УРОК МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ.

Тема: Единицы длины. Километр.

Цель: совершенствовать навыки счета, продолжить формирование умений работать с единицами длины, развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, решать.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания. Задача на движение.

  3. Устный счет.

  • Прочти числа:

1998100620, 1500000707, 2400006205

  • Сравни, (работа в « Тетради для самостоятельных работ» ), проверка.

  • Найди лишнее слово:

километр, килограмм, грамм, тонна.

  1. Сообщение темы, определение целей.

Совершим сегодня путешествие, отправляемся на станцию:

1станция Речная.

Работа по карте. Найди и покажи горы –

Народная — м

Белуха — м

Эльбрус — м

— Какие единицы длины использовали для записи высот?

— Для записи длины рек используют единицу длины – километр.

Около 200 рек длиной свыше 500 км.

Самые крупные реки:

  • Волга – 3530км

  • Амур – 4354км

  • Енисей – 4287км

  • Лена – 4400км

  • Обь – 3650км

Покажи их на карте.

Запишите длины рек в порядке увеличения.

Проверка.

В нашем краю протекает река Гуслица (приток реки Нерской) – 36км. Мы побывали в Коломне, там протекает река Коломенка (приток реки Москвы) -51км.

Горы, реки – это наше богатство и украшение всей России. Нам надо делать все для их сохранения.

2 станция Смекалкино: — Назовите самую маленькую единицу длины. Самую большую единицу длины?

1м= дм 1км= м

1м= см 1 км= см 1км= 100000см

Выполните задание:

соотнеси записи с единицами длины

  • толщина спички км

  • длина карандаша м

  • длина коридора см

  • протяженность границ мм

Работа по учебнику — стр.40 № 173 (работа в парах), проверка.

Физкультминутка

3 станция Измеряйкино:

Давайте выполним №178 ( 2 ученика работают у доски), проверим.

4 станция Задачкино:

  • Решение задачи № 180.

— В каком направлении движутся поезда? Что известно? Что надо узнать?

— Выполним чертеж к задаче.

Решение задачи (1 ученик у доски)

250км/ч ? на 35км/ч<

?км

650 км

Проверка.

  • Сборник задач стр.19 – работа по вариантам(самостоятельно)

1 вариант- № 126, 2 вариант -№ 129

Проверка.

5 станция Вычисляйкино:

Работа по учебнику № 181 (1 строка), проверка (200000, 572080, 272,686)

  1. Подведение итогов.

— Что нового узнали на уроке?

-Какие единицы длины знаете?

1км=? см

  • Какие русские величины длины знаете?

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.

  • АРШИН — старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.

Есть различные версии происхождения аршинной меры длины. Возможно, первоначально, «аршин» обозначал длину человеческого шага (порядка семидесяти сантиметров, при ходьбе по равнине, в среднем темпе) и являлся базовой величиной для других крупных мер определения длины, расстояний (сажень, верста). Корень «АР» в слове  а р ш и н — в древнерусском языке (и в других, соседних) означает «ЗЕМЛЯ», «поверхность земли», «борозда» и указывает на то, что эта мера могла применяться при определении длины пройденного пешком пути. Было и другое название этой меры – ШАГ.

  • ШАГ — средняя длина человеческого шага = 71 см. Одна из древнейших мер длины.

Купцы, продавая товар, как правило, мерили его своим аршином (линейкой) или по-быстрому – отмеряя ‘от плеча’. Чтобы исключить обмер, властями был введён, в качестве эталона – «казенный аршин«, представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.

Для мелких мер длины базовой величиной была, применяемая испокон на Руси мера — «пядь» (c 17-го века — длину равную пяди называли уже иначе – «четверть аршина», «четверть», «четь»), из которой глазомерно, легко можно было получить меньшие доли – два вершка (1/2 пяди) или вершок (1/4 пяди).

  • ПЯДЬ (пядница) — древняя русская мера длины. МАЛАЯ ПЯДЬ (говорили — «пядь»; с 17-го века она называлась — «четверть» <аршина>) — расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев = 17,78 cm.
    БОЛЬШАЯ ПЯДЬ — расстояние между концами большого пальца и мизинца (22-23 см.).
    П Я Д Ь С КУВЫРКОМ («пядень с кувырком», по Далю — ‘пядь  с  кувыркой’) — пядь с прибавкой двух суставов указательного палица = 27-31 см 

  • ВЕРСТА — старорусская путевая мера (её раннее название — »поприще»). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Два названия долгое время употреблялись параллельно, как синонимы.
    «Верстой» также назывался верстовой столб на дороге.

  • МЕЖЕВАЯ ВЕРСТА — старорусская единица измерения, равная двум верстам. Версту в 1000 сажен (2,16 км) употребляли широко в качестве межевой меры, обычно при определении выгонов вокруг крупных городов, а на окраинах России, особенно в Сибири — и для измерения расстояний между населенными пунктами.

  • САЖЕНЬ — одна из наиболее распространенных на Руси мер длины.

  • МАХОВАЯ САЖЕНЬ — расстояние между концами средних пальцев раскинутых в стороны рук — 1,76м.

  • КОСАЯ САЖЕНЬ (первоначально «косовая») — 2,48м.Сажени употреблялись до введения метрической системы мер.

  • Меры длины (употреблявшиеся в России после «Указа» 1835 г. и до введения метрической системы):

1 верста =  500 саженей = 50 шестов = 10 цепей = 1,0668 километра
1 сажень =  3 аршина = 7 фут = 48 вершков = 2,1336 метра
Косая сажень = 2,48 м.
Маховая сажень = 1,76 м.
1 аршин =  4 четверти (пяди) = 16 вершков = 28 дюймов = 71,12 см
(на аршин обычно наносили деления в вершках)1 локоть =  44 см (по разным источникам от 38 до 47 cм)

1 фут =  1/7 сажени = 12 дюймов = 30,479 см

1 вершок = 4 ногтя (по ширине — 1,1 см) = 1/4 пяди = 1/16 аршина = 4,445 сантиметра
— старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного и среднего). 1 перст ~ 2 см.

  • ДЮЙМ (с Голландского «палец»)=2,5 см

  • ФУТ (с Английского языка «нога») = 30 см

Это любопытно:

  1. Какого роста была Дюймовочка?

  2. 7 футов под килем?

Чему равно это расстояние?

А когда так говорят?

6. Домашнее задание: учебнк стр.40 № 174-№ 177, № 182

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here