МАОУ Чурилковская средняя общеобрмногохазовательная школа
Урок математики в 4 классе
с использованием тестовых технологий.
Тема: «Письменные приёмы умножения и деления многозначных чисел»
Учитель начальных классов Арсютина Наталия Ивановна
Задачи: повторить письменные приёмы умножения и деления многозначных чисел, решение задач на встречное движение;
развивать логическое мышление, любознательность;
воспитывать любовь к математике, растительному и животному миру.
План – конспект урока.
-
Сообщение темы урока.
На уроке мы будем повторять письменные приёмы умножения и деления многозначных чисел, решение задач на встречное движение. Кроме того, вы узнаете много интересного.
Урок необычный, мы будем выполнять тест на тему «Мир растений и животных». Работа непростая, поэтому необходимо быть очень внимательными.
Подготовимся к работе.
-
Математическая разминка.
7 ∙ 8 6 ∙ 9 3 ∙ 8 4 ∙ 7 72 : 9 21 : 3 36 : 4 4 ∙ 8 4 ∙ 4
81 : 9 7 ∙ 9 56 : 7 4 ∙ 3 7 ∙ 2 45 : 5 63 : 9 5 ∙ 8 6 ∙ 8
-
Тест по теме: «Мир растений и животных».
(Выводы к тесту через выполнение заданий)
-
Какое дерево самое высокое?
м) Секвойя – 190
н) Дуб – 19
о) Кедр – 1900
(Дети выбирают один из предложенных вариантов ответов, затем проверяют себя, выполнив задание)
Устный счёт – последний ответ поможет определить, правильно ли вы ответили.
71 – 3 69 + 4 80 – 42 94 – 28 18 ∙ 4 54 : 3
На доске: 108 : 6 152 : 8 126 : 14 140 ∙ 3 760 : 4
Сведения из энциклопедии: (рассказывают подготовленные учащиеся)
Секвойя вечнозеленая (S. sempervirens) — считается символом Калифорнии. Это самые высокие деревья в мире, славящиеся также красивой, стойкой к гниению древесиной. Леса из секвойи вечнозеленой тянутся узкой полосой длиной около 720 км по тихоокеанскому побережью США от округа Монтерей на севере Калифорнии до реки Четко на юге штата Орегон. Секвойя вечнозеленая нуждается в очень влажном климате, поэтому не заходит от берега дальше, чем на 32-48 км, оставаясь в полосе влияния морского тумана. Средняя высота секвойи вечнозеленой — порядка 90 м, а рекордная — 117 м. Диаметр ствола часто достигает 6-7,6 м и может увеличиваться в год на 2,5 см. Зрелость секвойи вечнозеленой наступает в 400-500 лет, причем нередки экземпляры возрастом более 1500 лет (самому старому среди известных — около 2200 лет).
-
Как рыбы – санитары предупреждают крупную рыбу, чтобы их не съели?
о) Танцуют перед крупной рыбой – 283200
п) Открываю и закрывают рот (разговаривают на «рыбьем языке») -2832000
р) Хлопают глазами и помигивают – 28320
(Ответ первого действия)
Найти значение выражения.
746029 + (4720 ∙ 60 – 56478) : 3
-
283200
-
226722
-
75574
-
821603
Сведения из энциклопедии. (После выполнения первого действия)
Рыбы не умеют моргать, а также разговаривать на «рыбьем языке». Но, тем не менее, рыбки – санитары совершают регулярный осмотр крупных рыб, которые сами приплывают к ним, чтобы те избавили их от мелких паразитов и остатков отмершей кожи. Приближаясь к крупной рыбе, рыбка — чистильщик, чтобы привлечь её внимание, растопырив плавники, опуская и поднимая хвост, исполняет своеобразный танец. Эти движения и предупреждают большую рыбу, что перед ней санитары и что на них не следует нападать. Перед радушным приглашением обычно не в силах устоять ни одна рыба. Она либо замирает головой вниз, либо, встав вертикально, расправляет плавники, чтобы удобнее было ее обследовать, раскрывает рот, приподнимает жаберные крышки, и маленькие чистильщики безбоязненно устремляются к ней в пасть, уверенные в том, что их не проглотят. Когда клиент решит, что процедуру пора заканчивать, он резко захлопывает пасть, затем вновь открывает рот, и чистильщики, сразу же поняв намек, спешат завершить свою деятельность и убраться восвояси. Между чистильщиком и клиентом, как правило, существует полное взаимопонимание. Собирая с тела обслуживаемой рыбы паразитов, чистильщик то и дело касается ее своими плавниками. Поэтому клиент все время знает, где находится подводный санитар, и старается создать ему для работы самые благоприятные условия.
-
С каким животным рыба сом имеет что – то общее?
(Ответ второго действия)
к) С крокодилом – 226728
л) С кошкой – 226722
м) С индюком – 226732
Сведения из энциклопедии. (После выполнения второго действия)
Рыба – кошка или обыкновенный европейский сом – действительно похож на кошку, у него очень гладкое, мягкое, гибкое тело без чешуи, без различных шипов и бугорков, колючек, как у других рыб. К тому же он тоже ночной хищник.
У сома есть усы, т.е. не совсем усы, а отростки, которые напоминают кошачьи усы. При помощи этих усов сом узнаёт, что творится вокруг. И ещё у рыбы есть одна особенность, напоминающая кошку: пойманная рыба издаёт гудящий или квакающий звук, отдалённо похожий на мурлыканье кошки. В поведении он напоминает кошку своими ленивыми движениями.
-
Полезны ли морские водоросли?
о) Да – 75574
п) Нет – 75576
Сообщение ученика.
Водоросли – растения, но без листьев, корней, стеблей и цветов. Они прилепляются к камням и стеблям. Некоторые водоросли достигают в длину более 60 м.
Водоросли служат для удобрения почвы, это также основной источник пищи для океанских жителей. Водоросли очень полезны, так как они содержат йод, который необходим организму. Маленькие морские существа питаются водорослями и в свою очередь становятся пищей для больших. Морские водоросли выделяют кислород, и это помогает поддерживать чистоту воздуха.
-
Какая птица самая большая?
в) Орёл – 821630
г) Альбатрос – 21360
д) Страус – 821603
Сообщение ученика. (После выполнения четвёртого действия)
Африканский страус достигает 2,5 м в высоту и весит более 135 кг.
А вот самый большой размах крыльев у альбатроса. Взрослые птицы весят около 13 кг, а размах крыльев более 3,5 м.
Скорость полёта у разных птиц очень различается. Самая скоростная птица – стриж из Индии. Его скорость – 274 – 320 км/ч, а колибри – от 80 до 88 км/ч
А вот какой может быть скорость домашнего голубя, мы узнаем из задачи.
— Ребята, как вы думаете, для чего люди разводят голубей?
— Какую помощь оказывали людям почтовые голуби?
-
Различают ли животные цвета?
х) Все животные различают цвета – 2
ц) Некоторые животные различают цвета – 3
ч) Животные не различают цвета – 4
Задача.
Из двух городов, расстояние между которыми 567 км, навстречу друг другу вылетели два голубя. Один голубь летел со скоростью 96 км/ч, другой – со скоростью 93 км/ч. Через сколько часов голуби вернутся в родную голубятню?
Сообщение ученика.
Учёные провели множество экспериментов, чтобы получить ответ на этот вопрос. Было доказано, что пчёлы находят цветок по цвету. Но вскоре обнаружились две странные особенности восприятия пчёлами цветов. Во-первых, красный цвет они не различают. Они видят его как тёмно-серый или чёрный. Во-вторых, они воспринимают как цвет ультрафиолетовые лучи, хотя человек воспринимает их только тёмными.
Собака не различает цветов, но чутьё полностью компенсирует этот недостаток. Кошки тоже не различают цветов. Обезьяны обладают очень хорошим чувством цвета, а вот большинство других млекопитающих, и бык в том числе, не видят цветов.
Причина этого явления в том, что большинство таких животных охотятся ночью, когда различение цветов и вовсе не нужно, более того, сами они чаще всего имеют тусклую окраску, так как подобная способность не имеет большого значения в их жизни.
-
Какие насекомые имеют охранников?
ы) Муравьи — 30
ь) Пчёлы — 3
э) Мухи – 1470
Решить уравнение.
210 : с = 42 : 6
Сообщение ученика.
Крохотные рабочие муравьи, которые срезают и переносят листья, совершенно
беззащитны перед мухами-паразитами и поэтому маленьких муравьёв всегда
сопровождает охрана из муравьёв – воинов.
Срезанные листья муравьи относят в гнездо. Там муравьи пережёвывают листья и используют их для выращивания грибов, которыми питаются.
А теперь запишите все буквы, которые вы отметили, в строчку и прочитайте слово.
МОЛОДЦЫ
-
Подведение итогов урока.
— Что вам больше всего понравилось на уроке?
— Что нового вы узнали?
Самооценка.
Тест по теме: «Мир растений и животных»
-
Какое дерево самое высокое?
м) Секвойя – 190
н) Дуб – 19
о) Кедр – 1900
-
Как рыбы-санитары предупреждают крупную рыбу, чтобы их не съели?
о) Танцуют перед крупной рыбой – 283200
п) Открывают и закрывают рот (разговаривают на «рыбьем языке») – 2832000
р) Хлопают глазами и подмигивают – 28320
3. С каким животным рыба сом имеет что-то общее?
к) С крокодилом – 226728
л) С кошкой – 226722
м) С индюком – 226732
4. Полезны ли морские водоросли?
о) Да – 75574
п) Нет – 75576
5. Какая птица самая большая?
в) Орёл – 821630
г) Альбатрос – 21360
д) Страус – 821603
6. Различают ли животные цвета?
х) Все животные различают цвета – 2
ц) Некоторые животные различают цвета – 3
ч) Животные не различают цвета – 4
7. Какие насекомые имеют охранников?
ы) Муравьи – 30
ь) Пчёлы – 3
э) Мухи — 1470
Литература
-
О.И.Дмитриева. Поурочные разработки оп математике. 4 класс.
М.: «Вако» 2005
2. М.Н. Черкесова. Математика. 4 класс. Поурочные планы по учебнику
М.И.Моро, М.А.Бантова и др. в 2-х частя.
Волгоград «Учитель — АСТ» 2002
3. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. Группа продлённого дня. 3 – 4 классы. —
М.: «Вако» 2009
Используемые материалы
http://enc-dic.com/colier/Sekvoja-5966.html
http://kamtime.ru/node/378
http://doublenamefish.ru/fish1206=ryba-koshka
http://www.strausowod.ru/types-2.html