Муниципальное общеобразовательное учреждение
Столбищенская средняя общеобразовательная школа
Пильнинского района Нижегородской области
Районный конкурс « Фестиваль педагогических идей».
Творческая работа
«Частица как часть речи»
Выполнила:
Лукачева Ольга Александровна
учитель русского языка и литературы
МОУ Столбищенской СОШ
Пильнинского района
Нижегородской области
2015
ПРЕДМЕТ: Русский язык, 7 класс
ТЕМА УРОКА: « Частица как часть речи»
Психолого-педагогическая
характеристика класса
В 7 классе обучается 5 человек, из них 2 мальчика и 3 девочки. В классе 2 хорошистки, неуспевающих учеников нет. В данном классе сплоченный коллектив и, в целом, если создать благоприятную обстановку, там преобладает положительная мотивация к обучению, а главное нужно интересно преподносить новый материал, тогда ученики не будут отвлекаться на посторонние вещи и предметы. Некоторые ученики требуют постоянного контроля. Дети активно принимают участие на уроке, обсуждают пройденный материал и активно работают при изучении новой темы.
Исходя из личных наблюдений (являюсь классным руководителем данного класса), консультаций с другими учителями-предметниками, работающими в 7 классе, индивидуальных бесед, результатов проверочных работ по предмету, класс по уровню обучаемости можно разделить на 2 группы.
I группа – учащиеся со средним уровнем обучаемости (3 человека)
Наблюдается любознательность, самостоятельность суждений.Преобладает слуховая и зрительная память, в основном преобладает механическое запоминание. Речь развита хорошо, умеют отвечать на вопросы, но творческие задания вызывают затруднения, требуется помощь учителя. Работая с этой группой обучающихся, можно отметить хороший уровень трудоспособности, трудолюбие, желание работать на уроках, выполнять дополнительные задания. Наблюдается успешное овладение программным материалом.
II группа – характеризуется низким уровнем обучаемости (2 человека). Учащиеся рассеяны, часто отвлекаются на посторонние разговоры, не собраны, вопросы учителя застают их врасплох, что говорит о низкой концентрации внимания. Память преобладает механическая, что затрудняет воспроизведение материала даже через короткое время. Словесно-логическое мышление развито слабо, не умеют обобщать и анализировать. Речь развита слабо, словарный запас ограничен, творческое мышление развито слабо. Программный материал усваивают медленно.
В целом класс очень активен, обладает заинтересованностью в получении знаний, умений, навыков.
Так как класс условно разбит на группы учащихся с разным уровнем обучаемости, на уроках используется дифференцированный подход в обучении и воспитании. Основной материал рассчитывается на первую группу учащихся. Для другой группы в зависимости от сложностей в обучении дается дополнительный материал. Для развития внимания и памяти используется больше работ с наглядным материалом.
Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Частица как часть речи», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.
Планируемые результаты
Личностные:
-
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
-
стремление к речевому самосовершенствованию;) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
-
владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); -
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
-
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
-
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
-
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
-
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
Предметные
-
представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;
-
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
-
понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;
-
овладение основными ресурсами морфологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, морфологическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Задачи.
Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; знать определение частицы, для чего служит частица в предложении (функции) уметь отличать частицы от других частей речи, находить частицы в предложениях, текстах, обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения, приобретать навыки в составлении кластера.
Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся ; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.
3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу,воспитывать устойчивое позитивное отношение к многообразию морфологии и её роли в устной и письменной речи.
Применяемые методы, педтехнологии: интерактивные методы обучения (диалог, обсуждения, беседы,кластер. применение ИКТ);
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Дидактические материалы: мультимедийная презентация, созданная в программе PowerPoint, раздаточный материал (карточки), учебник «Русский язык» для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М. Т. Баранова.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД | Время | ||||||||
1. Орг. момент (Эмоциональный настрой)
| -Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
-Чтение стихотворения «Улыбка»
Ты улыбкой, как солнышком брызни, Выходя по утру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно будет забот, Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. — Беседа о значении улыбки в жизни человека, о настроении. -Вспомните ситуации, когда улыбка вас выручала, придавала силы, уверенность. — Откройте рабочие тетради, запишите дату ,классная работа. -В одном предложении выражение: «Улыбка — что это?» — Проверка получившихся предложений — Словесная оценка работ учащихся | -Приветствие учителя, проверка готовности рабочих мест к уроку.
-Прослушивание стихотворения «Улыбка».
— Ответы учащихся
— Учащиеся записывают, получившиеся предложения
— Учащиеся зачитывают, получившиеся предложения
|
| 1-2 мин.
5 мин. | |||||||
2. Актуализация знаний — создание проблемной ситуации | — На слайде записаны части речи, вам предлагается разбить слова на группы (группы не озвучиваются).
Чтобы, зато, из-под, ввиду, пусть, около, через, разве, для, тоже, но, неужели, как будто, даже, вследствие.
-Какие трудности возникли при заполнении таблицы?
| — Учащиеся чертят в тетрадях таблицу и её заполняют словами со слайда.
-При заполнении таблицы учащиеся сталкиваются с незнанием к какой части речи относятся слова: пусть, разве, неужели, даже.
— Ответы учащихся. (Не знают к какой группе отнести слова: пусть, разве, неужели, даже)
| УУД: личностные, коммуникативные. | 7 мин. | |||||||
3. Подведение к теме урока | -Чтобы узнать как называется эта часть речи, предлагаю выполнить задание. (Тема урока зашифрована в словах, которые вы запишите)
-К словам, записанным на слайде подберите антонимы и запишите их в столбик в тетрадь.
Родной – Неряшливый – Горький – Светлый – Ложный – Разбитый – Пассивный –
— Прочитайте получившееся слово по первым буквам по вертикали.
— Значит к какой части речи мы отнесем слова: пусть, разве, неужели, даже.
-Итак, как будет звучать тема нашего урока? Словесная оценка работ учащихся
— Запишите её в тетрадь.
|
— Учащиеся записывают антонимы в тетрадь.
— чужой — аккуратный — сладкий — тёмный — истинный — целый — активный
— Получилось слово «Частица»
— Часть речи «Частица»
— «Частица как часть речи»
— Учащиеся записывают в тетрадь тему: «Частица как часть речи»
|
.
| 5-6 мин. | |||||||
4. Целеполагание | — Какие задачи вы сегодня для себя поставите исходя из темы урока?
| — Знать определение частицы — Знать для чего служит частица — Уметь отличать частицы от других частей речи — Находить частицы в предложениях, текстах -Уметь строить предложения с частицами. |
| 3 мин. | |||||||
5. Этап усвоения новых знаний | -Работа с предложениями на слайде (эти же предложения есть и на карточках)
— Сегодня к нам приедут артисты?
— Разве сегодня к нам приедут артисты?
— Чем схожи эти предложения? Чем они различаются?
— Работа с текстом диалога на слайде (этот же текст диалога есть и на карточках) — Коля, посмотри, какая чудесная модель лунохода! Это Женя из нашего класса сделал. — Я тоже такую сделал бы. — А здесь смотри, что ребята придумали: проект подводного города. — Я придумал бы ещё получше. — Слушаю я тебя, Коля, и начинаю понимать, в чём разница между тобой и участниками этой выставки. — В чем? — В частице бы.
— О какой частице идет речь? — А для чего служит эта частица?
— Итак, какое определение «частице как части речи» мы с вами можем дать?
-Давайте сравним данное определение с определением данным в учебнике, &62, стр. 167
— Составить кластер, используя материал учебника на листах формата А4 (работа в парах)
-Сверить со слайдом. — Словесная оценка работ учащихся
| — Учащиеся внимательно читают предложения и отвечают на поставленные вопросы.
— В этих предложениях говорится об одном и том же, что к нам приедут артисты.
— Но говорится это с разным оттенком значения. Во втором предложении вносится дополнительный оттенок сомнение, неуверенность к слову «сегодня» при помощи использования частицы «разве»
— Речь в диалоге идет о частице БЫ. — Для образования формы условного наклонения глагола.
— Частица – это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки в предложения или служит для образования форм слова.
-Учащиеся работают с материалом учебника (стр. 167)
-Учащиеся в парах составляют схему на листах формата А4, используя материал учебника. | Познавательные.
| 4-5 мин. | |||||||
6. Физминутка | -Найди смайл
|
|
| 2 мин. | |||||||
7. Этап применения новых знаний | — Задание на слайде: включите в предложения частицы из слов для справок. Запишите получившиеся предложения в тетрадь.
Ты нап..сал домашн..е соч..нение? (ли)
Вы научились находить и испр..влять грамматические ошибки? (разве)
Можно нап..сать хорошее соч..нение в один вечер? (неужели)
-Самопроверка со слайда.
— Словесная оценка работ учащихся
| -Учащиеся записывают получившиеся предложения в тетрадь.
Написал ли ты домашнее сочинение?
Разве вы научились находить и исправлять грамматические ошибки?
Неужели можно написать хорошее сочинение в один вечер?
— Учащиеся сверяют свои работы со слайдом, выставляют на полях оценки.
|
| 5 мин. | |||||||
8. Этап контроля и самоконтроля | -Задание на карточках: Вставьте в предложения, подходящие по смыслу частицы. Подчеркнуть слово, значение которого усиливает частица.
-Сверьте получившиеся предложения со слайдом.
-Оцените свои работы. Критерии оценивания: 0 – «5» 1 – «4» 2 – «3» 3 – «2»
— Словесная оценка работ учащихся
| — Учащиеся вставляют в предложения, подходящие по смыслу частицы.
Даже ты не веришь мне, а ещё другом называешься. Я очень занят, но помогу тебе, ведь мы друзья. Ты сам—то хорошо учишься, а товарищ твой запустил ученье. Ему же это не простительно, говорил о дружбе, а товарищу помочь—то отказался. -Учащиеся сверяют получившиеся предложения со слайдом (взаимопроверка).
-Оценивают работы своих товарищей.
|
| 5-6 мин. | |||||||
9. Этап подведения итогов
| -Давайте подведем итог нашего урока. О какой части речи вы сегодня для себя сделали новые открытия? | -Отвечают на вопрос. | Регулятив-ные: прогнозиро- вать результат и уровень усвоения способов действия. | 1 мин. | |||||||
10. Этап рефлексии | -Перед вами находятся оценочные листы, с помощью которых оцените свою работу на уроке, на основании которых я выставлю отметки в журнал.
Оценочный лист Дата проведения урока:____________ Тема урока: ______________________ ФИ учащегося:____________________ Сегодня на уроке
За работу на уроке я ставлю себе отметку _____, потому что __________________________________
— Спасибо за урок, желаю вам хорошего настроения и, чтобы улыбка всегда украшала ваши лица.
| -Заполняют оценочные листы, в соответствии с поставленными на урок целями. |
| 5 мин. | |||||||
11. Этап информации о домашнем задании | — Выучить определение частицы
1. Сочинить сказку «Жила-была частица…»
2. Написать сочинение-рассуждение «Важны ли частицы в нашей речи»
3. Выписать из художественных произведений 5 предложений с частицами. | — Учащиеся записываю одно задание на выбор. |
| 1-2 мин. |
Приложение 1
Памятка
Чем частица отличается от самостоятельных частей речи. Сделайте свои выводы.
-
Нет лексического значения
-
Нельзя поставить вопрос
-
Не является членом предложения
-
Придает различные оттенки значения
-
Может служить для образования форм слова
Приложение 2
Карточка № 1
Сегодня к нам приедут артисты?
— Разве сегодня к нам приедут артисты?
— Чем схожи эти предложения? Чем они различаются?
— Коля, посмотри, какая чудесная модель лунохода! Это Женя из нашего класса сделал.
— Я тоже такую сделал бы.
— А здесь смотри, что ребята придумали: проект подводного города.
— Я придумал бы ещё получше.
— Слушаю я тебя, Коля, и начинаю понимать, в чём разница между тобой и участниками этой выставки.
— В чем?
— В частице бы.
— О какой частице идет речь?
— А для чего служит эта частица?
Карточка № 2
ФИ_________________________________________________________________________________
Задание: вставьте в предложения, подходящие по смыслу частицы. Подчеркнуть слово, значение которого усиливает частица.
-
Ты не веришь мне, а ещё другом называешься. Я очень занят, но помогу тебе, мы друзья. Ты сам хорошо учишься, а товарищ твой запустил ученье. Ему это не простительно, говорил о дружбе, а товарищу помочь отказался.
То, даже, же, ведь. |
|
Приложение 3
Оценочный лист
Дата проведения урока:____________________________________________________
Тема урока: ______________________________________________________________
ФИ учащегося:____________________________________________________________
Сегодня на уроке
Чему я научился | Что осталось для меня непонятным | Где мне пригодятся мои знания | |
|
|
|
|
За работу на уроке я ставлю себе отметку _____, потому что _____________________________________________________________________________
Список литературы
-
Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений /(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.), М.: Просвещение.2011 г.
-
Журнал « Русский язык в школе». 2008 г.
-
Н. В. Егорова « Методические рекомендации», Русский язык 7 класс, Москва, 2010г.