Проект занятия
Класс 2
Тип занятия — занятие «открытия» нового знания
Особенности данного занятия
Данное занятие проводится в 1 классе в середине 4 четверти.
Знакомые детям геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), луч, отрезок. Дети уже знакомы с линейкой как инструментом для проведения прямых линий. На занятии используются практический, наглядный, проблемный методы, а также приемы сравнения, классификации. Активизируется познавательная деятельность учащихся посредством практической направленности занятия. Кроме этого разнообразны и формы организации деятельности учащихся (фронтальная, групповая, парная). Центральное место на занятии занимает практическая деятельность самих учащихся.
Тема занятия: Виды углов
Цели: познакомить с понятиями «угол», «стороны и вершина угла», с видами углов, учить сравнивать углы наложением, находить углы в знакомых фигурах, классифицировать их.
Планируемые достижения учащимися на занятии
— Знать виды углов
— Владеть приемами работы с моделью прямого угла.
— Уметь классифицировать виды углов.
Оборудование
Компьютер, разные по размеру и форме листы цветной бумаги у детей, чертежные принадлежности, листы не линованной бумаги.
Проект урока.
1. Эмоциональный настрой. Самоопределение к деятельности Я дрозд и ты дрозд.
У меня нос и у тебя нос.
У меня щечки, глазки
И у тебя щечки глазки.
У меня губки сладки
И у тебя губки сладки
Я твой друг и ты мой друг.
Мы с тобою два друга
И мы понимаем друг друга. ( Рукопожатие)
2. Сообщение темы урока. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения
(На доске слайд презентации с изображенными геометрическими фигурами)
Учитель: — Что мы видим на слайде?
— Как назвать все это одним словом? Перечислим геометрические фигуры
( Дети называют: треугольник, ломаная, луч, прямая, отрезок, круг)
— Как можно разбить имеющиеся фигуры на группы?
— Какие геометрические фигуры вы еще знаете? (Ответы детей)
— Ребята, мир геометрических фигур очень велик. Мы находимся еще на низкой ступени познания.
— Какие учебные задачи поставим сегодня на занятии?
(Познакомиться с новыми геометрическими фигурами.)
3.Знакомство с новой геометрической фигурой.
Итак, подготовимся к работе. Нам понадобятся карандаш и линейка.
Попробуем изобразить новую геометрическую фигуру. Отметим произвольно в тетради точку. Эта точка будет началом луча, который мы проведем из нее.
— Вспомним, что такое луч? (Прямая линия, у которой есть начало, а конца нет.)
Переместим линейку снова в первоначальную точку и проведем луч в другом направлении.
— Что у нас получилось?
— Да, дети, это новая геометрическая фигура — угол.
— Есть ли продолжение у нашего угла? Почему? (Есть. Так как лучи, которые образуют угол — бесконечны.)
Показ составных частей угла: Вершина, стороны.
Первичное закрепление во внешней речи.
— Проверим, так ли у вас получилось (Дети проговаривают этапы построения угла, соотнося с изображением слайда)
Повторение составных частей угла — точка (вершина), лучи (стороны).
4. Знакомство с прямым углом. Моделирование угла.
Учитель: — Что в жизни мы называем углами? Где их можно встретить?
-Все ли углы одинаковы?
-Давайте найдем углы в окружающих нас предметах.
— Какие углы мы чаще всего встречаем в жизни?
(Прямые углы нужны в строительстве, в быту)
(Дети в группах получают листы цветной бумаги разной формы и размера)
Построение проекта выхода из затруднений. Практический метод.
Форма работы – групповая.
Задание всем группам – без помощи ножниц создать модель прямого угла.
(Дети догадываются, что модель прямого угла можно получить путем складывания.)
Но углы получились «разные».
Сравнивание полученных моделей прямых углов.
Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
(Здесь дать детям право на ошибку. Пусть они скажут, что у кого то прямой угол меньше, у кого-то больше)
Построение проекта выхода из затруднений. Форма работы — фронтальная
— Каким образом можно сравнить углы? ( Их можно наложить друг на друга.) Накладывают и приходят к выводу, что все прямые углы одинаковые.
Убедимся в этом
Дети упражняются в сравнении прямых углов. Проговаривают: «Прикладываю вершину угольника (можно использовать прямой угол свернутого листа) к вершине, сторону к стороне».
5. Знакомство с острыми и тупыми углами. Практический метод. Форма работы – фронтальная.
При сравнении углов учитель предлагает приложить острый и тупой углы к прямому, не называя их видов. Дети замечают, что один из углов меньше прямого, а другой больше. Дети могут предположить назвать каждый вид углов новым словом. Учитель предлагает названия «острые» и «тупые».
Физкульт-пауза
Упражнения руками.
— Покажем руками углы.
— Прошу показать прямой угол слева, прямой угол справа.
— Теперь острые углы слева и справа.
— Покажите углы ногами спереди и сзади.
(Дети качают ногами)
6. Самостоятельная работа
Практическая работа по построению углов в тетради.
(Работа в тетради с комментированием одного ученика, учитель наблюдает за работой класса, помогает комментировать.)
-
Еще раз вспомним, с чего мы начинаем построение угла?
-
С точки. Она является вершиной угла. Чтобы изобразить прямой угол нам поможет линовка в тетради.
-
Проведем лучи по клеткам (если будем работать без линовки, то необходимо использовать модель прямого угла. Этот вид работы дети будут отрабатывать на других уроках.).
-
Закрасим область угла.
( Таким же образом дети строят тупой и острый углы, но уже с большей степенью самостоятельности.)
Включение в систему знаний
— Сравним геометрические фигуры. (Дается показ треугольника и угла )
— Чем сходны, чем отличаются?
Дети совместно с учителем приходят к выводу, что в треугольнике 3 угла, а угол изображен на рисунке со своей областью, и не надо их смешивать.
7. Узнавание видов углов. Применение полученных знаний.
Показ слайдов с разными видами углов. Дети работают сигнальными карточками «П», «О», «Т».
8. Рефлексия деятельности
— Что сегодня нового узнали на уроке?
— Что запомнилось?
— Что удивило?
— Какие углы увидели у фигур?
Изобразить на полях рабочей тетради «Шкалу успеха».
— Дети, отметьте на ней, то как вы поняли новую тему.
9. Домашнее задание.
Вырезать по выбору модель любого из 3 изученных видов углов из цветной бумаги.