УРОК МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ.
Тема: Единицы длины. Километр.
Цель: совершенствовать навыки счета, продолжить формирование умений работать с единицами длины, развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, решать.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания. Задача на движение.
-
Устный счет.
-
Прочти числа:
1998100620, 1500000707, 2400006205
-
Сравни, (работа в « Тетради для самостоятельных работ» ), проверка.
-
Найди лишнее слово:
километр, килограмм, грамм, тонна.
-
Сообщение темы, определение целей.
Совершим сегодня путешествие, отправляемся на станцию:
1станция Речная.
Работа по карте. Найди и покажи горы –
Народная — м
Белуха — м
Эльбрус — м
— Какие единицы длины использовали для записи высот?
— Для записи длины рек используют единицу длины – километр.
Около 200 рек длиной свыше 500 км.
Самые крупные реки:
-
Волга – 3530км
-
Амур – 4354км
-
Енисей – 4287км
-
Лена – 4400км
-
Обь – 3650км
Покажи их на карте.
Запишите длины рек в порядке увеличения.
Проверка.
В нашем краю протекает река Гуслица (приток реки Нерской) – 36км. Мы побывали в Коломне, там протекает река Коломенка (приток реки Москвы) -51км.
Горы, реки – это наше богатство и украшение всей России. Нам надо делать все для их сохранения.
2 станция Смекалкино: — Назовите самую маленькую единицу длины. Самую большую единицу длины?
1м= дм 1км= м
1м= см 1 км= см 1км= 100000см
Выполните задание:
соотнеси записи с единицами длины
-
толщина спички км
-
длина карандаша м
-
длина коридора см
-
протяженность границ мм
Работа по учебнику — стр.40 № 173 (работа в парах), проверка.
Физкультминутка
3 станция Измеряйкино:
Давайте выполним №178 ( 2 ученика работают у доски), проверим.
4 станция Задачкино:
-
Решение задачи № 180.
— В каком направлении движутся поезда? Что известно? Что надо узнать?
— Выполним чертеж к задаче.
Решение задачи (1 ученик у доски)
250км/ч ? на 35км/ч<
?км
650 км
Проверка.
-
Сборник задач стр.19 – работа по вариантам(самостоятельно)
1 вариант- № 126, 2 вариант -№ 129
Проверка.
5 станция Вычисляйкино:
Работа по учебнику № 181 (1 строка), проверка (200000, 572080, 272,686)
-
Подведение итогов.
— Что нового узнали на уроке?
-Какие единицы длины знаете?
1км=? см
-
Какие русские величины длины знаете?
Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
-
АРШИН — старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.
Есть различные версии происхождения аршинной меры длины. Возможно, первоначально, «аршин» обозначал длину человеческого шага (порядка семидесяти сантиметров, при ходьбе по равнине, в среднем темпе) и являлся базовой величиной для других крупных мер определения длины, расстояний (сажень, верста). Корень «АР» в слове а р ш и н — в древнерусском языке (и в других, соседних) означает «ЗЕМЛЯ», «поверхность земли», «борозда» и указывает на то, что эта мера могла применяться при определении длины пройденного пешком пути. Было и другое название этой меры – ШАГ.
-
ШАГ — средняя длина человеческого шага = 71 см. Одна из древнейших мер длины.
Купцы, продавая товар, как правило, мерили его своим аршином (линейкой) или по-быстрому – отмеряя ‘от плеча’. Чтобы исключить обмер, властями был введён, в качестве эталона – «казенный аршин«, представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.
Для мелких мер длины базовой величиной была, применяемая испокон на Руси мера — «пядь» (c 17-го века — длину равную пяди называли уже иначе – «четверть аршина», «четверть», «четь»), из которой глазомерно, легко можно было получить меньшие доли – два вершка (1/2 пяди) или вершок (1/4 пяди).
-
ПЯДЬ (пядница) — древняя русская мера длины. МАЛАЯ ПЯДЬ (говорили — «пядь»; с 17-го века она называлась — «четверть» <аршина>) — расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев = 17,78 cm.
БОЛЬШАЯ ПЯДЬ — расстояние между концами большого пальца и мизинца (22-23 см.).
П Я Д Ь С КУВЫРКОМ («пядень с кувырком», по Далю — ‘пядь с кувыркой’) — пядь с прибавкой двух суставов указательного палица = 27-31 см -
ВЕРСТА — старорусская путевая мера (её раннее название — »поприще»). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Два названия долгое время употреблялись параллельно, как синонимы.
«Верстой» также назывался верстовой столб на дороге. -
МЕЖЕВАЯ ВЕРСТА — старорусская единица измерения, равная двум верстам. Версту в 1000 сажен (2,16 км) употребляли широко в качестве межевой меры, обычно при определении выгонов вокруг крупных городов, а на окраинах России, особенно в Сибири — и для измерения расстояний между населенными пунктами.
-
САЖЕНЬ — одна из наиболее распространенных на Руси мер длины.
-
МАХОВАЯ САЖЕНЬ — расстояние между концами средних пальцев раскинутых в стороны рук — 1,76м.
-
КОСАЯ САЖЕНЬ (первоначально «косовая») — 2,48м.Сажени употреблялись до введения метрической системы мер.
-
Меры длины (употреблявшиеся в России после «Указа» 1835 г. и до введения метрической системы):
1 верста = 500 саженей = 50 шестов = 10 цепей = 1,0668 километра
1 сажень = 3 аршина = 7 фут = 48 вершков = 2,1336 метра
Косая сажень = 2,48 м.
Маховая сажень = 1,76 м.
1 аршин = 4 четверти (пяди) = 16 вершков = 28 дюймов = 71,12 см
(на аршин обычно наносили деления в вершках)1 локоть = 44 см (по разным источникам от 38 до 47 cм)
1 фут = 1/7 сажени = 12 дюймов = 30,479 см
1 вершок = 4 ногтя (по ширине — 1,1 см) = 1/4 пяди = 1/16 аршина = 4,445 сантиметра
— старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного и среднего). 1 перст ~ 2 см.
-
ДЮЙМ (с Голландского «палец»)=2,5 см
-
ФУТ (с Английского языка «нога») = 30 см
Это любопытно:
-
Какого роста была Дюймовочка?
-
7 футов под килем?
Чему равно это расстояние?
А когда так говорят?
6. Домашнее задание: учебнк стр.40 № 174-№ 177, № 182