Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Козьмодемьянска»
Конспект урока по математике в 4 классе
«Решение задач»
подготовила
учитель начальных классов
Кравченко Надежда Владимировна
Г.Козьмодемьянск
2012г.
Тема урока: Решение задач
Цели: — совершенствовать понимание учащимися зависимости между скоростью, временем и расстоянием при равномерном движении;
— умение решать задачи на пропорциональное деление;
— совершенствовать знания решения уравнений;
— нахождение прямоугольника и квадрата, переводить единицы длины, массы, времени;
— совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи в косвенной форме, развитие самостоятельности;
— развитие наблюдательности и внимания;
— воспитание любви к природе.
Тип урока: Закрепление пройденного.
Ход урока
-
Организационный момент
Я рада этой новой встрече.
Мы сегодня будем считать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок
Активно в работу включайся дружок!
-
Внимание на значок. (Условные обозначение, принятые в книге).
— Кто догадался, что мы сегодня будем делать?
Сообщение цели урока:
— Сегодня мы с вами будем вспоминать пройденный материал, совершенствовать знания, умения решать задачи изученных видов, совершенствовать вычислительные навыки, выполним задания по развитию наблюдательности, внимания.
— А кто знает, что за день 22 декабря?
— 22 декабря самый короткий день. В народе его называют днем зимнего солнцестояния. Начиная с июня долгота дня все уменьшалась и уменьшалась, и сегодня продолжительность дня составляет 7 часов, в течении двух дней она остается такой, а с 24 декабря день начнет прибывать.
А еще сегодня профессиональный праздник – День Энергетика. Это праздник людей, которые дают свет в наши дома.
— А вот о чем мы сегодня будем говорить на уроке вы узнаете решив примеры, и используя ключ к шифру, прочитаете слова.
доска 96:32 54:27 99:11
96:16 99-77 72:18
17:17 56:8 80:10
(лес) 72:6 40-26
80:8 100-95
(птицы) 7*2
80-71
45:3
(кормушка)
-
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
С
П
Л
О
У
Е
И
Р
К
Ы
М
Ц
Т
Ш
А
-
Актуализация знаний
Прежде чем отправиться в лес и понаблюдать за птицами, мы поиграем в математические снежки. Кто быстрее закроет мишень, т.е. правильно сосчитает и выполнит задание.
Вспомним поговорку:
доска В речи хороша краткость,
А в деле – быстрота.
Возьмем эту поговорку с собой в дорогу.
(В это время 2 ученика составляют логический квадрат. «Расставить числа от 0 до 15 так, чтобы сумма в любом столбце и в любой строке =30»)
-
15
1
2
12
4
10
9
7
8
6
5
11
3
13
14
0
1 ученик на доске решает уравнения. (Решить те уравнения, в которых неизвестное число должно быть найдено делением.)
х:9=900 700:х=10 100*х=6800
х*5=500-50 101:х=1 х:1=999
Остальные работают устно.
— Поставь скобки так, чтобы равенства были верными.
2*30+20*9=720
2*30+20*9=240
2*30+20*9=420
Переведите:
23м6см=….см
9ч6мин=…мин.
2ч45мин=… мин.
62335кг=…т…кг.
584мм=…см…мм.
А сейчас разгадаем ребусы
511 а72 а3ва
а 4аа 3а5в
2ааа 3а4 10000
(Вместо букв поставь цифры так, чтобы записи были верными (одинаковыми буквами обозначены одинаковые цифры))
6
2 6
6
1
0
Проверка работ, выполненных самостоятельно (логический квадрат и уравнения)
Разминку мы провели хорошо, часто наши мишени закрывались с первого раза, а теперь на лыжи и в лес.
Прежде чем попасть туда, природа нам приготовила еще одно испытание, ведь в лесу мы должны быть внимательными и осторожными.
Решение задач:
-
Свиристель за день съедает 200г ягод, это на 10г больше, чем снегирь. Сколько граммов ягод съедает снегирь?
-
Наибольшая глубина снега в лесу 3000см, это на 1000см больше чем в поле. Какова наибольшая глубина снега в поле?
— Вот мы у леса. А кого мы можем там встретить? (птиц, зверей).
-
Игра на внимание «Сколько птиц?».
-
Самостоятельное решение задачи.
доска Лыжник шел 5 часов со скоростью 14км/час и 2 часа со скоростью
10км/час. Какое расстояние он прошел за все это время?
решение: 14*5+10*2=90км
— Измени вопрос, чтобы задача решалась так 14*5-10*2
Физкультминутка
Вот мы и в лесу.
— Какие птицы встретили нас первыми? (Синица, дятел)
— Что же мы о них знаем? Как их называют? Назови еще оседлых птиц (сова, сорока, воробей).
(Ученики рассказывают о каждой птице см. Приложение)
— Они нас просят выполнить задание.
-
Работа по учебнику.
Страница 114 №4 (4 столбик) – выполняем комментируя с места.
-А впереди еще стайка птиц: А это что за птицы? (свиристель, чечетка, снегирь).
— А еще каких зимующих птиц вы знаете? (поползень, клест)
(Ученики рассказывают о каждой птице см. Приложение)
Решение задачи на доске и в тетрадях: Два дятла обработали 490 сосновых шишек, один дятел работал 3 дня, а второй 4 дня. Сколько шишек обработал каждый дятел?
— Наступили морозы, подули метели, корм в лесу замело снегом. Куда полетят птицы?
Скорее возвращаемся в город, чтобы встретиться с ними
-
Восстановите цепочку вычислений
доска
-42 *29 *9 +7
|
|
|
|
|
|
|
:27 +84 :100
Птицы прилетели ближе к жилью человека, значит мы им должны помочь. А как? (развесим кормушки)
-
Самостоятельная работа
1 вариант 2 вариант
доска Найти Р прямоугольника найти Р квадрата
АВ=3дм6см СД=4дм2см
ВС=2дм3см
помощь (а+в)*2 а*4
В феврале у нас в школе пройдет операция «Пернатый друг нуждается в заботе» и мы активно будем участвовать в ней.
-
Оценки. Рефлексия
-Что вам больше всего понравилось на уроке?
-Что нового узнали?
-
Домашнее задание (Стр. 114 №6)
-
Итог урока
Поделитесь своими впечатлениями об уроке с родителями, расскажите им о своих успехах и неудачах. В народе есть такая поговорка: Человек в беде спешит к родителям, птица – к гнезду.
-
Дополнительный материал к уроку
Неправильная задача: На одну кормушку положили 42 семечка, а на другую в 3 раза меньше. Сколько птиц село на обе кормушки?
Распутаем клубок
*8 =
:4 =
*6 = 84
Приложение
Свиристель: С дерева на дерево небольшими стаями летают розово-серые свиристели. У них на голове великолепные рыжеватые чубчики, зачесанные назад, кончик хвоста желтый, с красной каймой, и на крыльях среди желтых перышек видна красная полоска. А сколько ягод съедают эти красивые гости! Небольшая стая за один раз очистит целый куст калины или рябины. Свиристель съедает за день больше ягод, чем весит сама. На одном месте они долго не задерживаются. Съедят все ягоды и отправляются дальше.
Снегири: Украшение нашего зимнего пейзажа – снегири. У них красивые перья: грудь у самца красная, будто яблочко румяное на снегу, спинка голубоватая, а шапочка черная. Самки одеты скромнее, они почти целиком светло-серые. Кормятся снегири семенами березы, клена, ясеня, липы, рябины.
Чечетка: Не сразу заметишь северных чечеток. Ловко прыгают с ветки на ветку эти подвижные птицы в серовато-бурых пуховых шубках и малиново-красных шапочках. Они летают стаями, а питаются чечетки семенами березы, чертополоха, лебеды, крапивы.
Синица: Ловкие подвижные птички. Они не улетают на зимовку в теплые края. Синицы питаются насекомыми, пауками, семенами. Гнезда они обычно устраивают в дуплах деревьев. Все хорошо знаю большую синицу. Ярко-желтые грудка и живот поделены пополам широкой черной полосой. Эта синица крупнее других. Есть еще лазоревка, московка, хохлатая, длиннохвостая.
Сорока: Ростом птица немного побольше галки. В народе ее называют белобока. Яркая черно-белая окраска и длинный, с зеленным отливом хвост позволяют легко узнать эту птицу. К тому же она очень громко стрекочет.
Воробей: Все знают воробья! Но не всем известно, что воробьи бывают разных видов. Если увидите воробья с коричневой «шапочкой», знайте, что это воробей полевой. У него хорошо заметны черные пятнышки на щеках. Если у птицы «шапочка» на голове серая, то это воробей домовый. Пятен на щеках у него нет. У них можно различить самку и самца: у самки окраска сероватая, однотонная.
Клест: Клесты отличаются от других птиц перекрещенным клювом, с помощью которого они достают семена из шишек. Чаще встречается клест – еловик, который кормится семенами ели. Клесты могут выводить птенцов зимой.
Дятел: На стволах деревьев в лесу и парке часто встречается большой дятел. Дятел, хотя и называется большим, не так уж и велик: всего лишь покрупнее скворца. В окрасе преобладание чёрных и белых тонов, которые в сочетании с ярко-красным подхвостьем и придают птице пёстрый вид. Верх головы, спина и надхвостье чёрные с синеватым блеском. Лоб, щёки, плечи и брюхо буровато-белые.
Поползень: Поползень уникален. Это единственная птица из всех наших самых завзятых древолазов, не говоря уже о собственно певчих птицах, которая умеет передвигаться на отвесном стволе вниз головой. Даже само имя «поползень» как нельзя лучше подходит к этой небольшой короткохвостой птичке нежно-пепельного цвета с голубоватым оттенком верхней части тела и белым оперением брюшка.
Список использованной литературы
-
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика 4 класс. М.: Просвещение, 2006
-
Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по математике + сборник текстовых задач 4 класс. М.: ВАКО, 2004
-
Пекпаев А.А. Родной край. 3-4. Йошкар-ола: Марийское книжное издательство, 1992
-
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. М.: Просвещение, 2010