МАТЕМАТИКА 3 КЛАСС

Тема урока: Диаграмма Венна. Знаки и .

Цели урока:

  • познакомить учащихся с графическим изображением множества – диаграммой Венна;

  • научить использовать знаки и для обозначения принадлежности элемента множеству;

  • отрабатывать навыки устных и письменных вычислений, решать задачи на повторение;

  • развивать мышление, память, математическую речь учеников;

  • воспитывать интерес к математике.

Оборудование:

Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Часть 1. – М: Ювента, 2002. – с.112.

Наглядный материал.

Ход урока

I.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. К нам на урок пришел гость и каждому из вас он хочет подарить свой портрет, который зашифровал числами.

II.Устный счет

-Чтобы вам правильно нарисовать портрет нашего гостя для начала давайте решим примеры.

32 : 4 = 48 : 8 = 27 : 9 = 2 * 5 = 7 * 5 =

6 * 7 = 12 + 5 = 46 – 8 = 15 + 8 = 50 – 32 =

-А сейчас давайте расставим ответы в порядке возрастания.

В это же время дети находят точки с этими числами у себя на листочках.

-Соедините числа по порядку.

-Проверьте, точный ли портрет у вас получился.

Портрет вывешивается на доску.

1 3 35

37 • 4

56 • 95

6 42 28 23

15 8 18 • 76

29 10 17

45

-Кто пришел к нам в гости?

Вывешивается на доску зайчик.

-А зайчик к нам пришел не один, а с друзьями. Отгадайте, кто его друзья:

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (медведь)

Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый. (поросенок)

Под дубочком, под листочком

Свился, скрючился клубочком. (ежик)

-И каждый из них принес подарок:

Вини – Пух – бочонок меда,

Ежик – цветок,

Пятачок – воздушный шарик.

III.Актуализация знаний

-Назовите все элементы, которые расположены на доске.

-Какие из них можно объединить в одно множество?

-Какое это получится множество?

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем работать с разными множествами и их элементами, а так же будем решать примеры и задачи.

IV. Постановка проблемы

-Перечислите все элементы множества животных.

-Как вы думаете, как можно отделить одно множество от другого?

Предположения детей.

V. Открытие детьми новых знаний

-Абсолютно верно, чтобы лучше представить себе множество, используют замкнутую линию, внутри которой расположены элементы данного множества, а снаружи остаются элементы, не принадлежащие множеству. Этот рисунок принято называть диаграммой Венна, названный в честь английского математика Джона Венна, который жил примерно 150 лет назад.

-Множество животных мы обозначим буквой А.

-Назовите все элементы, которые принадлежат множеству А.

-А как записать в тетрадь, что Вини – Пух принадлежит множеству А?

Предположения детей.

-Слово принадлежит записывать долго, поэтому в математике это слово заменяют значком .

Записываем в тетрадях и на доске:

В – ПА

П А

Е А

З А

-Назовите элементы, которые не принадлежат множеству А?

-Ребята, а как вы думаете, каким значком можно заменить слово не принадлежит?

Предположения детей. Показ знака.

-Запишем в тетрадь и на доску, какие элементы не принадлежат множеству А

М А

Ц А

Ш А

-Наши гости приготовили для нас несколько заданий, которые находятся в учебнике. Откройте учебник на стр.10, № 2.

-Прочитайте задание. Что нужно сделать?

Выполняют задание.

-А следующее задание немного сложнее. № 3.

Выполняют задание.

-А теперь немного отдохнем.

Физминутка

-Пока все отдыхали, Пятачок трудился. Он составил свое множество. Давайте посмотрим № 4 на стр.11. Помогите ему записать, какие элементы принадлежат множеству, а какие нет. Сделайте это задание самостоятельно.

Проверка.

VI. Повторение изученного материала

-Ребята, Вини – Пух приглашает нас с вами к своим друзьям, мишкам Гамми, чтобы немного подкрепиться. Запишите в тетрадях слово «задача». Читаем задачу № 8.

45 + 85 л

__завтрак___обед___осталось__

18 л 18 * 2 ?

1)45 + 85 = 130 (л)

2)18 * 2 = 36 (л)

3)18 + 36 = 54 (л)

4)130 – 54 = 76 (л)

Ответ: 76 литров сока осталось.

-Пока все гости пили сок, Зайчик все время был задумчивым. Оказывается, он составил примеры на сложение и вычитание, но никак не может их решить. Давайте ему поможем. Посмотрите на эти примеры и скажите, как еще можно записать эти примеры, чтобы легко и быстро их решить?

485 + 362 = 847 876 – 359 = 517 287 + 571 = 858 643 – 271 = 372

-Молодцы! Зайчик теперь очень доволен. Но и Мудрый ежик тоже не остался в стороне. Его задание находится в учебнике на стр.12, № 9.

Выполняют задание.

VI.Итог урока

-На какие множества можно разделить ответы данных примеров?

-Перечислите элементы, которые принадлежат множеству двузначных чисел.

-Каким значком мы обозначим слово «принадлежит»? Напишите в воздухе.

-Назовите два любых элемента, которые не принадлежат множеству двузначных чисел.

-Каким значком обозначим слово «не принадлежит»? Напишите в воздухе.

-С помощью какого рисунка можно объединить множество двузначных чисел?

-Как еще его называют?

-За то, что вы так хорошо работали, наши гости дарят вам бочонок с конфетами. Но и мы не можем отпустить их с пустыми руками. У вас на столах лежат по 2 яблока: зеленое и красное. Те, кому урок понравился, кладут в корзинку зеленое яблоко, а кому не понравился – красное.

VII.Домашнее задание

Стр.12, № 11.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here