Система Л.В. Занкова. Урок математики 2-й класс

«ВМЕСТИМОСТЬ. ЛИТР».

Провела учитель: Хузина Светлана Александровна

Цель: познакомить с величиной вместимость, ввести новую единицу измерения вместимости 1 литр.

Задачи:

Предметные

  • создать условия для открытия учащимися нового для них понятия «вместимость»;

  • дать первоначальные сведения о способе сравнения предметов по вместимости;

Метапредметные

  • формировать интерес к новому учебному материалу;

  • учить детей формулировать проблему, находить правильное решение, делать вывод;

  • развивать логическое мышление на примере сравнения и классификации объектов

  • развивать коммуникативные навыки

Оборудование: презентация, карточки для разминки, для работы в группах:

а) кувшин, кастрюля, банки 2 л и 3 л (во всех сосудах налито 1 литр воды);
б) мензурка 100мл, стакан 200 мл, банки 250мл и 500мл (для измерения воды);
в) 4 ведра, 4 банки по 1 л (для сливания воды).

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть морозного дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Открыли тетради, записали сегодняшнее число.

12 декабря.

В классе.

— Что вы можете сказать об этом числе? А об этой дате?

Сегодня День Конституции Российской Федерации . Сегодня главному документу нашей страны исполнилось 20 лет.

-Итак, послушайте, пожалуйста, притчу.

Дрона был величайшим мастером стрельбы из лука, и у него всегда было множество учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из своих учеников, что тот видит.
Первый ученик ответил:
– Учитель! Я вижу дерево и мишень на нем.
Другой ученик произнес:
– Я вижу ствол дерева с мишенью, листву, солнце, птиц на небе…
Третий сказал:
– Я вижу тебя, мой Учитель, твоих учеников и дерево, на котором висит мишень.
Остальные отвечали примерно то же самое.
Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:
– А ты что видишь, Арджуна?
– Прости, Учитель. Наверное, у меня что-то случилось со зрением. Как я ни стараюсь, не вижу ничего, кроме центра мишени, – последовал ответ.
Дрона повернулся к остальным ученикам и назидательно сказал:

— Вот как вы думаете, ребята, что же мог он ему сказать и почему Арджуна ничего не видел кроме центра мишени?

( Арджуна был его лучшим учеником и видел только победу – центр мишени в которую он должен попасть)

— Ну тогда послушайте. Тогда Дрона повернулся к остальным ученикам и назидательно сказал:
– Знайте: только такой человек может стать Попадающим В Цель.

— И действительно, ребята, попадающим с цель может стать только тот, кто настраивает себя на собранность и организованность своих действий. И вот я надеюсь, что мы с вами на уроке достигнем своей цели.

2. Актуализация знаний

На доске карточки: 5 кг, 2 см, 10 кг, 10 см, 1 кг, 1 мм,1 дм, 1 м

Учитель: И так посмотрите внимательно на доску. А что вы видите? 

На карточках написаны именованные числа.

Их еще называют величинами.

Учитель: Какое задание вы можете сделать с этими величинами?

Мы можем разбить их на две группы.

Учитель: На какие две группы вы разобьете эти величины?

Я предлагаю в одну группу отнести 5 кг, 10 кг, 1 кг потому, что это единицы измерения веса.

Во вторую группу я бы отнес 2 см, 10 см, 1 дм, 1 м потому, что это единицы измерения длины.

А еще можно из карточек второй группы составить математическое выражение равенство 10см = 1 дм.

Учитель: Расположите единицы измерения массы в порядке возрастания.

Я бы расположила так: 1 кг, 5 кг, 10 кг

Учитель: Молодец! Единицы измерения длины расположите в порядке убывания.

А как быть, если два числа должны стоять на одном месте?

Учитель: Давайте вместе подумаем, как поступить в данной ситуации.

Может быть можно сделать так:

2 см, 10 см, 1 м.
2см, 1 дм, 1 м.

Учитель: Правильно, предложенный тобой вариант имеет право на существование.

А можно в единицах измерения длины в порядке убывания использовать только одну величину или 10 см, или 1дм ведь эти две величины одинаковые, мы составляли с ними равенство.

Учитель: Правильно, и этот вариант имеет право на существование. Хорошо!

2) Задачи на смекалку:
— Что становится легче, когда его наполняют? ( Шар)
— Среди трёх футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, а коричневый тяжелее зелёного. Какой мяч тяжелее всех? ( Красный)
Учитель: Молодцы, ребята! Математическая разминка закончилась. Вы хорошо поработали. Впереди нас ждет интересная практическая работа.

3. Открытие новых знаний.

А) Создание проблемной ситуации

Разделитесь на 4 группы,приготовились к групповой работе.

(Перед детьми на столах

у первой группы кувшин,

у второй группы банка 2 литра,

у третьей группы кастрюля.

В каждой ёмкости налито 1л воды.)

Учитель: Что вы видите перед собой на столах? Какие задания вы можете предложить для работы с тем, что видите?

Можно узнать, сколько воды в каждом сосуде.

А еще можно узнать, сколько воды всего налили.

Я предлагаю сравнить, где воды больше, а где меньше.

Учитель: Как вы предлагаете сравнить количество воды в каждой емкости?

Можно взвесить.

Но кастрюля тяжелая железная, а кувшин пластмассовый – легкий, вес будет разный.

Давайте поставим посуду в ряд и посмотрим, где воды выше, там и больше.

Но ведь так тоже не получится. Кастрюля широкая и банки разной ширины. Будет не правильно.

Надо воду перелить куда-то

Учитель: Вот мы с вами и пришли к выводу, что нужно измерить только воду в емкостях. А чем мы всегда пользуемся для измерения?

Нужна какая-то мерка.

Б) Самостоятельная работа в группах

Учитель: Сейчас я раздам вам мерки.

1 группа вам – стакан (200 мл),

2 группа вам мензурка (100 мл),

3 группа вам – баночки (500 мл и 250 мл).

— Ребята, когда вы будете измерять старайтесь воду не проливать, так же необходимо наливать полную мерку, а не половину. Приступаем к измерению. Результаты запишите на листочках.

Учитель: Давайте проверим, как вы измерили. (Уч-ль вывешивает данные на доске.)

1 группа: 5 мерок.
2 группа: 
10 мерок.
3 группа: 2 мерки.
Учитель: У кого воды больше?

У второй группы 10 мерок, значит у них воды больше.

Но у них мерка самая маленькая, а у нас банка самая большая, поэтому всего 2 мерки.

Так нечестно, надо, чтобы у всех мерки были одинаковые.

Учитель: Молодцы! А может быть, кто-нибудь знает, какую мерку используют в повседневной жизни для измерения жидкости

Это литр

Учитель: Правильно! А теперь посмотрите, куда вы сливали воду. Что заметили?

А теперь маленький фокус. (Банки всех групп выставляются на один стол в ряд).

Что вы заметили? Вместимость этой банки 1 литр. Что вы можете сказать о количестве воды у каждой группы?

Воды сразу было одинаково на каждом столе, только мы не смогли ее сравнить, потому что посуда была разная, а единой мерки у нас не было

Учитель: Вы где-нибудь встречались с единицей измерения жидкости?

Сок в магазине продают в пакетах по1 литру и по 2 литра.

В литровых пачках продают молоко и кефир.

Папа на заправке покупает бензин в литрах.

4. Сообщение темы урока

Учитель: Кто догадался и может нам назвать тему урока сегодня?

Новая единица измерения жидкости.

Жидкость измеряют в литрах.

— Литр – единица измерения чего?

— А что мы делали с водой-житкостью? (Вмещали, вливали…)

Учитель: Правильно! (Открывается запись на доске.)

ВМЕСТИМОСТЬ И ЕДИНИЦА ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ — ЛИТР (1 л)
Учитель: Давайте сформулируем задачи. Чему нам нужно научиться?
— Мы должны научиться измерять количество жидкости в сосудах, сравнивать и находить их сумму или разность. 
— Мы должны уметь решать задачи, когда там встретятся литры.

 5. Закрепление новых знаний.

Учитель: Откройте учебник с. 102 № 220 (1). Прочитайте его глазками.

Учитель: Что нового вы узнали?

Я узнал, что литры сокращенно пишутся буквой л.

А еще, если измеряют жидкость, то говорят, что измеряют вместимость.

Учитель: Молодцы, вы у меня внимательные читатели! А теперь работаем дальше. Этот же номер, задание под цифрой 2 выполните самостоятельно.

Слайд

Учитель: Проверяем, я называю предмет, а вы называете его вместимость.

Учитель: Прочитайте: 6л, 28 л, 15 л.

-Это единицы измерения какой величины?

Молодцы! Я вижу, что вы хорошо поняли тему нашего урока.

Физминутка

— Встали, отдохнем. Предлагаю игру на внимание. Если на карточке записано число, 
означающее вместимость — учащиеся садятся на свои места;
означающее массу — прыгают на двух ногах;
означающее длину — шагают на месте.
Детям предложены карточки: 14 см, 8 кг, 5 л, 3м, 25 см, 75 кг, 92 м, 17 л
Учитель: Выполняя движения, что мы с вами сделали?
Ответ: Мы разделили числа на три группы: длину, массу, вместимость.
Учитель: Я наблюдала за вами, и мне очень приятно, что вы у меня очень внимательные. Продолжаем работать дальше.

— Нашли № 221, с. 102. Парная работа. Прочитайте 1 задание. Как вы его поняли?

— Выполняем в парах только 1 задание.

— Проверим. Кто прочитает предложения, в которых говорится о вместимости?

Учитель: В начале практической работы (___) предлагала узнать, сколько всего воды было первоначально с сосудах. Сможем ли мы сейчас это сделать?

Мы знаем, что у каждой группы было по литру воды. Нам нужно узнать, сколько всего, значит надо 3 раза прибавить 1 литр.

Учитель: Сделайте запись самостоятельно. Проверяем. Кто может записать на доске? Сравните у кого так же? Как можно назвать полученную запись?

1л+1л+1л=3л

Это математическое равенство.

Это сумма четырех одинаковых чисел.

6. Работа с ранее изученным материалом

Учитель: А теперь следующее задание. Какое это задание? ( на слайде) – решение задачи ( у доски).

Корова Зорька дает за сутки 19 литров молока, а Ромашка дает 24 литра молока. На сколько больше молока дает Ромашка, чем Зорька?

— Прочитайте текст задачи.

— О ком эта задача?

— Что известно в задаче? Как их можно по-другому назвать?

-Как оформить краткую запись задачи? Какая будет схема? Что мы ищем? Как найти разность?

Оформление решения в тетради.

— А какой еще вопрос можно задать к условию этой задачи?

Сколько молока дают за сутки 2 коровы?

7. Итог урока

Учитель: Итак, какая же была цель нашего урока? Достигли ли мы его?

— Познакомиться с новой величиной – вместимостью и единицей его измерения – литром.

Мы должны были научиться измерять количество жидкости в посуде.

Мы можем сравнивать вместимость разной посуды.

Учитель: Молодцы! Оцените свою работу на уроке карточками.

— Чьи идеи, мысли высказывания вам больше всего понравились?

— Мне сегодня понравились все ваши идеи и высказывания, ваша работа на уроке.

— Важно ли в жизни ставить цель? Зачем она нужна?

— А когда человек достигает своей цели?

— Вы сегодня на уроке были сосредоточены и поэтому мы смогли с вами достичь той цели, которую ставили перед собой.

8. Домашнее задание

Учитель: Дома вам нужно выполнить задание № 223, с. 103 ( устно, т.е. ничего записывать не надо).

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

В ходе урока у обучающихся сформированы:

Личностные УУД:

  • Доброжелательность, внимательность, готовность к сотрудничеству при работе в группах, оказанию помощи друг другу;

  • Стремление к успешности в учебной деятельности;

  • Позитивная самооценка.

Регулятивные УУД:

  • Понимать цель и смысл выполняемых заданий;

  • Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

  • Выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;

  • Осуществлять первоначальный контроль своих действий и действий своих товарищей.

Познавательные УУД:

  • формулировать проблему, находить правильное решение, делать вывод;

  • осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы;

  • анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию объектов;

Коммуникативные УУД:

  • Задавать вопросы и отвечать на вопросы;

  • Проявлять интерес к общению и групповой работе;

  • Уважать мнение собеседников;

  • Преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

  • Следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;

  • Входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here