Урок русского языка «Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома». 4 класс, программа «Школа- 2100»
Мусина Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МОБУ гимназия с. Кармаскалы
Технологическая карта урока
Тема | Р/р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» | ||||||
Цель | Личностные УУД: развитие эмоциональной сферы | ||||||
Регулятивные УУД: развитие умений формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком, редактировать написанное | |||||||
Коммуникативные УУД: развитие умений устной и письменной речи. | |||||||
Познавательные УУД: формирование интереса к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств | |||||||
Планир. результаты | Предметные: Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов Создавать устное и письменное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. | ||||||
Личностные формирование интереса к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств, умения осознавать и определять (называть) свои эмоции, эмоции других людей; умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; | |||||||
Метапредметные: | |||||||
Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |||||
|
|
| |||||
самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
| оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план) осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; | |||||
Инструментальный блок | |||||||
Задачи урока | Образовательные: | Способствовать развитию: | Воспитывать: | ||||
Сформированность умений: -проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. -разграничивать сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов); — создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. конструкциями. -продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов | умений устной и письменной речи | любовь и уважение к близким, родственникам, трудолюбие. | |||||
Тип урока | урок развития речи | ||||||
Учебно- методический комплекс | «Школа- 2100» | ||||||
Организационно — деятельностный блок | |||||||
Основные понятия | сочинение, замысел, план, черновик, редактирование. | ||||||
Организация пространства | Применение здоровьесберегающих технологий, организация дифференцированной работы, фронтальная и индивидуальная работа с учащимися, применение ТСО и ИКТ. | ||||||
Межпредметные связи | Литература, окружающий мир, ОДНК | ||||||
Действия обучающихся | — Формулирование темы по ключевым словам и прогнозирование содержания и плана урока. — Актуализация знаний. — Осмысление темы. -Прогнозирование связи темы сочинения с языковым заданием. -Подготовка на черновике рабочих материалов к сочинению. -Работа над вариантом вступления. — Орфографическая подготовка. — Начало записи сочинения на черновиках. -Обратная связь с учителем. | ||||||
Диагностика результатов урока (итог урока) | Диагностика проводится в виде мониторинга успешности каждого ученика (свои жетоны успешности опускаются в один из двух конвертов на доске); на следующем уроке будет проведен анализ написанных сочинений. | ||||||
Домашнее задание | Закончить сочинение в черновике, исправить, переписать в чистовик. |
План урока.
Урок русского языка, 4 класс, 29.10.2013 г.
Тема: Р/р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома».
Тип урока: Урок развития речи.
Цель как деятельность учеников: развитие эмоциональной сферы личности, формирование интереса к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств;
-развитие умений формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком, редактировать написанное;
-развитие умений устной и письменной речи- продуцировать текст с использованием сложных и простых предложений с однородными членами, соединенными союзной и бессоюзной связью.
Оборудование: карточки обратной связи, рабочие листы учащихся (раздаточный материал), слайды с фотографиями членов семей учащихся, гитара, аудиозапись физминутки.
I. Орг. момент. Настроение у всех хорошее, думаю, урок пройдет замечательно. Не забудьте, что в конце урока вы должны будете оценить, насколько вы поняли тему и положить жетоны в один из двух конвертов.
II. Формулирование темы по ключевым словам и прогнозирование содержания и плана урока.
На слайде 1 — ключевые слова урока: сочинение, замысел, план, черновик, редактирование.
-Прочитайте ключевые слова и сформулируйте тему урока.
— А теперь послушайте отрывок из песни, которую часто поют в Международном детском центре «Артек» и попробуйте определить тему сегодняшнего сочинения.
Учитель исполняет на гитаре 2 куплета «Песни о доме». Ответы детей.
Да, у всех вас есть теплый дом и дружная семья, где каждый занят своим делом. Об этом мы услышали в ваших рассказах на уроке светской этики, об этом рассказывают и приготовленные вами семейные фотографии.
—Слайд 2 Да, тема нашего сочинения- «Субботний вечер у нас дома».
Записывание темы урока в тетрадях по развитию речи.
— А чтобы вам было легко ориентироваться в сегодняшнем уроке, перед вами на столах лежат путевые листы, где записан план урока. Если я что- то упущу во время урока, вы можете меня поправить. Помогут нам также материалы учебника, упр. 82.
III. Актуализация знаний.
-Что такое сочинение? Вспомним урок литературы. Перечислите этапы написания сочинения.
А теперь узнаем значение слова «Сочинение».
Слайд 3 Сочинение (историч.): чин – порядок; со – значит «вместе» (эту приставку мы выделяли во многих словах: содружество, соотечественники и т.д.).
— Итак, сочинение – это сообщение мыслей на какую-то тему и построение их по порядку.
IV. Обращаемся к путевому листу, пункт 3.
– Слайд 4- тема урока Найдите ключевые слова в формулировке темы. (Все слова являются ключевыми.)
О чем нужно писать?
V. Прогнозирование связи темы сочинения с языковым заданием.
– Спрогнозируйте, какая связь между темой сочинения и темой, изучаемой по русскому языку?
– Как вы думаете, почему мы будем использовать в речи сложные предложения и предложения с однородными членами?
(Сложными предложениями и предложениями с однородными членами можно сказать о многом, передать одновременность происходящих событий, описать занятия детей, перечислить эти занятия, сравнить или противопоставить занятия детей и взрослых, а также других членов семьи.)
Придумайте предложение по нашей теме – сложное или с однородными членами.
VI. Путевой лист, пункт 4.
Подготовка на черновике рабочих материалов к сочинению .
Записываем план – с доски.
1.Вступление.
2.Основная часть.
3. Заключение.
Прочитайте вопрос 1 на стр. 77 учебника .
– Что такое замысел? (Мысль мыслить – замысел.)
– Подумайте, что самое главное вы хотите рассказать своим читателям о
том, как вы провели субботний вечер дома?
(Отвечают 2–3 человека.)
– Где мы поместим главную мысль? (В заключении, в последнем абзаце.) Записываем в конце плана.
– Прочитаем в памятке пункт 2.(Послушать 3–4 детей).
– Попробуйте записать на черновике мысли, которые вам приходят в голову и которые раскрывают ваш замысел.
– Как будем записывать? (Как удобнее – кратко, в столбик, в любом порядке.)
– Если вы закончили этот этап работы, подумайте, в каком порядке лучше расположить мысли.
Пронумеруйте их. Получился план основной части.
– Теперь, когда вы определили замысел своего сочинения, продумали содержание и порядок следования мыслей, нужно подумать о том, чего не хватает в нашем плане. (Вступления.)
VII. Работа над вариантом вступления.
На обратной стороне путевых листов варианты вступления, дети их читают про себя
– Для чего я записала разные варианты? (Чтобы помочь начать сочинение; вступление помогает настроиться на определенное содержание.)
Прочувствовали ли вы разное настроение авторов? Какой из предложенных вариантов можно назвать серьезным? юмористическим? мечтательным (лирическим)? Попробуйте придумать свой вариант вступления: путевые листы красного цвета- серьезное; путевые листы голубого цвета- мечтательное, желтого цвета- юмористическое.
— Сделайте свой выбор. Если не получится придумать собственное вступление, можете воспользоваться одним их этих образцов.
Путевой лист?
Минутка отдыха (под аудиозапись). Такую зарядку можете делать дома с младшими сестренками или братишками.
VIII. Орфографическая подготовка.
– О чем еще надо помнить? На что еще обращают ваше внимание авторы учебника? Прочитайте пункты 3, 4 в упражнении учебника (абзацы выделять, главную мысль постоянно держать в голове).
Вспомним правила записи сложных предложений и предложений с однородными членами (выполнение задания из «Рабочей тетради», стр. Самопроверка.
Не забудьте о речевых ошибках, которые вы можете допустить при написании сочинений: Слайд 5 — (исправление ошибок в построении предложений из предыдущих сочинений). А если вы не знаете, как пишутся какие- либо слова, можете спросить у меня.
Выслушать полное сочинение 1-2 учащихся.
X. Начало записи сочинения на черновиках.
XI. Итог урока. Обратная связь с учителем.
-Что показалось самым трудным? Чему научились? Обратная связь с учителем. Положите, пожалуйста, свой жетон в конверт соответствующего цвета (в зеленый конверт- кому было все понятно и легко на уроке; в красный конверт- кому было очень трудно и они не смогут сами выполнить домашнее задание. по сегодняшней теме).
Домашнее задание: дописать сочинение в черновик, исправить и переписать в чистовик.
Путевой лист урока «Сочинение «Субботний вечер у нас дома».
Варианты вступлений к сочинениям.
1) За окном весело кружились первые снежинки. Фонарь напротив подмигивал мне оранжевым глазом. Дома было тепло и уютно, а на душе светло и радостно.
2) Я очень люблю, когда моя семья собирается вместе. Хотите узнать, как прошел этот субботний вечер у нас дома?
3) В этот субботний вечер я уютно устроилась на диване. Листая семейный фотоальбом, я вспомнила, как это здорово, когда вся семья собирается вместе.
4) Никогда я не забуду этот субботний вечер. Это был настоящий праздник смеха. А начиналось все, как обычно…
5) Я очень люблю субботу. Особенно , когда можно собраться всей семьей за интересным занятием или просто поговорить по душам. Именно таким был вечер, о котором я хочу вам рассказать.
6) В субботу с самого утра у меня было прекрасное настроение. Я хотела поделиться им со своими близкими. И я придумала, как весело провести субботний вечер в семье.
7) Наш белоснежный кот Васька носился по дому. Мы его так любим, и нам кажется, что без него не было бы того незабываемого субботнего вечера в кругу семьи.
8) Накануне недели я мечтала провести субботний вечер так, чтобы все оказались им довольны.
Приложение 3. Символы на конвертах для обратной связи в конце урока.
Приложение 4. Жетон учащегося.
Даниил