МАТЕМАТИКА 3 КЛАСС
Тема урока: Диаграмма Венна. Знаки и .
Цели урока:
-
познакомить учащихся с графическим изображением множества – диаграммой Венна;
-
научить использовать знаки и для обозначения принадлежности элемента множеству;
-
отрабатывать навыки устных и письменных вычислений, решать задачи на повторение;
-
развивать мышление, память, математическую речь учеников;
-
воспитывать интерес к математике.
Оборудование:
Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Часть 1. – М: Ювента, 2002. – с.112.
Наглядный материал.
Ход урока
I.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. К нам на урок пришел гость и каждому из вас он хочет подарить свой портрет, который зашифровал числами.
II.Устный счет
-Чтобы вам правильно нарисовать портрет нашего гостя для начала давайте решим примеры.
32 : 4 = 48 : 8 = 27 : 9 = 2 * 5 = 7 * 5 =
6 * 7 = 12 + 5 = 46 – 8 = 15 + 8 = 50 – 32 =
-А сейчас давайте расставим ответы в порядке возрастания.
В это же время дети находят точки с этими числами у себя на листочках.
-Соедините числа по порядку.
-Проверьте, точный ли портрет у вас получился.
Портрет вывешивается на доску.
• 1 3 35
• 37 • 4
•56 • 95
6 42 28 23
• 15 8 18 • 76
• 29 10 17
• 45
-Кто пришел к нам в гости?
Вывешивается на доску зайчик.
-А зайчик к нам пришел не один, а с друзьями. Отгадайте, кто его друзья:
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (медведь)
Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый. (поросенок)
Под дубочком, под листочком
Свился, скрючился клубочком. (ежик)
-И каждый из них принес подарок:
Вини – Пух – бочонок меда,
Ежик – цветок,
Пятачок – воздушный шарик.
III.Актуализация знаний
-Назовите все элементы, которые расположены на доске.
-Какие из них можно объединить в одно множество?
-Какое это получится множество?
-Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем работать с разными множествами и их элементами, а так же будем решать примеры и задачи.
IV. Постановка проблемы
-Перечислите все элементы множества животных.
-Как вы думаете, как можно отделить одно множество от другого?
Предположения детей.
V. Открытие детьми новых знаний
-Абсолютно верно, чтобы лучше представить себе множество, используют замкнутую линию, внутри которой расположены элементы данного множества, а снаружи остаются элементы, не принадлежащие множеству. Этот рисунок принято называть диаграммой Венна, названный в честь английского математика Джона Венна, который жил примерно 150 лет назад.
-Множество животных мы обозначим буквой А.
-Назовите все элементы, которые принадлежат множеству А.
-А как записать в тетрадь, что Вини – Пух принадлежит множеству А?
Предположения детей.
-Слово принадлежит записывать долго, поэтому в математике это слово заменяют значком .
Записываем в тетрадях и на доске:
В – ПА
П А
Е А
З А
-Назовите элементы, которые не принадлежат множеству А?
-Ребята, а как вы думаете, каким значком можно заменить слово не принадлежит?
Предположения детей. Показ знака.
-Запишем в тетрадь и на доску, какие элементы не принадлежат множеству А
М А
Ц А
Ш А
-Наши гости приготовили для нас несколько заданий, которые находятся в учебнике. Откройте учебник на стр.10, № 2.
-Прочитайте задание. Что нужно сделать?
Выполняют задание.
-А следующее задание немного сложнее. № 3.
Выполняют задание.
-А теперь немного отдохнем.
Физминутка
-Пока все отдыхали, Пятачок трудился. Он составил свое множество. Давайте посмотрим № 4 на стр.11. Помогите ему записать, какие элементы принадлежат множеству, а какие нет. Сделайте это задание самостоятельно.
Проверка.
VI. Повторение изученного материала
-Ребята, Вини – Пух приглашает нас с вами к своим друзьям, мишкам Гамми, чтобы немного подкрепиться. Запишите в тетрадях слово «задача». Читаем задачу № 8.
45 + 85 л
__завтрак___обед___осталось__
18 л 18 * 2 ?
1)45 + 85 = 130 (л)
2)18 * 2 = 36 (л)
3)18 + 36 = 54 (л)
4)130 – 54 = 76 (л)
Ответ: 76 литров сока осталось.
-Пока все гости пили сок, Зайчик все время был задумчивым. Оказывается, он составил примеры на сложение и вычитание, но никак не может их решить. Давайте ему поможем. Посмотрите на эти примеры и скажите, как еще можно записать эти примеры, чтобы легко и быстро их решить?
485 + 362 = 847 876 – 359 = 517 287 + 571 = 858 643 – 271 = 372
-Молодцы! Зайчик теперь очень доволен. Но и Мудрый ежик тоже не остался в стороне. Его задание находится в учебнике на стр.12, № 9.
Выполняют задание.
VI.Итог урока
-На какие множества можно разделить ответы данных примеров?
-Перечислите элементы, которые принадлежат множеству двузначных чисел.
-Каким значком мы обозначим слово «принадлежит»? Напишите в воздухе.
-Назовите два любых элемента, которые не принадлежат множеству двузначных чисел.
-Каким значком обозначим слово «не принадлежит»? Напишите в воздухе.
-С помощью какого рисунка можно объединить множество двузначных чисел?
-Как еще его называют?
-За то, что вы так хорошо работали, наши гости дарят вам бочонок с конфетами. Но и мы не можем отпустить их с пустыми руками. У вас на столах лежат по 2 яблока: зеленое и красное. Те, кому урок понравился, кладут в корзинку зеленое яблоко, а кому не понравился – красное.
VII.Домашнее задание
Стр.12, № 11.