Шафростова Надежда Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ лицей № 5
Г. Воронеж
Урок математики
2 класс
Тема. Взаимосвязь компонентов и результатов действия деления.
Цели:
— учить ориентироваться в информационном материале учебника, получать информацию из схемы и интерпретировать её в виде числового выражения;
— формировать интерес к новому учебному материалу, к способам решения новых учебных задач;
— учить осуществлять взаимный контроль и анализировать совершённые действия;
— закрепить изученные случаи табличного умножения;
— закрепить взаимосвязь компонент и результатов действий умножения и деления.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
2. Актуализация знаний.
— Представьте, что вам предстоит провести сегодня урок математики. Какие бы вы предложили задания? Чему бы вы хотели научиться?
1) Математический диктант:
9 умножить на 4;
9 увеличить на 4;
27 разделить на 3;
27 уменьшить в 9 раз;
Найти произведение чисел 4 и 6;
Чему равно частное чисел 21 и 3;
Первый множитель – 4, второй – 5. Найдите произведение.
Делимое – 36, делитель – 4. Чему равно частное?
Сколько раз по 9 содержится в 36?
Самое большое однозначное число увеличить в 7 раз.
(Взаимопроверка, ответы на доске: 36, 13, 9, 3, 24, 7, 20, 9, 4, 63)
— На какие 2 группы можно разделить полученные числа? (Чётные и нечётные, однозначные и двузначные)
— Найдите в этом ряду три числа, с помощью которых можно составить несколько выражений.
9*4=36
4*9=36
36:4=9
36:9=4
— Как называются числа при умножении?
— Как связаны между собой компоненты и результат действия умножения?
3. Введение в тему урока.
1) — Это вы уже знаете. А что бы вам хотелось узнать? (Как связаны между собой компоненты и результат действия деления)
— Составьте пример на деление.
— Как называются компоненты действия деления?
— Какую связь между ними заметили?
2) № 446 (стр. 80)
— Что было неизвестно в первом равенстве? (Значение частного)
— Что было неизвестно во втором равенстве? ( Делитель)
— Что было неизвестно в третьем равенстве? (Делимое)
— Закончите формулировки правил: чтобы найти неизвестный делитель, нужно …; чтобы найти неизвестное делимое, нужно …
— Где вам пригодится знание этих правил? (При решении уравнений)
— Решите уравнения № 446 (3) (Девочки решают уравнения, где неизвестен делитель, мальчики – где неизвестно делимое)
— Чему учились в этом задании?
— Что вы предлагаете сделать с оставшимися уравнениями? (Домашнее задание)
4. Физкультминутка.
5. Закрепление изученного.
1) Решение задач.
— Решая задачу, ученик записал в ответе: длина кита 26см.
— Исправьте ошибку. Докажите свою точку зрения.
— Что нужно помнить при решении задач?
2) Решение задачи № 447
— Поможет ли решению задачи схема рассуждений? (Схема на экране)
— Решите задачу самостоятельно.
— Задайте к условию задачи другой вопрос. Как изменится решение задачи?
3) Решение геометрической задачи.
— Прочитайте задание к № 450.
— Чему будем учиться при выполнении этого задания? ( Чертить многоугольники, находить их периметр)
— Какие фигуры у вас получились? (Шестиугольник, четырёхугольник)
— Найдите периметр своей фигуры.
6. Итог урока.
— Вспомните, чему вы хотели научиться сегодня на уроке.
— Чему научились?
— Для чего вам нужны эти знания и умения?
— Заполним таблицу (Таблица на экране)
24 | 42 | * | * | |
Делитель | * | * | 4 | 3 |
Частное | 3 | 7 | 5 | 9 |
Выставление оценок учителем.
— А теперь вы сами оцените свою работу на уроке – выберите нужную картинку (карточка для рефлексии).
Используемая литература:
1. И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина. Математика. 2 класс.
2. Бененсон Е.П., Итина Л.С. Математика: Рабочая тетрадь для 2 класса.
3. Гин С. Мир логики.
4. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». Начальная школа.