Рябова Елена Владимировна

МОУ «НОШ № 29» г. Сергиев Посад

Учитель начальных классов

Урок математики по теме: «Единицы времени. Год, месяц».

3 класс

Авторы учебника М.И. Моро, М.А Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова

Цель: формировать у детей представление о единицах времени (год, месяц);

совершенствовать умение решать задачи;

развивать вычислительные навыки, логическое мышление;

Оборудование: учебник «Математика» Моро М.И. 3 класс, 2011;

иллюстрации к книге Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»;

стаканы;

иллюстрации цветов, листьев, капли воды, солнышка.

Ход урока

1. Оргмомент.

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Мы будем учиться сегодня решать,

Логически мыслить и рассуждать

И даже немножечко колдовать.

2. Актуализация знаний.

— Вспомните имя литературного героя, о котором мы говорили на уроке внеклассного чтения. (Гарри Поттер из книги Дж. Роулинг).

— В какой школе обучался Гарри? (Хогвартс)

— Чему обучали в этой необычной школе? (Обучали магии, колдовству, зельеварению).

— Эти маленькие волшебники очень похожи на вас. Им интересно в школе, они не всегда любят выполнять домашнее задание. Гарри Поттер решил путешествовать во времени и заглянуть к нам на урок, но строгий профессор Снег запер его, чтобы Гарри выучил урок по зельеварению. Ему нужно изобрести чернила. Он очень просит помочь в этом непростом деле. А профессор уверен, что обычные школьники не смогут оказать Гарри помощь.

Давайте докажем профессору Снегу, что мы хорошие друзья и смышлёные дети.

Задание 1. Волшебные чернила.

— Подумайте, из чего могут состоять такие чернила? (ответы детей)

Конечно, из волшебного порошка. Только надо знать, сколько его понадобится. А для этого решим задачу:

В 4 одинаковых мешочках 24 г волшебного порошка. Сколько порошка в 3 таких мешочках?

Рисунок на доске: Решение дети записывают в тетрадь.

Проверяют, читают ответ.

24 г

? г

— Молодцы! Вы верно узнали, сколько нам понадобится волшебного порошка.

— В каком состоянии бывают чернила? (В жидком).

— Какие вещества, находящиеся в жидком состоянии, вы знаете? (Вода)

— Значит, нам понадобится чудотворная вода.

Задание 2.

В эти чернила мы можем добавить воду из каждого второго стакана. Как сделать так, чтобы пустые стаканы и стаканы с водой чередовались? Разрешается взять в руки только один стакан.

— Итак, смесь наполовину готова. Давайте вспомним, какого цвета бывают чернила? (Жёлтого, зелёного, синего, красного, чёрного).

— Где можно взять зелёный цвет? (Из листьев)

— Что обозначает зелёный цвет? (Здоровье, свежесть)

— Что вы скажете про голубой цвет? (Его можно взять у неба, воды. Это цвет спокойствия, мира).

— Жёлтый цвет? (Его можно взять у солнца. Это цвета теплоты, доброты).

— Что вы можете сказать о красном цвете? (Этот цвет у огня, цветов. Он означает красоту).

— Что напоминаем вам сочетание цветов? (Радугу)

— Какого цвета будут наши чернила? (Они будут разноцветные)

Задание 3.

Если мы правильно решим примеры, то краска от каждого цвета отправится в состав наших чернил.

38 – 56 : 7 • 3 =

6 • 6 – 9 • 2 =

(49 – 49) : 6 =

72 : 9 • 4 + 23 =

Учащиеся записывают примеры в тетрадь и решают их.

— Чтобы любое дело у человека спорилась, необходимо хорошее настроение.

— Что такое настроение? (Состояние души)

— Что является залогом хорошего настроения? (Улыбка)

— Значит, нужно добавить в наше зелье хорошее настроение.

Задание 4.

Распутаете клубок – получите хорошее настроение.

56 — ◊ = ■

■ – 15 =

18 + 3 =

+ 9 =

Вывод: Что же мы положили в наши чернила? (Волшебный порошок, чудотворную воду, разноцветную радугу, хорошее настроение)

— А что нам помогло в этом нелёгком деле? (Знания и взаимовыручка)

— Знания – сила, знания – труд.

Знания в мире весь мир перевернут.

3. Работа над новым материалом.

3.1. Профессору не нравится, когда Гарри Поттер без позволения путешествует во времени и Снег уничтожил в волшебной книге правила перемещения. Теперь Гарри ничего не знает о нашем времени. Но если мы ему поможем, то запись в книге снова появится, и когда-нибудь маленький волшебник и нас посетит.

— Какой сейчас год? Какой год наступит?

— Какой месяц год кончает, а зиму начинает?

— Какой месяц открывает календарь?

В старину люди делали зарубки, отмечая дни. Потом был составлен календарь. Пример табеля – календаря у вас в учебниках на странице 86.

3.2 Работа с учебником.

Используя календарь, ответьте на вопросы.

— Сколько всего месяцев в году? Назовите зимние месяцы, весенние, летние и осенние.

— Одинаковое ли количество дней в каждом месяце?

— Сколько дней в самом коротком месяце? Какой это месяц? (1 раз в 4 года в феврале бывает 29 дней, тогда год называют високосным и в нём 366 дней. В обычном году 365 дней). Возможно дети это уже знают, тогда они расскажут об этом сами.

— Как распределяются дни в месяце? (по неделям)

— Сколько дней в неделе? Назовите их.

— Можем ли мы в табеле-календаре определить день недели? Как?

— Как записаны числа в календаре? Почему одни цифры красные, а другие чёрные?

— Назовите число, месяц, день недели вашего дня рождения.

— Сколько дней в этом месяце?

— В каком месяце ещё столько же дней?

    1. Выполнение № 2 на стр. 87.

— Назовите осенние месяцы. Как узнать, сколько дней длится осень? (сложить количество дней)э Посчитайте полные недели, оставшиеся дни: 11 недель + 14 дней = 13 недель.

Итак, мы справились со всеми заданиями и можем ждать в гости Гарри.

  1. Повторение изученного материала.

4.1 Пока Гарри совершает перемещение во времени, к нам прилетел его попугай. Он просит рассчитать корм для него.

Самостоятельное решение задачи № 5 на стр. 87. Проверка.

Расход корма на 1 неделю

Кол-во недель

Общий расход корма

3 п.

? п.

27 п.

27 : 3 = 9 недель

Сколько это месяцев?

  1. Рефлексия.

Закончите предложения на листочках.

В году ______ месяцев.

В году ________ дней.

В месяце _________ недели.

В неделе _________ дней.

Урок мне понравился (не понравился) потому, что ______________________________________

Наиболее трудным мне показалось ___________________________________________

Самым интересным было ____________________________________________________

Список литературы

  1. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по математике к учебнику М.И. Моро. 3 класс М.: «ВАКО» 2010.

  2. Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»;

  3. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. Ростов — на — Дону «Феникс» 2006.

  4. Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис-прес 2006.

  5. Шклярова Т.В. Устный счет. 4 класс. М.: «Грамотей» 2000.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here