Ступкина Татьяна Валентиновна
Учитель начальных классов ГБСКОУ № 613 Московского района г. Санкт-Петербург.
Урок по математике в 4 классе коррекционной школы 8 вида.
Тема: « Табличные случаи умножения. Умножение числа 4».
Ход урока.
-
Организационный момент.
— Здравствуйте, дети!
-Проверим, все ли готовы к уроку. На партах у вас учебники, тетради, рабочие тетради, ручки, простые карандаши.
2.Подготовка к новой теме, повторение изученного.
-Что такое умножение?
-Чем можно заменить сумму одинаковых слагаемых?
-Посмотрим, как вы научились заменять сложение одинаковых слагаемых умножением.
( Каждому ученику выдается раздаточный материал, где они должны заменить сумму одинаковых слагаемых на примеры с умножением: (Приложение 1)
4+4=
4+4+4+4=
4+4+4=
4+4+4+4+4+4=
4+4+4+4+4+3=
4+4+4+4+2+4+4+4+4=
На доске написаны те же примеры. После 1-2 минут самостоятельного решения, учитель вызывает детей к доске ( по цепочке) для записи решений.
— Обратите внимание на два последних примера.
— Мы можем заменить сложение неодинаковых слагаемых на умножение?
( Нет, одно из слагаемых отличается от других).
— Что можно сделать, чтобы мы могли заменить сложение на умножение?
( Вычеркнуть мешающие слагаемые, т.е.:
4+4+4+4+4+3=4х5
4+4+4+4+2+4+4+4+4+=4х8)
3.Объявление темы урока.
— Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомиться с таблицей умножения. Мы с вами составим и постараемся выучить таблицу умножения числа 4.
( или : -Как вы думаете таблицу какого числа мы сегодня составим и постараемся выучить ?)
4.Объяснение новой темы.
— Недавно на уроке творчества (труда) мы с вами делали табуретки из картона, палочек и пластилина. Вот они.
( учитель показывает на отдельную парту, на которой стоят сделанные детьми табуреточки ).
— Эти табуреточки помогут нам составить сегодняшнюю таблицу умножения.
— Посмотрите на эту табуреточку.
( Учитель берет одну табуреточку и показывает ее детям.)
— Сколько у этой табуреточки ножек?
— 4.
( Учитель ставит эту табуреточку на другую отдельную парту.)
— Сколько табуреточек на парте?
— 1.
— Посчитаем ножки у одной табуреточки. Четыре ножки у одной табуреточки. Составим пример на умножение. По четыре ножки взяли один раз: 4х1=
— Сколько всего ножек у одной табуреточки?
— 4.
— Значит, какой пример мы составили?
— 4х1=4
( Учитель записывает пример на доске параллельно его комментируя).
— А теперь я поставлю еще одну табуреточку.
( Учитель берет еще одну табуреточку и показывает ее детям).
— Сколько ножек у первой табуреточки?
— 4.
— Сколько ножек у второй табуреточки?
— 4.
( Задавая вопросы, учитель показывает детям сначала первую табуреточку, затем вторую.)
— Сколько всего табуреточек на парте?
— 2.
— А сколько ножек у двух табуреточек , у первой и второй вместе?
-Составим пример сначала на сложение, потом на умножение.
— 4+4=4х2=8
-К четырем ножкам первой табуреточки прибавим четыре ножки второй табуреточки (4+4), заменим умножением: по четыре ножки взяли два раза (4х2)
(Учитель записывает пример на доске параллельно его комментируя).
— Добавлю еще одну табуреточку.
-Сколько ножек у одной табуреточки?
— 4.
-Сколько всего таких табуреточек у меня на парте?
— 3.
— Сколько всего ножек у трех одинаковых табуреточек?
-Составим пример на сложение: 4+4+4
( к четырем ножкам первой табуреточки прибавим четыре ножки второй табуреточки и прибавим четыре ножки третьей табуреточки ).
— А теперь заменим умножением (4х3=)
( По четыре ножки взяли три раза).
— Давайте сосчитаем, сколько получилось табуреточек?
— А теперь добавлю еще одну табуреточку.
— Сколько ножек у одной табуреточки?
— 4.
— Сколько у нас таких табуреточек?
— 4.
— Составим пример на сложение. (4+4+4+4=)
( К четырем ножкам одной табуреточки прибавим 4 ножки второй табуреточки, прибавим четыре ножки третьей табуреточки, прибавим 4 ножки четвертой табуреточки).
Под комментарий учителя пример составляет один из учеников на доске.
— А как заменить этот пример на сложение примером на умножение? (4х4=)
— Давайте сосчитаем, сколько получилось ножек у четырех одинаковых табуреточек.
— Добавляю еще одну такую же табуреточку.
— Сколько ножек у одной табуреточки? (4)
— А сколько у нас одинаковых табуреточек? (5)
— Кто составит пример на сложение?
( Ученик пишет на доске пример и комментирует его:
К 4 ножкам первой табуреточки прибавим 4 ножки второй табуреточки, прибавим 4 ножки третьей табуреточки, прибавим 4 ножки четвертой табуреточки, прибавим 4 ножки пятой табуреточки).
— А теперь составим пример на умножение.
( Тот же ученик на доске заменяет сложение на умножение:
По 4 ножки взяли 5 раз : 4х5 )
Аналогично: 4х6
4х7
4х8
4х9
4х10
— Молодцы!
— Посмотрите, какую мы составили таблицу умножения числа 4.
( Учитель вывешивает на доску отпечатанную таблицу умножения числа 4). (Приложение 2)
-Давайте потренируемся в запоминании таблицы умножения!
1) Учитель называет детям примеры из таблицы, дети (по памяти или с помощью таблицы на доске) называют ответы.
2) Дети друг другу задают примеры из таблицы.
Физминутка.
5.Закрепление новой темы.
1)- А теперь закрепим наши знания и будем работать по учебнику.
— Учебник с.74 № 11 (устно).
Дети по цепочке читают примеры из учебника и находят ответ (самостоятельно или с помощью таблицы умножения).
2) Раздаточный материал №2 (письменно). (Приложение 3)
Учитель раздает детям листочки с заданиями.
— А теперь закрепим знание таблицы умножения письменно.
— Прочитайте задание : « Соедини шарики так, чтобы получить верный пример.»
— Первый пример : 4х8=
— Какой ответ-шарик выберем? 15? 21? 32? И т.д.
3)Игра «Домино» устно на доске. (Приложение 4)
— Поиграем в домино?
( На отдельной парте лежит « числовое домино», на одной половинке которого ответ, на другой – пример. Задача детей – правильно выстроить цепочку из «Числового домино».)
… 4х4 =16..4х2 =8..4х6 =24..4х3 =12..4х8 =32..4х5 =20..4х9 =36..4х7 =28…
( Учитель прикрепляет к доске первую фишку домино: … 4х4
-Пример : 4х4. Каков ответ? (16)
— Иди прикрепи фишку с ответом на доску: =16..4х2
— Следующий пример на этой фишке : 4х2
— Каков ответ? ( 8 )
-Иди найди эту фишку домино: =8..4х6
-Следующий пример в этом домино : 4х6
— Кто найдет ответ? И т.д.
4) Раздаточный материал №3 (Приложение 5)
Учитель раздает детям листки с заданиями.
— Тренируемся в запоминании таблицы письменно.
-Прочитайте задание: « Помоги Деду Морозу пробраться к елке. Решай примеры, находи правильный ответ и двигайся дальше.»
— Взяли ручки. Будем двигаться по стрелкам от «старта».
-Первый пример: 4х2
-Какой выберем ответ : 7 или 8 ?
— Куда нам идти? ( 8 )
— Пришли к следующему примеру : 4х3
-А здесь какой ответ правильный: 11 или 12 ?
-В какую сторону пойдем? ( 12)
— Дальше пример : 4х8
— Пустой кружок! Наша задача заполнить его правильным ответом.
— Какой ответ? ( 32 )
— Идем по стрелке дальше. Следующий пример : 4х5.
— Опять пустой кружок! Заполним и его правильным ответом!
— Каков правильный ответ? ( 20 )
-Идем по стрелке дальше. Новый пример : 4х9
— А здесь целых три дорожки : 36, 28, 26.
-Какой ответ выберем? Куда пойдем дальше? ( 36). И т.д.
6.Проверка усвоения материала.
— А теперь я хочу проверить , как вы постарались запомнить новую таблицу умножения числа 4.
Рабочая тетрадь с.51 №4.
— Читаем задание : « Покажи стрелкой, куда должен приземлиться каждый парашютист (соедини пример с ответом по образцу)
-Первый пример-парашютист : 4х3
— Куда он должен приземлиться? К какому ответу? (12)
— Второй пример-парашютист : 4х7
— Какой ответ? (28)
-Соединяем парашютиста с ответом стрелкой.
— Дальше – самостоятельно!
— Сдаем мне тетради .
7.Заключение.
— Что мы сегодня делали?
-Таблицу умножения какого числа составляли?
-Что такое умножение?
Раздаточный материал № 4. (Приложение 6)
— и теперь (напоследок) составим картину при помощи таблицы умножения числа 4.
( Учитель раздает детям листки с картинкой и ответами на пластилине.)
-Наша задача: дорисовать ( составить ) картину, решив примеры. Вместо примеров, написанных на картинке – прикрепить рисунок-ответ.
— Начнем!
-На дереве пример: 4х6
-Какой ответ? (24 )
-Какой предмет под номером 24? ( гнездо)
-Прикрепим гнездо на дерево.
-Следующий пример под деревом: 4х5.
-Какой ответ? (20)
-Какой предмет под номером 20? (гриб)
-Прикрепим гриб под дерево.
-На лужайке пример : 4х9
-Какой ответ? (36)
-А кто под этим номером? (ежик)
-Прикрепим ежика на лужайку.
-Дальше самостоятельно!.
-Поднимите свои картинки и покажите всем, что у вас получилось.
— В пруду? (рыба)
— В небе? (солнце)
— Над деревьями? (птица)
— На полянке? (цветы)
-У всех получились одинаковые картинки. Молодцы!
8.Итог урока.
— Что нового узнали?
— Какую таблицу старались выучить?
-Что для этого делали?
— А теперь запишите Д.З.:
1)учебник с.75 №19 (у)
2)печатная тетрадь с.50 №2
3)выучить таблицу умножения числа 4.
9.Орг. момент.
— Все работали очень хорошо!
-Особенно хочется отметить…….
-Я поставлю «5»-….., «4»-…., потому, что…….
-Урок окончен.
-Спасибо. Все свободны.