Рябова Елена Владимировна
МОУ «НОШ № 29» г. Сергиев Посад
Учитель начальных классов
Урок математики по теме: «Единицы времени. Год, месяц».
3 класс
Авторы учебника М.И. Моро, М.А Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова
Цель: формировать у детей представление о единицах времени (год, месяц);
совершенствовать умение решать задачи;
развивать вычислительные навыки, логическое мышление;
Оборудование: учебник «Математика» Моро М.И. 3 класс, 2011;
иллюстрации к книге Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»;
стаканы;
иллюстрации цветов, листьев, капли воды, солнышка.
Ход урока
1. Оргмомент.
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Мы будем учиться сегодня решать,
Логически мыслить и рассуждать
И даже немножечко колдовать.
2. Актуализация знаний.
— Вспомните имя литературного героя, о котором мы говорили на уроке внеклассного чтения. (Гарри Поттер из книги Дж. Роулинг).
— В какой школе обучался Гарри? (Хогвартс)
— Чему обучали в этой необычной школе? (Обучали магии, колдовству, зельеварению).
— Эти маленькие волшебники очень похожи на вас. Им интересно в школе, они не всегда любят выполнять домашнее задание. Гарри Поттер решил путешествовать во времени и заглянуть к нам на урок, но строгий профессор Снег запер его, чтобы Гарри выучил урок по зельеварению. Ему нужно изобрести чернила. Он очень просит помочь в этом непростом деле. А профессор уверен, что обычные школьники не смогут оказать Гарри помощь.
Давайте докажем профессору Снегу, что мы хорошие друзья и смышлёные дети.
Задание 1. Волшебные чернила.
— Подумайте, из чего могут состоять такие чернила? (ответы детей)
Конечно, из волшебного порошка. Только надо знать, сколько его понадобится. А для этого решим задачу:
В 4 одинаковых мешочках 24 г волшебного порошка. Сколько порошка в 3 таких мешочках?
Рисунок на доске: Решение дети записывают в тетрадь.
Проверяют, читают ответ.
24 г
? г
— Молодцы! Вы верно узнали, сколько нам понадобится волшебного порошка.
— В каком состоянии бывают чернила? (В жидком).
— Какие вещества, находящиеся в жидком состоянии, вы знаете? (Вода)
— Значит, нам понадобится чудотворная вода.
Задание 2.
В эти чернила мы можем добавить воду из каждого второго стакана. Как сделать так, чтобы пустые стаканы и стаканы с водой чередовались? Разрешается взять в руки только один стакан.
— Итак, смесь наполовину готова. Давайте вспомним, какого цвета бывают чернила? (Жёлтого, зелёного, синего, красного, чёрного).
— Где можно взять зелёный цвет? (Из листьев)
— Что обозначает зелёный цвет? (Здоровье, свежесть)
— Что вы скажете про голубой цвет? (Его можно взять у неба, воды. Это цвет спокойствия, мира).
— Жёлтый цвет? (Его можно взять у солнца. Это цвета теплоты, доброты).
— Что вы можете сказать о красном цвете? (Этот цвет у огня, цветов. Он означает красоту).
— Что напоминаем вам сочетание цветов? (Радугу)
— Какого цвета будут наши чернила? (Они будут разноцветные)
Задание 3.
Если мы правильно решим примеры, то краска от каждого цвета отправится в состав наших чернил.
38 – 56 : 7 • 3 =
6 • 6 – 9 • 2 =
(49 – 49) : 6 =
72 : 9 • 4 + 23 =
Учащиеся записывают примеры в тетрадь и решают их.
— Чтобы любое дело у человека спорилась, необходимо хорошее настроение.
— Что такое настроение? (Состояние души)
— Что является залогом хорошего настроения? (Улыбка)
— Значит, нужно добавить в наше зелье хорошее настроение.
Задание 4.
Распутаете клубок – получите хорошее настроение.
56 — ◊ = ■
■ – 15 = ○
18 + 3 = ◊
○ + 9 =
Вывод: Что же мы положили в наши чернила? (Волшебный порошок, чудотворную воду, разноцветную радугу, хорошее настроение)
— А что нам помогло в этом нелёгком деле? (Знания и взаимовыручка)
— Знания – сила, знания – труд.
Знания в мире весь мир перевернут.
3. Работа над новым материалом.
3.1. Профессору не нравится, когда Гарри Поттер без позволения путешествует во времени и Снег уничтожил в волшебной книге правила перемещения. Теперь Гарри ничего не знает о нашем времени. Но если мы ему поможем, то запись в книге снова появится, и когда-нибудь маленький волшебник и нас посетит.
— Какой сейчас год? Какой год наступит?
— Какой месяц год кончает, а зиму начинает?
— Какой месяц открывает календарь?
В старину люди делали зарубки, отмечая дни. Потом был составлен календарь. Пример табеля – календаря у вас в учебниках на странице 86.
3.2 Работа с учебником.
Используя календарь, ответьте на вопросы.
— Сколько всего месяцев в году? Назовите зимние месяцы, весенние, летние и осенние.
— Одинаковое ли количество дней в каждом месяце?
— Сколько дней в самом коротком месяце? Какой это месяц? (1 раз в 4 года в феврале бывает 29 дней, тогда год называют високосным и в нём 366 дней. В обычном году 365 дней). Возможно дети это уже знают, тогда они расскажут об этом сами.
— Как распределяются дни в месяце? (по неделям)
— Сколько дней в неделе? Назовите их.
— Можем ли мы в табеле-календаре определить день недели? Как?
— Как записаны числа в календаре? Почему одни цифры красные, а другие чёрные?
— Назовите число, месяц, день недели вашего дня рождения.
— Сколько дней в этом месяце?
— В каком месяце ещё столько же дней?
-
Выполнение № 2 на стр. 87.
— Назовите осенние месяцы. Как узнать, сколько дней длится осень? (сложить количество дней)э Посчитайте полные недели, оставшиеся дни: 11 недель + 14 дней = 13 недель.
Итак, мы справились со всеми заданиями и можем ждать в гости Гарри.
-
Повторение изученного материала.
4.1 Пока Гарри совершает перемещение во времени, к нам прилетел его попугай. Он просит рассчитать корм для него.
Самостоятельное решение задачи № 5 на стр. 87. Проверка.
Кол-во недель | Общий расход корма | |
3 п. | ? п. | 27 п. |
27 : 3 = 9 недель
Сколько это месяцев?
-
Рефлексия.
Закончите предложения на листочках.
В году ______ месяцев.
В году ________ дней.
В месяце _________ недели.
В неделе _________ дней.
Урок мне понравился (не понравился) потому, что ______________________________________
Наиболее трудным мне показалось ___________________________________________
Самым интересным было ____________________________________________________
Список литературы
-
Дмитриева О.И. Поурочные разработки по математике к учебнику М.И. Моро. 3 класс М.: «ВАКО» 2010.
-
Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»;
-
Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. Ростов — на — Дону «Феникс» 2006.
-
Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис-прес 2006.
-
Шклярова Т.В. Устный счет. 4 класс. М.: «Грамотей» 2000.