Фатеева Наталья Анатольевна | |
Должность | Учитель начальных классов |
Место работы | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новожизненская средняя общеобразовательная школа» Городищенского муниципального района Волгоградской области |
Название работы | План – конспект по математике для 2 класса по теме «Запись суммы в виде произведения. Терминология. Смысл умножения. Решение задач». УМК «Гармония». Презентация к уроку прилагается |
Краткая аннотация работы | Данный урок направлен на закрепление смысла действия умножения, отработку навыков записи и вычисления действия умножения, знакомство с задачами, в которых используется действие умножение. Дети учатся составлять задачи нового вида и делать схемы к ним. Урок разработан по учебнику математики для второго класса, автор Н.Б.Истомина, УМК «Гармония», третий урок из темы «Умножение». Конспект спланирован с учётом требование ФГОС. Ход урока сопровождается презентацией. Надеюсь, моя работа будет полезна для учителей, работающих по УМК «Гармония». |
Тема урока: «Запись суммы в виде произведения. Терминология. Смысл умножения. Решение задач».
Цель урока:
— продолжить работу по усвоению смысла умножения, использовать соответствующую терминологию ;
— создать дидактические условия для непроизвольного усвоения табличных случаев умножения с числом 9.
Задачи урока:
— учить решать задачи при помощи данных действий, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
— создать условия для овладения соответствующим вычислительным навыком;
— использовать фантазию, воображение при выполнении учебных действий, а также творческую самостоятельность, соединяя игровую и обучающую форму деятельности;
— формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
Формируемые УУД:
-
познавательные УУД: умение проводить сравнение, анализ, выделять существенный признак предложенных сумм;
-
регулятивные УУД: прогнозировать результат и находить несколько вариантов решения;
-
коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников;
-
личностные УУД: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Формы работы: фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуальная.
Оборудование: конспект, презентация, мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь, ТПО №2, черный фломастер, карточки – смайлики
План урока:
I.Оргмомент.
II.Проверка него задания
III. Устный счёт
1.Продолжи ряд.
2. Группировка чисел.
3. Разрядный состав двузначных и трёхзначных чисел.
4. Итог устного счета
IV.Формулировка целей и задач урока.
V.Создание проблемной ситуации.
VI.Физминутка.
VII.Решение задач с использованием действия умножения.
VIII. Закрепление.
IX.Рефлексия.
X.Домашнее задание.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | |
1. Организационный момент. Проверь, дружок, | Проверить готовность детей к уроку | Проверяют самоподготовку к уроку | Л. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. |
2. Проверка домашнего задания У.№ 187 (Работа проводится в парах, дети по очереди друг другу проговаривают результаты. По окончании проверки пара сигнализирует карточкой – смайликом: нет ошибок – смайлик улыбается; допущена ошибка – смайлик задумался). — Поднимите руку, кто выполнял домашнее задание самостоятельно и не допустил ошибок? Молодцы, я рада. — Кому помогали родители? Что у вас вызвало затруднение? | Контроль за работой учеников, помощь при возникновении спорных вопросов | Работа в парах | К.Умение работать в паре, самооценка своей деятельности. |
3. Устный счёт. 1) — Откройте тетради, определите, как изменяются числа в ряду? (2, 8, …). Продолжите ряд (работа выполняется в течение 2 – 3 мин). Проверка (если ученик записал 10 и больше чисел, на полях ставит «5», 8 – 9 чисел – «4», 6-7 чисел – «3», меньше 5 – ничего не ставит). — Покажите, у кого весёлый смайлик? Молодцы! У кого серьёзный смайлик? Почему? У кого смайлик грустный? Почему? Что надо сделать, чтобы ваш смайлик улыбался? Я уверена, завтра вы сделаете всё правильно. 2) – На какие группы можно разделить все числа в ряду? (Однозначные, двузначные) — Назовите «круглые» числа. (20,60) — Найдите числа, в которых есть цифра 4. (14, 48, 54) — Что обозначает цифра 4 в каждом числе? (4 единицы, 4 десятка, 4 единицы) 3) — Увеличьте эти числа на 400. Как называются полученные числа? (Трёхзначные) — Подчеркните число, в котором сотни и десятки обозначены одной цифрой. (448) Проверка аналогично с помощью карточек – смайликов. | Вспомнить изученный материал по теме «Двузначные и трёхзначные числа» | Выявляют правило, по которому составлен ряд; Отрабатывают навыки сложение двузначных и однозначных чисел с переходом и без перехода через разряд; определяют количество разрядов в числах, раскладывают на разрядные слагаемые. | П. Анализ с целью выделения признаков. Р.Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Л. Способность к самооценке. |
4.Актуализация опорных знаний. (Приложение слайд № 1) — Ребята, послушайте задачу, запишите её решение. слайд 1 – Бабушка, милая, хочу пирожок. (Дети записывают решение задачи в тетради, один на доске: 2+2+2+2+2=10) — Как можно записать короче? (2• 5 =10) — Кто сможет назвать тему нашего урока? (Умножение) (Приложение слайд № 2) — Над чем мы будем сегодня работать? (Заменять сложение на умножение и наоборот; Решать задачи на умножение) — Давайте вспомним всё, что мы узнали на предыдущих уроках? (Приложение слайд №3) — Что такое умножение? (Сложение одинаковых слагаемых называется умножением) — Как называется выражение 6 • 3? (Произведением) — Как называются числа при умножении? (Множителями) — Что обозначает первый множитель? (Какие слагаемые складывают) — Что обозначает второй множитель? (Сколько таких слагаемых) — Что получится, если число умножить на 1? (Это же число) — Что получится, если число умножить на 0? (0) — Вставьте числа в «окошки» (Приложение слайд № 4, 5 ) (Дети по цепочке выходят к доске, вставляют нужное число) | Подвести детей к определению формулировки темы урока; закрепить терминологию действия умножения. | Назвать тему урока; Объяснить значения терминологии действия умножения, отработать вычислительные навыки умножения числа на1 и на 0. | Р. В сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов; П. формулировать выводы на основе сравнения, обобщения. К. Умение точно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
5. Проблемная ситуация и пути её решения. У.№ 191(1,2,3) На доске выражения: (Приложение слайд №6) 9•4 =36 9 •7 = 63 9 •3 = 27 9 •5= 9 •6 = 9 •4 = 9 •6 = 9 •5 = 9 •5 = — Как можно найти значение выражения, используя предыдущее выражение? (9 •5, значит увеличить 36 на 9 и т.д) Вычисления выполняются устно, на доске по цепочке дети выходят и с комментированием записывают ответы. — Чем похожи все выражения? (Один из множителей равен 9) — Какие выражения вы запомнили? Работа в группах (Приложение слайд №7 ) На доске выражения: 18• 4 = 72 6• 8 = 48 7 •9 = 63 — Договоритесь в группе, какие выражения вы будете составлять на увеличение или на уменьшение значения произведения, самостоятельно запишите и проверьте результаты своей работы. Проверка: группа, выполнив и проверив работу, сигнализирует смайликом. Один из группы записывает выражения на доску, остальные анализируют и обсуждают. Вывод: кто справился с заданием быстро и правильно? Почему у них получилось? За верно выполненную работу группа ставит на полях «5». Группа, допустившая 1-2 ошибку – «4», 3-4 ошибки – «3», не справились – рисуют грустного смайлика. | Организовать обучающихся по исследованию проблемной ситуации. Контролировать работу в группах. Подвести итоги, помочь сделать выводы.
| Вычислить значение произведения, пользуясь данным равенством; работа в группах.
| П. Анализировать объекты с целью выделения признаков. Р. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя. К. Принимать активное участие в работе группами. К. Контролировать свои действия в коллективной работе. К. Ориентация на понимание оценок учителя и одноклассников. Л. Проявлять инициативу в учебно- познавательной деятельности. |
6. Физминутка:
(Приложение слайд № 10 ) 2) Упражнения для глаз (Приложение слайд № 11,12) |
| 1)Выражения, которые можно заменить умножением – хлопают, которые нельзя – топают. 2) Выполняют гимнастику для глаз | Формирование коммуникативных умений.
|
7.Решение задач с использованием действий умножения. У.№ 194 (Приложение слайд № 13 ) На доске схема к задаче. В одном пучке 9 редисок. Сколько редисок в трёх таких пучках? — Составьте задачу по схеме. Запишите её решение. Проверка: — Прочитайте, как рассуждали Маша и Миша У.стр. 59. Кто прав? Почему? Попробуйте сделать чертёж к задаче. Покажите на доске. (Вынесенные на доску схемы анализируются и обсуждаются). — Кто скажет, где ещё мы применили действие умножения сегодня? У. № 195 (Приложение слайд № 14 ) Читаю задачу, сопровождая показом слайда с анимацией. — Сделайте чертёж и запишите решение задачи разными способами. По мере выполнения работы предлагаю ученикам вынести на доску свои записи. Записи также анализируются и обсуждаются. — Кто сам справился с работой? — У кого были ошибки? В чём причина ошибок?
| Организовать работу на составление задач по схеме.
| Составлять задачу с опорой на схему, записывать решение задачи, заменяя произведение суммой и наоборот. | П. Умение строить простые дедуктивные рассуждения. П. Развитие интереса к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно- исследовательской деятельности. Р. Умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Л. Формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности Л. Проявлять инициативу в учебно- познавательной деятельности. |
8.Закрепление. Игра «Вопрос — ответ» — Составьте задачу, чтобы её решение можно было записать действием умножения. Обсуждение идёт в группах. | При необходимости направлять работу в группах. | Составлять задачи по заданной теме. Работа в группе. | П. Умение моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов. К. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем. К. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
9. Рефлексия деятельности. (Приложение слайд № 15) -Сегодня на уроке мы вспомнили… — Сегодня мы учились решать… — Кто выполнял задания на «отлично»? Почему так считаете? — Кому можно поставить «4» за работу на уроке? Где вы допустили ошибки? — Чей смайлик сегодня загрустил? Что нужно сделать, чтобы ваш смайлик завтра улыбался?
| Учить адекватно оценивать свою работу на уроке, проверить, как усвоили учебный материал. | Самооценка деятельности, соотносят цель и результат. | К. Умение полно и точно выражать свои мысли. Л. Формирование самооценки на основе заданных критериев.
|
10.Домашнее задание (Приложение слайд № 16) У.№ 189, 190, 198 Т.№ 111 — 113 — Молодцы! Спасибо за работу! (Приложение слайд № 17) |
|
|
|
Источники:
-
Истомина Н.Б. «Математика»: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений, часть 2. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2011
-
Истомина Н.Б., Немкина Е.С., Редько З.Б., Тихонова Н.Б. «Уроки математики» 2 класс пособие для учителя, Смоленск «Ассоциация XXI век» 2012
-
Самсонова Л.Ю. Устный счёт (сборник упражнений).
-
http://nsportal.ru