Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл

Урок математики

« Нумерация больше 1000».

4 класс

подготовила

Буклаева Светлана Викторовна

учитель начальных классов

г. Козьмодемьянск

2012

Тема. Нумерация больше 1000 (Урок-закрепление)

Цели. 1) Закрепить умения читать и записывать многозначные числа, обозначение каждой цифры в записи числа.

2) Cовершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи и уравнения.

3) Работать над развитием речи.

4)Расширить представления детей о водоёмах нашей страны.

Ход:

1)Организационный момент.

2)Сообщение темы и целей урока.

Чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, отгадайте загадку:

Я и тучка, и туман,

Я река и океан.

Я летаю и бегу

И стеклянной быть могу.

(Вода).

— Да, сегодня мы будем говорить о воде, которая занимает 2/3 земной поверхности и очень важна для человека.

-Каким цветом изображена вода на физической карте?

3) Устный счёт.

1 ученик( у доски): — Написать соседей данных чисел и прочитать:

… , 10 000, …

… , 1000. …

… , 99 999, …

2 ученик( у доски) : — Вставь вместо каждого подходящие цифры так, чтобы записи стали верными и прочитай запись:

96 709 < 9 09 44 903 < 4 03

36 1 < 36 1 76 2 < 76 2

Класс:

72 : 8 56: 7 63: 9 54: 6 81: 9 63: 7

+ 51 х 5 +33 х 7 +41 + 21

: 15 — 13 : 8 +17 :5 : 3

х 9 : 9 х 13 : 10 х 7 х 6

+ 14 + 17 -25 — 8 — 12 -15

50 20 40 0 58 45

-Какое слово получилось?

в

о

д

о

ё

м

Прежде чем отправиться в путешествие по водоёмам нашей страны, нужно выполнить задание, записать числа. (1 ученик у доски).

Прочитать.

6 сот. Тыс. 7 ед. (600 007)

9 дес. Тыс. 9 ед. (90 009 )

540 ед. II Кл., 2 ед. I кл. (540 002)

7 ед. 3-го разряда, 1 ед. 2-го разряда (710)

6 ед. 3-го разряда, 3 ед. 1-го разряда (603)

4) Закрепление пройденного материала.

1 ) — Расшифруйте слова. Ответы расположите в порядке возрастания

(столбиком в тетрадях).

1 ряд 2 ряд 3 ряд

200-15 400-386 235+365

643-489 652-538 907-523

185+517 174+86 739+236

154+52 801-631 524-166

(ЛЕНА) (ВОЛГА) 860-463

117+466

(ЕНИСЕЙ)

-Что обозначают слова, которые у вас получились?

-Что такое река? (Поток воды, текущий в углублении, в определённом направлении).

-Где протекают эти реки? Ответить на этот вопрос нам поможет Физическая карта.

Волга — самая большая река в европейской части России.

Вот отсюда, именно отсюда

Из глубин лесного родника,

Выбегает голубое чудо-

Русская великая река.

1-й ученик: Волга устремляется в ту сторону, откуда над нашей Родиной восходит солнце. Долго течёт она в этом направлении, но, наткнувшись на первые покатости Уральских гор, резко поворачивает и избирает длинный путь на юг, к самому большому озеру в мире – Каспийскому морю.

(Картинка . Запись: ВОЛГА )

3531 км

-Прочитайте, какова её длина

— Объясните, что обозначает каждая цифра в записи числа.

-Сколько единиц каждого класса в данном числе?

По территории нашей республики Волга протекает на протяжении 155 км.

2-й ученик: На склонах Байкальских гор, гигантским ожерельем охватывающих зеркальную гладь Байкала с запада, берёт начало небольшой горный поток.

Чем больше отдаляется он от своей колыбели, тем становится шире. И наконец превращается в могучую полноводную реку — Лену.

(Картина . Запись: Лена )

4400км

-Какова её длина?

-Объяснить, что обозначает каждая цифра в записи числа.

-Сколько единиц каждого класса в данном числе?

3-й ученик: От заснеженных гребней Саян, через горы и равнины, лес и степи, от южных широт до студёного Северного – Ледовитого океана течёт Енисей — величайшая река нашей Родины.

Енисей катит свои воды через всю Сибирь, словно измерив всю необъятную ширь, делит он глубоким руслом эту огромную страну на две равные части и отдаёт их своим сёстрам. Оби достаётся Западная Сибирь, Лене – Восточная Сибирь.

(Картинка . Запись Енисей )

4092км

-Прочитайте, какова её длина?

-Что обозначает каждая цифра в записи данного числа.

— Сколько единиц каждого класса в данном числе?

-Сравните длину рек. – Какая самая длинная?

-Расположите данные числа в порядке возрастания, запишите.

3531, 4092, 4400

-Самая длинная река – НИЛ — находится в Африке. Её длина-6671км.

Нил

6671км

-Что обозначает каждая цифра в записи данного числа?

-Сколько единиц каждого класса в данном числе?

2 ) — Что такое озеро? (Природный водоём со стоячей водой). Прежде чем отправимся в путешествие по озёрам нашей страны, нужно решить примеры:

1999+1= 6540-500= 7000:100=

10000-1= 5030+200= 582х 10 =

Проверка.

-О каких озерах вы можете рассказать?

1-й ученик: Байкал самое глубокое озеро, его глубина -1 километр 940 метров. Считается, что в нём самая чистая вода. Расположено оно в центре Азии – в Сибири.

2-й ученик: Ладожское озеро расположено в Европе, около Санкт-Петербурга. Дорогу через озеро в годы Великой Отечественной войны называли дорогой жизни, так как к окружённому Ленинграду можно было доставить продовольствие и боеприпасы только по Ладожскому озеру.

3-й ученик: Озера Каспийское и Аральское называют морями, так как они очень большие по размеру и вода в них солёная, непригодная для питья. Самое большое озеро – Каспийское.

5 )Физ. Минутка.

3) Для продолжения разговора о водоёмах нам понадобится некоторые числовые данные. Чтобы их узнать, надо решить уравнения.

х -270=830 122+х =895

905-х =121 х +212=764

Проверка: На доске запись:

5527 м — глубина Северного Ледовитого океана

11022 м — глубина Тихого океана

8742 м — глубина Атлантического океана

7727 м – глубина Индийского океана

-Что означают данные числа? (глубину океанов)

-Прочитать числа, расположить в порядке убывания, заменить их суммой разрядных слагаемых.

-Какой океан самый глубокий? Какой самый мелкий?

4) Решение задачи: «Однажды учёные исследовали дно реки. На участке 5 км обнаружили: 2500 разбитых бутылок, стеклянных банок на 500 меньше, консервированных банок в 10 раз меньше, чем стеклянных бутылок. Сколько всего бутылок и банок обнаружили на дне реки?»

Бутылки-250шт.

Банки с. — ? на 500 меньше, чем ?

Банки к.- ? в 10 раз меньше, чем

Решение :

1 ) 2500-500=2000 (шт.) – стеклянных банок обнаружили учёные .

2 ) 2000: 10=200 (шт.) – консервных банок обнаружили учёные.

3 ) 2500+2000+200=4700 (шт.) – всего бутылок и банок обнаружили учёные .

Ответ : 4700 штук.

5 ) Беседа об охране природы.

-На уроках природоведения мы не раз говорили об охране природы. Нужно беречь и охранять не только растения, животных, почву, воздух, а также и воду.

1-й ученик. На нашей планете множество рек, около 5 миллионов озёр. 54 моря, 4 океана. Вода несёт жизнь и растениям, и животным, и людям. Вода — одно из самых главных богатств Земли.

2-й ученик. Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

3-й ученик. Любите родную природу-

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

6 ) Итог урока

-Что нового вы узнали на уроке? Что повторили?

Список использованной литературы

  1. Моро М. И., Математика. 4 класс . Ч. 1.-М. : Просвещение, 2009

  2. Дмитриева О. И., Поурочные разработки по математике.- М. :Вако, 2008

  3. Большая Серия Знаний .Страны, народы. Европа и Россия.- М. : Современная педагогика,2002

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here