
-
Меньше информации
-
Столько же информации
-
Больше информации
3. Закончите предложение «Моделью называется объект, имеющий……»
-
Внешнее сходство с объектом
-
Все признаки объекта-оригинала
-
Существенные признаки объекта-оригинала
-
Особенности поведения объекта –оригинала
4 . Укажите примеры натурных моделей:
-
Физическая карта
-
Глобус
-
График зависимости расстояния от времени
-
Макет здания
-
Схема узора для вязания крючком
-
Муляж яблока
-
Манекен
-
Схема метро
5. Укажите примеры информационных моделей:
-
Физическая карта
-
Глобус
-
График зависимости расстояния от времени
-
Макет здания
-
Схема узора для вязания крючком
-
Муляж яблока
-
Манекен
-
Схема метро
6. Укажите примеры знаковых информационных
моделей:
-
Рисунок
-
Фотография
-
Словесное описание
-
Формула
7. Укажите примеры образных информационных
моделей
-
Рисунок
-
Фотография
-
Словесное описание
-
Формула
Теоретический материал (углубление знаний по данной теме)
(мультимедийная презентация с речевым сопровождением)
Первичное закрепление знаний – В нашей жизни мы часто слышим и опираемся на словесное(вербальное ) описание информационных моделей: Наш район состоит из пяти поселков: Борисково, Мирный, Петровский, Ферма -2 , деревня Универсиада. По такому описанию довольно трудно представить и сориентироваться в Приволжском районе. И найти нужное нам место. А если наш район со временем будет развиваться и к нему присоединят ещё поселки и их настанет намного больше, чем в настоящее время. То нам просто необходимо не только словесное описание ,но и графическое обозначение местности, которое может быть представлена не только картой, а также графами:
2
Давайте возьмем две самые дальние вершины нашего графа и попробуем найти
1 3 1 расстояние между этими точками. Здесь возможно несколько вариантов:
2 1. У-Ф-Б-М-П 2. У-Ф-М-П Попробуем рассчитать расстояние в 1 -7км. ,2 – 6км.
Вывод: 2 путь короче.
Необходимо определить тип связи: название, ориентированность (ребро или дуга);
Рисуется граф: вершины с именами, линиям связи следует добавить их названия.
Пантомима А давайте попробуем изобразить данный граф. Сколько вершин у графа?(5). Значит 5 человек выходят к доске. Беремся за руки в таком порядке как у нас на рисунке.
-
Физкультминутка
-
С помощью такого метода можно ещё и рассмотреть и смысловую нагрузку любого предложения, выражения, четверостишия, и.т.д
Давайте рассмотрим примере: Определим структуру фразы «С утра на улице шёл тёплый грибной дождь» : для этого сначала надо выделить главные члены предложения: подлежащие, сказуемое (дождь шёл)
Возьмем строчку из поэмы Николая Некрасова «Крестьянские дети»: «Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел…» Представим в виде графа связи в следующем предложении: для этого сначала надо выделить главные члены предложения: подлежащие, сказуемое и.т.д
А теперь задание на оборот «Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж черепа человека чрезвычайно чётко на чердаке в четверг».
-
Такие задачи могут быть представлены и в табличном виде. Вопрос: Какие виды связей в таблицах вы знаете?(объект-свойство, объект – объект, двойная матрица). И для решения таких задач мы должны построить граф. Давайте рассмотрим такие задачи:
Между населенными пунктами A,B, C,D, Е построены дороги, протяженность которых указана в таблице. Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и D
A | B | C | D | E | |
A |
| 3 |
| 4 |
|
B | 3 |
|
| 2 |
|
C |
|
|
|
| 1 |
D | 4 | 2 |
|
| 4 |
E |
|
| 1 | 4 |
|
Решение: Построим граф по данной таблицы:
4
3 2 4
1
-
Связь с ЕГЭ (КИМ, правила заполнения) сайт http://www.fipi.ru,
Анализ запутанных ситуаций.