Муниципальное общеобразовательное учреждение

Столбищенская средняя общеобразовательная школа

Пильнинского района Нижегородской области

Районный конкурс « Фестиваль педагогических идей».

Творческая работа

«Частица как часть речи»

Выполнила:

Лукачева Ольга Александровна

учитель русского языка и литературы

МОУ Столбищенской СОШ

Пильнинского района

Нижегородской области

2015

ПРЕДМЕТ: Русский язык, 7 класс

ТЕМА УРОКА: « Частица как часть речи»

Психолого-педагогическая

характеристика класса

В 7 классе обучается 5 человек, из них 2 мальчика и 3 девочки. В классе 2 хорошистки, неуспевающих учеников нет. В данном классе сплоченный коллектив и, в целом, если создать благоприятную обстановку, там преобладает положительная мотивация к обучению, а главное нужно интересно преподносить новый материал, тогда ученики не будут отвлекаться на посторонние вещи и предметы. Некоторые ученики требуют постоянного контроля. Дети активно принимают участие на уроке, обсуждают пройденный материал и активно работают при изучении новой темы.

Исходя из личных наблюдений (являюсь классным руководителем данного класса), консультаций с другими учителями-предметниками, работающими в 7 классе, индивидуальных бесед, результатов проверочных работ по предмету, класс по уровню обучаемости можно разделить на 2 группы.

I группа – учащиеся со средним уровнем обучаемости (3 человека)

Наблюдается любознательность, самостоятельность суждений.Преобладает слуховая и зрительная память, в основном преобладает механическое запоминание. Речь развита хорошо, умеют отвечать на вопросы, но творческие задания вызывают затруднения, требуется помощь учителя. Работая с этой группой обучающихся, можно отметить хороший уровень трудоспособности, трудолюбие, желание работать на уроках, выполнять дополнительные задания. Наблюдается успешное овладение программным материалом.

II группа – характеризуется низким уровнем обучаемости (2 человека). Учащиеся рассеяны, часто отвлекаются на посторонние разговоры, не собраны, вопросы учителя застают их врасплох, что говорит о низкой концентрации внимания. Память преобладает механическая, что затрудняет воспроизведение материала даже через короткое время. Словесно-логическое мышление развито слабо, не умеют обобщать и анализировать. Речь развита слабо, словарный запас ограничен, творческое мышление развито слабо. Программный материал усваивают медленно.

В целом класс очень активен, обладает заинтересованностью в получении знаний, умений, навыков.

Так как класс условно разбит на группы учащихся с разным уровнем обучаемости, на уроках используется дифференцированный подход в обучении и воспитании. Основной материал рассчитывается на первую группу учащихся. Для другой группы в зависимости от сложностей в обучении дается дополнительный материал. Для развития внимания и памяти используется больше работ с наглядным материалом.

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Частица как часть речи», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.

Планируемые результаты

Личностные:

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

  • стремление к речевому самосовершенствованию;) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
     адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  •  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Предметные

  • представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;

  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),

  • понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;

  • овладение основными ресурсами морфологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, морфологическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Задачи.

Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; знать определение частицы, для чего служит частица в предложении (функции) уметь отличать частицы от других частей речи, находить частицы в предложениях, текстах, обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения, приобретать навыки в составлении кластера.

Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся ; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.

3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу,воспитывать устойчивое позитивное отношение к многообразию морфологии и её роли в устной и письменной речи.

Применяемые методы, педтехнологии: интерактивные методы обучения (диалог, обсуждения, беседы,кластер. применение ИКТ);

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор.

Дидактические материалы: мультимедийная презентация, созданная в программе PowerPoint,  раздаточный материал (карточки), учебник «Русский язык» для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М. Т. Баранова.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

Время

1. Орг. момент

(Эмоциональный настрой)

-Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

-Чтение стихотворения «Улыбка»

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя по утру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

— Беседа о значении улыбки в жизни человека, о настроении.

-Вспомните ситуации, когда улыбка вас выручала, придавала силы, уверенность.

— Откройте рабочие тетради, запишите дату ,классная работа.

-В одном предложении выражение: «Улыбка — что это?»

— Проверка получившихся предложений

— Словесная оценка работ учащихся

-Приветствие учителя, проверка готовности рабочих мест к уроку.

-Прослушивание стихотворения «Улыбка».

— Ответы учащихся

— Учащиеся записывают, получившиеся предложения

— Учащиеся зачитывают, получившиеся предложения

1-2 мин.

5 мин.

2. Актуализация знаний — создание проблемной ситуации

— На слайде записаны части речи, вам предлагается разбить слова на группы (группы не озвучиваются).

Чтобы, зато, из-под, ввиду, пусть, около, через, разве, для, тоже, но, неужели, как будто, даже, вследствие.

Предлоги

Союзы

Частицы

Из-под

Ввиду

Около

Через

Для

Вследствие

Чтобы

Зато

Тоже

Но

Как будто

Пусть

Разве

Неужели

Даже

-Какие трудности возникли при заполнении таблицы?

— Учащиеся чертят в тетрадях таблицу и её заполняют словами со слайда.

-При заполнении таблицы учащиеся сталкиваются с незнанием к какой части речи относятся слова: пусть, разве, неужели, даже.

— Ответы учащихся. (Не знают к какой группе отнести слова: пусть, разве, неужели, даже)

УУД: личностные,  коммуникативные.

7 мин.

3. Подведение к теме урока

-Чтобы узнать как называется эта часть речи, предлагаю выполнить задание. (Тема урока зашифрована в словах, которые вы запишите)

-К словам, записанным на слайде подберите антонимы и запишите их в столбик в тетрадь.

Родной –

Неряшливый –

Горький –

Светлый –

Ложный –

Разбитый –

Пассивный –

— Прочитайте получившееся слово по первым буквам по вертикали.

— Значит к какой части речи мы отнесем слова: пусть, разве, неужели, даже.

-Итак, как будет звучать тема нашего урока?

Словесная оценка работ учащихся

— Запишите её в тетрадь.

— Учащиеся записывают антонимы в тетрадь.

— чужой

— аккуратный

— сладкий

— тёмный

— истинный

— целый

— активный

— Получилось слово «Частица»

— Часть речи «Частица»

— «Частица как часть речи»

— Учащиеся записывают в тетрадь тему: «Частица как часть речи»

.

5-6 мин.

4. Целеполагание

— Какие задачи вы сегодня для себя поставите исходя из темы урока?

— Знать определение частицы

— Знать для чего служит частица

— Уметь отличать частицы от других частей речи

— Находить частицы в предложениях, текстах

-Уметь строить предложения с частицами.

3 мин.

5. Этап усвоения новых знаний

-Работа с предложениями на слайде (эти же предложения есть и на карточках)

— Сегодня к нам приедут артисты?

Разве сегодня к нам приедут артисты?

— Чем схожи эти предложения? Чем они различаются?

— Работа с текстом диалога на слайде (этот же текст диалога есть и на карточках)

— Коля, посмотри, какая чудесная модель лунохода! Это Женя из нашего класса сделал.

— Я тоже такую сделал бы.

— А здесь смотри, что ребята придумали: проект подводного города.

— Я придумал бы ещё получше.

— Слушаю я тебя, Коля, и начинаю понимать, в чём разница между тобой и участниками этой выставки.

— В чем?

— В частице бы.

— О какой частице идет речь?

— А для чего служит эта частица?

— Итак, какое определение «частице как части речи» мы с вами можем дать?

-Давайте сравним данное определение с определением данным в учебнике, &62, стр. 167

— Составить кластер, используя материал учебника на листах формата А4 (работа в парах)

-Сверить со слайдом.

— Словесная оценка работ учащихся

— Учащиеся внимательно читают предложения и отвечают на поставленные вопросы.

— В этих предложениях говорится об одном и том же, что к нам приедут артисты.

— Но говорится это с разным оттенком значения. Во втором предложении вносится дополнительный оттенок сомнение, неуверенность к слову «сегодня» при помощи использования частицы «разве»

— Речь в диалоге идет о частице БЫ.

— Для образования формы условного наклонения глагола.

— Частица – это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки в предложения или служит для образования форм слова.

-Учащиеся работают с материалом учебника (стр. 167)

-Учащиеся в парах составляют схему на листах формата А4, используя материал учебника.

Познавательные.
Сформиро-вать умения анализироватьсравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Коммуникативные, регулятивные.

4-5 мин.

6. Физминутка

-Найди смайл

2 мин.

7. Этап применения новых знаний

— Задание на слайде: включите в предложения частицы из слов для справок. Запишите получившиеся предложения в тетрадь.

Ты нап..сал домашн..е соч..нение? (ли)

Вы научились находить и испр..влять грамматические ошибки? (разве)

Можно нап..сать хорошее соч..нение в один вечер? (неужели)

-Самопроверка со слайда.

— Словесная оценка работ учащихся

-Учащиеся записывают получившиеся предложения в тетрадь.

Написал ли ты домашнее сочинение?

Разве вы научились находить и исправлять грамматические ошибки?

Неужели можно написать хорошее сочинение в один вечер?

— Учащиеся сверяют свои работы со слайдом, выставляют на полях оценки.

5 мин.

8. Этап контроля и самоконтроля

-Задание на карточках: Вставьте в предложения, подходящие по смыслу частицы. Подчеркнуть слово, значение которого усиливает частица.

  1. Ты не веришь мне, а ещё другом называешься. Я очень занят, но помогу тебе, мы друзья. Ты сам хорошо учишься, а товарищ твой запустил ученье. Ему это не простительно, говорил о дружбе, а товарищу помочь отказался.

Слова для справок

То, даже, же, ведь.

-Сверьте получившиеся предложения со слайдом.

-Оцените свои работы.

Критерии оценивания:

0 – «5»

1 – «4»

2 – «3»

3 – «2»

— Словесная оценка работ учащихся

— Учащиеся вставляют в предложения, подходящие по смыслу частицы.

Даже ты не веришь мне, а ещё другом называешься. Я очень занят, но помогу тебе, ведь мы друзья. Ты самто хорошо учишься, а товарищ твой запустил ученье. Ему же это не простительно, говорил о дружбе, а товарищу помочьто отказался.

-Учащиеся сверяют получившиеся предложения со слайдом (взаимопроверка).

-Оценивают работы своих товарищей.

5-6 мин.

9. Этап подведения итогов

-Давайте подведем итог нашего урока. О какой части речи вы сегодня для себя сделали новые открытия?

-Отвечают на вопрос.

Регулятив-ные: прогнозиро- вать результат и уровень усвоения способов действия.
Познавательные:  осуществлять рефлексию способа и условий действия
Коммуникативные: строить монологические высказыва-ния, участвовать в учебном диалоге. Аргументировать свою точку зрения

1 мин.

10. Этап рефлексии

-Перед вами находятся оценочные листы, с помощью которых оцените свою работу на уроке, на основании которых я выставлю отметки в журнал.

Оценочный лист

Дата проведения урока:____________

Тема урока: ______________________

ФИ учащегося:____________________

Сегодня на уроке

Что нового Я узнал

Чему я научился

Что осталось для меня непонятным

Где мне пригодятся мои знания

За работу на уроке я ставлю себе отметку _____, потому что __________________________________

— Спасибо за урок, желаю вам хорошего настроения и, чтобы улыбка всегда украшала ваши лица.

-Заполняют оценочные листы, в соответствии с поставленными на урок целями.

5 мин.

11. Этап информации о домашнем задании

— Выучить определение частицы

1. Сочинить сказку

«Жила-была частица…»

2. Написать сочинение-рассуждение «Важны ли частицы в нашей речи»

3. Выписать из художественных произведений 5 предложений с частицами.

— Учащиеся записываю одно задание на выбор.

1-2 мин.

Приложение 1

Памятка

Чем частица отличается от самостоятельных частей речи. Сделайте свои выводы.

  • Нет лексического значения

  • Нельзя поставить вопрос

  • Не является членом предложения

  • Придает различные оттенки значения

  • Может служить для образования форм слова

Приложение 2

Карточка № 1

Сегодня к нам приедут артисты?

Разве сегодня к нам приедут артисты?

— Чем схожи эти предложения? Чем они различаются?

— Коля, посмотри, какая чудесная модель лунохода! Это Женя из нашего класса сделал.

— Я тоже такую сделал бы.

— А здесь смотри, что ребята придумали: проект подводного города.

— Я придумал бы ещё получше.

— Слушаю я тебя, Коля, и начинаю понимать, в чём разница между тобой и участниками этой выставки.

— В чем?

— В частице бы.

— О какой частице идет речь?

— А для чего служит эта частица?

Карточка № 2

ФИ_________________________________________________________________________________

Задание: вставьте в предложения, подходящие по смыслу частицы. Подчеркнуть слово, значение которого усиливает частица.

  1. Ты не веришь мне, а ещё другом называешься. Я очень занят, но помогу тебе, мы друзья. Ты сам хорошо учишься, а товарищ твой запустил ученье. Ему это не простительно, говорил о дружбе, а товарищу помочь отказался.

Слова для справок

То, даже, же, ведь.

Приложение 3

Оценочный лист

Дата проведения урока:____________________________________________________

Тема урока: ______________________________________________________________

ФИ учащегося:____________________________________________________________

Сегодня на уроке

Что нового Я узнал

Чему я научился

Что осталось для меня непонятным

Где мне пригодятся мои знания

За работу на уроке я ставлю себе отметку _____, потому что _____________________________________________________________________________

Список литературы

  1. Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений /(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.), М.: Просвещение.2011 г.

  2. Журнал « Русский язык в школе». 2008 г.

  3. Н. В. Егорова « Методические рекомендации», Русский язык 7 класс, Москва, 2010г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here