Урок математики во 2 классе

«Сложение и вычитание

вида 26+2, 26-2,

26+10, 26-10»

учитель начальных классов

МОУ «Очкуровская СОШ»

Никишина Ольга Ивановна

2011 год

Тип урока: урок-путешествие в мультфильм

Задачи:

Образовательные:

— познакомить с новым приёмом сложения и вычитания – пораздельного сложения и вычитания чисел в пределах 100;

— рассмотреть практическое выполнение действий с помощью цветных палочек;

— отработать с учащимися умение решать задачи в 1-2действия;

— создать условия для совершенствования навыков устного счёта.

Развивающие:

— продолжить развивать навыки устного счета;

— совершенствовать умение решать задачи и примеры;

— развивать психические процессы – память, мышление, внимание.

Воспитательные:

— воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма;

— воспитать интерес к предмету;

— воспитывать нравственные и эстетические чувства средствами математики;

— воспитывать у ребенка интерес к предмету, познанию мира.

Методы обучения:

*проблемный;

*объяснительно-иллюстративный;

*частично-поисковый.

* словесно-логический

* метод самостоятельной работы учащихся

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная;

индивидуальная.

Оборудование: для учеников: цветок, 12 лепестков разного цвета (красный, синий, жёлтый), кружок с именем ученика, тест «проверь себя».

Структура урока

I. Психологический настрой учащихся. Организационный момент.

— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.

— Что необходимо нам для успешной работы на уроке? (Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы).

— Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

II. Постановка целей урока.

Скажите, чему мы учимся на уроках математики? (Мы учимся считать количество предметов, записывать их цифрами, учимся сравнивать числа, разгадывать математические ребусы, записывать и читать выражения).

— А какое самое любимое занятие у вас дома? (Слайд №1)

— Кто любит смотреть мультфильмы?

— Какие ваши любимые мультфильмы? Так как страна мультфильмов и страна Математика – это близкие подруги, то предлагаю вам мультфильм «Ну погоди» превратить в мультфильм математический.

— Как вы думаете в какой? А ответить нам помогут наши гости – герои мультфильмов.

— Кто догадался? (Слайд №2)

— Посмотрите — что приготовили они нам на урок? (Слайд №3)

— Чему же мы будем учиться сегодня на уроке? (Постановка целей детьми).

— Посмотрите в учебник на страницу 40 — правильно ли мы отгадали? (Слайд №4)

— чему нам помогут научиться сегодня на уроке Заяц и Волк?

  • Ну, вот наше дерево начинает распускаться –

  • прикрепляю 1 – й листок.

Ребята, я бы хотела, чтобы сегодня вы не только узнали новое и закрепили изученный материал, показали свои навыки счета, умение решать и составлять задачи, логически мыслить и рассуждать, знание математических понятий, но чтобы наш урок прошёл в добром, дружеском общении, чтобы мы подарили друг другу теплоту наших сердец.

Урок будет необычный, волшебный. Волшебство ещё заключается в том, что в сентябре (осенью) мы с вами попробуем вырастить дерево Доброты.

Каждое выполненное задание вы будете самостоятельно или в паре оценивать и к серединке цветка прикреплять лепесток и в конце урока у вас должен получиться красивый цветок. А затем цветы мы прикрепим к нашему дереву. ( На доске).

На доске красный лепесток – всё понял

1-2 ошибки – синий.

Кто допустит больше ошибок – жёлтый.

III. Актуализация знаний.

1. А чтобы поскорее попасть в мультфильм — вот вам первое задание: (Слайд № 4)

— У вас на парте лежит тест «Проверь себя», который определит, как вы понимаете смысл математических выражений.

Тест «Проверь себя»

1) Увеличить на………..

2) Уменьшить на ………

3 )Найти сумму чисел……..

4 )Найти разность чисел……

5) На….. больше …………..

6) На…… меньше…………..

Выражения теста читает ………

— Ребята, напротив каждого выражения в кружочке вы должны поставить знак действия, которым находится значение этого выражения?

Самоконтроль: Показываю заполненный тест.

Дети проверяют правильность выполнения.

— Ребята, кто выполнил тест без ошибок, приклейте к своему цветку красный лепесток.

— Кто допустил 1-2 ошибки – синий.

— Кто допустил больше ошибок – жёлтый.

Самооценка (Слайд№5)

  • На дереве 2- й листок

2. А теперь Заяц и Волк хотят проверить наши вычислительные навыки. И проверка пройдёт в форме игры: «Раскраска – Ну погоди»

(Слайды № с 6 по 19)

  • на дереве 3- й листок

  • Самооценка — прикрепите лепестки к своему цветку…

3. И математического диктанта:

  • Из 13 вычесть 4

  • К 5 прибавить 7

  • 7 увеличить на 8

  • 14 уменьшить на 9

  • Первое слагаемое 8, второе 9 – чему равна сумма?

  • Из 15 вычесть 9.

— Проверка (Слайд № 20)

  • Самооценка – лепестки…

  • На дереве 4 –й листок

IV. Физминутка (Слайды №21- 22)

V. Изучение нового материала

Работа с палочками

Используя палочки, найти способ сложения чисел 26+2 – Рассмотрите первый рисунок на с. 40 учебника и выскажите свои предположения. (В числе 26 – два десятка и шесть единиц, поэтому Волк составил «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых «вагонов».)

Составьте такой же «поезд» из своих палочек.

Объясните, что делает Заяц. (Заяц прицепляет к белым «вагонам» еще 2 белых «вагона», так как надо прибавить 2 единицы.)

Выполните это действие на своих палочках.

Что у вас получилось? (Получился «поезд», в котором 2 оранжевых и 8 белых «вагонов» (6 + 2 = 8.)

Какое число обозначает этот поезд? (Он обозначает число 28.)

Учащиеся подводят итог: сумма 26 и 2 есть число, в котором 2 десятка, а единиц 6 и 2, всего 8. Значит, 26 + 2 = 28.

Пример 2. Постановка задачи: необходимо вычесть 2 из 26, используя цветные палочки.

Снова составим «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых «вагонов». По рисунку видно, что, вычитая 2, Волк предложил отцепить 2 белых «вагона». Получился «поезд», в котором 2 оранжевых и 4 белых «вагона» (6 – 2 = 4). Он обозначает число 24.

Итак, разность 26 и 2 есть число, в котором 2 десятка, а единиц 6 без 2, то есть 4. Значит, 26 – 2 = 24.

Пример 3. Постановка задачи: сложить 26 и 10. Рассматриваем рисунок: Волк составил «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых «вагонов». Так как 10 – это один десяток, то Заяц к оранжевым «вагонам» прицепляет еще 1 оранжевый «вагон». Получился «поезд», в котором 3 оранжевых (2 + 1 = 3) и 6 белых (6 + 0 = 6) «вагонов». Он обозначает число 36. Значит, 26 + 10 = 36.

Пример 4. Постановка задачи: вычесть 10 из 26. Составим «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых «вагонов». Отцепим от оранжевых «вагонов» один. Получился «поезд», в котором 1 оранжевый (2 – 1 = 1) и 6 белых (6 – 0 = 6) «вагонов». Он обозначает число 16. Значит, 26 – 10 = 16.

— А сейчас попробуйте сформировать правило: как же, не используя цветные палочки, можно складывать и вычитать двузначные числа. (Слайд № 23)

Прочитайте правила, приведенные на с. 41 учебника.

  • Самооценка

  • На дереве 5-й листок

VI.Работа в парах

Задание № 2 (с. 41).

Учащиеся работают в парах; используя цветные палочки, они выполняют сложение и вычитание двузначных чисел.

  • Самооценка

  • На дереве – 6-й листок

VII. Физминутка

Вы дружно трудились,

Немножечко устали.

Тихонько все сразу за партами встали.

— Повторяйте движения ритмической гимнастики. ( Под музыку) (Слайд №24)

Это интересно (слайд №25)

VIII. Повторение пройденного материала

Работа по учебнику. (стр. 42 №9)

Прочитайте задачу.

Что известно? Что необходимо узнать?

Запишем условие задачи: (Слайд №26).

  • На дереве -7-й лист

  • Самооценка

IX. Итог урока.

Наш урок подошёл к концу. Он вам понравился?

Что вам особенно понравилось в уроке?

Что осталось непонятным?

Какие умения помогли вам выполнять задания?

Оцените свою работу сигнальной карточкой. (Светофорики)

Продолжите предложения: (Слайд №27)

-Было интересно….

-Было трудно…..

-Я понял, что…..

-У меня получилось…

Выразите своё настроение в цвете. Выберите и приклейте к цветку ещё один последний Лепесток.

— Вы сегодня творчески работали, своим теплом, добрыми делами, хорошими знаниями вы помогли оживить дерево.

Покажите те цветы добра, тепла и радости. Эти распустившиеся цветы останутся вам на память о нашем уроке.

Весёлое дерево листьями машет,

Весёлые дети под деревом пляшут.

И мне потому так спокойно на свете,

Что есть это дерево, есть эти дети.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here