Технологическая карта урока
Математики в 3 классе
разработала учитель начальных классов
Россошинской НОШ – филиала
МБОУ «Россошинская СОШ»
Городищенского района
Волгоградской области
Борисова Зинаида Васильевна
2013 год
Приёмы нахождения частного и остатка | |
Планируемые результаты (цели и задачи) |
— ознакомления с конкретным смыслом деления с остатком; — рассмотреть деление с остатком и его графические модели; — вывести правило нахождения делимого при делении с остатком; — совершенствовать вычислительные навыки; — развивать у детей уверенность в своих силах, память; — воспитывать навыки культуры сбережения собственного здоровья. -формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей; -ориентации в математических понятиях и усвоения правил нахождения частного и остатка; — умения использовать математический язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. -выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы, формировать положительный мотив учения, развитие умений учебно-познавательной деятельности. — учить применять знания в практической ситуации. — ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; — выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; -стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. — усиление эффективности учебного процесса, организованного в парах: большая коллегиальность и аргументированность за счет большего числа возникающих идей, большая контактность и лабильность в группах, организация работы учебных групп как в поиске общего решения проблемы внутри группы, так и во взаимном общении групп; 2. Закреплять изученные вычислительные приемы внетабличного умножения и деления; |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Развивать память, логическое мышление, речь, познавательные интересы, творческие способности, положительную учебную мотивацию, отстаивать свою точку зрения, общаться друг с другом, наблюдать, классифицировать, творческого воображения; осуществлять самостоятельный перенос знаний и использовать их в новых ситуациях. |
Методы обучения | -проблемный — объяснительно-иллюстративный — частично – поисковый, — эвристический
-исследовательский — технология сотрудничества (работа в «парах») |
Формы организации учебной деятельности | — урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности,
— урок комплексного применения знаний.
|
План урока |
|
Приемы деятельности учителя | Организация работы по самостоятельному открытию учащимися знаний |
Познавательные задания | Получение новой информации по новой теме |
Организация деятельности учащихся | Самостоятельная работа, групповая работа, фронтальная работа |
Развитие умений учащихся | Осознание обучающимися понятия «деление с остатком» |
Основные понятия и термины урока | Частное, делимое, делитель, остаток |
Источники информации | Учебник «Математика» 3 класс (1-4 Моро, Бантова , карточки разного цвета для рефлексии — самооценки, презентация PowerPoint |
Домашнее задание | Творческое задание 1. Придумать 5 примеров на деление с остатком
|
Тема «Приёмы нахождения частного и остатка»
Цель: 1. Ознакомить с конкретным смыслом деления с остатком;
2. Рассмотреть деление с остатком и его графические модели;
3. Вывести правило нахождения делимого при делении с остатком;
4. Совершенствовать вычислительные навыки;
5. Развивать у детей уверенность в своих силах, память;
6. Воспитывать навыки культуры сбережения собственного здоровья.
7. Закреплять изученные вычислительные приемы внетабличного умножения и деления;
8. Развитие внимания, памяти, культуры общения.
9. Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.
Задачи:
-развивать устную объяснительную речь;
-создавать условия для формирования познавательного интереса к математике, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
-развивать умение работать в парах, выполнять самоконтроль и самооценку.
Этапы работы | Содержание этапа | ||||||||||||||||||||||||||||
| Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; -помочь принять правильную рабочую позу; -напомнить о важности аккуратной работы в тетради. Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||
Проверяет готовность обучающихся к уроку, создаёт эмоциональный настрой на изучение нового предмета. — Ребята, сегодня на урок математики к нам пришли гости, мои коллеги. Они хотят посмотреть, как мы научились считать, думать, работать. Посмотрите, все ль в порядке: Ручки, книжки и тетрадки. Все ль готовы вычитать, и делить и умножать? Все готовы? Тихо сели. — Открыли тетради, запишем число и классная работа. • Каллиграфическая минутка. Письмо числа 23. — Что известно про число 23? (Нечетное число, состоит из двух значков, в числе 23 — 3 ед. и 2 дес. Соседи: 22 и 24, 23 = 20 + 3)
| Слушают, улыбаются ,отвечают.
Хором проговаривают
Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я берусь Работа в тетради.
| ||||||||||||||||||||||||||||
2 | Изучение учебного материала Актуализация знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения о названии чисел при делении, для открытия новых знаний.
Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений о названии чисел при делении, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.
Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.
| Устный счет Слайд 2 Мы творим это дело только силой ума и души.
Слайд 3 1.Найти произведение чисел 8 и 3; 2.Найти частное чисел 42 и 7; 3. Первый множитель 100, второй множитель 0; 4.Делимое 45, делитель 5, найти частное двух чисел; 5.Увеличить 6 в 5 раз; 6.Уменьшить 21 в 3 раза; 7.Сколько звуков в слове перемена? 8.Какое самое большое число до 43 делится на 5? 9.Какое самое большое число делится на 6? 10. Брат младше сестры в 2 раза. Сестре 8 лет. Сколько лет брату? Молодцы! | Отвечают устно на вопросы слайда
Работа индивидуально с цифровыми карточками, показать ответы.
| ||||||||||||||||||||||||||
3 | Работа над новым материалом
| Слайд 4 — Ребята, вам знакома считалка: «Мы делили апельсин, много нас, а он один». — Досчитайте считалку до конца и ответьте на вопрос – почему рассердился волк?
— На сколько долек разделили апельсин? Как догадались? По сколько долек получил каждый?
| Прочтение детьми считалочки на слайде
Эта долька – для ежа, стрижа, для утят, для котят, бобра. А для волка – кожура! Он сердит на нас. Беда! Разбегайтесь кто куда!
(На 5 долек.)
: 5 = 1 5 : 5 = 1
| ||||||||||||||||||||||||||
|
| У меня есть мандарин. Но много детей у нас, А он – один! — Мальчики, подскажите, как мне разделить так, чтобы никого не обидеть? — Можем ли мы выполнить это задание? Что нам неизвестно? – Как разделить 17 долек поровну на 8 человек? Какие есть мнения? | Предметные действия Сначала всем раздать по 1 дольке, потом еще по 1. В результате оказывается, что всем досталось по 2 дольки и 1 долька осталась.
| ||||||||||||||||||||||||||
4 | Постановка учебной задачи Цель: обсудить затруднение и сформулировать цель урока
Открытие детьми нового знания.
Цель: обсудить проект решения учебной задачи, составление кластера, составить схему разбора слова. Методы: учебный диалог, поисковый, моделирование, исследование .
| — Ребята, в некоторых случаях деление поровну выполнить невозможно. В этом случае раздается лишь часть предметов, а часть остается. — Как назовем то, что осталось? Поэтому такое деление называют деление с остатком. — Какова будет тема нашего исследования? Сегодня на уроке я познакомлю вас с различными приёмами нахождения частного и остатка. Слайд 7 1.Давайте попробуем выполнить деление с остатком. 7:2 7 снеговиков разделим на 2, у нас получится 3 группы, вычитаем из 7 , то что разделилось-6. остаток 1. Слайд 8 8:2 8 снеговиков разделим на 2, получится 4 группы, вычитаем, остатка нет. Слайд 9 9:2 Снеговики, их 9. разделим на 2, получим 4 группы и в остатке 1. Слайд 10 10 белочек делим на 2, получили 5 групп по 2 белочки, в остатке 0. Слайд11 2. В данном частном выполните рисунки и найдите значения выражений 6:3 7:3 8:3 9:3 Слайд 12 3. Давайте результат вычислений запишем в таблицу
Сделаем вывод: Мы делим на 3, а в остатке получилось 0,1,2. Почему в остатке не может быть 5? 4. Давайте применим этот вывод. Слайд 11 Какие остатки могут получиться, если мы будем делить любые числа на 4,5,7?
|
Остаток.
Деление с остатком
Работа у доски и на местах в тетради с комментированием
Работа в тетради, проверка по слайду
Групповая работа, проверка по слайдам
Потому, что 5 можно разделить на 3 и получить группу.
Все остатки меньше делителя. Слушают, высказывают свои мнения
| ||||||||||||||||||||||||||
5 | Физкультминутка
| Закройте глаза и представьте, что ваш нос вырос, как у Буратино. Обмакните его, как в сказке, в чернила и напишите как можно красивее носом в воздухе слово делимое, сделайте это с движением головы; зафиксируйте слово перед глазами. Где можно допустить орфографическую ошибку? Подберите однокоренные слова. | Выполняют задание учителя
| ||||||||||||||||||||||||||
6 | Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи.
Цель: -познакомить ещё с одним способом деления; — сравнивать делитель и остаток; упражняться, используя алгоритм. Цель, которую ставит перед собой учитель: знакомство с алгоритмом деления с остатком не используя рисунок через включение учащихся в учебное исследование; формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей; Задачи: развитие памяти, внимания; развитие умения думать, размышлять, отстаивать свою точку зрения, общаться друг с другом, наблюдать, классифицировать, развитие логики, мышления, творческого воображения; осуществлять самостоятельный перенос знаний и использовать их в новых ситуациях. Методы: репродуктивные, технология сотрудничества | Можно ли выполнить деление с остатком, не используя рисунок или числовой луч. Конечно можно, но для этого надо выполнять определённое правило или алгоритм. Слайд 12 Рассуждаем: допустим, надо 32:5. Найдём ближайшее число к числу 32 , которое делится на 5 –это число 30. Найдём частное, теперь ищем остаток. Сравниваем, остаток меньше делителя, значит значение выражения вычислили верно.
|
Работа по вариантам в тетради 17:3 28:6 | ||||||||||||||||||||||||||
|
|
| Коллективная работа у доски и на местах. | ||||||||||||||||||||||||||
|
| Выполните деление с остатком, используя способ подбора 25:10 31:8 | Групповая работа, решение по вариантам и проверка друг у друга.. | ||||||||||||||||||||||||||
7 | Повторение и закрепление ранее изученного.
| — Идёт зима. Мы постоянно должны заботиться о своем здоровье. Самый лучший способ выздороветь – не заболевать. Решив, предложенные уравнения вы узнаете самый эффективный способ борьбы с простудными заболеваниями. Решение уравнений Из предложенных ответов выберите тот, который является решением данного уравнения: I – вариант 24 : у = 6 а) 7 – правильное питание б) 5 – активный отдых в) 4 – закаливание II – вариант х : 8 = 6 а) 24 – активный отдых б) 48 – закаливание в) 27– правильное питание Самый эффективный способ борьбы с простудными заболеваниями – это закаливание. |
Работа устно по вариантам.
| ||||||||||||||||||||||||||
8 | Работа с учебником . | Решение задачи стр.24 №3 Прочитайте условие задачи, подумайте, как удобнее составить краткую запись в таблице. Слайд 16
Запишите решение, предварительно указав программу решения.
| Работа в тетради
| ||||||||||||||||||||||||||
9 | Рефлексия. | — Ребята, какую тему мы сегодня исследовали? — Что вы узнали об остатке? У каждого из вас на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них. Карточка зеленого цвета обозначает: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке». Карточка желтого цвета обозначает: «Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно». Карточка красного цвета означает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, мне это не интересно, к ответам на уроке я был не готов». | — Сегодня учились делить числа с остатком с использованием рисунка, без использования рисунков, способом подбора. Еще раз попрактиковались в решении задач и уравнений.
| ||||||||||||||||||||||||||
10 | Домашнее задание Слайд 17 | 1. Рабочая тетрадь стр. 34 № 90-91 2. Творческое задание :придумать 5 примеров на деление с остатком Спасибо за урок! | Запись в дневник |