Хасанзянова Миляуша Анасовна
МБОУ «Гимназия имени М.М.Вахитова г. Буинска РТ»
Учитель начальных классов
Числа от 1 до 100.
Письменные приемы вычислений.
Письменный прием сложения вида 45+23.
Цели урока:
— познакомить с письменными приемами сложения в случаях вида 45+23;
— формировать вычислительные навыки;
— формировать умения решать задачи, изученных видов;
— работать над развитием мышления, внимания;
— воспитывать аккуратность.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник «Математика. 2 класс», 2 часть (М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др.), тетрадь по математике (М.И.Моро, С.И.Волкова), «Математика и конструирование» (С.И. Волкова, О.Л.Пчелкина).
Ход урока.
-
Организационный момент.
— Ребята, проверьте свое рабочее место. Вы готовы к уроку? Начинаем наш урок.
II. Сообщение темы урока.
— Знайка к нам пришел сегодня, познакомит нас с письменным приемом сложения.
III. Устный счет.
— Определите, сколько десятков и единиц в числе: 70, 43, 56, 78, 15;
— Назовите число, в котором:2дес. и 3 ед.; 4дес. и 0 ед.; 7дес. и 8 ед.;
6дес. и 1 ед.;
— Вычислите значения выражений:
34+4= 30 + (4+4)= 38
25+3= 20+ (5+3)= 28
37+ 40= (30+40)+7= 77
30+23= (30+ 20)+3= 53
45+ 30= (40+30) +5= 75
— Вывод: десятки прибавляем к десяткам, единицы прибавляем к единицам.
— Веселые вопросы: В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек?
— В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?
IV. Работа над новой темой.
-
На доске записан пример: 24+32
— Прочитайте запись разными способами.
— Сколько десятков и единиц в числе 24?
— Сколько десятков и единиц в числе 32?
— Запишем в тетрадях: 24 +32= (24+30) +2
— Решим пример: 56
— Сколько десятков было в первом слагаемом? (2дес.)
— Сколько десятков было во втором слагаемом? (3дес.)
— Сколько десятков получили? (5дес.)
— Сколько единиц было в первом слагаемом? (4ед.)
— Сколько единиц было во втором слагаемом? (2ед.)
— Сколько единиц в полученной сумме? (6ед.)
— Ребята, посмотрите, как удобно записать пример столбиком. Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами (слайд 2):
24
+ 32
56
Обратить внимание на черту и знак «+».
— Знак «+» пишется слева. Знак нужно писать на середине. Ниже проводится черта. Черта должна быть прямой, ровной. Под чертой мы будем записывать сумму.
— Сколько единиц в первом слагаемом? Во втором? Складываем единицы: 4ед.+2ед.= 6ед., 6 пишем под единицами.
— Складываем десятки: 2дес. +3дес. = 5дес., пишем 5дес. под десятками. Читаю ответ: сумма равна 56.
— Алгоритм: 1.Пишу…
2. Складываю единицы…
3. Складываю десятки…
4. Читаю ответ…
— Теперь, используя наш алгоритм, решим пример: 45+23
2. Работа по учебнику (слайд 3).
— Решим примеры №1 стр. 4 (первые два примера решаем с объяснением у доски, остальные примеры — самостоятельно).
V. Физкультминутка.
Много ль надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом еще кружочек,
Треугольный колпачок,
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачок.
VI. Формирование умений и навыков.
1. Работа по учебнику (слайд 4).
Решение задачи № 2 стр.4
— Прочитайте задачу (читают ученики, затем учитель).
— Составим краткую запись. О чем говориться в задаче?
— Сколько метров ситца отрезали на платье?
— Сколько метров ситца отрезали на передник?
— Что нужно узнать?
— Какие слова возьмем для краткой записи? (платье, передник, всего) (слайд 5).
Платье – 4 м
Передник — ?, на 3 м меньше
Всего — ?
— Сможем ли мы сразу узнать сколько метров ситца отрезали от куска? Почему?
— Сможем ли мы узнать, сколько метров ситца отрезали на передник? Каким действием?
— Сможем ли узнать сколько всего отрезали? Каким действием?
— Запишите самостоятельно решение задачи. (Проверяется запись решения).
2. Работа в тетрадях на печатной основе (слайд 6).
№ 1, 2 стр. 3 – самостоятельное выполнение.
-
Работа в тетради «Математика и конструирование» (слайд 7).
Задание 1 стр. 6
VII. Домашнее задание.
№ 3 стр. 4
VIII. Итог урока.
— Что нового мы делали на уроке?
— Как мы научились записывать пример на сложение?
— Понравилось вам складывать столбиком?
— Какое у вас настроение?
— Спасибо за урок.