Урок математики в 3 классе УМК «Планета знаний»
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова
Сложение многозначных чисел с переходом через десяток.
«Путешествуем по странам Европы»
Составила: учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 74 г. о. Самара
Галицына Людмила Валентиновна
высшая квалификационная категория
Самара 2013
Урок математики в 3 классе УМК «Планета знаний»
Сложение многозначных чисел с переходом через десяток.
«Путешествуем по странам Европы».
Цель: создание условий для осознания и осмысления новой информации, применение её в учебной ситуации,
развитие пространственных представлений, отработка вычислительных навыков
Задачи:
-
Обучающие: закреплять приём письменного сложения многозначных чисел с переходом через разряд;
совершенствовать умение находить неизвестное число в равенстве (решать уравнения);
учить выполнять сложение именованных чисел;
учить выбирать маршрут движения, основываясь на предложенной информации;
строить дерево вариантов и подсчитывать число возможных вариантов маршрута;
ориентироваться в картах, схемах, таблицах.
2.Развивающие: развивать пространственные представления учащихся как базовых для становления психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;
способствовать расширению кругозора;
формировать на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятий, способах представления информации,
способах решения задач.
3.Воспитывающие: прививать интерес к математике, воспитывать чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Вид урока: комбинированный урок
Форма урока: урок – путешествие
Методы и приёмы:
дидактическая игра
беседа
частично поисковый метод
самостоятельная работа
элементы технологии коллективного взаимодействия
Оборудование:
-
компьютер
-
интерактивная доска
раздаточный материал
-
энциклопедии («Энциклопедия Кирилла и Мефодия» СD, Школьная энциклопедия «История древнего мира», БСЭ, «Чудеса света»)
-
учебник «Математика» для 3 класса, автор Башмаков
Ход урока
-
Организационный момент.
Одна хорошая минута
Сделала одно хорошее дело,
Десять хороших минут
Сделали десять хороших дел.
А сколько хороших дел
Можно сделать за целый урок? (40) Слайд
2. Актуализация знаний и практических умственных умений. Постановка цели урока.
Игра «Я знаю …»
Учитель бросает мячик одному из учеников и задаёт вопрос:
(предположительные ответы детей)
«Я знаю 3 страны… Япония, Россия, США
«Я знаю 3 города… Москва, Омск, Лондон
«Я знаю 3 единицы измерения времени… Секунда, минута, час
«Я знаю 3 единицы измерения длины… см, дм, км
Учитель:
-Что объединяет все эти вопросы?
-Относятся к перемещениям, к поездкам, путешествиям (ответы детей)
—Кто из вас любит путешествовать?
Мы сегодня тоже отправимся в путешествие, но не обычное, а математическое, вернее, посмотрим, как знание математики может пригодиться путешественнику.
А путешественники обычно ведут путевой дневник. Вот и мы откроем наши путевые дневники (т.е. тетради) и запишем дату.
Математическая разминка.
(устный счёт)
а)
б) На карточках записаны многозначные числа.
Необходимо числа расставить в порядке возрастания.
98, 786, 384, 295, 923, 527.
Учитель переворачивает числа – на обороте написано Европа.
-Мы путешествуем по странам Европы. Сегодня будут работать турфирмы: «Планета», «Альбатрос», «Турист». Президенты турфирм получите пакеты с деловыми бумагами (задания в файлах). Будущее фирм будет зависеть от того, как вы справитесь с заданиями.
(Регулятивные УУД-целеполагание, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно).
3. Изучение нового материала.
-Однако с чего начинается путешествие? С планирования маршрута.
Откроем учебник математики на стр. 33. Это карта Европы. Куда мы можем отправиться? ( Из Москвы побываем в Париже, Вене, Афинах.)
Какое это государство? ( Париж- столица Франции, Вена- Австрии, Афины- Греции).
-Какие могут быть варианты маршрутов?
Работа в группах (фирмах) по карте с обозначенными расстояниями.(слайд)
Запись маршрутов на доске:
-Просчитайте самый короткий и самый длинный маршруты.
М-П-В-А-М 8673 км
М-П-А-В-М 9091 км
М-В-П-А-М 8602 км
М-В-А-П-М 9091 км
М-А-П-В-М 8602 км
М-А-В-П-М 8673 км
Сложить все расстояния
(Познавательные УУД- поиск необходимой информации).
-Время в пути для путешественника тоже имеет значение. На чём предлагаете преодолевать расстояние между городами? ( Можно на поезде, т.к. Европа и Россия находятся на одном материке, но это долго, лучше самолётом.)
-Перелёт по какому маршруту займёт меньше времени? (работа в парах)
а) 3ч40мин+2ч15мин+1ч25мин+3ч30мин=10ч50мин
б)3ч15мин+2ч40мин+1ч50мин+2ч10мин=9ч55мин
(Коммуникативные УУД- работа в группе, умение договариваться с партнерами. Познавательные УУД- развитие познавательной инициативы).
4. Физминутка для глаз (Капитошка)
5. Обобщение и систематизация знаний и умений
-Главное в путешествии – новые впечатления и новые знания. В любой стране есть что-то интересное, какие-то достопримечательности. Но вот какие? Это нам предстоит выяснить, решив уравнения. Они записаны на карточках. Работайте в паре, постарайтесь найти правильное решение, так как от этого зависит, сумеем ли мы разгадать слова. (слайд)
230 | 158 | 120 | 150 | 342 | 317 | 342 | |
П | А | Р | Ф | Е | Н | О | Н |
759 | 680 | 158 | |
Л | У | В | Р |
317 | 661 | 545 | 80 | 150 | 70 | |
К | О | Л | И | З | Е | Й |
230 | 759 | Э | 158 | |
Т | А | У | Э | Р |
-В каких городах находятся эти достопримечательности? ( Парфенон- в Афинах, Лувр- в Париже, Колизей- Риме, Тауэр- в Лондоне.)
-Что вы знаете об этих достопримечательностях?
Обратимся к энциклопедиям, ищем нужный материал. На работу – 3 минуты, затем 1 из группы коротко расскажет. ( слайды:6,7, 8, 9)
(Познавательные УУД -поиск необходимой информации).
6. Физминутка.
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь.
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймёшь тогда, какая
Наша родина большая,
Необъятная страна.
-Сколько разных маршрутов можно придумать так, чтобы в каждом городе побывать один раз? Достройте схему.
МОСКВА
ПАРИЖ ВЕНА РИМ АФИНЫ
В Р А … … …
— Сравните свою работу с эталоном. ( слайд )
(Познавательные УУД- построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные- умение слушать, вступать в диалог).
-Просчитайте, какой маршрут будет самым дешёвым – данные о стоимости можно взять из таблицы в № 6 на с. 34(слайд)
7. Рефлексия
-Где мы сегодня побывали? Что нового узнали? Чему научились?(слайд)
Ребята, нарисуйте себя на одной из ступенек лестницы успеха:
1 – испытываю затруднения;
2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь;
3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.
3
2
1
(Регулятивные — контроль и оценка. Регулятивные — осознание своей учебной деятельности и деятельности всего класса. Личностные УУД- понимание личной успешности, не успешности в усвоении материала).
8. Задание на дом
-Ваши фирмы участвуют в благотворительной акции. Необходимо выполнить задание. Заработанные вами деньги пойдут в фонд защиты природы. Каждый человек сам решает, будет ли он участвовать в этой акции, и какую сумму он может внести.
-Выберите задание на карточках у своих президентов. Чем дороже задание, тем сложнее.
(учащиеся выбирают задания)
Задание.
1 уровень
Длина прямоугольника 8 см, а ширина 5 см. найти площадь и периметр. (100р)
S=8*5=40(cм) P=(8+5)*2=26(cм)
2 уровень.
Найди площадь прямоугольной площадки, если ее длина равна 12 метрам, а ширина в 3 раза меньше. (200р)
12:3=4(см) 12*4=48(см)
3 уровень
Найди площадь квадрата, который имеет такой же периметр, как прямоугольник со сторонами 5 см и 7 см. (300р)
P=(5+7)*2=24(см) 24:4=6(см)-сторона кв. S=6*6=36(см)
— Спасибо за урок!
Образовательные результаты, которые будут достигнуты учащимися.
личностные
положительное отношение и интерес к изучению математики;
ориентация на понимание причин собственной успешности (не успешности);
чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
предметные
выполнять арифметические действия с величинами «длина», «время»;
находить неизвестные компоненты арифметических действий;
письменно выполнять сложение многозначных чисел;
метапредметные:
регулятивные
удерживать цель учебной деятельности;
сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок;
познавательные
понимать информацию, представленную в виде схемы, таблицы;
находить нужную информацию в справочнике;
планировать маршрут движения, время, затраты;
коммуникативные
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре; устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку, обсуждать совместное решение;
распределять обязанности при работе в группе.
Учитель начальных классов Галицына Людмила Валентиновна.
Приложение № 1
Приложение № 2
МОСКВА
ПАРИЖ ВЕНА РИМ АФИНЫ
В Р А … … …
Приложение № 3
Рефлексия
Ребята, нарисуйте себя на одной из ступенек лестницы успеха:
1 – испытываю затруднения;
2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь;
3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.
3
2
1