Ступкина Татьяна Валентиновна

Учитель начальных классов ГБСКОУ № 613 Московского района г. Санкт-Петербург.

Урок по математике в 4 классе коррекционной школы 8 вида.

Тема: « Табличные случаи умножения. Умножение числа 4».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте, дети!

-Проверим, все ли готовы к уроку. На партах у вас учебники, тетради, рабочие тетради, ручки, простые карандаши.

2.Подготовка к новой теме, повторение изученного.

-Что такое умножение?

-Чем можно заменить сумму одинаковых слагаемых?

-Посмотрим, как вы научились заменять сложение одинаковых слагаемых умножением.

( Каждому ученику выдается раздаточный материал, где они должны заменить сумму одинаковых слагаемых на примеры с умножением: (Приложение 1)

4+4=

4+4+4+4=

4+4+4=

4+4+4+4+4+4=

4+4+4+4+4+3=

4+4+4+4+2+4+4+4+4=

На доске написаны те же примеры. После 1-2 минут самостоятельного решения, учитель вызывает детей к доске ( по цепочке) для записи решений.

— Обратите внимание на два последних примера.

— Мы можем заменить сложение неодинаковых слагаемых на умножение?

( Нет, одно из слагаемых отличается от других).

— Что можно сделать, чтобы мы могли заменить сложение на умножение?

( Вычеркнуть мешающие слагаемые, т.е.:

4+4+4+4+4+3=4х5

4+4+4+4+2+4+4+4+4+=4х8)

3.Объявление темы урока.

— Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомиться с таблицей умножения. Мы с вами составим и постараемся выучить таблицу умножения числа 4.

( или : -Как вы думаете таблицу какого числа мы сегодня составим и постараемся выучить ?)

4.Объяснение новой темы.

— Недавно на уроке творчества (труда) мы с вами делали табуретки из картона, палочек и пластилина. Вот они.

( учитель показывает на отдельную парту, на которой стоят сделанные детьми табуреточки ).

— Эти табуреточки помогут нам составить сегодняшнюю таблицу умножения.

— Посмотрите на эту табуреточку.

( Учитель берет одну табуреточку и показывает ее детям.)

— Сколько у этой табуреточки ножек?

— 4.

( Учитель ставит эту табуреточку на другую отдельную парту.)

— Сколько табуреточек на парте?

— 1.

— Посчитаем ножки у одной табуреточки. Четыре ножки у одной табуреточки. Составим пример на умножение. По четыре ножки взяли один раз: 4х1=

— Сколько всего ножек у одной табуреточки?

— 4.

— Значит, какой пример мы составили?

— 4х1=4

( Учитель записывает пример на доске параллельно его комментируя).

— А теперь я поставлю еще одну табуреточку.

( Учитель берет еще одну табуреточку и показывает ее детям).

— Сколько ножек у первой табуреточки?

— 4.

— Сколько ножек у второй табуреточки?

— 4.

( Задавая вопросы, учитель показывает детям сначала первую табуреточку, затем вторую.)

— Сколько всего табуреточек на парте?

— 2.

— А сколько ножек у двух табуреточек , у первой и второй вместе?

-Составим пример сначала на сложение, потом на умножение.

— 4+4=4х2=8

-К четырем ножкам первой табуреточки прибавим четыре ножки второй табуреточки (4+4), заменим умножением: по четыре ножки взяли два раза (4х2)

(Учитель записывает пример на доске параллельно его комментируя).

— Добавлю еще одну табуреточку.

-Сколько ножек у одной табуреточки?

— 4.

-Сколько всего таких табуреточек у меня на парте?

— 3.

— Сколько всего ножек у трех одинаковых табуреточек?

-Составим пример на сложение: 4+4+4

( к четырем ножкам первой табуреточки прибавим четыре ножки второй табуреточки и прибавим четыре ножки третьей табуреточки ).

— А теперь заменим умножением (4х3=)

( По четыре ножки взяли три раза).

— Давайте сосчитаем, сколько получилось табуреточек?

— А теперь добавлю еще одну табуреточку.

— Сколько ножек у одной табуреточки?

— 4.

— Сколько у нас таких табуреточек?

— 4.

— Составим пример на сложение. (4+4+4+4=)

( К четырем ножкам одной табуреточки прибавим 4 ножки второй табуреточки, прибавим четыре ножки третьей табуреточки, прибавим 4 ножки четвертой табуреточки).

Под комментарий учителя пример составляет один из учеников на доске.

— А как заменить этот пример на сложение примером на умножение? (4х4=)

— Давайте сосчитаем, сколько получилось ножек у четырех одинаковых табуреточек.

— Добавляю еще одну такую же табуреточку.

— Сколько ножек у одной табуреточки? (4)

— А сколько у нас одинаковых табуреточек? (5)

— Кто составит пример на сложение?

( Ученик пишет на доске пример и комментирует его:

К 4 ножкам первой табуреточки прибавим 4 ножки второй табуреточки, прибавим 4 ножки третьей табуреточки, прибавим 4 ножки четвертой табуреточки, прибавим 4 ножки пятой табуреточки).

— А теперь составим пример на умножение.

( Тот же ученик на доске заменяет сложение на умножение:

По 4 ножки взяли 5 раз : 4х5 )

Аналогично: 4х6

4х7

4х8

4х9

4х10

— Молодцы!

— Посмотрите, какую мы составили таблицу умножения числа 4.

( Учитель вывешивает на доску отпечатанную таблицу умножения числа 4). (Приложение 2)

-Давайте потренируемся в запоминании таблицы умножения!

1) Учитель называет детям примеры из таблицы, дети (по памяти или с помощью таблицы на доске) называют ответы.

2) Дети друг другу задают примеры из таблицы.

Физминутка.

5.Закрепление новой темы.

1)- А теперь закрепим наши знания и будем работать по учебнику.

— Учебник с.74 № 11 (устно).

Дети по цепочке читают примеры из учебника и находят ответ (самостоятельно или с помощью таблицы умножения).

2) Раздаточный материал №2 (письменно). (Приложение 3)

Учитель раздает детям листочки с заданиями.

— А теперь закрепим знание таблицы умножения письменно.

— Прочитайте задание : « Соедини шарики так, чтобы получить верный пример.»

— Первый пример : 4х8=

— Какой ответ-шарик выберем? 15? 21? 32? И т.д.

3)Игра «Домино» устно на доске. (Приложение 4)

— Поиграем в домино?

( На отдельной парте лежит « числовое домино», на одной половинке которого ответ, на другой – пример. Задача детей – правильно выстроить цепочку из «Числового домино».)

4х4 =16..4х2 =8..4х6 =24..4х3 =12..4х8 =32..4х5 =20..4х9 =36..4х7 =28…

( Учитель прикрепляет к доске первую фишку домино: … 4х4

-Пример : 4х4. Каков ответ? (16)

— Иди прикрепи фишку с ответом на доску: =16..4х2

— Следующий пример на этой фишке : 4х2

— Каков ответ? ( 8 )

-Иди найди эту фишку домино: =8..4х6

-Следующий пример в этом домино : 4х6

— Кто найдет ответ? И т.д.

4) Раздаточный материал №3 (Приложение 5)

Учитель раздает детям листки с заданиями.

— Тренируемся в запоминании таблицы письменно.

-Прочитайте задание: « Помоги Деду Морозу пробраться к елке. Решай примеры, находи правильный ответ и двигайся дальше.»

— Взяли ручки. Будем двигаться по стрелкам от «старта».

-Первый пример: 4х2

-Какой выберем ответ : 7 или 8 ?

— Куда нам идти? ( 8 )

— Пришли к следующему примеру : 4х3

-А здесь какой ответ правильный: 11 или 12 ?

-В какую сторону пойдем? ( 12)

— Дальше пример : 4х8

— Пустой кружок! Наша задача заполнить его правильным ответом.

— Какой ответ? ( 32 )

— Идем по стрелке дальше. Следующий пример : 4х5.

— Опять пустой кружок! Заполним и его правильным ответом!

— Каков правильный ответ? ( 20 )

-Идем по стрелке дальше. Новый пример : 4х9

— А здесь целых три дорожки : 36, 28, 26.

-Какой ответ выберем? Куда пойдем дальше? ( 36). И т.д.

6.Проверка усвоения материала.

— А теперь я хочу проверить , как вы постарались запомнить новую таблицу умножения числа 4.

Рабочая тетрадь с.51 №4.

— Читаем задание : « Покажи стрелкой, куда должен приземлиться каждый парашютист (соедини пример с ответом по образцу)

-Первый пример-парашютист : 4х3

— Куда он должен приземлиться? К какому ответу? (12)

— Второй пример-парашютист : 4х7

— Какой ответ? (28)

-Соединяем парашютиста с ответом стрелкой.

— Дальше – самостоятельно!

— Сдаем мне тетради .

7.Заключение.

— Что мы сегодня делали?

-Таблицу умножения какого числа составляли?

-Что такое умножение?

Раздаточный материал № 4. (Приложение 6)

— и теперь (напоследок) составим картину при помощи таблицы умножения числа 4.

( Учитель раздает детям листки с картинкой и ответами на пластилине.)

-Наша задача: дорисовать ( составить ) картину, решив примеры. Вместо примеров, написанных на картинке – прикрепить рисунок-ответ.

— Начнем!

-На дереве пример: 4х6

-Какой ответ? (24 )

-Какой предмет под номером 24? ( гнездо)

-Прикрепим гнездо на дерево.

-Следующий пример под деревом: 4х5.

-Какой ответ? (20)

-Какой предмет под номером 20? (гриб)

-Прикрепим гриб под дерево.

-На лужайке пример : 4х9

-Какой ответ? (36)

-А кто под этим номером? (ежик)

-Прикрепим ежика на лужайку.

-Дальше самостоятельно!.

-Поднимите свои картинки и покажите всем, что у вас получилось.

— В пруду? (рыба)

— В небе? (солнце)

— Над деревьями? (птица)

— На полянке? (цветы)

-У всех получились одинаковые картинки. Молодцы!

8.Итог урока.

— Что нового узнали?

— Какую таблицу старались выучить?

-Что для этого делали?

— А теперь запишите Д.З.:

1)учебник с.75 №19 (у)

2)печатная тетрадь с.50 №2

3)выучить таблицу умножения числа 4.

9.Орг. момент.

— Все работали очень хорошо!

-Особенно хочется отметить…….

-Я поставлю «5»-….., «4»-…., потому, что…….

-Урок окончен.

-Спасибо. Все свободны.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here