Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска» Республики Марий Эл
Урок математики « Нумерация больше 1000». 4 класс
подготовила Буклаева Светлана Викторовна учитель начальных классов
г. Козьмодемьянск 2012 |
Тема. Нумерация больше 1000 (Урок-закрепление)
Цели. 1) Закрепить умения читать и записывать многозначные числа, обозначение каждой цифры в записи числа.
2) Cовершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи и уравнения.
3) Работать над развитием речи.
4)Расширить представления детей о водоёмах нашей страны.
Ход:
1)Организационный момент.
2)Сообщение темы и целей урока.
— Чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, отгадайте загадку:
Я и тучка, и туман,
Я река и океан.
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.
(Вода).
— Да, сегодня мы будем говорить о воде, которая занимает 2/3 земной поверхности и очень важна для человека.
-Каким цветом изображена вода на физической карте?
3) Устный счёт.
1 ученик( у доски): — Написать соседей данных чисел и прочитать:
… , 10 000, …
… , 1000. …
… , 99 999, …
2 ученик( у доски) : — Вставь вместо каждого подходящие цифры так, чтобы записи стали верными и прочитай запись:
96 709 < 9 09 44 903 < 4 03
36 1 < 36 1 76 2 < 76 2
Класс:
72 : 8 56: 7 63: 9 54: 6 81: 9 63: 7
+ 51 х 5 +33 х 7 +41 + 21
: 15 — 13 : 8 +17 :5 : 3
х 9 : 9 х 13 : 10 х 7 х 6
+ 14 + 17 -25 — 8 — 12 -15
50 20 40 0 58 45
-Какое слово получилось?
о | д | о | ё | м |
Прежде чем отправиться в путешествие по водоёмам нашей страны, нужно выполнить задание, записать числа. (1 ученик у доски).
Прочитать.
6 сот. Тыс. 7 ед. (600 007)
9 дес. Тыс. 9 ед. (90 009 )
540 ед. II Кл., 2 ед. I кл. (540 002)
7 ед. 3-го разряда, 1 ед. 2-го разряда (710)
6 ед. 3-го разряда, 3 ед. 1-го разряда (603)
4) Закрепление пройденного материала.
1 ) — Расшифруйте слова. Ответы расположите в порядке возрастания
(столбиком в тетрадях).
1 ряд 2 ряд 3 ряд
200-15 400-386 235+365
643-489 652-538 907-523
185+517 174+86 739+236
154+52 801-631 524-166
(ЛЕНА) (ВОЛГА) 860-463
117+466
(ЕНИСЕЙ)
-Что обозначают слова, которые у вас получились?
-Что такое река? (Поток воды, текущий в углублении, в определённом направлении).
-Где протекают эти реки? Ответить на этот вопрос нам поможет Физическая карта.
—Волга — самая большая река в европейской части России.
Вот отсюда, именно отсюда
Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо-
Русская великая река.
1-й ученик: Волга устремляется в ту сторону, откуда над нашей Родиной восходит солнце. Долго течёт она в этом направлении, но, наткнувшись на первые покатости Уральских гор, резко поворачивает и избирает длинный путь на юг, к самому большому озеру в мире – Каспийскому морю.
(Картинка . Запись: ВОЛГА )
3531 км
-Прочитайте, какова её длина
— Объясните, что обозначает каждая цифра в записи числа.
-Сколько единиц каждого класса в данном числе?
По территории нашей республики Волга протекает на протяжении 155 км.
2-й ученик: На склонах Байкальских гор, гигантским ожерельем охватывающих зеркальную гладь Байкала с запада, берёт начало небольшой горный поток.
Чем больше отдаляется он от своей колыбели, тем становится шире. И наконец превращается в могучую полноводную реку — Лену.
(Картина . Запись: Лена )
4400км
-Какова её длина?
-Объяснить, что обозначает каждая цифра в записи числа.
-Сколько единиц каждого класса в данном числе?
3-й ученик: От заснеженных гребней Саян, через горы и равнины, лес и степи, от южных широт до студёного Северного – Ледовитого океана течёт Енисей — величайшая река нашей Родины.
Енисей катит свои воды через всю Сибирь, словно измерив всю необъятную ширь, делит он глубоким руслом эту огромную страну на две равные части и отдаёт их своим сёстрам. Оби достаётся Западная Сибирь, Лене – Восточная Сибирь.
(Картинка . Запись Енисей )
4092км
-Прочитайте, какова её длина?
-Что обозначает каждая цифра в записи данного числа.
— Сколько единиц каждого класса в данном числе?
-Сравните длину рек. – Какая самая длинная?
-Расположите данные числа в порядке возрастания, запишите.
3531, 4092, 4400
-Самая длинная река – НИЛ — находится в Африке. Её длина-6671км.
Нил
6671км
-Что обозначает каждая цифра в записи данного числа?
-Сколько единиц каждого класса в данном числе?
2 ) — Что такое озеро? (Природный водоём со стоячей водой). Прежде чем отправимся в путешествие по озёрам нашей страны, нужно решить примеры:
1999+1= 6540-500= 7000:100=
10000-1= 5030+200= 582х 10 =
Проверка.
-О каких озерах вы можете рассказать?
1-й ученик: Байкал самое глубокое озеро, его глубина -1 километр 940 метров. Считается, что в нём самая чистая вода. Расположено оно в центре Азии – в Сибири.
2-й ученик: Ладожское озеро расположено в Европе, около Санкт-Петербурга. Дорогу через озеро в годы Великой Отечественной войны называли дорогой жизни, так как к окружённому Ленинграду можно было доставить продовольствие и боеприпасы только по Ладожскому озеру.
3-й ученик: Озера Каспийское и Аральское называют морями, так как они очень большие по размеру и вода в них солёная, непригодная для питья. Самое большое озеро – Каспийское.
5 )Физ. Минутка.
3) Для продолжения разговора о водоёмах нам понадобится некоторые числовые данные. Чтобы их узнать, надо решить уравнения.
х -270=830 122+х =895
905-х =121 х +212=764
Проверка: На доске запись:
5527 м — глубина Северного Ледовитого океана
11022 м — глубина Тихого океана
8742 м — глубина Атлантического океана
7727 м – глубина Индийского океана
-Что означают данные числа? (глубину океанов)
-Прочитать числа, расположить в порядке убывания, заменить их суммой разрядных слагаемых.
-Какой океан самый глубокий? Какой самый мелкий?
4) Решение задачи: «Однажды учёные исследовали дно реки. На участке 5 км обнаружили: 2500 разбитых бутылок, стеклянных банок на 500 меньше, консервированных банок в 10 раз меньше, чем стеклянных бутылок. Сколько всего бутылок и банок обнаружили на дне реки?»
Бутылки-250шт.
Банки с. — ? на 500 меньше, чем ?
Банки к.- ? в 10 раз меньше, чем
Решение :
1 ) 2500-500=2000 (шт.) – стеклянных банок обнаружили учёные .
2 ) 2000: 10=200 (шт.) – консервных банок обнаружили учёные.
3 ) 2500+2000+200=4700 (шт.) – всего бутылок и банок обнаружили учёные .
Ответ : 4700 штук.
5 ) Беседа об охране природы.
-На уроках природоведения мы не раз говорили об охране природы. Нужно беречь и охранять не только растения, животных, почву, воздух, а также и воду.
1-й ученик. На нашей планете множество рек, около 5 миллионов озёр. 54 моря, 4 океана. Вода несёт жизнь и растениям, и животным, и людям. Вода — одно из самых главных богатств Земли.
2-й ученик. Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
3-й ученик. Любите родную природу-
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
6 ) Итог урока
-Что нового вы узнали на уроке? Что повторили?
Список использованной литературы
-
Моро М. И., Математика. 4 класс . Ч. 1.-М. : Просвещение, 2009
-
Дмитриева О. И., Поурочные разработки по математике.- М. :Вако, 2008
-
Большая Серия Знаний .Страны, народы. Европа и Россия.- М. : Современная педагогика,2002